Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:24, реферат
Первым уровнем, началом продовольственной цепочки почти любого продукта питания является сельскохозяйственный производитель. В современной экономической ситуации в России такими производителями являются сельскохозяйственные предприятия, личные подсобные хозяйства населения и семейные фермерские хозяйства. Последние дают пока лишь 5% валовой продукции аграрного сектора, поэтому они прямым образом не определяют реального становления рыночной инфраструктуры. Личное подсобное хозяйство сегодня производит до половины валовой продукции сектора, но в конечной реализации сельскохозяйственного продукта его доля значительно меньше.
1 Рынок сельскохозяйственной продукции……………………………………..3
2 Рынок продовольствия………………………………………………………….7
3 Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия……………………………………………………………………9
Список использованных источников…………………………………………...14
Содержание
1 Рынок сельскохозяйственной продукции……………………………………..3
2 Рынок продовольствия…………………………………………
3 Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия…………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
1 Рынок сельскохозяйственной продукции
Продавцы (сельскохозяйственные производители)
Первым уровнем, началом продовольственной цепочки почти любого продукта питания является сельскохозяйственный производитель. В современной экономической ситуации в России такими производителями являются сельскохозяйственные предприятия, личные подсобные хозяйства населения и семейные фермерские хозяйства. Последние дают пока лишь 5% валовой продукции аграрного сектора, поэтому они прямым образом не определяют реального становления рыночной инфраструктуры. Личное подсобное хозяйство сегодня производит до половины валовой продукции сектора, но в конечной реализации сельскохозяйственного продукта его доля значительно меньше.
Источником поступления продукта, которое затем сельскохозяйственное предприятие продает, безусловно, является собственное производство. Так, растениеводческую продукцию сельскохозяйственные предприятия получают практически полностью за счет собственного производства. В редких случаях предприятие покупает зерно (в нашей выборке - пшеницу и ячмень) у других сельхозпредприятий.
Второй вывод касается истинной природы сформированных в ходе реорганизации сельхозпредприятий коллективных хозяйств, реальных отношений собственности на этих предприятиях. В рыночных условиях хозяйство стремится, при прочих равных условиях, минимизировать свои издержки, которые включают издержки на производство и сбыт продукции. Если работники являются истинными собственниками предприятия, то их суммарные издержки по сбыту продукции являются затратами всего предприятия. Не трудно показать, что маркетинговые издержки ниже при организации сбыта в более крупных масштабах. Следовательно, распределяя свою продукцию своим работникам с тем, чтобы они затем ее реализовывали, предприятие, вообще говоря, увеличивает суммарные издержки на сбыт. Если это предприятие реально находится в коллективной собственности, то такое поведение не оптимально с точки зрения функции минимизации затрат. Если же реально предприятие находится под контролем менеджера (или группы менеджеров), то распределение продукции работникам (в счет зарплаты или дивидендов) для них является вполне рациональным: тем самым они вообще элиминируют маркетинговые издержки.
Покупатели (заготовители, перерабатывающие предприятия)
Основными покупателями на рынке сельскохозяйственной продукции являются различного рода заготовители, оптовые торговцы и перерабатывающие предприятия.
Главные изменения в этом уровне продовольственной цепи произошли в зерновой отрасли. Уже первое обследование показало возникновение значительного числа частных оптовых торговцев, особенно в наиболее зерновой области – Ростовской. Компании эти, как правило, ведут спекулятивные операции, то есть закупают зерно и несут всю полноту рисков по его дальнейшей реализации. В результате, высокий урожай зерна и низкие цены на него в 1997 году привели к резкому снижению посреднических прибылей зерновых торговцев. Оптовые торговцы, ведущие комиссионную торговлю зерном, в нашу выборку не попали, хотя мы не исключаем их присутствия на рынке. Распространенность оптовиков именно спекулятивного типа, скорее всего, обусловлена, бартеризацией сектора: зерно поставляется в основном на условиях товарного кредита, который, вообще говоря, не предполагает комисВторое обследование выявило и довольно быстрое развитие мелких частных посредников на мясо-молочном первичном рынке. В основном эти частные посредники работают за счет собственных средств, имея свой транспорт. Чаще всего они собирают продукцию у населения и поставляют ее на городские рынки. Естественно, все расчеты в этой сети ведутся за наличные. Также поставляют эти посредники и перерабатывающим предприятиям. Если в 1995 году обследование выявило такие поставки только свиней, то в 1997 году частные посредники снабжали переработчиков уже и молоком, и мукой.
