Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 14:46, курсовая работа
Почти в центре Вены на берегу реки расположилась штаб-квартира Организации стран — экспортеров нефти, которую хорошо знают в мире по сокращенной аббревиатуре — ОПЕК.
Для тех, кто входит в здание Секретариата ОПЕК, первое, что привлекает внимание, это 2,5х5 метров настенное панно "Вода жизни" (гравировка по тиковому дереву), ставшее своеобразным мифологическим воплощением деятельности организации.
Введение
Глава 1. Нефтяная промышленность
Значение нефтяной промышленности
Экономика – географическая характеристика нефтяной промышленности
География нефтедобывающей промышленности
Глава 2. История и структура ОПЕК
2.1 История создания, основные цели и страны ОПЕК.
2.2 Членство и функционирование в ОПЕК
2.3 Развитие ОПЕК на современном этапе
Глава 3.Мировой нефтяной рынок: прогноз на 2005 год
Заключение
Список использованной литературы
Мировая добыча нефти в 1991—1993 годах оставалась на уровне 3— 3,1 млрд. т. Но при этом показатели по отдельным регионам довольно существенно изменились. Заметно—до 450 млн. т в 1992 v, менее 400 млн. т в 1993 году—уменьшилась добыча в странах СНГ, что связано прежде всего с падением ее в России соответственно до 390 и 330 млн. т. Значительно сократилась также добыча нефти в США — до 340 млн. т (1993). А в странах юго-западной Азии и Норвегии она, напротив, заметно возросла. Поэтому и состав «первой десятки» в 1993 году изменился, и теперь в нее входят Саудовская Аравия (420 млн. т), США, Россия, Иран (185), Мексика (155), Китай (145), Венесуэла (115), Норвегия (110), ОАЭ (110) и Нигерия (95). Доля стран ОПЕК в мировой нефтедобыче в 1993 году достигла 43%. Таблица 1 нуждается также в двух дополнениях, касающихся нефтепереработки и внешней торговли нефтью и нефтепродуктами.
Суммарная мощность всех 700 нефтеперерабатывающих заводов в экономически развитых странах Запада и развивающихся странах превышает 3,6 млрд. т. В том числе в США она составляет 780, в Западной Европе 720, в Японии 200, в Латинской Америке 300, на Ближнем и Среднем Востоке 250 и в Африке 150 млн. т. Главная новая тенденция в географии мировой нефтепереработки — ощутимый сдвиг ее в развивающиеся страны. Мощности НПЗ в этих странах с конца 60-х годов возросли более чем в три раза, их доля в общем мировом объеме нефтепереработки возросла с 25% до более чем 40%. Из 15 крупнейших НПЗ с годовой производительностью более 15 млн. т половина находится в Сингапуре, Саудовской Аравии, Венесуэле, на Багамских островах. Самый крупный НПЗ мощностью 30 млн. т. расположен на принадлежащей США части Виргинских островов в Карибском море. Добавим, что уже в наши дни Саудовская Аравия владеет НПЗ мощностью более 30 млн. т в США, Кувейт — НПЗ мощностью более 15 млн. т в Западной Европе.
Попутно нельзя не затронуть и вопрос о глубине переработки нефти. В России она гораздо ниже, чем, например, в США. Отсюда — меньший выход легких фракций и очень высокая доля (37%) топочного мазута. Не приходится удивляться тому, что в США галлон бензина (3,8 литра) стоит один доллар, а в России бензин все время дорожает. Расчеты говорят о том, что если бы России удалось повысить глубину переработки нефти хотя бы с 63 до 75—77%, это могло бы сэкономить 40 млн. т нефти в год.
На мировой рынок ежегодно поступает более 1,2 млрд. т сырой нефти и еще значительное количество нефтепродуктов. Примерно 2/3 всего экспорта обеспечивают страны Ближнего и Среднего Востока, затем с большим отрывом следуют Россия, Венесуэла, Мексика, некоторые другие страны. Экспорт из СССР в последние десятилетия все время возрастал, достигнув максимума в 1988 году — 144 млн. т сырой нефти (в основном в Восточную Европу) и 61 млн. т нефтепродуктов (в основном в Западную Европу). В 1975—1989 годах страна выручила от этого экспорта не менее 100 млрд. долларов, обеспечив тем самым 70—80% всех валютных поступлений. В последующие годы, несмотря на падение добычи, экспорт нефти из России оставался довольно высоким. Так, в 1992 году было вывезено 66 млн. т сырой нефти на сумму 8,5 млрд. долларов и 27 млн. т нефтепродуктов (4,7 млрд. долларов), а в 1993 году соответственно 80 млн. т (8,2 млрд.) и 34 млн. (3,4 млрд.).
Глава 2. История и структура ОПЕК.
