Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 20:45, курсовая работа
Описание работы
Целью данной работы является изучение места России в системе мирового хозяйства, а также путям интеграции России в мировую экономику. Для достижения цели поставлены следующие задачи: рассмотреть структуру мирового хозяйства; понять особенности интеграции России в систему мирового хозяйства; изучить пути дальнейшей интеграции в мировое хозяйство.
Содержание
Введение 1. Структура мирового хозяйства 2. Особенности интеграции России в систему мирового хозяйства 2.1 Стартовые условия вхождения в мировое хозяйство 2.2 Стратегия интеграции в мировое хозяйство 2.3 Участие в международных союзах 3. Оценка роли России в современном мировом хозяйстве 3.1 Обострившиеся проблемы и возможные пути их решения 3.2 Эффективная конверсия - возможность выхода из кризиса 3.3 Ближайшие и долгосрочные перспективы Заключение Список литературы
ошибками
во внешнеэкономической
политике, разрушением (с
подачи новой экономической
и политической элит)
формальных регуляторов
экономики.
Зависимость
российской экономики
от внешних рынков
усилилась, прежде всего,
в таких областях,
как экспорт нефти
и газа, импорт продовольствия,
внешние заимствования
и привлечение
предпринимательского
капитала. Увеличение
поставок энергоносителей
создало зависимость
ряда европейских стран
от поставок российского
газа.
Расширение
импорта продовольствия
усилило заинтересованность
Запада в стабильности
таких поставок (например,
США).
Россия
заняла прочные позиции
в вывозе продукции
экологически вредных,
капиталоемких отраслей.
Она занимает первое
место по экспорту никеля
и природного газа (половина
мирового рынка), третье
или четвертое - по нефти,
нефтепродуктам, электроэнергии,
железной руде, алюминию,
прокату черных металлов.
Россия выступает на
мировых рынках крупным
поставщиком меди, необработанных
алмазов, минеральных
удобрений и целлюлозы.
Однако основные валютные
поступления дает экспорт
нефти, нефтепродуктов
и газа.
Интеграция
через поставки энергосырья
в принципе невыгодна
России (даже при высоких
ценах на нефть), ибо
условия добычи неблагоприятны,
а транспортная составляющая
в издержках высока.
Да и большинство населения
страны живет не там,
где находятся запасы
нефти и газа, а потому
не может существовать
за счет ренты. К тому
же энергосырьевой экспорт -
основной канал нелегальной
утечки капиталов. Эта
угроза ощущалась уже
в конце 80-х.
После
либерализации внешней
торговли основное место
в структуре импорта
заняли потребительские
товары (в основном
продовольствие, сырье
для его производства,
бытовая техника), а
также средства связи
и вычислительная техника.
Общепризнано,
что основной канал
вхождения в мировую
экономическую систему -
создание условий
для притока в
страну иностранного
предпринимательского
капитала, несущего
с собой помимо финансовых
ресурсов современные
технологии и менеджмент.
Мировой рынок инвестиционных
капиталов (прямые, портфельные
инвестиции, кредиты
на закупку оборудования,
финансирование проектов)
оценивается в 1,3-1,5 трлн.
долларов в год. За эти
ресурсы жестко конкурируют
между собой государства-реципиенты.
До
революции 1917 г. иностранный
капитал играл
важную роль в модернизации
российской экономики
и в обеспечении
высоких темпов ее
роста. Современная
Россия остро нуждается
в инвестиционных
ресурсах,
потребность в них исчисляется
многими сотнями миллиардов
долларов. Однако приток
прямых вложений составляет
небольшую величину
по сравнению с нелегальной
утечкой капиталов.
Ограниченность прямых
иностранных инвестиций -
показатель неудовлетворительного
включения нашей страны
в мировое хозяйство.
По
объему прямых зарубежных
вложений в экономику
Россия находится
в третьем десятке
государств мира - среди
стран "с развивающимися
рынками", уступая
не только Китаю, где
инвестиции исчисляются
сотнями миллиардов
долларов, но и Польше,
Венгрии, Чехии. По ряду
показателей, зарубежный
предпринимательский
капитал играет сейчас
в отечественной экономике
даже меньшую роль, чем
в 20-е или 30-е годы, когда
он присутствовал в
электротехнике, производстве
текстильного оборудования
и т.д. Некоторое расширение
притока иностранных
инвестиций в промышленность,
отмеченное в конце
90-х - начале 2000-х, объясняется
его оттоком после августа
1998 г. из таких сфер,
как финансы, банковское
дело, страхование, маркетинговые
услуги.
