Российская экономика в мировом хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение места России в системе мирового хозяйства, а также пути интеграции России в мировую экономику.
Задачи курсовой работы состоят в том, чтобы рассмотреть:
- понятие, этапы формирования и структуру мирового хозяйства;
- формы международного сотрудничества;

Содержание

Введение...................................................................................................................4 1.Мировое хозяйство: сущность и закономерности развития.............................6
1.1 Понятие, основные этапы формирования и структура мирового хозяйства..................................................................................................................6
1.2 Формы международного сотрудничества................................................13
1.3 Глобализация мирохозяйственных отношений и ее последствия…….15
2. Россия как участник мирового хозяйства.......................................................20
2.1 Место России в мировой торговле............................................................20
2.2 Россия в международном движении капитала........................................23
2.3 Международная миграция и российский рынок труда...........................25
2.4 Ограничения и перспективы интеграции российской экономики в мировое хозяйство.................................................................................................28
Заключение.............................................................................................................32
Список использованной литературы......................

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

      В современной России международная миграция представлена двумя потоками: эмиграцией (переселение — добровольное или вынужденное, самотечное или организованное) в другую страну на постоянное или временное, на длительный срок проживания, в большинстве случаев с изменением гражданства и иммиграцией (въезд в страну на постоянное или временное, как правило, длительное проживание граждан другой страны, большей частью с получением нового гражданства). В свою очередь в обеих составляющих международной миграции выделяется миграционный обмен Российской Федерации с республиками, прежде входившими в состав СССР, и обмен с другими зарубежными государствами [19].

      В конце 80-х - начале 90-х гг. относительно стабильная картина миграционного  обмена населения между Россией  и государствами ближнего зарубежья существенно изменилась. Возросло влияние факторов, связанных с политическим переустройством в постсоветском пространстве, с шоковыми для этнических россиян изменениями в национальной политике бывших союзных республик, с глубоким социально-экономическим кризисом на всей территории бывшего СССР. В результате резко сократился выезд российского населения в государства ближнего зарубежья. В то же время встречные миграционные потоки в Россию, в основном русскоязычного населения, долгое время оставались достаточно стабильными и, достигнув в 1994 г. максимальной величины — 1146 тыс. человек, стали постепенно сокращаться. Ожидаемый приток в Россию мигрантов из государств — бывших республик СССР составлял в 1997 - 2000 гг. около 3 млн человек.

      Эмиграция в государства дальнего зарубежья в настоящее время не имеет остропроблемного характера, как это имело место, когда она долго сдерживалась по политическим мотивам. Пик эмиграции пришелся на 1990 г. и составил 103,6 тыс. человек (до середины 80-х гг. ежегодно выезжало до 3 тыс. человек). В последние годы количество лиц, выезжающих с территории Российской Федерации, не превышало 100 тыс. человек в год (в основном евреи, немцы, армяне, имеющие высшее образование).

      При существующей за рубежом системе  квотирования приема иммигрантов эмиграционный поток из России может составить не более 0,1 процента населения в год. Открытая эмиграция обусловливается степенью экономического и социального развития, этнической напряженностью внутри России и на ее границах, а также политикой стран, принимающих российских эмигрантов и ужесточивших требования их приема в последние годы. При этом формирование потока эмигрантов из России приобретает выраженную географическую и национальную направленность и приходится прежде всего на государства традиционной эмиграции (США, Израиль, Германия), а также на иные страны (Канада, Греция, Австралия), страны, находящиеся в новых районах эмиграции (ЮАР, Аргентина, Бразилия), при сохранении практически той же социальной и этнической структуры. Вместе с тем наблюдается рост числа русских эмигрантов из среды преуспевающих бизнесменов, а также снижение требований эмигрантов к условиям их приема на территории иностранного государства и обустройства.

      Неблагоприятное воздействие на миграционную ситуацию внутри России, на состояние рынка  труда имеет иммиграция, которая  во многом определяется экономическим  положением России и государств —  бывших республик СССР, степенью стабильности внутриполитической обстановки в других иностранных государствах. Из-за неуправляемой и неконтролируемой иммиграции происходит наполнение отдельных районов России неквалифицированной рабочей силой из соседних стран, особенно из стран Среднеазиатского региона, регионов Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.

      В настоящее время в России находится  свыше 1 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства, чей статус на территории Российской Федерации необходимо определить. По экспертной оценке, в современных условиях приток иностранцев, ищущих убежища, может составить более 100 тыс. человек в год. Достаточно многочисленной является категория лиц, желающих получить политическое убежище в России.

