Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:11, реферат
Развитие внешнеэкономической деятельности играет особую роль в современных условиях, когда происходит процесс интеграции экономики в мировое хозяйство. Россия проводит политику последовательного развития взаимовыгодного товарообмена со всеми зарубежными странами, которые проявляют к этому готовность. Развитие внешнеэкономической деятельности очень важно как всей страной, так и каждым предприятием в отдельности.
1974— 1990
гг. — среднегодовой темп прироста
международной торговли
1991 — 1996
гг. — среднегодовой темп прироста
международной торговли
В 90-е гг. после довольно умеренного роста и стагнации (в 1993 г.) объем мировой торговли товарами с 1994 г. начал расти достаточно высокими темпами. Темп прироста мировой торговли товарами в 1995 г. составил почти 9%.
В 1998 г. в результате азиатского финансового кризиса, который распространился на многие другие страны мира, объем мировой торговли товарами сократился на 3%, а в 1999 г. опять возрос на 7%.
Еще более высокими темпами в 90-е гг. развивался экспорт товаров, который по динамике также превышал рост мировой экономики.
Стимулом быстрого развития мировой торговли послужила революция в области информационных технологий и средств телекоммуникаций. Стоимость экспорта офисного и телекоммуникационного оборудования с начала 90-х гг. практически удвоилась и достигла в конце 90-х гг. почти 15% общей стоимости мировой торговли.
Настоящей
революцией в мировой торговле можно
назвать стремительное
В последние годы произошли существенные изменения в структуре мировой торговли. В частности, значительно возросла доля услуг, средств связи и информационных технологий, в то же время сокращается доля торговли сырьевыми товарами и сельскохозяйственной продукцией.
Определенные
изменения происходят и в географическом
распределении мировой
Вместе
с тем, по-прежнему большая часть
мирового товарооборота приходится
на промышленно-развитые страны. Крупнейшими
торговыми державами мира являются
США, Германия и Япония, на которые
в начале нового тысячелетия приходится
около трети мировых экспортно-
Кризис, вызвавший в 2009 году впервые за послевоенный период сокращение мирового валового внутреннего продукта (на 2,3%), обусловил небывалое падение мировой торговли. Стоимость мирового экспорта сократилась по сравнению с 2008 годом на 23% до 12,1 трлн. долл.
Примечательно,
что кризис сильно ударил по внешней
торговле практически всех стран, хотя
и в различной степени. Так, сокращение
стоимости экспорта в 2009 году по сравнению
с предыдущим годом варьировалось
от 40% в Саудовской Аравии, 36% в России
и 23% в ЕС до 16% в Китае и 14% в
Швейцарии. Не меньший разброс наблюдался
и по импорту, который упал в России
на 34%, в Японии на 28% и в ЕС на 25%,
а в Швейцарии и Китае «всего»
на 15% и 11% соответственно.
Россия и ГАТТ.
Генеральное
соглашение о тарифах и торговле
(ГАТТ). Договор о создании ГАТТ был
подписан 23 странами в 1947 г. и вступил
в силу в 1948 г. 31 декабря. 1995 г. ГАТТ прекратила
свое существование, модифицировавшись
во Всемирную торговую организацию
(ВТО).
ГАТТ - многостороннее международное соглашение,
содержащее принципы, правовые нормы,
правила ведения и государственного регулирования
взаимной торговли стран-участниц. ГАТТ
являлась одной из крупнейших международных
экономических организаций, сфера деятельности
которой охватывала 94% объема мировой
торговли.
Деятельность ГАТТ осуществлялась посредством
многосторонних переговоров, которые
объединялись в раунды. С начала работы
ГАТТ было проведено 8 раундов, результаты
которых привели к десятикратному сокращению
средней таможенной пошлины. После 2-й
мировой войны она составляла 40%, в середине
9О-х годов - около 4% .
Принимая во внимание, что ГАТТ создавался
на временной основе и с ограниченной
сферой деятельности, вряд ли можно оспаривать
те успехи, которые были достигнут им за
47 лет существования в деле либерализации
большей части мировой торговли, развитии
и закреплении полученных результатов.