Россия
не относится теперь
к числу мощных
экономически держав:
её доля в мировом
ВВП равна 2,6%. Экономическое
сотрудничество с
зарубежными странами
ей приходится развивать,
опираясь на деформированную
структуру материального
производства, гипертрофия
тяжелой
индустрии сочетается
с неразвитостью сельского
хозяйства, легкой и
пищевой промышленности.
Отмеченные деформации
предопределяют структуру
внешнеторгового обмена
страны. За последнее
десятилетие промышленное
производство заметно "потяжелело"
за счет увеличения
в нем доли ТЭК и металлургии
и уменьшения доли машиностроения
и отраслей, работающих
на внутренний рынок.
Не в последнюю очередь
это связано с востребованностью
продукции базовых отраслей
на внешнем рынке и неспособностью
отечественных производителей
потребительских товаров
выдерживать зарубежную
конкуренцию даже внутри
страны. В структуре
производства новые
современные отрасли
микроэлектроника, информатика,
биотехнологии занимают
незначительное место.
Таким
образом, Россия интегрируется
в мировую
экономику, имея деформированную
структуру народного
хозяйства, стремительно
стареющий производственный
аппарат и основанные
на природных ресурсных
факторах конкурентные
преимущества. Невысокий
уровень технико-экономического
развития, низкая конкурентоспособность
большинства отраслей
отечественной промышленности
и наличие излишков
добываемых природных
ископаемых в условиях
экономического спада -
вот основные причины
того, что Россия участвует
в международном разделении
труда в незавидном
качестве поставщика
сырья и потребителя
готовой продукции.
При сохранении
нынешних условий
заметное повышение
национальной конкурентоспособности
маловероятно. Первыми
шагами в этом направлении,
по мнению экономистов,
могли бы стать
действия, направленные
на устранение неравенства
условий конкуренции
внутри страны, о необходимости
которых говорится с
первых шагов перехода
к рынку. По мнению экспертов
международной консалтинговой
компании "Мак Кинси",
обследовавших положение
дел в 10 отраслях российской
экономики, именно конкурентное
неравенство мешает
ее развитию. Фаминский
И. Экономическая глобализация:
основа, компоненты,
противоречия, вызовы
для России. // Российский
экономический журнал, 2000.
№10. Отказ от предоставления
неэффективным компаниям
явных и скрытых льгот
и субсидий, позволяющих
им по прибыльности
опережать эффективные
компании, дал бы России
возможность выйти на
темпы роста до 8% в год,
увеличить выпуск импортозамещающей
потребительской продукции
в пищевой, легкой и
автомобильной промышленности.
Следующие
необходимые
шаги связаны с усилением
государственных и негосударственных
институтов, обеспечивающих
нормальную работу рыночных
механизмов. Сильные
институты, могли бы
позволить устранить
наиболее серьезные
аномалии экономической
среды, в том числе резкие
различия прибыльности
в производственной,
финансовой и торгово-посреднической
сферах деятельности;
чрезмерную налоговую
нагрузку на предприятия;
дороговизну кредита.
В ближайшей перспективе
России предстоит наладить
процесс воспроизводства
в условиях рынка, который
в предыдущие годы так
и не сложился. Решение
этой задачи требует
обеспечения стабильности
и прозрачности законодательства
по борьбе с коррупцией
и экономической преступностью.
Наряду
с повышением конкурентоспособности
упрочению позиций
страны в мировом хозяйстве
способствовало бы также
совершенствование
механизма государственного
регулирования внешнеэкономических
связей с учетом задач
структурной перестройки
и повышения эффективности
народного хозяйства.
По
мнению автора одной
из задач должно быть
совершенствование
экспортно-импортной
политики. Возможно
расширение импорта
технологий и профессионалов
из Европы и Японии в
отрасли потребительского
сектора экономики и
смежные с ними сырьевые
отрасли. Высокотехнологичные
отрасли вроде машиностроения,
обслуживающие сырьевые,
энергетические, транспортные
сектора хозяйства,
по-видимому, должны
быть защищены таможенными
барьерами, так как именно
на них делается ставка
в инновационном ресурсосберегающем
развитии. Для работы
с Европой у России есть
хороший аргумент - газ
и нефть. Помимо этого
должна быть принципиально
усилена защита российского
рынка от Китая. Речь
идёт об остановке серого
импорта из Китая, который
даёт огромные преимущества
китайским производителям;
должны быть предприняты
усилия для расширения
доступа на внешний
кредитный рынок наших
финансовых структур.