Основным вектором изменения рынка продовольствия стало развитие посреднического сектора. Но при этом уже обследование 1995 года показало исчезновение традиционного советского оптового звена - торгов, баз и т.п. После приватизации этой системы, основные производственные мощности стали сдаваться в аренду вновь возникшим многочисленным частным посредникам. Сами же бывшие крупные оптовики практически перестали функционировать на рынке: в 1995 году наибольшее их участие в операциях было отмечено только по свинине – 10% всех поставок перерабатывающими предприятиями обследованных областей. По остальным продуктам их роль не превышала 2-4%. В 1997 г. также объем реализации продукции через оптовые базы составлял 2-4%, причем через оптовые базы предприятия продавали свою продукцию только в Орловской области.
Также уже в 1995 году было выявлена значительная роль частных посредников на рынке готового продовольствия. По некоторым продуктам (хлебобулочным изделиям, колбасам) их доля в общем объеме сбыта перерабатывающих предприятий достигала 1/4-1/3. Обследование 1997 года продемонстрировало усиление этой тенденции. Основная часть попавших в выборку посредников являются индивидуальными предпринимателями, специализирующимися на одном-двух продуктах. Как правило, эти посредники работают с несколькими крупными поставщиками как внутри своей области, так и за ее пределами. Все посредники работают по заранее заключенным контрактам и в основном за наличный расчет. Транспортировка продукции от поставщиков к розничной сети целиком обеспечивается посредниками.
Частные посредники демонстрируют высокую степень мобильности, так как не связаны с большими основными фондами, объемы операций могут привязывать к объемам доступных оборотных средств, их деятельность редко подпадает под регулирование местных властей. По продовольственным товарам, не вошедшим в обследование, таким как алкогольные напитки и кондитерские изделия, мелкооптовый коммерческий оборот еще более высок и конкурентен. Характерно, что частный посредник, в подавляющем большинстве случаев не заключает контрактов и не получает предоплату. Таким образом, этот вид посредничества отличается высокой степенью риска, который должен покрываться относительно высокой оптовой наценкой.
Получила свое дальнейшее развитие и тенденция вертикального интегрирования на продовольственном рынке. Уже в 1995 году до 20-25% мяса, хлебобулочных изделий, 7-15% молока, сыра, масла, колбасных изделий перерабатывающие предприятия реализовывали через собственную розничную сеть или на городском рынке. Цена реализации в собственной розничной сети ниже, чем при реализации через другие розничные структуры, поэтому, скорее всего, основной целью развития собственных торговых точек является получение наличных денег, в частности, за счет увеличения скорости оборота продукции. В 1997 году все перерабатывающие предприятия отметили наличие у них собственной розничной сети. Более того. объем реализации продукции через собственные магазины за прошедшие два года возрос при одновременном сокращении поставок в розничную сеть.
Все три панельные области в советское время значительную долю общего объема производства продовольствия поставляли в Москву. Столица сегодня (до кризиса 1998 года) на 70% ориентирована на импортное продовольствие. Это означает резкое сужение рынка сбыта для большинства регионов Европейской части страны. Эта тенденция была еще не очень заметна в 1995 году, но в 1997 году это проявилось в резком сокращении поставок перерабатывающими предприятиями своей продукции за пределы своей области. Внешние поставки все больше осуществляются частными посредниками, сеть которых, как уже отмечалось весьма развита на этом рынке.
2 Рынок продовольствия
Продавцы (перерабатывающие предприятия)
Основным вектором изменения рынка продовольствия стало развитие посреднического сектора. Но при этом уже обследование 1995 года показало исчезновение традиционного советского оптового звена - торгов, баз и т.п. После приватизации этой системы, основные производственные мощности стали сдаваться в аренду вновь возникшим многочисленным частным посредникам. Сами же бывшие крупные оптовики практически перестали функционировать на рынке: в 1995 году наибольшее их участие в операциях было отмечено только по свинине – 10% всех поставок перерабатывающими предприятиями обследованных областей. По остальным продуктам их роль не превышала 2-4%. В 1997 г. также объем реализации продукции через оптовые базы составлял 2-4%, причем через оптовые базы предприятия продавали свою продукцию только в Орловской области.
