Россия в мировой торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:11, реферат

Описание работы

Развитие внешнеэкономической деятельности играет особую роль в современных условиях, когда происходит процесс интеграции экономики в мировое хозяйство. Россия проводит политику последовательного развития взаимовыгодного товарообмена со всеми зарубежными странами, которые проявляют к этому готовность. Развитие внешнеэкономической деятельности очень важно как всей страной, так и каждым предприятием в отдельности.

Работа содержит 1 файл

мировая экономика.docx

— 46.37 Кб (Скачать)

  В целом, плюсы от вступления России в ВТО  перевешивают минусы, ибо в конечном счете это должно привести к повышению эффективности российской экономики и результативности работы всех участников ВЭД.   

  Участие России в интеграционных процессах

  Азиатско–Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)– международная экономическая организация, созданная для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана. В настоящее время объединяет экономики 21 страны самого разного уровня развития (Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (специальный административный район КНР), Канада, Китайская народная республика (КНР), Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония).

  АТЭС начинался  со скромной программы переговоров  о развитии взаимной торговли. На Осакском саммите странами АТЭС было определено более десятка приоритетных сфер деятельности:

  Ø  торговые тарифы;

  Ø  нетарифные меры регулирования взаимной торговли;

  Ø  международные услуги;

  Ø  международные инвестиции;

  Ø  стандартизация товаров и услуг;

  Ø  таможенные процедуры;

  Ø  права интеллектуальной собственности;

  Ø  конкурентная политика;

  Ø  распределение государственных заказов;

  Ø  правила, касающиеся происхождения товара;

  Ø  посредничество в спорах;

  Ø  мобильность бизнесменов;

  Ø  внедрение результатов уругвайского раунда переговоров по торговле в рамках ВТО;

  Ø  сбор и анализ информации.

  Наиболее  важным направлением являются мероприятия, направленные на стимулирование взаимной торговли и зарубежных инвестиций.

  Россия  заинтересована в участии в интеграционных проектах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), особую роль в которых играют Сибирь и Дальний Восток, прежде всего в энергетической и транспортной областях. Они могут стать своеобразным «сухопутным мостом» между странами так называемого Тихоокеанского кольца и Европой.

  Россия  подала заявку на вступление в АТЭС в марте 1995 года. Позже в этом же году было принято решение о подключении  России к рабочим группам АТЭС. Полностью процедура вступления России в организацию завершилась  в ноябре 1998 года.

  В июле 2004 на заседании Совета безопасности РФ, посвящённом политике России в СНГ, Владимир Путин, находившийся в то время  в должности президента, признал: «Мы подошли к определённому  рубежу в развитии СНГ. Либо мы добьёмся качественного укрепления СНГ, создадим на его базе реально работающую, влиятельную в мире региональную структуру, либо нас неизбежно ждёт „размывание“ этого геополитического пространства и, как следствие, окончательное  падение интереса к работе в Содружестве  среди его государств-участников».

  Как отмечали некоторые СМИ, в 2006 году скептицизм в отношении жизнеспособности и  эффективности СНГ был связан ещё и с торговыми войнами  между Россией, с одной стороны, и Грузией, Молдавией, Украиной —  с другой, но особенно — с резким обострением отношений между  Россией и Грузией. Последние  события, по мнению некоторых наблюдателей, поставили СНГ на грань выживания, поскольку российские санкции против страны, которая входит в СНГ, оказались  беспрецедентными.

  Кроме того, как отмечают многие обозреватели, к концу 2005 года политику России в  отношении государств СНГ (и вообще постсоветских государств) стала  «формировать» российская газовая  монополия «Газпром». Цены на поставляемый природный газ превратились в  действенный инструмент поощрения  и наказания государств СНГ в  зависимости от их политики в отношении  России.

  В июле 2005 года было объявлено о постепенном  увеличении цен на газ для прибалтийских  государств до общеевропейского уровня — 120—125 $. В 2005 году цена 1 тыс. м³ газа составляла 92—94 $ для Латвии, 85 $ — для Литвы, 90 $ — для Эстонии.

  В ноябре 2005 года было объявлено об увеличении цен для Молдавии в 2006 году до 160 $. В 2005 году «Газпром» поставлял Молдавии газ по 80 $ за 1 тыс. м³. На 2007 согласовано  увеличение цены российского газа уже  до 170 $.