      Реформы в политической и экономической  сфере создали условия для  выхода России на международный рынок труда. Новые формы привлечения в страну иностранной рабочей силы и открывшаяся возможность трудоустройства российских граждан за рубежом вызывают необходимость целенаправленного государственного регулирования этих процессов. Его целью являются: выход на международный рынок труда в цивилизованных формах; соблюдение и защита прав субъектов временной трудовой миграции с учетом общепризнанных принципов и норм международного права в отношении трудящихся — мигрантов; обеспечение положительного для экономики России баланса трудовой миграции ее граждан за границу и использования труда иностранных граждан. 

      2.4 Ограничения и  перспективы интеграции  российской экономики  в мировое хозяйство.

       «В настоящее время Российская Федерация играет в мировой экономике роль экспортера сырья и импортера потребительских и инвестиционных товаров и услуг. Эта модель экономического развития («сырьевая») не может обеспечить ни высоких темпов роста благосостояния народа, ни макроэкономической стабильности, ни международной конкурентоспособности российских предприятий, ни национальной безопасности России. Поэтому необходимо перейти к «несырьевой» модели экономики. Почему неудовлетворительна «сырьевая» модель? [8]

     Сырьевая  модель экономики далеко не идеальна, потому что если в основном экспортируется сырье, то это означает, что экономика страны не в состоянии конкурировать с зарубежными странами в создании продукции и услуг потребительского и инвестиционного назначения. «Сырьевой» модели экономики присуща экономическая нестабильность, периодически приводящая к финансовым и даже социально-политическим кризисам. Здесь же нужно сказать, что сырьевая» модель экономики не обеспечивает нормального развития России хотя бы потому, что запасы полезных ископаемых со временем истощаются, а разведка новых месторождений требует все более высоких удельных капиталовложений. Кажущиеся еще огромными запасы углеводородов все труднее и дороже добывать. Вполне возможно, что в ближайшие десятилетия российская экономика столкнется с сокращением добычи нефти и газа, а прогнозы ее роста останутся лишь проектами. «Сырьевая» модель экономики плоха тем, что быстрый рост экспорта сырья благодаря росту его добычи или цен на рынках порождает экономический парадокс, известный как «голландская болезнь». Ее сущность заключается в том, что рост добычи и экспорта сырья в минерально-сырьевом секторе приводит к перемещению ресурсов труда и капитала из торгуемого сектора в неторгуемый несырьевой сектор. В России «голландская болезнь» пока что проявляется в «мягкой форме», а именно – в отставании роста обрабатывающих производств по сравнению с ростом ВВП. А также, недостатком «сырьевой» модели экономики является недостаточно быстрый научно-технический прогресс (НТП). А ведь он является основным источником современного экономического роста. Можно сделать вывод: если ничего не менять, то будущее российской экономики сведется к роли сырьевого придатка стран Запада и Китая. Но как ее избежать? Во-первых, сменить модель экономического развития. Во-вторых, изменить макроэкономическую политику. Нужно перестать ревальвировать рубль, привлекая спекулятивные капиталы из-за рубежа. Это позволит ослабить «голландскую болезнь». Надо прекратить практически бесплатное кредитование западных стран и начать вкладывать государственные средства в реальные активы. Обеспечив отток спекулятивного капитала из России и заместив иностранные займы российских госкомпаний бюджетными кредитами, можно без усиления инфляции инвестировать средства Фонда национального благосостояния в развитие российского машиностроения. Можно вкладывать нефтяные доходы внутри страны, не провоцируя, а замедляя инфляцию: в высокотехнологичные инвестпроекты; в создание компаний на высокомонополизированных рынках; в расширение «узких мест», порождающих структурную инфляцию (например, в развитие цементной промышленности); в отрасли, в которых улучшатся конкурентные преимущества в случае падения цен на нефть. Сейчас государству нужно форсировать строительство и модернизацию российских авиастроительных или автомобильных заводов, вкладывая средства в приобретение их акций или в создание новых компаний с полным циклом производства, не занимающихся лишь «отверточной» сборкой.

     В 2003 г. Минэкономразвития РФ предложило диверсификационную модель развития российской экономики. Она была использована при разработке Среднесрочной программы на 2006-2008 гг. и проекта «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ» до 2020 г. Диверсификация экспорта подразумевает повышение в нем удельного веса торгуемых продуктов, например, путем кредитования и страхования экспорта несырьевой продукции. По мнению автора, основным инструментом обеспечения ценовой конкурентоспособности торгуемых продуктов в России является относительно низкие внутренние цены на энергоносители.

