Россия в мировой торговле услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

В последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. Эта сфера мировой экономики до сих пор плохо изучена. До настоящего времени ведущие ученые мира уделяли ей достаточно мало внимания, услуги практически не изучались.

Содержание

Введение
1. Россия на мировом рынке услуг
2. Внешняя торговля услугами.
2.1 Общее
2.2 Транспортные услуги
2.3 Поездки
2.4 Другие виды услуг
3. Сложности России на мировом рынке услуг
4. Перспективы России на мировом рынке услуг
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

сложности и перспективы России в мировой торговле услугами..docx

— 122.80 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение

  1. Россия на мировом рынке услуг
  2. Внешняя торговля услугами.
    1. Общее
    2. Транспортные услуги
    3. Поездки
    4. Другие виды услуг
  3. Сложности России на мировом рынке услуг
  4. Перспективы России на мировом рынке услуг

Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

   В последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. Эта сфера мировой экономики до сих пор плохо изучена. До настоящего времени ведущие ученые мира уделяли ей достаточно мало внимания, услуги практически не изучались. Поэтому все еще не существует точного определения услуги, нет четкого разграничения видов услуг, совершенной системы регулирования сферы услуг, несмотря на постоянно растущие масштабы мирового обмена услугами.

   Ускорение развития сферы услуг для воздействия на экономический рост  – главная задача как для развитых, так и для развивающихся стран. Но это невозможно без тщательного, детального изучения самих услуг и их влияния на развитие всей страны в целом.

   Как известно, в последние годы  наблюдается тенденция повышения  роли услуг, причем рост сферы  услуг опережает рост материального  производства. 20% всей мировой торговли  приходится на международную  торговлю услугами.  Сфера услуг  выросла в крупнейший сектор  хозяйства: на нее приходится 62 – 74% мирового ВВП (что значительно  больше доли товарной торговли), а также 63 – 75% общей численности  занятых, кроме того она способствует росту технической оснащенности труда, внедрению более совершенных технологий и т.д. Причем ни в одной стране, где это происходит, подобная тенденция не оценивается негативно.

   На развитие сферы услуг большое  влияние оказывает научно-техническая  революция: появляются новые виды  услуг, повышается качество обслуживания, снимаются технические барьеры  в передаче некоторых услуг,  что открывает для них мировой  рынок. 

   Итак, можно сказать, что на  протяжении двух последних десятилетий  сфера услуг является одним   из наиболее динамично развивающихся   секторов мировой экономики. И  Россия не может не принимать  в этом участие.  Поэтому эта  тема приобретает сегодня такую актуальность

Глава 1. Россия на мировом рынке услуг.

     В процессе перехода российской экономики  на рыночные основы и ее интеграции в мировое хозяйство следует  учитывать активную роль сферы услуг, а так же все аспекты ее развития за рубежом (технические, структурные, организационные, управленческие, количественные и качественные). Первостепенная наша задача - ускорить развитие сферы услуг.

     Российский  рынок услуг начал формироваться  в первой половине 90-х годов, следуя процессу рыночных реформ и приватизации. До этого времени деятельность в  большинстве секторов услуг жестко регулировалась государством, а в  ряде из них государство являлось основным поставщиком услуг. С начала 90-х годов до настоящего времени  отечественный рынок услуг находится  в процессе непрерывного развития. Наибольшая активность наблюдалась  в сферах банковского дела и страхования, телекоммуникаций и компьютерных технологий, торговли и питания, туризма и  в целом индустрии развлечений.

Таблица 1. Доля сферы услуг в ВВП России СНОСКУ Источник: "Российская Бизнес-газета" №806 (24)

Год 2000 г 2008 г 2009 г 2010 г
Доля  сферы услуг 48% 56% 56,5% 58%
Кол-во занятых 46% 54% 60% 64%
 

 Как видно из таблицы доля сферы услуг в ВВП России значительно увеличилась за 10 лет. И несмотря на кризис 2008-09 гг ее доля продолжала увеличиваться, как и доля занятых в этой сфере.

С другой стороны, роль сферы услуг в экономике  России еще недостаточно высока - в  ВВП развитых стран ее доля превышает 65%, а в США достигла 77%.

Структура и основные качественные параметры  российского рынка услуг существенно  отличаются от западных прежде всего преобладанием традиционных отраслей, обеспечивающих транспортировку и сбыт произведенной продукции.

      Как показывают данные МВФ, общий объем  услуг составляет около 25% общей  величины мирового экспорта. Географическое распределение торговли услугами, предоставляемое отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств.

      На  мировом рынке услуг доминируют 8 ведущих стран, на которые приходится 2\3 мирового экспорта услуг и более 80% импорта. Доля первой пятерки составляет более 75% экспорта. При этом на 4 страны: США, Великобританию, Германию и Францию  приходится 44%всего мирового экспорта услуг. СНОСКА БИКИ 11 марта 2011, №28, с. 4

      Что касается России, то она, хоть и обладает потенциальными резервами для развития туризма, транспортных услуг, их широкому экспорту мешает слабая материально-техническая  база, как и недостатки хозяйственного механизма. Западноевропейские страны дополняют высокое качество своих  услуг применением широкого сектора  ограничений на использование иностранных  услуг, в том числе и из стран  СНГ. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Внешняя торговля услугами

2.1 Общее

  Диаграмма 1. Структура экспорта услуг (млрд долларов).СНОСКА http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/trade.pdf

 

Экспорт услуг в 2010 г. оценивался в 41,5 млрд. долларов, или на 19% меньше показателя предыдущего года, снижение наблюдалось по всем основным видам услуг.