  После того как Россия перешла на рыночные цены на газ, поставляемый партнёрам по СНГ, Содружество лишилось одного из объединяющих факторов — низких цен на газ  и нефть. Одновременно на протяжении всего 2006 года российское руководство  предпринимало усилия по формированию на базе СНГ некоего союза государств, связанных системой нефте- и газопроводов и признающих лидирующую и ключевую роль России как монопольного поставщика энергоресурсов в Европу со всего постсоветского пространства. Сопредельные государства в этой структуре должны играть роль либо поставщиков своего газа в российские трубопроводы (Туркмения, Казахстан, Узбекистан), либо транзитных стран (Украина, Белоруссия). Залогом энергетического союза должна была стать продажа энергетических и энерготранспортных активов или обмен ими. Так с Туркменией была достигнута договорённость об экспорте её газа через «Газпром». В Узбекистане российские компании осваивают местные месторождения энергоресурсов. В Армении «Газпром» получил в собственность магистральный газопровод из Ирана. С Молдавией достигнута договорённость о том, что «Молдовгаз», 50 % которого принадлежит «Газпрому», проведёт дополнительную эмиссию акций, которую Молдавия оплатит, внеся в компанию газораспределительные сети, а «Газпром» — денежные средства. 

Экспортный  потенциал РФ

  По данным таможенной статистики в 2010 году внешнеторговый оборот России составил 625,4 млрд.долларов США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан) и по сравнению с 2009 годом возрос на 33,3%, в том числе, со странами дальнего зарубежья – 534,1 млрд.долларов США (рост на 33,4%), со странами СНГ – 91,3 млрд.долларов США (рост на 33,0%).

  Экспорт России в 2010 году составил 396,4 млрд. долларов США и по сравнению с 2009 годом увеличился на 31,4%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 336,7 млрд.долларов США (рост на 32,1%), в страны СНГ – 59,7 млрд.долларов США (рост на 27,4%).

  Увеличение  стоимостного объема экспорта в 2010 году по сравнению с 2009 годом было обусловлено  как ростом средних цен экспортируемых Россией товаров, так и увеличением  физических объемов их поставок. Индекс средних цен экспорта за этот период составил 119,8%, а индекс физического  объема экспорта – 110,0%.

  Основу  российского экспорта в 2010 году в  страны дальнего зарубежья составили  топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре  экспорта в эти страны составил 70,8% (в 2009 году – 69,6%). По сравнению с 2009 годом  стоимостной объем этих товаров увеличился на 34,4% .

  В общем  объеме экспорта в страны дальнего зарубежья основной стоимостной объем (52,4%) среди товаров топливно-энергетического комплекса занимала нефть сырая, физические объемы поставок которой возросли по сравнению с 2009 годом на 6,1%, а стоимостные объемы – на 40,7%.

  Среди товаров  топливно-энергетического комплекса  возросли физические объемы экспорта в страны дальнего зарубежья угля каменного на 6,0%, кокса – на 52,7%, газа природного сжиженного – в 2,9% раза, электроэнергии – на 29,6%, нефтепродуктов – на 9,6%, в том числе: дизельного топлива – на 6,9%, топлив жидких –  на 12,7%. При этом сократились объемы экспорта бензина автомобильного –  на 32,2%, керосина – на 32,1%, газа природного – на 10,8%.

  В общем  стоимостном объеме экспорта в страны дальнего зарубежья доля металлов и  изделий из них в 2010 году составила 10,8% и снизилась по сравнению с  прошлым годом на 0,4 процентных пункта. Стоимостной объем экспорта указанных товаров возрос по сравнению с 2009 годом на 27,2%, а физический – на 2,5%. Физические объемы экспорта черных металлов и изделий из них увеличились – на 3,6%, в том числе: ферросплавов – на 21,4%, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали – на 11,9%. Физический объем экспорта меди сократился на 10,2%, никеля – на 1,8%, алюминия – на 7,1%.

  Доля продукции  химической промышленности в 2010 году составила 5,8% (в 2009 году – 5,7%). По сравнению с  прошлым годом стоимостной объем  экспорта этой продукции увеличился на 35,8%, а физический – на 20,5%, в  том числе возросли физические объемы поставок органических химических соединений на 11,2%, метанола – на 50,8 %, калийных удобрений – в 2,9 раза, смешанных  удобрений – на 18,8%, каучука синтетического – на 17,1%.

  Доля экспорта машин и оборудования в 2010 году составила 4,3 % (в 2009 году – 4,6%). По сравнению с 2009 годом стоимостной объем поставок машин и оборудования возрос на 21,9%, в том числе: механического оборудования – на 3,6%, средств наземного транспорта, кроме железнодорожного – на 3,2%, летательных аппаратов – на 17,5%, судов и лодок – в 4,8 раза. Физические объемы экспорта легковых автомобилей снизились на 26,9%, грузовых – возросли на 4,3%.