2.1 История создания, основные
цели и страны ОПЕК на
ОПЕК - (организация стран-экспортеров нефти) (Organization of the petrolium exporting countries) – добровольная межправительственная экономическая организация, задачей и главной целью которой является координация и унификация нефтяной политики своих государств-членов.
ОПЕК ищет пути обеспечения стабилизации цен на нефтепродукты на мировом и международных рынках нефти с целью избежания колебаний цен на нефть, имеющих вредные последствия для государств-членов ОПЕК. Основной целью является также возвращение государствам-членам их инвестиционных капиталовложений в нефтедобывающие отрасли промышленности с получением прибыли.
Рассмотрим историю создания ОПЕК. Стремясь активизировать борьбу против нефтяных монополий, развивающиеся страны-экспортеры жидкого топлива пришли к выводу о необходимости объединить свои силы и противопоставить организации монополий свою собственную. В 1960 году в Багдаде главные поставщики нефти на мировой рынок-Венесуэла, Ирак, Иран, Кувейт и Саудовская Аравия - основали Организацию стран-экспортеров нефти (ОПЕК). ОПЕК был зарегистрирован в Организации Объединенных Наций 6 сентября 1962 года (резолюция ООН №6363). Устав ОПЕК утвержден на 2-й конференции в Каракасе 15-21 января 1961 года. В 1965 году устав был полностью пересмотрен. Позже также в него вносились многочисленные изменения и дополнения. На долю ОПЕК сейчас приходится около 40% мирового производства нефти. Первоначально штаб квартира ОПЕК находилась в Женеве (Швейцария), но затем перебралась в Вену (Австрия).
Первоначально перед
ОПЕК ставилась задача
Непосредственным импульсом, приведшим к созданию ассоциации экспортеров нефти, было очередное снижение справочных цен в 1959 году со стороны Международного нефтяного картеля, а также введение ограничений на импорт нефти в США.
Появление на международной арене новой организации- межправительственной ассоциации развивающихся стран-производителей нефти было воспринято в кругу капиталистической нефтяной промышленности как событие малозначительное. Нефтяные монополии с самого начала считали ОПЕК инородным телом на рынке, пытались не признавать ее и вели тактику поддержания непосредственных контактов с отдельными нефтедобывающими странами. В известной мере это им удавалось вплоть до 1971 года, так как в 60-х годах мировой рынок нефти продолжал пополняться новыми крупными производителями нефти, такими как Ливия, Абу-Даби (теперь это Объединенные Арабские эмираты), Алжир, Нигерия и другие развивающиеся страны, которые в условиях постоянного превышения текущего предложения над спросом фактически конкурировали друг с другом. Однако стремление повысить свои доходы от нефти, в конечном счете, приводило эти страны к необходимости присоединения к ОПЕК. Так, после создания организации в нее вошли Катар (1961г.), Индонезия и Ливия (1962г.), ОАЭ (1967г.), Алжир (1969г.), Нигерия (1971г.), Эквадор (1973г.) и Габон (1975г.).
Кроме стремления увеличить доходы от нефти, а в
конечном итоге установить национальный
контроль над нефтяным хозяйством, членов
ОПЕК объединяло также то, что они-развивающиеся
страны, экономика которых финансировалась
в основном за счет нефти, и были объектами
эксплуатации со стороны нефтяного картеля
в принципе на основе одинаковых неравноправных
концессионных соглашений.
Вместе с тем общим интересам членов ОПЕК, кроме неблагоприятной ситуации на рынке и мощи «нефтяного империализма», в определенной мере противостояла различная степень экономического развития и социально-политическая разнородность ее членов. В 60-х годах боязнь перед всесилием монополий, усугубленная неудавшейся попыткой Мосаддыка национализировать иранскую нефть в начале 50-х годов, и консерватизм правителей наиболее крупных, но отсталых стран - экспортеров нефти во многом объясняли декларативный характер ряда по существу прогрессивных решений конференций ОПЕК. В то же время нефтяные компании, стремясь сохранить свои позиции, вынуждены были идти на некоторые уступки. Наиболее значительным из них было согласие компаний не включать расходы по выплате арендной платы (роялти) в расчет подоходного налога, что увеличило долю дохода нефтедобывающих стран до более чем 60% от справочной цены на нефть. Крупные государства Запада шли лишь на мелкие, частичные уступки, которые не затрагивали основ неравноправных взаимоотношений и в то же время служили своеобразной гарантией их долговечности.
В принятом на конференции ОПЕК в 1968 году Заявлении об основных направлениях политики стран-членов было отражено общее стремление установить национальный контроль над основным богатством этих стран. Приход к власти прогрессивных режимов в Ираке в 1966 году и в Ливии в 1969 году, а также вступление Алжира в ОПЕК в 1971 году привели к усилению движения нефтедобывающих стран за установление национального суверенитета над нефтяными ресурсами.
