Россия в мировой торговле услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

В последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. Эта сфера мировой экономики до сих пор плохо изучена. До настоящего времени ведущие ученые мира уделяли ей достаточно мало внимания, услуги практически не изучались.

Содержание

Введение
1. Россия на мировом рынке услуг
2. Внешняя торговля услугами.
2.1 Общее
2.2 Транспортные услуги
2.3 Поездки
2.4 Другие виды услуг
3. Сложности России на мировом рынке услуг
4. Перспективы России на мировом рынке услуг
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

сложности и перспективы России в мировой торговле услугами..docx

— 122.80 Кб (Скачать)

     В процессе выработки обязательств по доступу иностранных поставщиков  услуг необходимо найти баланс между  интересами по защите своего внутреннего  рынка и потребностью в иностранных  инвестициях для создания современной  инфраструктуры; между преимуществами, которые получают российские поставщики на внешних рынках в результате присоединения  к ВТО, и степенью активности иностранцев  на территории РФ.

     Устранение  противоречий между интересами российских и иностранных производителей потребует  больших усилий. В первую очередь  это связано с тем, что сфера  услуг, меры по ее регулированию являются относительно новой проблемой для  нашей страны. В настоящий момент Россия особенно нуждается в создании стройной, более совершенной системы  правового регулирования сферы  услуг, в этом отношении положительное  значение может иметь использование  опыта ВТО по урегулированию внешнеэкономической  деятельности в сфере услуг.

     Следует учитывать, что по мере «взросления» ВТО, и ГАТС в частности, к странам, вступающим в эту организацию, будут  предъявляться высокие требования. 
 

Глава 4. Перспективы участия России в международной торговле услугами

     Позиции России в международной торговле услугами в целом в настоящее  время, в силу ряда объективных причин и ее исторического прошлого, относительно слабые (уступают позициям в международном  товарообороте) и не позволяют в  полной мере реализовать экономические  преимущества этой торговли. Вместе с  тем, потенциал сферы услуг в  нашей стране, базирующийся прежде всего на высококвалифицированных кадрах, представляется существенным.

     Поставка  Россией услуг за границу может  рассматриваться как перспективная  область ее внешнеэкономических  связей и как источник увеличения валютных доходов. Эта область торговли заслуживает приоритетного внимания, направленного на установление оптимальных  условий для динамичного роста. Услуги иностранных поставщиков России могли бы стать одним из главных факторов ускорения развития отечественных производительных сил при условии, что структура поставляемых услуг будет в большей степени сориентирована на подъем экономики, как и в других странах Запада, а на российском внутреннем рынке будет поддерживаться устойчивый баланс интересов между отечественными и иностранными поставщиками услуг, максимально удовлетворяющий потребителей и обеспечивающий полноценную конкурентную среду. Такой баланс обычно достигается сочетанием частичной либерализации торговли с временным применением протекционистских мер СНОСКА Гагаринов В.И. Россия в международной торговле. - М.: АСА, 2007. - с. 26.

     Общую линию российской политики в регулировании  международной невидимой торговли следует, на наш взгляд, строить исходя из того, что темпы и степень  перехода отечественного хозяйства  на постиндустриальную ступень развития во многом зависят от расширения масштабов  потребления субъектами экономики конкурентоспособных по качеству и цене услуг - как отечественных, так и импортных. В этой связи в большинстве случаев экономически не оправданы попытки безоговорочной протекционистской защиты позиций недостаточно конкурентоспособных отечественных продуцентов сервиса на внутреннем рынке страны. Исключения могут быть связаны, на наш взгляд, с жестким регулированием и целенаправленным ограничением невидимого импорта в конкретных сегментах (реже - секторах) третичной сферы и ограничены условиями, когда: такой импорт наносит ущерб жизни, здоровью, нравственности населения, нарушает законные права третьих лиц либо создает очевидные угрозы безопасности страны, в том числе экономической; отечественные продуценты соответствующих услуг имеют реальные возможности в сжатые, например не превышающие 3-5 лет, сроки выйти на качественные и ценовые параметры предложения своего сервиса, не уступающие тем, что достигнуты иностранными конкурентами.

     Конкретное  определение тех сегментов российской сферы услуг, в которых на протяжении указанных переходных периодов имеет  смысл ограничивать невидимый импорт, естественно, требует всесторонней, предельно тщательной проработки. Она должна охватить сопоставление параметров конкурентоспособности отечественных и импортных услуг, а также разбор сказывающихся на них факторов, включая влияние особенностей российского налогового режима, цены кредита на российском рынке, возможности выигрыша за счет более низких ставок оплаты труда и т. п., и наконец, реалистичную оценку возможностей укрепления конкурентоспособности отечественных услуг, необходимых для этого условий и сроков. СНОСКА Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Дело, Академия народного хозяйства, 2008. - с. 137..

     Экономические реформы в Российской Федерации  привели не только к активизации  развития традиционных отраслей, но и  созданию новых видов услуг (аудиторские, консалтинговые, компьютерные, бухгалтерские, услуги по проведению операций на рынке недвижимости, услуги в области рекламы, по подбору персонала, частной охранной деятельности и другие). Однако в целом российская индустрия услуг характеризуется все еще как нарождающаяся - infant industry. Это состояние требует продуманного подхода к стратегии развития и регулирования отраслей услуг с учетом соблюдения баланса интересов иностранных и отечественных поставщиков в тех или иных секторах услуг: с одной стороны следует обеспечивать защиту интересов российских поставщиков а, с другой стороны, создавать конкурентную среду с участием иностранных поставщиков на рынках услуг, что ведет в конечном итоге к стимулированию деятельности российских участников рынка. СНОСКА Седов К.С. Международная коммерческая деятельность в сфере услуг и интересы России. - М.: Экономика, 2006. - с. 17.