  Доля продовольственных  товаров в товарной структуре  экспорта в 2010 году составила 1,8 % (в 2009 году – 2,6 %). По сравнению с 2009 годом  стоимостные и физические объемы экспорта этих товаров снизились, соответственно, на 8,0% и 30,5%. Физические объемы экспорта пшеницы снизились на 25,5%, ячменя – на 56,7%, масла растительного  – на 53,0%. Вместе с тем, возросли физические объемы экспорта мяса птицы в 3,1 раза, свежемороженой рыбы – на 30,0%.

  Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в 2010 году составила 2,3% (в 2009 году – 2,6%). Стоимостной объем экспорта данной товарной группы увеличился по сравнению с 2009 годом на 17,3%. По сравнению  прошлым годом возросли физические объемы экспорта пиломатериалов на 20,5%, фанеры – на 16,3%, целлюлозы – на 8,5%; физические объемы экспорта лесоматериалов необработанных снизились на 1,7%.

  Импортный потенциал  РФ  

  Импорт  России в 2010 году составил 229,0 млрд.долларов США и по сравнению с 2009 годом увеличился на 36,8%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 197,4 млрд.долларов США (рост на 35,6%), из стран СНГ – 31,6 млрд. долларов США (рост на 44,8%).

  Увеличение  стоимости российского импорта  в 2010 году относительно 2009 года было обусловлено  в основном ростом его физического  объема, индекс которого составил 135,4%, тогда как индекс средних цен  импортируемых товаров составил всего 101,6%.

  В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в 2010 году приходилось 47,0% (в 2009 году – 46,1%). Стоимостной объем импорта машиностроительной продукции по сравнению с 2009 годом увеличился на 38,4%, в том числе: механического оборудования – на 35,5%, электрооборудования – на 39,8%, средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного) – на 59,1%, инструментов и аппаратов оптических – на 23,9%. Физический объем ввоза легковых автомобилей возрос на 23,2%, грузовых – в 2,2 раза.

  Доля импорта  продовольственных товаров и  сырья для их производства составила 15,3% (в 2009 году – 17,5%). Физические объемы поставок продовольственных товаров по сравнению с 2009 годом возросли на 15,5%, в том числе: свежемороженой рыбы – на 1,1%, сгущенного молока – в 6,1 раза, сливочного масла – на 28,2%, сыров и творога – на 34,2%, цитрусовых – на 16,5%, кофе – на 14,8%, кукурузы – на 1,7%, сахара-сырца – на 66,7%. Объемы закупок свежемороженого мяса снизились на 2,3%, мяса птицы – на 32,7%, чая – на 1,2%, консервов из мяса – на 6,9%.

  Удельный  вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта  составил 17,3% против 17,6% в 2009 году. Стоимостной  объем ввоза продукции химической промышленности возрос на 33,4%. Физические объемы поставок продуктов неорганической химии увеличились на 21,1%, органических химических соединений – на 41,2%, лаков  и красок – на 14,6%, парфюмерии –  на 10,6%, мыла и моющих средств –  на 15,5%, пластмассы и изделий из нее  – на 36,2%, каучуковых и резиновых изделий – на 48,5%.

  Доля импорта  текстильных изделий и обуви  в 2010 году составила 6,3% (в 2009 году – 5,7%). Стоимостной объем импорта этих изделий возрос по сравнению с 2009 годом на 50,2%. Физические объемы закупок  хлопчатобумажных тканей возросли по сравнению с 2009 годом на 37,5%, одежды – на 81,5%, обуви с верхом из натуральной  кожи – на 33,7%.

  Удельный  вес импорта металлов и изделий  из них в 2010 году составил 6,0% (в 2009 году – 5,2%). Стоимостной объем данной товарной группы по сравнению с 2009 годом  возрос на 56,8%, а физический – на 73,7%. Физические объемы закупок черных металлов и изделий их них увеличились  на 79,1%, в том числе: проката плоского из железа и нелегированной стали  – на 75,2 раза, труб – в 4,0 раза.

Заключение

Десять лет  назад Россия, с экономической  точки зрения, была интересна как  поставщик энергоресурсов и потенциальный  рынок для европейских товаров. Сегодня, в связи с повышением уровня доходов населения РФ, потенциальный  интерес к российскому рынку  трансформировался в реальный. Более того, отечественная промышленность становится многообещающим партнером для европейского бизнеса; уже реализуется целый ряд крупных проектов промышленного сотрудничества. Стратегическими целями России в сфере экономической политики являются диверсификация экономики и экспорта; переход от ресурсоориентированного к инновационному развитию; сокращение ресурсоемкости ВВП; окончание процесса встраивания в систему международного разделения труда и начало политики участия в формировании правил мировой экономической системы в качестве одного из ключевых игроков.

Информация о работе Россия в мировой торговле