Так, например, только за счет последовательного
снижения тарифов был достигнут стремительный
рост мировой торговли в пятидесятые и
шестидесятые годы на уровне примерно
8 процентов в год. Тот импульс, который
был дан процессу либерализации торговли,
способ-ствовал тому, что темпы роста торговли
стабильно опережали темпы роста производства
в течение всей эры ГАТТ. Снижение тарифов
до очень низкого уровня благодаря усилиям
ГАТТ, а также серия спадов в экономике
в семидесятые и начале восьмидесятых
годов заставили правительства прибегнуть
к новым формам защиты тех секторов экономики
своих стран, которым с новой силой угрожали
иностранные конкуренты. Высокий уровень
безработицы и участившиеся случаи закрытия
фабрик и заводов подтолкнули правительства
европейских и севе-роамериканских стран
к поиску двусторонних соглашений о разделе
рынков со своими конкурентами и заставили
их начать "гонку субсидий", чтобы
удержать свои позиции в торговле сельскохозяйственной
продукцией. Эти изменения в мире подорвали
доверие к ГАТТ и его эффективность.
В середине 1992 г. Российская Федерация
получила статус наблюдателя в Генеральном
соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ),
когда формально унаследовала данный
статус в этой международной организации
от бывшего СССР.
В июне 1993 г. Президент Российской Федерации
Б.Н.Ельцин вручил А.Дункелю, являвшемуся
в то время Генеральным директором ГАТТ,
официальное заявление Правительства
России о намерении присоединиться к ГАТТ
в качестве полноправного участника. Данный
шаг явился отправной точкой начала процесса
присоединения России к этой влиятельной
международной торговой организации.
В целях координации процесса присоединения
в 1993 г. была образована Межведомственная
комиссия (МВК) по ГАТТ. Головным ведомством
в этом переговорном процессе является
МВЭС России.
Сразу после подачи заявки о намерении
Российской Федерации присоединиться
к ГАТТ в соответствии с установленными
правилами этой организации в июле 1993
г. была создана Рабочая группа по присоединению
России к ГАТТ (с 1995 г. - к ВТО), в рамках
которой проходят все основные мероприятия
и процедуры по оформлению членства России.
Председатель Рабочей группы является
посол У.Росье (Швейцария).
Россия
и ЕС.
С 1 января 1999 г. 11 стран Европейского союза
вводят единую европейскую валюту - евро.
Образование европейского экономического
и валютного союза имеет огромное значение
не только для стран-участниц, но и для
всего экономического сообщества - как
в целом, так и в разрезе отдельных стран,
в том числе и для России. Выход на мировой
рынок новой валюты внесет серьезные изменения
в существующую финансовую систему, причем
эти изменения будут зависеть от целого
ряда факторов, и в первую очередь - от
соотношения двух основных валют - доллара
и евро - на международном финансовом рынке.
Последнее будет определяться как эффективностью
проведения экономической и бюджетной
политики стран-участниц, так и денежной
политикой Европейского центрального
банка.
Очевидно, что единая валюта союза европейских
государств будет играть значительно
более важную роль в системе мировых валют,
чем отдельные ее составляющие на сегодняшний
день. В пользу сильного евро говорят также
устойчивые макропоказатели первой половины
1998 г. и благоприятные прогнозы в отношении
стран евросоюза на 1999 г. Низкая инфляция,
рост потребительского спроса, достаточно
высокий уровень инвестиционных вложений,
а также значительные успехи большинства
стран на пути стабилизации дают основания
ожидать, что объединение валют произойдет
успешно, и денежно-кредитная политика
Европейского банка не будет слишком жесткой.
