Россия в системе мирового хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение места России в системе мирового хозяйства, а также путям интеграции России в мировую экономику.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть структуру мирового хозяйства;
понять особенности интеграции России в систему мирового хозяйства;
изучить пути дальнейшей интеграции в мировое хозяйство.

Содержание

Введение
1. Структура мирового хозяйства
2. Особенности интеграции России в систему мирового хозяйства
2.1 Стартовые условия вхождения в мировое хозяйство
2.2 Стратегия интеграции в мировое хозяйство
2.3 Участие в международных союзах
3. Оценка роли России в современном мировом хозяйстве
3.1 Обострившиеся проблемы и возможные пути их решения
3.2 Эффективная конверсия - возможность выхода из кризиса
3.3 Ближайшие и долгосрочные перспективы
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Россия в совремнном мировом хозяйстве.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

восстановление  нарушенных связей, экономическая интеграция в рамках СНГ и, соответственно, совместное вступление единым блоком в мировое хозяйство. Авдокушин Е.Ф. Международные  экономические отношения: Учебное пособие - М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999.

Одновременно  с этими процессами должна осуществляться выработка механизма  взаимодействия с  промышленно развитыми, развивающимися странами, международными экономическими организациями, региональными торгово-экономическими блоками и группировками. Очевидно, что все это требует немало времени и усилий.

Для преодоления  разрыва, отделяющего  Россию от мировых  лидеров, облегчения бремени и сокращения времени перехода к рыночной экономике, интеграции в мировое хозяйство необходимо поставить и постараться решить следующие задачи:

установление  стабильного политического  режима;

развитие  и совершенствование  рыночного механизма  хозяйствования, адекватного  российским условиям;

всемерное привлечение и  эффективное использование иностранных инвестиций путем создания благоприятного инвестиционного климата, соответственно требованиям открытой экономики с российской спецификой;

проведение  активной внешнеторговой политики, сочетающей экспортоориентированность  производства с импортозамещением;

стимулирование  экономического развития по пути научно-технического прогресса (НТП). Авдокушин  Е.Ф. Международные  экономические отношения: Учебное пособие - М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999.

2.2 Стратегия интеграции  в мировое хозяйство

По  мнению многих экономистов, Россия обладает рядом специфических черт, преимуществ, позволяющих успешно интегрироваться в мировое хозяйство, занять должное место в системе международных экономических отношений.

К этим чертам относят:

· развитую научно-техническую базу;

· высокую степень  обеспеченности сырьем и энергоресурсами, их относительную дешевизну.

В России сосредоточено 13% мировых разведанных запасов  нефти, 36% природного газа, 12% угля и  соответственно 15% и 31% мировой нефте - и газодобычи. В результате роста экспорта и сокращения добычи минеральных ресурсов экспортные квоты России по сырью достигают значительных размеров, а по энергоресурсам в основном превышают среднемировые (газ 32,3% у России и 21,3% в мире; уголь соответственно 13,5% и 12,9%; нефтепродукты 26,1% и 20%; электроэнергия 4,4% и 2,4%).

Рассматривая богатые  природные ресурсы за несомненное  благо, необходимо отметить некоторые  точки зрения на этот вопрос экономистов (российских и зарубежных), аргументировано  доказывающих, что природные богатства страны могут стать серьезнейшим тормозом ее экономического развития. При этом дело даже не в самих богатствах, а в порождаемой ими психологии и тех опасных настроениях, которые сопровождают их наличие. Эти настроения сводятся к уверенности, что, если есть природные ресурсы, то это чуть ли не автоматически гарантирует процветание страны. Если полагать, что именно ресурсы являются главным источником национального благосостояния, можно прийти к выводу, что следует противодействовать всем иностранным компаниям, которые стремятся к этому источнику. В этом, по мнению ряда ученых-экономистов, заключается основа "экономического национализма". Такой национализм, т.е. попытка "сидеть" на своих богатствах без разумного их использования, отнюдь не приносит благосостояния в современном мире. В то же время, очевидно, что в ближайшей перспективе у России нет серьезной альтернативы масштабному экспорту минерально-сырьевых ресурсов. Поэтому, по нашему мнению, ресурсный потенциал не представляется конкурентным преимуществом, достаточным для укрепления позиций страны в мировом хозяйстве.

