Россия в системе мирового хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение места России в системе мирового хозяйства, а также путям интеграции России в мировую экономику.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть структуру мирового хозяйства;
понять особенности интеграции России в систему мирового хозяйства;
изучить пути дальнейшей интеграции в мировое хозяйство.

Содержание

Введение
1. Структура мирового хозяйства
2. Особенности интеграции России в систему мирового хозяйства
2.1 Стартовые условия вхождения в мировое хозяйство
2.2 Стратегия интеграции в мировое хозяйство
2.3 Участие в международных союзах
3. Оценка роли России в современном мировом хозяйстве
3.1 Обострившиеся проблемы и возможные пути их решения
3.2 Эффективная конверсия - возможность выхода из кризиса
3.3 Ближайшие и долгосрочные перспективы
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Россия в совремнном мировом хозяйстве.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

кризисным состоянием российской экономики;

ошибками  во внешнеэкономической  политике, разрушением (с  подачи новой экономической  и политической элит) формальных регуляторов экономики.

Зависимость российской экономики  от внешних рынков усилилась, прежде всего, в таких областях, как экспорт нефти  и газа, импорт продовольствия, внешние заимствования  и привлечение  предпринимательского капитала. Увеличение поставок энергоносителей создало зависимость ряда европейских стран от поставок российского газа.

Расширение  импорта продовольствия усилило заинтересованность Запада в стабильности таких поставок (например, США).

Россия  заняла прочные позиции  в вывозе продукции экологически вредных, капиталоемких отраслей. Она занимает первое место по экспорту никеля и природного газа (половина мирового рынка), третье или четвертое - по нефти, нефтепродуктам, электроэнергии, железной руде, алюминию, прокату черных металлов. Россия выступает на мировых рынках крупным поставщиком меди, необработанных алмазов, минеральных удобрений и целлюлозы. Однако основные валютные поступления дает экспорт нефти, нефтепродуктов и газа.

Интеграция  через поставки энергосырья  в принципе невыгодна России (даже при высоких ценах на нефть), ибо условия добычи неблагоприятны, а транспортная составляющая в издержках высока. Да и большинство населения страны живет не там, где находятся запасы нефти и газа, а потому не может существовать за счет ренты. К тому же энергосырьевой экспорт - основной канал нелегальной утечки капиталов. Эта угроза ощущалась уже в конце 80-х.

После либерализации внешней  торговли основное место  в структуре импорта  заняли потребительские  товары (в основном продовольствие, сырье для его производства, бытовая техника), а также средства связи и вычислительная техника.

Общепризнано, что основной канал  вхождения в мировую  экономическую систему - создание условий  для притока в  страну иностранного предпринимательского капитала, несущего с собой помимо финансовых ресурсов современные технологии и менеджмент. Мировой рынок инвестиционных капиталов (прямые, портфельные инвестиции, кредиты на закупку оборудования, финансирование проектов) оценивается в 1,3-1,5 трлн. долларов в год. За эти ресурсы жестко конкурируют между собой государства-реципиенты.

До  революции 1917 г. иностранный  капитал играл  важную роль в модернизации российской экономики  и в обеспечении  высоких темпов ее роста. Современная  Россия остро нуждается  в инвестиционных ресурсах, потребность в них исчисляется многими сотнями миллиардов долларов. Однако приток прямых вложений составляет небольшую величину по сравнению с нелегальной утечкой капиталов. Ограниченность прямых иностранных инвестиций - показатель неудовлетворительного включения нашей страны в мировое хозяйство.

По  объему прямых зарубежных вложений в экономику  Россия находится  в третьем десятке  государств мира - среди  стран "с развивающимися рынками", уступая  не только Китаю, где  инвестиции исчисляются  сотнями миллиардов долларов, но и Польше, Венгрии, Чехии. По ряду показателей, зарубежный предпринимательский капитал играет сейчас в отечественной экономике даже меньшую роль, чем в 20-е или 30-е годы, когда он присутствовал в электротехнике, производстве текстильного оборудования и т.д. Некоторое расширение притока иностранных инвестиций в промышленность, отмеченное в конце 90-х - начале 2000-х, объясняется его оттоком после августа 1998 г. из таких сфер, как финансы, банковское дело, страхование, маркетинговые услуги.

