Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:11, реферат
Развитие внешнеэкономической деятельности играет особую роль в современных условиях, когда происходит процесс интеграции экономики в мировое хозяйство. Россия проводит политику последовательного развития взаимовыгодного товарообмена со всеми зарубежными странами, которые проявляют к этому готовность. Развитие внешнеэкономической деятельности очень важно как всей страной, так и каждым предприятием в отдельности.
В целом,
плюсы от вступления России в ВТО
перевешивают минусы, ибо в конечном счете
это должно привести к повышению эффективности
российской экономики и результативности
работы всех участников ВЭД.
Участие России в интеграционных процессах
Азиатско–Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)– международная экономическая организация, созданная для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана. В настоящее время объединяет экономики 21 страны самого разного уровня развития (Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (специальный административный район КНР), Канада, Китайская народная республика (КНР), Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония).
АТЭС начинался со скромной программы переговоров о развитии взаимной торговли. На Осакском саммите странами АТЭС было определено более десятка приоритетных сфер деятельности:
Ø торговые тарифы;
Ø нетарифные меры регулирования взаимной торговли;
Ø международные услуги;
Ø международные инвестиции;
Ø стандартизация товаров и услуг;
Ø таможенные процедуры;
Ø права интеллектуальной собственности;
Ø конкурентная политика;
Ø распределение государственных заказов;
Ø правила, касающиеся происхождения товара;
Ø посредничество в спорах;
Ø мобильность бизнесменов;
Ø внедрение результатов уругвайского раунда переговоров по торговле в рамках ВТО;
Ø сбор и анализ информации.
Наиболее важным направлением являются мероприятия, направленные на стимулирование взаимной торговли и зарубежных инвестиций.
Россия
заинтересована в участии в интеграционных
проектах Азиатско-Тихоокеанского региона
(АТР), особую роль в которых играют
Сибирь и Дальний Восток, прежде
всего в энергетической и транспортной
областях. Они могут стать своеобразным
«сухопутным мостом» между
Россия подала заявку на вступление в АТЭС в марте 1995 года. Позже в этом же году было принято решение о подключении России к рабочим группам АТЭС. Полностью процедура вступления России в организацию завершилась в ноябре 1998 года.
В июле 2004
на заседании Совета безопасности РФ,
посвящённом политике России в СНГ,
Владимир Путин, находившийся в то время
в должности президента, признал:
«Мы подошли к определённому
рубежу в развитии СНГ. Либо мы добьёмся
качественного укрепления СНГ, создадим
на его базе реально работающую,
влиятельную в мире региональную
структуру, либо нас неизбежно ждёт
„размывание“ этого геополитического
пространства и, как следствие, окончательное
падение интереса к работе в Содружестве
среди его государств-
Как отмечали некоторые СМИ, в 2006 году скептицизм в отношении жизнеспособности и эффективности СНГ был связан ещё и с торговыми войнами между Россией, с одной стороны, и Грузией, Молдавией, Украиной — с другой, но особенно — с резким обострением отношений между Россией и Грузией. Последние события, по мнению некоторых наблюдателей, поставили СНГ на грань выживания, поскольку российские санкции против страны, которая входит в СНГ, оказались беспрецедентными.
Кроме того, как отмечают многие обозреватели, к концу 2005 года политику России в отношении государств СНГ (и вообще постсоветских государств) стала «формировать» российская газовая монополия «Газпром». Цены на поставляемый природный газ превратились в действенный инструмент поощрения и наказания государств СНГ в зависимости от их политики в отношении России.
В июле 2005 года было объявлено о постепенном увеличении цен на газ для прибалтийских государств до общеевропейского уровня — 120—125 $. В 2005 году цена 1 тыс. м³ газа составляла 92—94 $ для Латвии, 85 $ — для Литвы, 90 $ — для Эстонии.
В ноябре 2005 года было объявлено об увеличении цен для Молдавии в 2006 году до 160 $. В 2005 году «Газпром» поставлял Молдавии газ по 80 $ за 1 тыс. м³. На 2007 согласовано увеличение цены российского газа уже до 170 $.
