Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 19:14, доклад
Энергети́ческая сверхдержа́ва — термин, введённый в 2006—2009 гг. российским правительством и необходимый для обозначения государства, обладающего большими разведанными запасами нефти, природного газа, угля, урана или, по некоторым определениям, возможностями использования возобновляемой энергии и являющееся крупнейшим экспортёром энергоносителей хотя бы одного из перечисленных видов. Энергетические сверхдержавы контролируют мировой рынок энергоносителей, имеют возможность влиять на ценообразование и приобретают ключевую роль в мировой экономике, получая огромные прибыли во время современного потребительского бума при высоком спросе и высокой цене на энергию.
1. Энергетическая сверхдержава – определение понятия
2. Концепция энергетической сверхдержавы – мифы и реальность для России
3. Проблемы на пути к становлению энергетической сворхдержавы
4. Транспортные задачи и обмен активами
5. Ценообразование
6. Заключение
Содержание:
Энергетическая сверхдержава
Энергети́ческая сверхдержа́ва — термин, введённый в 2006—2009 гг. российским правительством и необходимый для обозначения государства, обладающего большими разведанными запасами нефти, природного газа, угля, урана или, по некоторым определениям, возможностями использования возобновляемой энергии и являющееся крупнейшим экспортёром энергоносителей хотя бы одного из перечисленных видов. Энергетические сверхдержавы контролируют мировой рынок энергоносителей, имеют возможность влиять на ценообразование и приобретают ключевую роль в мировой экономике, получая огромные прибыли во время современного потребительского бума при высоком спросе и высокой цене на энергию.
Энергетическая сверхдержава обладает внутренней стабильностью, в противном случае, как, например, в Нигерии, она теряет способность контролировать свою добывающую промышленность и экспорт.
Существует две общепризнанных энергетических сверхдержавы: Россия, обладающая крупнейшими запасами природного газа и Саудовская Аравия, занимающая первое место в мире по запасам и добыче нефти.
Термин «энергетическая
сверхдержава» применительно к
России впервые использовал
Концепция энергетической сверхдержавы – мифы и реальность для России
Прежде чем обосновать и расшифровать вышеуказанный подход к определению термина, очень важно сразу избавится от мифов, которые стали очень быстро оформляться вокруг проблемы роли нефтегазового комплекса в российской экономики.
Первый очень устойчивый миф – Россия не должна быть энергетической сверхдержавой, поскольку это слишком узкая и немасштабная для нее роль. Мол, нам просто необходима диверсификация, поэтому энергетика не может быть доминирующим приоритетом в национальном развитии.
На него накладывается много других заблуждений, из которых особенно выделяются два. Первое – все нефтегазовые страны стремительно диверсифицируют свои экономики. Второе – если Россия будет продолжать сидеть эксплуатировать нефтяные зарождения, то скоро цены на нефть упадут и нас ждет национальная катастрофа. Некоторые идут еще дальше – говорят, что вот-вот найдут новый источник энергии и нефть с газом вообще не будут нужны.
Стоит отметить, что Россия является не только производителем нефти и газа. Она также крупная металлургическая, атомная держава, один из лидеров в производстве вооружений. И никто не предлагает свести всю экономику только к производству энергоресурсов. Однако именно в энергетике роль России уникальна, и именно с ней связан наш шанс на особый статус в мировой экономике и политике.
Значит, сама идея снижения доли ТЭК в российском ВВП опасна и чревата серьезными последствиями. Сам нефтегаз должен обновиться – в том числе и через развитие переработки и привлечение новых технологий. Но он должен остаться флагманом экономики России и ее основной ставкой, в том числе и в геополитической борьбе.
Россия – единственная страна в мире, которая входит сразу в четыре тройки мировых лидеров – по добыче нефти и газа, а также по их запасам.
По добыче же нефти и газа роль России оспорить сложно. Некогда В.В. Путин сказал, что при желании мы могли бы обогнать Саудовскую Аравию по добыче нефти – но, собственно, по некоторым подсчетам, это уже произошло, и даже если убрать из российской добычи конденсат, который у нас исторически считают с добываемой нефтью.
Не стоит обольщаться – прорыва с сегменте высоких технологий не произойдет. Примеры якобы успешной диверсификации экономик в других государствах, богатых нефтью и газом, на поверку оказываются преувеличением.
