Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 19:14, доклад
Энергети́ческая сверхдержа́ва — термин, введённый в 2006—2009 гг. российским правительством и необходимый для обозначения государства, обладающего большими разведанными запасами нефти, природного газа, угля, урана или, по некоторым определениям, возможностями использования возобновляемой энергии и являющееся крупнейшим экспортёром энергоносителей хотя бы одного из перечисленных видов. Энергетические сверхдержавы контролируют мировой рынок энергоносителей, имеют возможность влиять на ценообразование и приобретают ключевую роль в мировой экономике, получая огромные прибыли во время современного потребительского бума при высоком спросе и высокой цене на энергию.
1. Энергетическая сверхдержава – определение понятия
2. Концепция энергетической сверхдержавы – мифы и реальность для России
3. Проблемы на пути к становлению энергетической сворхдержавы
4. Транспортные задачи и обмен активами
5. Ценообразование
6. Заключение
Именно нефтегазовый комплекс может стать катализатором прихода в Россию новых технологий, в которых так нуждается наша страна. Можно вспомнить только несколько серьезнейших задач, которые стоят перед российским ТЭК и которые связаны с радикальными технологическими прорывами.
В этом аспекте в ТЭК необходимо решить три задачи. Первая – создание технологий добычи в сложных географических условиях (например, на шельфе северных морей или на полуострове Ямал). Например, норвежские компании научились добывать нефть без использования огромных фиксированных платформ, которые закрепляются на морском дне. В итоге в северных морях появляются целые «добывающие острова», которые соединены со скважинами подводными коммуникациями. Но пока только под норвежским флагом. А у России нет ни одной морской буровой установки на арктическом шельфе!
Второе – увеличение
доли готовой продукции в
Третье – освоение производства новых видов топлива – но не биотоплива, а более реальных вещей типа сжиженного природного газа. Для России настоящим позором является отсутствие промышленного производства сжиженного газа и терминалов по отправке судов СПГ в другие страны.
Для России важно, чтобы СПГ не конкурировал с трубопроводным газом. Поэтому в Европе следует использовать стратегию точеного экспорта. Основными целями СПГ должны быть страны, где нет больших закупок трубопроводного газа, но зато есть мощности по приему судов с СПГ. Например, Норвегия уже активно возит СПГ в Бильбао. А там вполне мог бы оказаться и наш танкер-метановоз с северного шельфа.
Но самое главное – развитие производства СПГ должно открыть России дорогу на рынок крупнейшего потребителя этой продукции – США, а также в Юго-Восточную Азию.
Транспортные задачи и обмен активами
Развитие системы доставки наших углеводородов на важнейшие рынки – не менее существенная задача. Помимо экспорта СПГ должна расширяться и трубопроводная сеть. Прежде всего необходимо снизить наши риски за счет уменьшения числа стран-транзитеров. А если отбросить политкорректность – то убрать Украину и Белоруссию из цепочки экспорта газа и нефти в Европу. Сделать это можно следующим образом. Нужно расширять систему подводных газопроводов, а также расширять объем поставок нефти по северному маршруту, а также по Черному морю. Нужны вторая очередь Балтийской трубопроводной системы, строительство нефтеналивных терминалов в районе Мурманска и восстановление танкерного ледокольного флота.
В европейском направлении
Это будут не просто новые проекты экспорта газа. Данные газопроводы должны символизировать построение цепочки от добычи в России к сбыту в Европе, которая контролируется совместно российскими и европейскими компаниями. В обмен на доступ к добыче российские концерны будут получать долю в сбытовых и энергогенерирующих активах в Европе. Кстати, уже сейчас некоторые европейские политики пытаются вести борьбу с российскими покупками в ЕС – особенно это касается приобретений в сегменте генерации и сбыта электроэнергии. Лоббирование наших энергетических интересов в Европе становится важнейшей внешнеполитической задачей. Тем более что, получая долю в сбыте углеводородов и электроэнергии напрямую европейским конечным потребителям, наши компании увеличат свои доходы.
Ценообразование
В идеале Россия должна быть не просто пассивным наблюдателем за конъюнктурой на мировом рынке углеводородов, но и создать возможности для влияния на их стоимость. С нефтью сделать это будет непросто. На ближайшее время лучше ограничиться попытками расширить количество торгуемых российских сортов нефти, а также создать полноценную торговую площадку на российской территории. А вот с газовым рынком ситуация более перспективная. Сегодня стоимость газа целиком привязана к цене на нефть. Но ведь газ является самостоятельным товаром, и поэтому можно попытаться создать систему независимого ценообразования на «голубое топливо». России следует наладить сотрудничество со всеми ключевыми производителями газа в мире, выступив основной движущей силой этого процесса. Совместная позиция крупнейших газопроизводителей неизбежно станет важнейшим фактором в определении цены. Особый интерес для России поставляет Алжир как второй после нас поставщик газа в Европу, а также крупнейшие поставщики СПГ. А вот Иран, хоть и обладает вторыми запасами газа, в качестве союзника не слишком перспективен – эта страна скорее предпочтет быть нам конкурентом, чем партнером. Так что нам скорее выгодно нарастание напряженности вокруг Ирана, что блокирует проекты поставок нефти газа в Индию и Китай.
Заключение
Борьба за контроль над конкурентами является очень важной составляющей становления энергетической сверхдержавы. Сегодня, например, активно развивается тема стран Центральной Азии и Каспийского региона как альтернативных России источников поставки углеводородов в Европу и Китай. Россию шантажируют новыми маршрутами экспорта из ЦАР и Каспия, используя это как элемент давления. Не случайно Европа настаивает на ратификации в России Европейской энергетической хартии, транспортный протокол которой предполагает, что мы обязаны предоставлять свои трубопроводы для транзита энергоресурсов из других стран по фиксированным тарифам. Кроме того, постоянно муссируется идея строительства новых нефте- и газопроводов, которые бы шли в обход России. Первая ласточка уже есть – нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан. Этот проект исключительно политический. Стоимость трубы оказалась неоправданно высокой, да и непонятно, что же будет являться ресурсной базой данного нефтепровода. Но неудача БТД не остановит ЕС и США. Поэтому России нужно не стесняться заявлять свои приоритеты в данном регионе.
Таким образом, построение энергетической сверхдержавы – весьма амбициозный проект, который связан с поиском ответов на разнообразные экономические, геологические, политические и прочие вызовы. Это задача, связанная с обучением национальной элиты проектному мышлению – ведь она предполагает четкое целеполагание, горизонт, которого можно достичь только за счет согласованных действий политического класса. Обучение элиты предполагает переход от принципа пожарного реагирования на проблемы к реализации грандиозных проектов, носящих междисциплинарный характер. Строительство энергетической сверхдержавы как нельзя лучше подходит для этой цели.