Россия, поддерживающая тесные экономические,
торговые и финансовые отношения с ЕС,
будет использовать евро в расчетах. На
сегодняшний день на страны ЕС приходится
1/3 общего объема внешнеторгового оборота
России. Фирмы, ведущие торговлю главным
образом со странами ЕС, будут, естественно,
заинтересованы в том, чтобы выставлять
счета и оплачивать их в евро. При широком
использовании евро в торговых операциях
со странами ЕС российские экспортеры
не будут более нести курсовые риски или
сами страховаться от них. Партнерство
со странами, имеющими крепкую денежную
единицу и перспективы экономического
роста, может оказать стабилизирующее
влияние на экономику России и способствовать
увеличению объемов российского экспорта.
Следует отметить важность сотрудничества
России и ЕС в решении таких проблем, как
пересчет внешнего долга и урегулирование
на недискриминационной основе юридических
и технических вопросов ведения российскими
хозяйствующими субъектами операций с
евро. Появление евро стало одним из важнейших
событий в мировой экономике в конце века.
Россия и ВТО.
Членами Всемирной
торговой организации являются
уже более 140 стран мира, и в
ближайшие годы их число будет
увеличиваться. Это означает, что
практически всякое
Важнейшей
причиной, побудившей Россию к
присоединению к ВТО, является
ее желание стать, наконец,
равноправным торговым
Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО.
Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:
· выход на многостороннюю правовую базу для осуществления торговых операций национальными экспортерами и импортерами;
· международно-правовую защиту, гарантируемую принципами и нормами ВТО, включая такие важные положения, как режим наибольшего благоприятствования, благодаря которому Россия сможет использовать постоянно снижающиеся тарифы других стран-членов ВТО, и национальный режим для товаров и услуг, экспортируемых и импортируемых российскими компаниями, защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных внутренних налогов, акцизов, таможенных сборов;
· возможность легализации системы защиты своей национальной экономики в рамках ВТО;
· защиту от использования так называемых технических барьеров в торговле (технические и др. нормы и стандарты, правила сертификации и т.п.);
· Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
· Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
· Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
· Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
· Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
· Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
· Улучшение имиджа
России в мире как полноправного участника
международной торговли.
Задача ведущихся
переговоров о присоединении
– добиться наилучших условий
присоединения России к ВТО,
то есть наиболее выгодного
соотношения преимуществ от
При вступлении в систему ВТО Россия получит
не только права, защищающие ее экспорт,
но и возьмет на себя соответствующие
обязательства в области импортной политики.
Эти обязательства, несомненно, повлекут
за собой необходимость изменения существующей
торговой политики, а, следовательно, увеличат
необходимость продолжения перестройки
российской экономики. России придется
пересмотреть таможенные тарифы с тем,
чтобы приблизить их к уровню, который
сложился в ВТО в итоге восьми раундов
переговоров об их снижении, привести
в соответствие с мировыми нормами торговое
законодательство. Кроме того, партнеры
по переговорам будут добиваться от России
максимума уступок. Предстоит жесткий
торг на техническом уровне экспертов,
которые на переговорах будут представлять
важнейшие экономические интересы своих
стран. В действительности необходимые
корректировки импортной политики могут
также оказаться полезными. Зачастую бывает
трудно с политической точки зрения проводить
линию, которая заставляла бы предприятия
сталкиваться с иностранной конкуренцией,
модернизировать и перестраивать производство
в направлениях, где они имеют всемирное
конкурентное преимущество. Это относится
ко всем странам, независимо от экономической
системы и процедуры принятия решений.
“При разработке торговой политики голоса,
выступающие против изменений, чаще звучат
громче, нежели голоса поддерживающие
изменения, необходимые для развития экономики”.
Ведение национальной торговой политики
в рамках принципов ВТО помогает правительствам
поправлять этот дисбаланс давления с
разных сторон, отражающийся на разработке
торговой политики, а также вести торговую
политику, служащую долгосрочным интересам
социального и экономического развития,
а не краткосрочным секторальным интересам.
По сути,
вступление в ВТО – это процесс
реального внедрения
Одним из негативных моментов присоединения России к ВТО является то, что Россия в силу исторически сложившихся обстоятельств не обладает необходимыми конкурентными преимуществами для завоевания и поддержания технологического лидерства, т.е. является глобально неконкурентоспособной. Но это всего лишь один сценарий развития экономики России со вступлением в ВТО.