Россия  не относится теперь к числу мощных экономически держав: её доля в мировом  ВВП равна 2,6%. Экономическое  сотрудничество с  зарубежными странами ей приходится развивать, опираясь на деформированную  структуру материального  производства, гипертрофия  тяжелой индустрии сочетается с неразвитостью сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности. Отмеченные деформации предопределяют структуру внешнеторгового обмена страны. За последнее десятилетие промышленное производство заметно "потяжелело" за счет увеличения в нем доли ТЭК и металлургии и уменьшения доли машиностроения и отраслей, работающих на внутренний рынок. Не в последнюю очередь это связано с востребованностью продукции базовых отраслей на внешнем рынке и неспособностью отечественных производителей потребительских товаров выдерживать зарубежную конкуренцию даже внутри страны. В структуре производства новые современные отрасли микроэлектроника, информатика, биотехнологии занимают незначительное место.

Таким образом, Россия интегрируется  в мировую экономику, имея деформированную структуру народного хозяйства, стремительно стареющий производственный аппарат и основанные на природных ресурсных факторах конкурентные преимущества. Невысокий уровень технико-экономического развития, низкая конкурентоспособность большинства отраслей отечественной промышленности и наличие излишков добываемых природных ископаемых в условиях экономического спада - вот основные причины того, что Россия участвует в международном разделении труда в незавидном качестве поставщика сырья и потребителя готовой продукции.

При сохранении нынешних условий  заметное повышение  национальной конкурентоспособности  маловероятно. Первыми  шагами в этом направлении, по мнению экономистов, могли бы стать  действия, направленные на устранение неравенства условий конкуренции внутри страны, о необходимости которых говорится с первых шагов перехода к рынку. По мнению экспертов международной консалтинговой компании "Мак Кинси", обследовавших положение дел в 10 отраслях российской экономики, именно конкурентное неравенство мешает ее развитию. Фаминский И. Экономическая глобализация: основа, компоненты, противоречия, вызовы для России. // Российский экономический журнал, 2000. №10. Отказ от предоставления неэффективным компаниям явных и скрытых льгот и субсидий, позволяющих им по прибыльности опережать эффективные компании, дал бы России возможность выйти на темпы роста до 8% в год, увеличить выпуск импортозамещающей потребительской продукции в пищевой, легкой и автомобильной промышленности.

Следующие необходимые шаги связаны с усилением государственных и негосударственных институтов, обеспечивающих нормальную работу рыночных механизмов. Сильные институты, могли бы позволить устранить наиболее серьезные аномалии экономической среды, в том числе резкие различия прибыльности в производственной, финансовой и торгово-посреднической сферах деятельности; чрезмерную налоговую нагрузку на предприятия; дороговизну кредита. В ближайшей перспективе России предстоит наладить процесс воспроизводства в условиях рынка, который в предыдущие годы так и не сложился. Решение этой задачи требует обеспечения стабильности и прозрачности законодательства по борьбе с коррупцией и экономической преступностью.

Наряду  с повышением конкурентоспособности  упрочению позиций  страны в мировом хозяйстве способствовало бы также совершенствование механизма государственного регулирования внешнеэкономических связей с учетом задач структурной перестройки и повышения эффективности народного хозяйства.

По  мнению автора одной  из задач должно быть совершенствование экспортно-импортной политики. Возможно расширение импорта технологий и профессионалов из Европы и Японии в отрасли потребительского сектора экономики и смежные с ними сырьевые отрасли. Высокотехнологичные отрасли вроде машиностроения, обслуживающие сырьевые, энергетические, транспортные сектора хозяйства, по-видимому, должны быть защищены таможенными барьерами, так как именно на них делается ставка в инновационном ресурсосберегающем развитии. Для работы с Европой у России есть хороший аргумент - газ и нефть. Помимо этого должна быть принципиально усилена защита российского рынка от Китая. Речь идёт об остановке серого импорта из Китая, который даёт огромные преимущества китайским производителям; должны быть предприняты усилия для расширения доступа на внешний кредитный рынок наших финансовых структур.

