Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 20:30, реферат
Современный мир невозможно представить себе без рынков, а нормальное функционирование рынков невозможно представить без конкуренции. Но и рынки и конкуренция имеют несколько видов.
Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.
Введение 3
1. Монополия 4
2. Монополистическая конкуренция 7
3. Олигополия 9
4. Индекс Херфиндаля 11
5. Государственное регулирование рынков 13
5.1. Причины государственного регулирования 13
5.2. Задачи государственного регулирования 14
5.3. Виды государственного регулирования 15
6. Практическая часть контрольной работы 16
Список литературы 20
Коэффициент Херфиндаля-Хиршмана показывает, какое место, долю на данном рынке занимают продавцы, владеющие малыми долями. По значениям коэффициентов концентрации и индексов Херфиндаля-Хиршмана выделяются три типа рынка:
I тип – высококонцентрированные рынки: при 70% < CR < 100%; 2000 < HHI < 10000
II тип – умеренно-концентрированные рынки: при 45% < СR < 100%; 1000 < HHI < 2000
III тип
– низко-концентрированные рынки: при
CR < 45%; HHI < 1000
Несмотря
на наличие технической
Существуют два основных варианта экономического поведения продавца товара на неконкурентном рынке, позволяющие извлечь прибыль, существенно большую, чем в случае его действий на конкурентном рынке.
1.
Стремление к извлечению
2. Стремясь минимизировать безвозвратные потери и захватить большую часть потребительского излишка, монополисты и олигополисты прибегает к ценовой дискриминации – назначению разных цен на один и тот же товар разным покупателям в зависимости от спроса. Для этого продавец должен располагать необходимой массой товарной продукции D(с), способной удовлетворить спрос группы покупателей с низкой платежеспособностью. А также данный товар должен быть неподходящим для длительного хранения и накопления, поскольку в противном случае появляется покупатель, приобретающий товар по низкой цене с целью последующей перепродажи по высокой.
Самое главное условие заключается в возможности разделения групп потребителей по их платежеспособности посредством взимания разной платы за один и тот же товар. Процесс ценовой дискриминации является одной из форм перераспределения средств, поэтому ценовая дискриминация запрещается антимонопольным законодательством большинства развитых стран.
Поскольку цены на продукцию монополий велики, то бывает так, что предприятия продают свои товары и услуги в кредит. А это всегда выливается в стремление потребителей задерживать платежи за потребленную продукцию. Таким образом, последствия монопольного поведения заключаются не только в уменьшении объемов производства, но и в создании предпосылок развития кризиса неплатежей. Распространение неплатежей – результат ценовой дискриминации экономических структур, обладающих влиянием на рынке и не стесненных в своей деятельности регулирующим воздействием государства.
Также необходимость регулирования цен в естественных монополиях и, в меньшей степени, в олигополиях обусловлена и тем, что механизм воздействия на экономику через систему регулируемых цен является эффективным дополнением к фискальной макроэкономической политике.
Регулируя деятельность олигополий и монополий, государство может создать финансовую ситуацию, привлекательную для кредиторов и инвесторов, предложить покупателям более или менее доступные цены на продукцию монополистов; возможна разработка новой сетки тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей. Также государство может стимулировать предприятия-монополии к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций и т.д.; может использовать возможности ценовых механизмов регулирования при проведении стабилизирующей макроэкономической политики, может управлять развитием экономики в регионах.
Спектр проблем, решаемых с помощью государственного регулирования рынков несовершенной конкуренции, очень широк, а значит, этот вид деятельности государства важен для нормального функционирования общества.
Проводить регулирование рынков государство может двумя основными способами. Первый – установление налогов на производство. Второй – использование фиксированных цен (чаще - ценовых потолков). Но оба этих метода не всегда бывают эффективными с экономической точки зрения, а иногда вообще приводят к противоположному от требуемого результату.
Установление налогов на производство – этот метод не является экономически действенным, поскольку чаще всего налоговое бремя ложится на покупателей.