После того
как Россия перешла на рыночные цены
на газ, поставляемый партнёрам по СНГ,
Содружество лишилось одного из объединяющих
факторов — низких цен на газ
и нефть. Одновременно на протяжении
всего 2006 года российское руководство
предпринимало усилия по формированию
на базе СНГ некоего союза государств,
связанных системой нефте- и газопроводов
и признающих лидирующую и ключевую роль
России как монопольного поставщика энергоресурсов
в Европу со всего постсоветского пространства.
Сопредельные государства в этой структуре
должны играть роль либо поставщиков своего
газа в российские трубопроводы (Туркмения,
Казахстан, Узбекистан), либо транзитных
стран (Украина, Белоруссия). Залогом энергетического
союза должна была стать продажа энергетических
и энерготранспортных активов или обмен
ими. Так с Туркменией была достигнута
договорённость об экспорте её газа через
«Газпром». В Узбекистане российские компании
осваивают местные месторождения энергоресурсов.
В Армении «Газпром» получил в собственность
магистральный газопровод из Ирана. С
Молдавией достигнута договорённость
о том, что «Молдовгаз», 50 % которого принадлежит
«Газпрому», проведёт дополнительную
эмиссию акций, которую Молдавия оплатит,
внеся в компанию газораспределительные
сети, а «Газпром» — денежные средства.
Экспортный потенциал РФ
По данным таможенной статистики в 2010 году внешнеторговый оборот России составил 625,4 млрд.долларов США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан) и по сравнению с 2009 годом возрос на 33,3%, в том числе, со странами дальнего зарубежья – 534,1 млрд.долларов США (рост на 33,4%), со странами СНГ – 91,3 млрд.долларов США (рост на 33,0%).
Экспорт России в 2010 году составил 396,4 млрд. долларов США и по сравнению с 2009 годом увеличился на 31,4%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 336,7 млрд.долларов США (рост на 32,1%), в страны СНГ – 59,7 млрд.долларов США (рост на 27,4%).
Увеличение стоимостного объема экспорта в 2010 году по сравнению с 2009 годом было обусловлено как ростом средних цен экспортируемых Россией товаров, так и увеличением физических объемов их поставок. Индекс средних цен экспорта за этот период составил 119,8%, а индекс физического объема экспорта – 110,0%.
Основу российского экспорта в 2010 году в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 70,8% (в 2009 году – 69,6%). По сравнению с 2009 годом стоимостной объем этих товаров увеличился на 34,4% .
В общем объеме экспорта в страны дальнего зарубежья основной стоимостной объем (52,4%) среди товаров топливно-энергетического комплекса занимала нефть сырая, физические объемы поставок которой возросли по сравнению с 2009 годом на 6,1%, а стоимостные объемы – на 40,7%.
Среди товаров
топливно-энергетического
В общем стоимостном объеме экспорта в страны дальнего зарубежья доля металлов и изделий из них в 2010 году составила 10,8% и снизилась по сравнению с прошлым годом на 0,4 процентных пункта. Стоимостной объем экспорта указанных товаров возрос по сравнению с 2009 годом на 27,2%, а физический – на 2,5%. Физические объемы экспорта черных металлов и изделий из них увеличились – на 3,6%, в том числе: ферросплавов – на 21,4%, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали – на 11,9%. Физический объем экспорта меди сократился на 10,2%, никеля – на 1,8%, алюминия – на 7,1%.
Доля продукции
химической промышленности в 2010 году составила
5,8% (в 2009 году – 5,7%). По сравнению с
прошлым годом стоимостной
Доля экспорта
машин и оборудования в 2010 году составила
4,3 % (в 2009 году – 4,6%). По сравнению с 2009
годом стоимостной объем
Доля продовольственных товаров в товарной структуре экспорта в 2010 году составила 1,8 % (в 2009 году – 2,6 %). По сравнению с 2009 годом стоимостные и физические объемы экспорта этих товаров снизились, соответственно, на 8,0% и 30,5%. Физические объемы экспорта пшеницы снизились на 25,5%, ячменя – на 56,7%, масла растительного – на 53,0%. Вместе с тем, возросли физические объемы экспорта мяса птицы в 3,1 раза, свежемороженой рыбы – на 30,0%.
Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в 2010 году составила 2,3% (в 2009 году – 2,6%). Стоимостной объем экспорта данной товарной группы увеличился по сравнению с 2009 годом на 17,3%. По сравнению прошлым годом возросли физические объемы экспорта пиломатериалов на 20,5%, фанеры – на 16,3%, целлюлозы – на 8,5%; физические объемы экспорта лесоматериалов необработанных снизились на 1,7%.
Импортный потенциал
РФ
Импорт России в 2010 году составил 229,0 млрд.долларов США и по сравнению с 2009 годом увеличился на 36,8%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 197,4 млрд.долларов США (рост на 35,6%), из стран СНГ – 31,6 млрд. долларов США (рост на 44,8%).
Увеличение стоимости российского импорта в 2010 году относительно 2009 года было обусловлено в основном ростом его физического объема, индекс которого составил 135,4%, тогда как индекс средних цен импортируемых товаров составил всего 101,6%.
В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в 2010 году приходилось 47,0% (в 2009 году – 46,1%). Стоимостной объем импорта машиностроительной продукции по сравнению с 2009 годом увеличился на 38,4%, в том числе: механического оборудования – на 35,5%, электрооборудования – на 39,8%, средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного) – на 59,1%, инструментов и аппаратов оптических – на 23,9%. Физический объем ввоза легковых автомобилей возрос на 23,2%, грузовых – в 2,2 раза.
Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства составила 15,3% (в 2009 году – 17,5%). Физические объемы поставок продовольственных товаров по сравнению с 2009 годом возросли на 15,5%, в том числе: свежемороженой рыбы – на 1,1%, сгущенного молока – в 6,1 раза, сливочного масла – на 28,2%, сыров и творога – на 34,2%, цитрусовых – на 16,5%, кофе – на 14,8%, кукурузы – на 1,7%, сахара-сырца – на 66,7%. Объемы закупок свежемороженого мяса снизились на 2,3%, мяса птицы – на 32,7%, чая – на 1,2%, консервов из мяса – на 6,9%.
Удельный
вес продукции химической промышленности
в товарной структуре импорта
составил 17,3% против 17,6% в 2009 году. Стоимостной
объем ввоза продукции
Доля импорта текстильных изделий и обуви в 2010 году составила 6,3% (в 2009 году – 5,7%). Стоимостной объем импорта этих изделий возрос по сравнению с 2009 годом на 50,2%. Физические объемы закупок хлопчатобумажных тканей возросли по сравнению с 2009 годом на 37,5%, одежды – на 81,5%, обуви с верхом из натуральной кожи – на 33,7%.
Удельный вес импорта металлов и изделий из них в 2010 году составил 6,0% (в 2009 году – 5,2%). Стоимостной объем данной товарной группы по сравнению с 2009 годом возрос на 56,8%, а физический – на 73,7%. Физические объемы закупок черных металлов и изделий их них увеличились на 79,1%, в том числе: проката плоского из железа и нелегированной стали – на 75,2 раза, труб – в 4,0 раза.
Заключение
Десять лет назад Россия, с экономической точки зрения, была интересна как поставщик энергоресурсов и потенциальный рынок для европейских товаров. Сегодня, в связи с повышением уровня доходов населения РФ, потенциальный интерес к российскому рынку трансформировался в реальный. Более того, отечественная промышленность становится многообещающим партнером для европейского бизнеса; уже реализуется целый ряд крупных проектов промышленного сотрудничества. Стратегическими целями России в сфере экономической политики являются диверсификация экономики и экспорта; переход от ресурсоориентированного к инновационному развитию; сокращение ресурсоемкости ВВП; окончание процесса встраивания в систему международного разделения труда и начало политики участия в формировании правил мировой экономической системы в качестве одного из ключевых игроков.