Принимая во внимание данную точку зрения, не следует  забывать и о необходимости осторожного, взвешенного подхода по допуску  иностранных компаний в сферу  национальных интересов, разработки природных ресурсов. Нужна четко продуманная политика использования зарубежного капитала и строжайший его контроль.

Высокий кадровый потенциал, в особенности в сфере точных наук, инженерно-технической области. Формируется и новое поколение  российских предпринимателей, управленцев, других квалифицированных специалистов. По оценке швейцарского института Бери, ежегодно проводящего исследования качества рабочей силы в разных странах, Россия находится в середине второй десятки из обследуемых институтом 49 стран по уровню квалификации рабочих, имея 53 балла из 100 возможных. Это благоприятный ресурс в борьбе за место на международных рынках. Правда, вопреки распространенному мнению о дешевизне российской рабочей силы, соотношение заработной платы и производительности труда российских рабочих проигрывает аналогичному показателю во многих странах, составляя 1/5 максимального уровня. Трудовая дисциплина оценивается в 1/3 максимального уровня. Основная масса российской рабочей силы, за исключением работников ВПК, может широко использоваться главным образом в производстве несложных трудоемких видов продукции.

Достаточно высокий  показатель "индекса человеческого  развития". Он учитывает ВВП на душу населения, ожидаемую продолжительность  жизни и уровень образования. С начала 90-х годов "индекс человеческого развития" в России сократился почти вдвое. Если в 1990 г. по этому одному из важнейших показателей состояния общества, принятому ООН, Россия занимала 33-е место, то в 2006 г. - уже 57-е. однако это далеко не последнее место. Намного хуже с этим показателем в Китае (108-е место), Египте (106-е место), Турции (84 место). Лидирующие места занимают Канада, США, Япония.

Записывая в актив  России вышеназванные факторы, следует, однако, помнить, что успех процесса интеграции в мировое хозяйство определяют не столько сами факторы, сколько то, насколько эффективно они будут использоваться.

Осваивая мировой  рынок, Россия должна осуществлять избирательную  и поэтапную политику. Избирательность  заключается в четком определении  собственных приоритетов. В частности, в преобладании усилий по построению свободной социальной рыночной экономики внутри страны над усилиями по внешней открытости. Необходима планомерная последовательность в раскрытии своего народнохозяйственного комплекса внешнему миру. При этом внешняя открытость не должна быть самоцелью, а должна быть призвана служить созданию эффективного рыночного механизма внутри страны.

Вырабатывая стратегию  интеграции в мировое хозяйство, следует учитывать зарубежный опыт. Япония в послевоенный период, например, выработала следующую политику: были выделены три важнейшие отрасли экономики - угольная, металлургическая, текстильная. Они считались определяющими в вопросах экспорта-импорта и внутренней экономической политики. Очевидно, российская экономическая политика также должна основываться на системе приоритетов, ведущих звеньях экономики, отраслях-локомотивах. Такими приоритетными отраслями российской экономики могут стать лесопромышленный, нефтегазовый комплексы, а также наукоемкие отрасли, отрасли высоких технологий (в том числе военных) и некоторые другие.

Вхождение в мировое  рыночное сообщество связано с борьбой  за свое место на международном рынке. В этой связи весьма актуальной для  нашей страны на пути интеграции в  мировое хозяйство становится проблема экономической безопасности.

Обеспечение экономической  безопасности заключается в сведении к минимуму всего того ущерба, который  может быть нанесен российской экономике  в результате действия факторов мировой  хозяйственной конъюнктуры, международной конкуренции, неэффективными действиями российских экономических субъектов на мировых рынках. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие - М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999.

2.3 Участие в международных  союзах

Практика  показывает, что в настоящее время в силу, прежде всего географических причин, настоятельной становится необходимость более масштабного участия России в решении глобальных проблем человечества (освоение Мирового океана, проблема окружающей среды, регулирование мирового хозяйства и т.д.).