     Важное  значение имеет дальнейшее совершенствование транспортных, телекоммуникационных, финансовых услуг, которые являются основой инфраструктуры всей экономики. Многие из секторов услуг (например, туристические, юридические, консультационные), не требуя больших капиталовложений, являются фактором социальной стабильности, обеспечивая создание рабочих мест в стране. Другие сектора, такие как строительство, не только создают рабочие места, но и через систему межотраслевых связей стимулируют развитие широкого круга секторов промышленности. Важное социальное значение имеют такие сектора услуг, как здравоохранение, образование, социальное страхование, услуги по организации досуга. Ряд секторов услуг связаны с наиболее передовыми в научно-техническом отношении областями, например, компьютерные услуги, услуги космических запусков и т.д.

     Важным  фактором, влияющим на развитие российской сферы услуг, является характеристика трудовых ресурсов. В этом отношении  третичный сектор экономики обладает неплохими потенциальными возможностями: сравнительно низкая стоимость рабочей силы, что особенно важно для трудоемких услуг; в целом высокий образовательный уровень рабочей силы; способность оперативно приспосабливаться к требованиям экономической среды, проявлять инициативу и творческий подход.

     При успешном проведении реформ в экономике России должны коренным образом измениться и действующие на общенациональном уровне условия воспроизводства, включая устранение дефицита платежеспособного спроса и нехватки инвестиционных ресурсов, снижение тяжелых ставок налогообложения и уровня заемного процента, стабилизацию валютного курса. Тогда отпадет необходимость в селективной поддержке государством отдельных перспективных сегментов отечественной сферы услуг, потеряют остроту и проблемы экономической безопасности страны. Россия получит возможность устойчивого расширения выпуска и реализации сервиса. Она может рассчитывать на существенный рост поставок зарубежным потребителям ряда конкурентоспособных на международных рынках видов отечественных услуг при одновременном экономически оправданном расширении сбыта таких в широком смысле слова «импортозамещающих» услуг отечественным потребителям. В то же время будет расти и российский импорт услуг. Все это сформировало бы предпосылки продвижения к тем целям, которые стоят перед Россией в области международной торговли услугами и привело бы к улучшению ее положения на мировом рынке. 

Заключение

     На  протяжении двух последних десятилетий  наблюдается тенденция повышения  роли услуг в экономике стран  мира. Что же касается России, то ее позиция  на мировом рынке услуг  в настоящее время не очень  устойчива: она входит в тридцатку  крупных стран – участниц международной  торговли услугами, но продолжает оставаться нетто-импортером услуг. На Россию приходится 1,4% мирового импорта услуг и 1,0% мирового экспорта.

    Но все же не стоит говорить, что состояние сферы услуг в России  «безнадежно». Сфера эта действительно молодая, получившая развитие в основном в последнее десятилетие. Но во главе компаний этой отрасли в отличие от промышленности и сельского хозяйства стоят, как правило, динамичные, инициативные специалисты с широкими зарубежными связями. Другое дело – готовность и способность соответствующих правительственных структур собрать воедино, обобщить и оценить всю эту обширную информацию, выработать на ее основе более совершенную систему правового регулирования сферы услуг, используя опыт зарубежных стран.

     Улучшение ситуации в сфере услуг сильно зависит от иностранных инвестиций, но в то же время, либерализуя эту сферу, необходимо поддерживать баланс между интересами по защите своего внутреннего рынка и потребностью в инновациях для создания современной инфраструктуры. Ведь без крупномасштабной сферы услуг с развитым транспортом, связью, торговлей, финансово-кредитным и страховым секторами, комплексом деловых услуг, сферами образования и здравоохранения, отвечающим современным требованиям, Россия не сумеет создать эффективное рыночное хозяйство и достойно войти в мировую экономику. Поэтому нашей главной задачей на современном этапе перехода на рыночные основы и интеграции в мировое хозяйство должно стать ускорение развития сферы услуг. 

Список  литературы:

  1. "Российская Бизнес-газета" №806 (24) с 18, 20
  2. БИКИ №28 от 11 марта 2011, с 4
  3. Гагаринов В.И. Россия в международной торговле. - М.: АСА, 2008. - с. 26.
  4. Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Дело, Академия народного хозяйства, 2009. - с. 137.
  5. Седов К.С. Международная коммерческая деятельность в сфере услуг и интересы России. - М.: Экономика, 2008. - с. 17
  6. www.cbr.ru – Центральный Банк России
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

    «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

    САМАРСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

 

    Кафедра мировой экономики

 

    КУРСОВАЯ  РАБОТА

    по  дисциплине «Мировые экономические отношения»

    на  тему: «Сложности и перспективы России в мировой торговле услугами»

 

                студентки                        Ермолаевой Анастасии Михайловны

                факультета                     мировой экономики и торговли

                курса                                1

                № зачетной книжки      МТ10-07

                специальности               080102 «Мировая экономика»

                формы обучения            очной

    Научный руководитель:

 

                                                        Самара 2011

Информация о работе Россия в мировой торговле услугами