Диверсификацию лучше понимать как усиление роли переработки углеводородов и привлечение новых технологий в саму энергетическую отрасль. В этом и есть гигантский источник технологического прорыва для страны. Остальная же диверсификация является скорее сознательным вымыслом.
Очевидно, что такая стратегия должна базироваться на предпосылке о длительном периоде высоких цен на углеводороды. Иначе риски начинают расти. Но на самом деле они являются вполне оправданными. Традиционно Россия занимала пассивную позицию, ожидая изменения цен на нефть. Концепция энергетической сверхдержавы предполагает совершенно иной подход. В частности, участие в формировании цен на углеводороды.
Но даже если Россия и не сумеет влиять на ценовую политику, все равно больше аргументов за дорогую нефть, чем за дешевую. Легкой нефти в мире становится катастрофически мало – запасы лежат в трудноизвлекаемых участках, и чтобы ее добывать, цены должны быть постоянно высокими. Общие запасы нефти в мире большие – но чтобы начинать проекты ее извлечения, например, из битумных пеков Канады, нужно, чтобы нефтяные компании имели гарантии длительного периода дорогой нефти.
Россию также пугают отказом от углеводородов и массовым переходом на новые виды топлива. Это еще один миф. Несмотря на то, что на протяжении многих лет идут переговоры о том, что эпоха нефти скоро закончится, что вот-вот будет найдена замена, что буквально завтра создадут новые виды генерации электроэнергии. Однако до сих пор никаких прорывов в электроэнергетике не произошло. Более того, серьезные исследовательские структуры вообще не ждут принципиальных прорывов в области новых энерготехнологий и изменений в мировом энергобалансе до 2025 г. Доля нефти и газа в нем в ближайшие 20 лет практически не изменится. Или еще более удивительные вещи – немецкие эксперты в области энергетики допускают, что нефть и газ в обозримом будущем могут потеснить, но вовсе не новые виды топлива, а уголь! Реанимация угольной отрасли выглядит более серьезной перспективой, чем массовый переход на водород или биотопливо.
Все альтернативные нефти и газу проекты можно разделить на несколько групп. Первая – это биотопливо. Вторая – возобновляемые виды топлива. Третья – водород. Четвертая – атомная энергетика.
Разработка первых двух видов топлива – не что иное, как грандиозная PR-кампания, которая решает сразу несколько задач. Первая задача – это успокоение западной общественности в том, что борьба за чистую землю продолжается ускоренными темпами и что правительства передовых стран заботятся об экологии. Вторая – повышение градуса оптимизма в обществе, которому предлагают еще чуть-чуть потерпеть высокие цены на бензин, потому что полученные от потребителя деньги якобы будут использованы на технические новинки, которые позволят получать чуть ли не бесплатное топливо. Вера в «энергетический коммунизм» спокойно позволяет повышать цены на бензин – тяжелое настоящее подается как необходимая плата за светлое энергетическое будущее.
Забывается одно – что наиважнейшим критерием в глобальной рыночной экономике остается цена. А биотопливо не может быть дешевым. Кроме того, для его использования в качестве топлива в промышленных масштабах нужно в разы увеличить производство той же кукурузы или сахарного тростника.
Те же цели экологического PR преследует и реклама возобновляемых источников энергии. Конечно, таким образом энергию получать можно, но не в промышленных масштабах. А с ценой опять же возникают трудности.
С атомом ситуация несколько сложнее. Этот вид генерации уже довольно серьезно распространен, и будет развиваться дальше. Но, в отличие от биотоплива, цена может оказаться низкой, а экологичность становится не преимуществом, а ахиллесовой пятой проекта. Есть проблема переработки урана, хранения отходов, надежности самих станций, наконец, терроризма. Рост количества атомных станций серьезно увеличивает угрозу международной безопасности. Есть и проблема двойных технологий. Разработки в области мирного атома могут быть использованы для создания ядерного оружия.
Более интересным объектом анализа является водород. Казалось бы, запасы водорода, связанного в органическом веществе и в воде, практически неисчерпаемы. Но основным спонсором разработки водородного топлива являются нефтегазовые компании, которые давно превратились в мощную политическую силу.
Но самое важное, что, несмотря на то, что политически ведущие страны мира сами страдают от дорогого бензина, они не заинтересованы в появлении дешевого топлива. Но еще большей катастрофой для них станет появление слишком мощных конкурентов, для которых дешевые энергоресурсы станут просто царским подарком.