Эффективное
включение России
в систему глобальных
мирохозяйственных
связей требует преодоления
структурных деформаций
и технической
модернизации народного
хозяйства.
Важной
проблемой, возникающей
при
интеграции России в
мировое хозяйство,
является проблема сохранения
среды обитания.
В промышленности
в 2006 г. на единицу
ВВП приходилось
больше затрат энергии
и природных ресурсов,
выбросов и сбросов
загрязняющих веществ
и твердых отходов,
чем в 1990 г. Все
зоны экологического
бедствия в России связаны
с промышленными территориями
Урала и Восточной Сибири (Братск,
Ангарск, Нижний Тагил,
Карабаш). После сокращения
в период 1990 - 1999 гг. валовых
показателей загрязнения
промышленностью с 2000
г. происходит рост промышленных
выбросов в атмосферу.
По валовым выбросам
одним из главных промышленных
загрязнителей среды
является электроэнергетика,
цветная и черная металлургия,
нефтедобывающая промышленность.
Наиболее интенсивно
росли выбросы в атмосферу
в нефтедобывающей,
угольной, химической
и нефтехимической,
деревообрабатывающей,
целлюлозно-бумажной
и пищевой промышленности.
Тенденции сокращения
этих выбросов наблюдались
в нефтеперерабатывающей
и легкой промышленности,
машиностроении и металлообработке.
Сброс сточных вод в
поверхностные водоемы
устойчиво сокращался
только в легкой промышленности,
и в меньшей степени
в пищевой, угольной
и нефтеперерабатывающей.
Серьезной экологической
проблемой промышленности
становиться рост объемов
токсических отходов,
особенно значительный
в химической и нефтехимической
промышленности, угольной,
строительных материалов.
Источником масштабного
загрязнения является
нефтегазодобывающая
промышленность.
Сельское
хозяйство негативно
влияет на состояние
водных источников и
почв в основном
последствиями гидромелиорации,
использования минеральных
удобрений и иных химических
продуктов, отходами
животноводческих комплексов,
нарушениями в землепользовании.
После 1992
г. обозначилась опасная
тенденция переноса
экологически грязных
производств
из западных стран на
территорию России.
Чтобы
предотвратить неблагоприятное
воздействие производства
на природную среду,
требуются крупные
капиталовложения на
очистные сооружения
и всевозможные средства
экологической защиты.
Еще больше финансовых
ресурсов
необходимо выделять
для возмещения уже
нанесенного ущерба
природе. И если развитые
страны по состоянию
экономики могут выделять
крупные средства на
экологические цели,
то развивающиеся и
страны с переходной
экономикой, в частности
Россия, такой возможностью
в настоящее время не
располагают, усугубляя
собственную и общемировую
экологическую ситуацию.
3.2
Эффективная конверсия
- возможность выхода
из кризиса
Мощные
ресурсы для решения
глобальных экономических
проблем в системе
мирового хозяйства
заложены в сокращении
военных расходов и
конверсии военной промышленности.
Человечество
тратит на вооружение
огромные средства.
Доля военных расходов
в валовом национальном
продукте составляет:
в США - менее 6%, в
ФРГ - около 3%, в Японии - 1%,
в СНГ - до 17%. Число занятых
в военной промышленности
достигает: в США - 3,35
млн. человек, в ФРГ - 290
тыс. человек, в Швеции - 28
тыс. человек, в СНГ - 4,8
млн. человек.
Новое
политическое мышление,
утвердившееся на
мировой арене, обострило
проблему перехода от
экономики вооружения
к экономике разоружения,
или проблему конверсии
военного производства.
Конверсия - это последовательный
перевод ресурсов, производственных
мощностей и людей из
военной в гражданскую
сферу.
Однако
на пути конверсии
существуют экономические
и социальные
барьеры. Уже два столетия
специалисты спорят,
является ли военное
производство движущей
силой или тормозом
развития экономики.