Эффективное включение России в систему глобальных мирохозяйственных  связей требует преодоления  структурных деформаций и технической  модернизации народного  хозяйства.

Важной  проблемой, возникающей  при интеграции России в мировое хозяйство, является проблема сохранения среды обитания.

В промышленности в 2006 г. на единицу  ВВП приходилось  больше затрат энергии  и природных ресурсов, выбросов и сбросов  загрязняющих веществ  и твердых отходов, чем в 1990 г. Все зоны экологического бедствия в России связаны с промышленными территориями Урала и Восточной Сибири (Братск, Ангарск, Нижний Тагил, Карабаш). После сокращения в период 1990 - 1999 гг. валовых показателей загрязнения промышленностью с 2000 г. происходит рост промышленных выбросов в атмосферу. По валовым выбросам одним из главных промышленных загрязнителей среды является электроэнергетика, цветная и черная металлургия, нефтедобывающая промышленность. Наиболее интенсивно росли выбросы в атмосферу в нефтедобывающей, угольной, химической и нефтехимической, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и пищевой промышленности. Тенденции сокращения этих выбросов наблюдались в нефтеперерабатывающей и легкой промышленности, машиностроении и металлообработке. Сброс сточных вод в поверхностные водоемы устойчиво сокращался только в легкой промышленности, и в меньшей степени в пищевой, угольной и нефтеперерабатывающей. Серьезной экологической проблемой промышленности становиться рост объемов токсических отходов, особенно значительный в химической и нефтехимической промышленности, угольной, строительных материалов. Источником масштабного загрязнения является нефтегазодобывающая промышленность.

Сельское  хозяйство негативно  влияет на состояние  водных источников и  почв в основном последствиями гидромелиорации, использования минеральных удобрений и иных химических продуктов, отходами животноводческих комплексов, нарушениями в землепользовании.

После 1992 г. обозначилась опасная  тенденция переноса экологически грязных  производств из западных стран на территорию России.

Чтобы предотвратить неблагоприятное  воздействие производства на природную среду, требуются крупные  капиталовложения на очистные сооружения и всевозможные средства экологической защиты. Еще больше финансовых ресурсов необходимо выделять для возмещения уже нанесенного ущерба природе. И если развитые страны по состоянию экономики могут выделять крупные средства на экологические цели, то развивающиеся и страны с переходной экономикой, в частности Россия, такой возможностью в настоящее время не располагают, усугубляя собственную и общемировую экологическую ситуацию.

3.2 Эффективная конверсия  - возможность выхода  из кризиса

Мощные  ресурсы для решения  глобальных экономических  проблем в системе  мирового хозяйства  заложены в сокращении военных расходов и конверсии военной промышленности.

Человечество  тратит на вооружение огромные средства. Доля военных расходов в валовом национальном продукте составляет: в США - менее 6%, в  ФРГ - около 3%, в Японии - 1%, в СНГ - до 17%. Число занятых в военной промышленности достигает: в США - 3,35 млн. человек, в ФРГ - 290 тыс. человек, в Швеции - 28 тыс. человек, в СНГ - 4,8 млн. человек.

Новое политическое мышление, утвердившееся на мировой арене, обострило  проблему перехода от экономики вооружения к экономике разоружения, или проблему конверсии военного производства. Конверсия - это последовательный перевод ресурсов, производственных мощностей и людей из военной в гражданскую сферу.