Также уже в 1995 году было выявлена значительная роль частных посредников на рынке готового продовольствия. По некоторым продуктам (хлебобулочным изделиям, колбасам) их доля в общем объеме сбыта перерабатывающих предприятий достигала 1/4-1/3. Обследование 1997 года продемонстрировало усиление этой тенденции. Основная часть попавших в выборку посредников являются индивидуальными предпринимателями, специализирующимися на одном-двух продуктах. Как правило, эти посредники работают с несколькими крупными поставщиками как внутри своей области, так и за ее пределами. Все посредники работают по заранее заключенным контрактам и в основном за наличный расчет. Транспортировка продукции от поставщиков к розничной сети целиком обеспечивается посредниками.
Частные посредники демонстрируют высокую степень мобильности, так как не связаны с большими основными фондами, объемы операций могут привязывать к объемам доступных оборотных средств, их деятельность редко подпадает под регулирование местных властей. По продовольственным товарам, не вошедшим в обследование, таким как алкогольные напитки и кондитерские изделия, мелкооптовый коммерческий оборот еще более высок и конкурентен. Характерно, что частный посредник, в подавляющем большинстве случаев не заключает контрактов и не получает предоплату. Таким образом, этот вид посредничества отличается высокой степенью риска, который должен покрываться относительно высокой оптовой наценкой.
Получила свое дальнейшее развитие и тенденция вертикального интегрирования на продовольственном рынке. Уже в 1995 году до 20-25% мяса, хлебобулочных изделий, 7-15% молока, сыра, масла, колбасных изделий перерабатывающие предприятия реализовывали через собственную розничную сеть или на городском рынке. Цена реализации в собственной розничной сети ниже, чем при реализации через другие розничные структуры, поэтому, скорее всего, основной целью развития собственных торговых точек является получение наличных денег, в частности, за счет увеличения скорости оборота продукции. В 1997 году все перерабатывающие предприятия отметили наличие у них собственной розничной сети. Более того. объем реализации продукции через собственные магазины за прошедшие два года возрос при одновременном сокращении поставок в розничную сеть.
Каналы закупок продуктов питания предприятиями общественного питания не на много отличаются от схем закупок розничной торговлей, хотя доля закупок через частного посредника существенно ниже по всем рассматриваемым продуктам. Неразвитость оптового звена для общепита характеризует также и факт закупки товаров у населения и в розничной торговле, что не может не увеличивать издержки в этом секторе. Относительно более распространенная система поставок через ассоциации, объединения свидетельствует о более устойчивой системы прежних административных структур, что, возможно, также отражает отсутствие альтернативной инфраструктуры.
Покупатели (розничная торговля)
Покупателем на рынке продовольствия, несомненно, выступает население. Анализ потребительского спроса представляет, безусловно, интересную задачу. Тем не менее, в своей работе мы ставили задачу изучить эволюцию институтов продовольственной цепи. В этой связи для нас конечным пунктом потребительского рынка стали розничные предприятия, в частности те из них, которые наиболее легко идентифицировать - розничная торговля и предприятия общепита (последние – только в первом обследования).
Уже результаты 1995 года показали, что главным поставщиком продовольственных товаров в розничные магазины являются перерабатывающие предприятия. Естественное исключение составляет картофель, который закупается непосредственно у сельскохозяйственных производителей. Потребсоюз роль оптового поставщика практически не играет ни по одному из обследованных продуктов. Ярмарки, оптовые рынки и другие формы организованной оптовой торговли пока не получили развития. В 1997 году заметной стала и ранее присутствующая тенденция: мясоперерабатывающие заводы практически полностью прекратили выпуск мяса, в силу этого розничные магазины закупают этот продукт полностью у населения.
Симметрично тому, как пераработчики перестали поставлять свою продукцию напрямую в другие регионы страны, так же и продовольственные магазины практически не закупают продукты вне своих областей. Это следствие наличия посреднического звена, которое обеспечивает межрегиональные поставки на продовольственном рынке.
3 Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия осуществляется с целью повышения конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для поддержания доходности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Основными задачами указанного направления является увеличение доли российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на внутреннем рынке, сглаживание сезонных колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, а также создание условий для увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции и развития товаропроводящей инфраструктуры на внутреннем рынке.
За период реализации Программы долю отечественных продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли продовольственными товарами предполагается довести к 2012 году до 70 процентов.