Катализирующее воздействие на позицию арабских членов ОПЕК, занимающих доминирующее положение в организации, имел ближневосточный конфликт. Даже наиболее консервативные и прозападные режимы стран Персидского залива, поддерживая справедливую борьбу арабских стран—жертв агрессии Израиля, вольно или невольно оказывались вовлеченными в общее русло борьбы арабских народов и были вынуждены поддерживать законные требования радикальных членов ОПЕК, что, в конечном счете, в немалой степени способствовало успеху, как отдельных нефтедобывающих стран, так и организации в целом.
Важным объективным моментом, предопределившим усиление роли ОПЕК в мировом капиталистическом хозяйстве, являлся дальнейший форсированный рост потребления нефти в развитых капиталистических странах за счет жидкого топлива, добываемого в странах ОПЕК. Потребление жидкого топлива в 1950-1970 годах увеличилось трехкратном размере. При этом к началу 70-х годов наметилось замедление тенденции географической диверсификации импорта нефти в страны Запада в силу естественной ограниченности богатых и дешевых нефтяных место рождений. «Новые» нефтедобывающие страны (Ливия Алжир, Нигерия и т. д.), которые, по замыслу нефтяных монополий, должны были конкурировать с ОПЕК и, в конечном счете, привести ее к развалу, влились в ОПЕК. Тем самым еще больше усилилась зависимость развитых капиталистических стран, потреблявших 85% производимой в несоциалистическом мире нефти, от импорта жидкого топлива из государств-членов ОПЕК. Это явилось свидетельством того, что в современных условиях наряду с экономической зависимостью большинства развивающихся стран от капитализма имеет место и зависимость иной рода - определенная зависимость основных индустриальных центров последнего, особенно стран Западной Европы и Японии, от энергетических и сырьевых резервов развивающихся стран.
К началу 70-х годов на долю этих стран приходилось примерно 80% достоверных запасов, 60-добычи и 90 % (экспорта нефти в капиталистическом мире).
В тот же период медленно
начинала набирать силу тенденция освоения
более дорогих морских и
Используя сложившиеся благоприятные условия на рынке, страны ОПЕК начали активнее наступать на позиции монополий. В авангарде борьбы оказались наиболее прогрессивные и радикальные члены ОПЕК. Первые акций по национализации нефтяных концессий были предпринять в Ливии (1970г.), Алжире (1971г.), Ираке (1972г.). Более консервативные участники ОПЕК предложили монополиям систему участия в нефтяных концессиях. Однако главным направлением борьбы ОПЕК до обострения энергетического кризиса в 1973-1974 годах было увеличение доходов от нефти путем, как определенного перераспределения доходов компании, так и повышения цен на нефть.
Первым наступление на позиции компаний начал прогрессивный режим Ливии, потребовавший увеличения ставки подоходного налога до 55% и повышения цен. Позиция Ливии получила активную поддержку других членов ОПЕК, среди которых выделялись Ирак и Алжир как наиболее прогрессивные участники организации, а также Венесуэла и Иран. Экономика последних была относительно развита, и проводимая в них индустриализация на капиталистической основе требовала все больших объемов капиталовложений.
Стремление монополий противостоять требованиям ОПЕК и внести раскол в его ряды ни к чему не привело. Наоборот, в рамках так называемой «лондонской политической группы», призванной быть противовесом ОПЕК, обнажились непримиримые противоречия «сестер» и аутсайдеров, которые были вынуждены в итоге подписать соглашение с ливийским правительством.
Хотя первый успех был скромен (цены были повышены на 30 центов за баррель, а подоходный налог впервые" за 20 лет увеличен до 55% в среднем), пример Ливии, фактически выступившей в единственном числе против целой группы нефтяных компаний, имел большой психологический эффект, так как способствовал развенчанию мифа о всесилии нефтяных монополий и положил начало цепной реакции решительных выступлении ОПЕК против давно отживших отношений в капиталистической нефтяной промышленности. XXI конференция ОПЕК, состоявшаяся в декабре 1970 года в Каракасе, официально закрепила успех Ливии. Наиболее важными ее решениями были:
-повышение до 55% минимальной ставки подоходного налога, взимаемого с иностранных компаний;
- отмена старой системы скидок;
-унификация справочных цен на основе существующих наивысших цен.
Более ощутимых успехов участники
ОПЕК добились в 1971 году, когда после
трудных переговоров и
Странами-членами ОПЕК на сегодняшний день являются:
Алжир (с 1969)
Индонезия (с 1962)
Иран (с 1960)
Ирак (с 1960)
Кувейт (1960)
Ливан (с 1962)
Нигерия (с 1971)
Катар (1961)
Саудовская Аравия (с 1960)
Объединенные Арабские Эмираты
Венесуэла (1960)
Итого 11 государств (Габон прекратил свое членство в 1995 году, а Эквадор в 1992 году).