На рынках несовершенной конкуренции государство при установлении ценового потолка обычно задаёт цену, ниже равновесной. В этом случае мы получаем ситуацию дефицита товаров, разницу между имеющимся и требуемым количеством товаров государство может покрыть за счет доплаты производителям из налоговых поступлений.
Эти два метода регулирования рынков несовершенной конкуренции не являются идеальными, но все же с их помощью можно достичь некоторых результатов.
Тема №2 «Рыночные основы функционирования экономики»
Задание №1
Петр и Елена продают всю выращенную клубнику оптом. Петр продает в день по 10 кг по цене не ниже 20 р./кг, а Елена – по 12 кг по цене не ниже 30 р./кг. Петр найдет возможности для продажи 18 кг в день при цене не ниже 40 р./кг, а Елена – те же возможности, что и Петр, при цене не ниже 50 р./кг. Постройте кривую суммарного предложения (принять при построении P и Q одну клетку за две единицы).
Задание №2
Функция спроса Сергея Q1 = 6 – 3Р, функция спроса Ольги Q2 = 4 – 0,5Р. Постройте кривую суммарного спроса.
Q1+2
= 6 – 3Р + 4 – 0,5Р = 10 – 3,5Р
Задание №3
Предположим, есть два рынка товара А. На первом рынке функция спроса D1 = 25 – Р, предложения S1 = –11 + 2Р; на втором, соответственно, D2 = 60 – 2Р, S2 = –20 + 2Р.
а) Определите равновесные объемы продаж и цены на каждом из рынков.
D1 = S1 → 25 – Р = –11 + 2Р → Рравн1 = 36/3 = 12 → Qравн1 = 25 – 12= 13
D2 = S2 → 60 – 2Р = –20 + 2Р → Рравн2 = 80/4 = 20 → Qравн2 = 60 – 2*20= 20
б) Как изменятся равновесные цена и объем продаж, если эти рынки объединятся?
D1+2 = 25 – Р + 60 – 2Р = 85 – 3Р, S1+2 = –11 + 2Р – 20 + 2Р = – 31 + 4Р
D1+2 = S1+2 → 85 – 3Р = – 31 + 4Р → Рравн1+2 = 116/7 ≈ 16,57
Qравн1+2 = 85 – 3*16,57 ≈ 35,3
в) Что произойдет на каждом из рынков при их раздельном существовании и на объединенном рынке, если государство установит единую цену продажи Pг=13?
D1 = 25 – Pг = 25 – 13 = 12 , S1 = –11 + 2 Pг = –11 + 2*13 = 15
D1 < S1 – на первом рынке появится излишек предложения
D2 = 60 – 2Pг = 60 – 2*13 = 34 , S2 = –20 + 2Pг = –20 + 2*13 = 6
D2 > S2 – на втором рынке появится дефицит
D1+2 = 85 – 3Pг = 85 – 3*13 = 46 , S1+2 = – 31 + 4Pг = – 31 + 4*13 = 21
D1+2
> S1+2 – на объединенном рынке появится
дефицит
Задание №4
Заполните таблицу, поставив «галочки» в тех колонках, которые характеризуют изменения под влиянием указанного фактора с образованием новой равновесной цены.
Влияние факторов на кривые спроса и предложения
Фактор влияния (при прочих равных условиях) | Сдвиг кривой спроса | Движение вдоль
по кривой спроса |
Сдвиг кривой предложения | Движение вдоль
по кривой предложения |
Изменение цены товара-заменителя | ||||
Внедрение новой технологии | ||||
Изменение моды на товар | ||||
Изменение доходов потребителей | ||||
Изменение цен на сырье |
Задание №5
Кривая спроса на карандаши сдвинулась вправо. Определите событие, повлиявшее на это движение:
а) изменение цены товара-заменителя;
б) изменение цены дополняющего товара (по отношению к карандашу);
в) изменение цены на сырье;
г) снижение косвенного налога (акциза) на карандаши.
Т.к. сдвиги кривой спроса происходят под действием неценовых факторов, следовательно правильный ответ – а) изменение цены товара-заменителя.