Однако  на пути конверсии  существуют экономические  и социальные барьеры. Уже два столетия специалисты спорят, является ли военное производство движущей силой или тормозом развития экономики. Долгие годы создавалось мнение о том, что средства, вложенные в ВПК, стимулируют экономику, поскольку являются стабилизатором рыночного спроса, обеспечивают загруженность производственных мощностей, создают рабочие места, стимулируют научно-технический прогресс. Однако в последние годы появляется все больше исследований, подтверждающих, что военные расходы тормозят экономическое и технологическое развитие. По мнению американских ученых, такие расходы носят инфляционный характер, так как заработная плата работников оборонных предприятий, ведя к росту потребительского спроса, не способствует расширению предложения товаров и услуг, военное производство отвлекает сырье и технических специалистов от гражданских отраслей. Существование же монополизма военно-промышленного комплекса и гарантированный рынок сбыта снижают производительность труда, повышают издержки производства по сравнению с гражданскими отраслями.

Безусловно, нельзя отрицать, что  разработка военной  техники привела  к появлению технологических  новшеств в авиации  и других областях жизни общества. Однако, по данным ООН, в мирных целях используется не более 1/5 исследований в военной технике. Если же учесть, что этими разработками, дающими эффективность лишь на 20%, занято 40% всех ученых и инженеров, то становится очевидным, что военные программы становятся тормозом научно-технического прогресса человечества.

Проведение  конверсии в России вызывает необходимость решения ряда проблем. Прежде всего, конверсия связана с высвобождением военных специалистов и, следовательно, со структурной перестройкой экономики. В России предполагается создать государственный инвестиционный банк конверсии и соответствующие инновационные банки, которые бы финансировали перепрофилирование предприятий и социальные программы для работников данных предприятий.

Не  менее важной является проблема повышения  экономической эффективности  военной промышленности. Привилегии в снабжении сырьем и материалами, завышенные издержки производства, гарантированный сбыт продукции, высокий уровень монополизации приводят к получению неоправданно высокой прибыли в этих отраслях и к снижению конкурентоспособности на коммерческом рынке. Снижение уровня привилегий оборонных предприятий, которое началось в ряде западных стран, является важным условием их выживания в рыночной экономике. Подготовке конверсии способствует и процесс диверсификации, увеличение доли гражданского производства в деятельности оборонных предприятий. Это достигается посредством приобретения новых компаний, имеющих опыт работы в гражданских отраслях, и направлением расходов на НИОКР в невоенные области. В России предполагается формирование в районах с высокой концентрацией конверсируемых военных производств технополисов и технологических парков с привлечением специалистов и капиталов из других стран.

Крайне  важен экономический  аспект разоружения. Так, по взаимному  соглашению, Россия должна уничтожить 2,5 тыс. ядерных боеголовок, США - 500; Пентагону придется избавиться от 8 тыс. ядерных боезапасов тактического оружия, нам - от 16 тыс. и т.д. Американцам для уничтожения только около 4 тыс. боеголовок в течение семи лет потребуется израсходовать примерно 300 млн. долл. в год. Для нас это бремя будет намного тяжелее. Перспектива "решительного разоружения вскрыла проблему, которую не готовы решать сегодня ни США, ни Россия. Речь идет о дорогостоящих материалах, которые в перспективе могут стать неисчерпаемыми источниками энергии. В настоящее время нет технологии превращения высокообогащенного урана в топливо для АЭС, термоядерный же синтез - это далекое будущее. Значит, потребуются хранилища этого материала. По экспертным оценкам, России необходимо иметь пять специальных складов для хранения расщепляющихся материалов. Ориентировочная стоимость каждого - 500 млн. долл. Программа ликвидации отравляющих веществ предполагает расход в несколько млрд. руб. Для уничтожения тысяч танков, орудий, бронетехники потребуется не менее 80 млрд. руб. Все это вызывает неоднозначные оценки конверсии во всех государствах, имеющих военное производство. В США, например, среди негативных аспектов конверсии на первое место выдвигают необходимость перехода около 600 тыс. квалифицированных специалистов в производство с более низким уровнем технологии.

Информация о работе Россия в системе мирового хозяйства