В этом случае подход России с глобальных позиций  к участию в  мировых делах  должен стать основной частью национального  интереса. Однако активное участие России, как  и любой иной страны, в решении глобальных проблем через  национальный интерес требует полнокровного участия в работе международных многосторонних структур, в число которых входят финансово-кредитные, экономические, специализированные и региональные организации ООН, например Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ), региональные экономические комиссии.

Представляется  также необходимость  активного участия России в таких всемирных по сфере своего проявления организаций, как Всемирная торговая организация (ВТО), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и региональные государственные образования (Европейский Союз - ЕС, Европейская ассоциация свободной торговли - ЕАСТ, организация экономического сотрудничества и развития - ОЭСР и др.).

Еще одним  направлением интеграции России в мировую  экономику может  быть участие в  многосторонних международных  экономических проектах, число которых постоянно увеличивается. Уже сегодня имеется много примеров активного участия России в престижных и экономически значимых проектах, например, в области освоения космического пространства (например, создание международных космических станций), в области военно-технического сотрудничества.

Учитывая  вышеизложенное, важным шагом дальнейшей интеграции России в  систему мирового хозяйства явилось  вступление во Всемирную  торговую организацию (ВТО) в 2006 г. Рассмотрим некоторые  аспекты присоединения  России к ВТО.

Россия  и США в соглашении по ВТО достигли соглашения по 100 секторам услуг, в соответствии с  которыми Россия и  США взяли на себя определенные обязательства. Так, Россия должна снизить  ставки тарифов по промышленным товарам  на 3% и снизить  пошлины на ввоз иностранных автомобилей с 25% до 15%, самолетов - с 20% до 10% в течение 7 лет с момента присоединения к ВТО. Кроме того, Россия и США договорились также снизить пошлины на лекарства, одежду и обувь, продукцию электроники. Правительство США взяло на себя обязательство гарантировать безопасность поставляемой в Россию продовольственной продукции в соответствии с международными нормами.

Вхождение в 1998 г. России в Организацию  Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), по оценкам международных и российских экспертов, позволила ей увеличить объем ВВП на 10-12 млрд. долл. Присоединение России к ВТО даст ей возможность ликвидировать только потери от ограничения экспорта отечественной продукции до 1 млрд. долл. в год.

По  мнению автора, подписание российско-американского протокола о присоединении России к ВТО является историческим шагом, который возвращает Россию на рыночные принципы функционирования мировой экономики, дает возможность полноправной, равной конкуренции на мировом рынке, делает Россию более весомой единицей в структуре мирового хозяйства.

Существуют, однако, некоторые  опасения, что вступление России в ВТО может  оказаться несколько  преждевременным, ввиду  недостаточной отрегулированности таможенной политики, значительного отставания развития таможенной инфраструктуры от европейских стандартов. ВТО характеризуется очень жёсткими требованиями к своим членам, в особенности относительно перемещения через границы товаров и продукции.

3. Оценка роли россии  в современном  мировом хозяйстве

3.1 Обострившиеся проблемы и возможные пути их решения

В целом за последние  шестнадцать лет  значение России как  субъекта мирохозяйственных  связей заметно упало. Несмотря на благоприятную  рыночную конъюнктуру, в настоящее время  доля России в мировом  товарном экспорте невелика. В динамично развивающейся международной торговле услугами наша страна участвует чисто символически. На фоне сокращения производства и потребления отечественной продукции экспортная сфера превратилась в крупнейший сектор экономики, за счет которого держаться на плаву другие отрасли. Через экспорт реализуется более четверти национального ВВП. В СССР этот показатель не превышал 10%. За рубеж вывозится от 20 до 80% отечественного производства сырьевых товаров и полуфабрикатов. Хотя Россия и занимает на мировом рынке вооружений второе место, вклад экспортных поставок военной техники в общие валютные поступления страны не особенно велик.

Усиление  зависимости от внешних  факторов при интеграции в мировое хозяйство - тенденция абсолютно  закономерная для любой страны. В случае с Россией гипертрофия этой зависимости вызвана, прежде всего, двумя обстоятельствами:

Информация о работе Россия в системе мирового хозяйства