Больше всего США
и страны Европы боятся динамичного
развития Китая. На подходе также
и Индия. Высокая энергоемкость
китайской и индийской экономик
оставляет надежды при росте
стоимости нефти нанести эконом
Западу не нужны новые центры экономического роста – ему проще переплатить за углеводороды, но убрать конкурентов.
Так что есть все основания
предполагать, что эпоха нефти
и газа продлится еще долго
и именно углеводороды будут самыми
востребованными
Собственно особых вариантов нет. Нефть и газ нужны всем. Наивно думать, что если Россия не будет сегодня разрабатывать свои месторождения, то основные потребители просто махнут на нас рукой и переключатся на другие регионы. Хотя бы потому, что переключаться особо и некуда. Ситуация такова, что без России мировой энергорынок не сможет функционировать. Так что неспособность нарастить добычу нефти и газа – это приговор для России.
Это практически неизбежно выльется в серьезнейшую угрозу для российского суверенитета, потому желающих «подобывать» за нас углеводороды на нашей территории найдется предостаточно. После чего и территория эта довольно быстро станет не нашей. Особенно если учесть географию отечественных нефтегазоносных платов. Наиболее перспективные участки находятся на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, которые сегодня лишь номинально включены в единое российское экономическое пространство. Если учесть, что там же находятся огромные залежи угля, цветных металлов, лесные массивы, резервуары пресной воды, другие ресурсы, так необходимые для развития стран Азиатско-Тихоокеанского региона, то становится понятным, что без развития эти территории рискуют быть выведенными из состава Российской Федерации. Важно осознать такую простую вещь – либо Россия будет энергетической сверхдержавой, либо ее вообще не будет как страны. Никакой альтернативы просто не существует.
Проблемы на пути к становлению энергетической сворхдержавы
Понятно, что энергетическая сверхдержава несостоятельна без нормализации ситуации в добыче. Наблюдаемый в последние годы рост добычи нефти и газа на уровне 2−2,5% никак не может быть признан удовлетворительным. Да, есть проблемы с транспортной инфраструктурой, не позволяющей расширять экспорт, но это скорее лишь оправдание. Не будь у нас проблем с добычей газа, вряд ли возникла бы идея о частичной замене газовой генерации электроэнергии на угольную.
Проблемы известны – недостаток инвестиций в новые проекты. Неоднократно приходилось писать о том, что стратегия крупных частных компаний заключалась в сознательной минимизации расходов на геологоразведку и новые длительные проекты.
Усиление роли госкомпаний должно было изменить ситуацию. Но пока этого не происходит. Очень много амбициозных планов – и очень мало вложений в разведочное бурение, тотальное отставание по восточносибирским и шельфовым проектам.
Часто звучащая идея о том, что рост добычи углеводородов России не нужен, выглядит очень спорной. Даже если Европа и не способна обеспечить стабильное увеличение спроса на российскую нефть и газ, нам необходимо осваивать новые рынки – США и Юго-Восточную Азию. А для этого нужны и новые объемы добываемых нефти и газа. Плюс не стоит забывать о росте потребления углеводородов внутри России.
Поэтому нужно переформулировать энергетическую стратегию под более амбициозные добычные задачи. Возможно даже и соответствующее изменение структуры исполнительной власти. Каждое месторождение должно получить четкий срок ввода в действие. А Восточная Сибирь должна быть объявлена подлинным национальным проектом – там просто необходимо создать второй центр извлечения углеводородов. Шельф должен быть объявлен вторым приоритетом. Он важнее, в том числе и с точки зрения привлечения новых технологий.
Лучше начать полноценную добычу на востоке страны и на шельфе, чем гнаться за мифической диверсификацией экономики. Будет добыча на шельфе – будут и новые технологии.
Второй аспект энергетической сверхдержавы – обеспечение технологического прорыва. Развитие высоких технологий в России возможно прежде всего именно в нефте- и газодобыче. Остальные идеи постиндустриального прорыва являются фикцией. Не стоит питать иллюзий – новые технологии на сегодняшний день возможны только в нефтегазе и производстве вооружений.
Именно топливно-энергетический комплекс мог бы стать своеобразным высокотехнологичным магнитом. Современное производство нефти и газа на самом деле является весьма непростым технологическим процессом, требующим довольно значительных инноваций.