Долгие годы создавалось
мнение о том, что средства,
вложенные в ВПК, стимулируют
экономику, поскольку
являются стабилизатором
рыночного спроса, обеспечивают
загруженность производственных
мощностей, создают
рабочие места, стимулируют
научно-технический
прогресс. Однако в последние
годы появляется все
больше исследований,
подтверждающих, что
военные расходы тормозят
экономическое и технологическое
развитие. По мнению
американских ученых,
такие расходы носят
инфляционный характер,
так как заработная
плата работников оборонных
предприятий, ведя к
росту потребительского
спроса, не способствует
расширению предложения
товаров и услуг, военное
производство отвлекает
сырье и технических
специалистов от гражданских
отраслей. Существование
же монополизма военно-промышленного
комплекса и гарантированный
рынок сбыта снижают
производительность
труда, повышают издержки
производства по сравнению
с гражданскими отраслями.
Безусловно,
нельзя отрицать, что
разработка военной
техники привела
к появлению технологических
новшеств в авиации
и других областях
жизни общества. Однако,
по данным ООН, в мирных
целях используется
не более 1/5 исследований
в военной
технике. Если же учесть,
что этими разработками,
дающими эффективность
лишь на 20%, занято 40%
всех ученых и инженеров,
то становится очевидным,
что военные программы
становятся тормозом
научно-технического
прогресса человечества.
Проведение
конверсии
в России вызывает необходимость
решения ряда проблем.
Прежде всего, конверсия
связана с высвобождением
военных специалистов
и, следовательно, со
структурной перестройкой
экономики. В России
предполагается создать
государственный инвестиционный
банк конверсии и соответствующие
инновационные банки,
которые бы финансировали
перепрофилирование
предприятий и социальные
программы для работников
данных предприятий.
Не
менее важной является
проблема повышения
экономической эффективности
военной промышленности.
Привилегии
в снабжении сырьем
и материалами, завышенные
издержки производства,
гарантированный сбыт
продукции, высокий
уровень монополизации
приводят к получению
неоправданно высокой
прибыли в этих отраслях
и к снижению конкурентоспособности
на коммерческом рынке.
Снижение уровня привилегий
оборонных предприятий,
которое началось в
ряде западных стран,
является важным условием
их выживания в рыночной
экономике. Подготовке
конверсии способствует
и процесс диверсификации,
увеличение доли гражданского
производства в деятельности
оборонных предприятий.
Это достигается посредством
приобретения новых
компаний, имеющих опыт
работы в гражданских
отраслях, и направлением
расходов на НИОКР в
невоенные области.
В России предполагается
формирование в районах
с высокой концентрацией
конверсируемых военных
производств технополисов
и технологических парков
с привлечением специалистов
и капиталов из других
стран.
Крайне
важен экономический
аспект разоружения.
Так, по взаимному
соглашению, Россия
должна уничтожить 2,5
тыс. ядерных
боеголовок, США - 500;
Пентагону придется
избавиться от 8 тыс.
ядерных боезапасов
тактического оружия,
нам - от 16 тыс. и т.д.
Американцам для уничтожения
только около 4 тыс. боеголовок
в течение семи лет потребуется
израсходовать примерно 300
млн. долл. в год. Для
нас это бремя будет
намного тяжелее. Перспектива "решительного
разоружения вскрыла
проблему, которую не
готовы решать сегодня
ни США, ни Россия. Речь
идет о дорогостоящих
материалах, которые
в перспективе могут
стать неисчерпаемыми
источниками энергии.
В настоящее время нет
технологии превращения
высокообогащенного
урана в топливо для
АЭС, термоядерный же
синтез - это далекое
будущее. Значит, потребуются
хранилища этого материала.
По экспертным оценкам,
России необходимо иметь
пять специальных складов
для хранения расщепляющихся
материалов. Ориентировочная
стоимость каждого - 500
млн. долл. Программа
ликвидации отравляющих
веществ предполагает
расход в несколько
млрд. руб. Для уничтожения
тысяч танков, орудий,
бронетехники потребуется
не менее 80 млрд. руб.
Все это вызывает неоднозначные
оценки конверсии во
всех государствах,
имеющих военное производство.
В США, например, среди
негативных аспектов
конверсии на первое
место выдвигают необходимость
перехода около 600 тыс.
квалифицированных
специалистов в производство
с более низким уровнем
технологии.