Поступления по важной для российской экономики  статье баланса услуг – транспорту – составили 12,4 млрд. долларов США, сократившись на 18% по сравнению с  предыдущим годом. Их удельный вес в  общем объеме экспортных операций существенно  не изменился и составил 30%.

Также, из диаграммы видно, насколько изменился удельный вес в общем объеме экспорта по каждой из статей. Например, сравнивая 2000  и 2010 гг, можно заметить, что экспорт транспорта значительно снизился, однако увеличился объем экспорта прочих деловых услуг. Такое перераспределение говорит о прогрессивном развитии каждой сферы. 
 

Диаграмма 2. Структура импорта услуг (млрд долларов). СНОСКА http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/trade.pdf

          Импорт  услуг в 2010 г. по сравнению с 2009 годом снизился на 19% до 61,4 млрд. долларов США.

   Доминирующее  положение в импорте сохранили  услуги, оказываемые гражданам России во время их пребывания на территории иностранных государств, отражаемые в платежном балансе по статье «Поездки». Расходы по этой статье составили 20,8 млрд. долларов США, что на 13% ниже показателя предыдущего года. В последние  годы удельный вес данной категории  услуг снижался: если в 2000-2005 годах  он достигал 45-48%, то  уменьшился в 2009 году – до 32%. В 2010 году на фоне опережающего падения импорта услуг, потребляемых корпорациями, доля «поездок», преимущественно оплачиваемых домашними хозяйствами, несколько выросла – до 34%.

   В 2010 году внешняя торговля услугами Российской Федерации сформировалась в условиях ухудшения внешнеэкономической  конъюнктуры. Сокращение количества трансграничных операций вследствие спада деловой  активности, а также их стоимостных  параметров привело к снижению внеш-неторгового оборота услуг до 102, 9 млрд. долларов США или на 19% по сравнению с предыдущим годом.

   Это объясняется сохраняющейся потребностью в импорте некоторых традиционных видов услуг и растущим спросом  на прогрессивные, технически и технологически сложные услуги. Кроме того, значительное отрицательное сальдо в торговле услугами явилось следствием возросшей  открытости российского общества, сопровождавшейся, в том числе, увеличением масштабов  выездного туризма.

   Как видно из диаграмм, важнейшей и преобладающей статьей торгового баланса Российской Федерации в сфере услуг в последние годы является транспорт. На эту статью в 2010 г. приходилось 29,8% общего объема экспорта услуг и 15,4% импорта.

Диаграмма 3. Внешняя торговля услугами в 2010 году по группам стран. СНОСКА http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/trade.pdf

(в % к итогу)

     Географическая  структура торговли услугами в 2010 году складывалась в пользу преобладания операций с резидентами стран дальнего зарубежья. Их доля во внешнеторговом обороте по сравнению с предыдущими годами практически не изменилась и составила 87%. Отрицательное сальдо баланса услуг по этой группе стран сократилось до 21,2 млрд. долларов, что на 23% ниже показателя. Объем услуг, оказанных странам дальнего зарубежья, снизившись на 16% относительно уровня 2009 года, составил к 33,9 млрд. долларов или 82% совокупного экспорта. Почти половина операций пришлась на страны Европейского Союза (16 млрд. долларов), традиционно крупными потребителями российских услуг остались также страны АТЭС (6,6 млрд. долларов).

     Среди стран дальнего зарубежья основными  потребителями российских услуг  были резиденты Соединенного Королевства  и Соединенных Штатов (по 11%), Германии (9%), Кипра (6%), Швейцарии (5%). На долю десяти основных стран-партнеров пришлось более 55% всего экспорта.

     Распределение импорта услуг по группам стран  также фактически не меняется на протяжении ряда лет. Основной его объем (90%) приходится на дальнее зарубежье. В 2010 году он равнялся 55,1 млрд. долларов, снижение за год составило 13 млрд. долларов (19%). По-прежнему внутри этой группы важную роль играли страны Европейского Союза: их доля в совокупном импорте равнялась 26,6 млрд. долларов США или 48%. На потребление услуг, оказанных резидентами стран  АТЭС, пришлось 12% импорта.

В рейтинге стран-поставщиков услуг лидировали Германия, Соединенное Королевство  и Турция (по 8 %), Соединенные штаты (7%), Кипр (5%) удельный вес десяти основных стран-партнеров - 53%. 
 
 
 

2.2. Транспорт

Потоки  операций по статье транспортные услуги в 2010 году отражали страну как нетто-экспортера. Во многом это объясняется как конкурентными тарифными ставками, предлагаемыми российскими перевозчиками, так и особенностями географического положения нашей страны.

В 2010 году профицит баланса транспортных услуг вырос до 2,9 млрд. долларов. В 2008 году значение этого показателя равнялось 2,5 млрд. долларов, а в 2009 году – 2,1 млрд. долларов.

В 2010 году экспорт транспортных услуг составил 12,4 млрд. долларов, в том числе в страны дальнего зарубежья – 10,5 млрд. долларов, в страны СНГ – 1,9 млрд. долларов. На первую группу стран пришлось более 75% объемов грузоперевозок, 85% - пассажирских перевозок и 95% - вспомогательных транспортных услуг.

Диаграмма 4. Динамика экспорта транспортных услуг. СНОСКА http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/trade.pdf

Как видно  из диаграммы, структура экспорта транспортных услуг остается неизменной на протяжении ряда лет. Стабильно свыше 40% составляют грузовые перевозки. 
 

Диаграмма 5. Импорт транспортных услуг. СНОСКА http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/trade.pdf

     В 2010 году импорт транспортных услуг по сравнению с предыдущим годом уменьшился на 27% и составил 9,5 млрд. долларов.

Информация о работе Россия в мировой торговле услугами