     Возможности «диверсификационной» модели развития российской экономики весьма ограничены. В высокотехнологичных отраслях мировой экономики доминируют ТНК, в трудоемких же отраслях с традиционной технологией Россия не может конкурировать с Китаем и Индией, располагающими огромными ресурсами дешевой рабочей силы. Кроме того, в этих и в «новых индустриальных» странах десятилетиями проводилась политика «догоняющего развития» с применением мер господдержки экспорта торгуемых продуктов. Япония и Южная Корея уже создали высокотехнологичную экономику. Начинают вторгаться в высокотехнологичные отрасли и китайские компании, пользующиеся мощной поддержкой государства. Даже если бы российское правительство захотело конкурировать с вышеперечисленными странами, использование модели «догоняющего развития» уже практически невозможно. Страны Запада создали множество препон для господдержки развития производства и экспорта несырьевой продукции странами, не входящими в число учредителей ВТО. В итоге: с одной стороны российские производители испытывают конкуренцию со стороны китайских предприятий, использующих дешевую рабочую силу и свободных от экологических ограничений; с другой стороны, нам трудно пробиться на рынки высокотехнологичной продукции, поделенные между западными ТНК, активно поддерживаемыми правительствами США, Японии и стран ЕС. Не смогут выжить без такой поддержки и российские предприятия торгуемого сектора. В Среднесрочной программе о такой поддержке говорится весьма скупо, а масштабы выделяемых для нее бюджетных средств просто мизерны. Существует еще и «высокотехнологичная» модель развития российской экономики. Итак, России нужна концентрация усилий государства и российского бизнеса на тех направлениях развития высокотехнологичного сектора мировой экономики, в которых у России имеются конкурентные преимущества. Основной причиной неразвитости в России высокотехнологичного сектора стало создание множества технологических монополий, возникших из-за приватизации по отдельности звеньев «технологических цепочек» по производству готовых продуктов, особенно предприятий, находившихся в советскую эпоху в ведении разных министерств. Можно ли рассматривать «высокотехнологичную» модель как основу долгосрочного развития российской экономики? Несомненно, да, если поддерживать конкретные межотраслевые кластеры высоких технологий и высокотехнологичные инвестиционные проекты, создавать технопарки и межотраслевые научно-технологичные центры. Российские «силиконовые долины» следует создавать, объединяя учреждения Российской академии наук, ведущие вузы и отраслевые НИИ, опытно-конструкторские бюро и передовые предприятия.

 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

     В настоящее время Российская Федерация  до сих пор играет роль экспортера сырья и импортера потребительских  и инвестиционных товаров и услуг  в мировой экономике. Но «сырьевая» модель развития не может обеспечить ее устойчивое и быстрое развитие потому, что запасы рентабельных месторождений довольно скоро истощатся, а разработка новых окажется слишком дорогостоящей. Если же руководствоваться институционально-эволюционной теорией, в которой предприятия рассматриваются как развивающиеся и самообучающиеся организации, такие возможности еще есть. Политика государства должна быть направлена на стимулирование создания инновационно-активных российских вертикально-интегрированных корпораций. При необходимости государство должно само такие ТНК создавать, в том числе – на основе частно-государственного партнерства. Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа.

     Будущая модель вхождения России в мировое  хозяйство должна носить в основном производственно-инвестиционный характер и основываться на всемирном учете  существующих российских конкурентных преимуществ и слабостей. Главной целью развития ВЭС является равноправная интеграция России в систему международных экономических отношений с тем, чтобы использовать в интересах страны преимущества международного разделения труда. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам.

     Десять  лет назад Россия, с экономической  точки зрения, была интересна как поставщик энергоресурсов и потенциальный рынок для европейских товаров. Сегодня, в связи с повышением уровня доходов населения РФ, потенциальный интерес к российскому рынку трансформировался в реальный. Более того, отечественная промышленность становится многообещающим партнером для европейского бизнеса; уже реализуется целый ряд крупных проектов промышленного сотрудничества. Стратегическими целями России в сфере экономической политики являются диверсификация экономики и экспорта; переход от ресурсоориентированного к инновационному развитию; сокращение ресурсоемкости ВВП; окончание процесса встраивания в систему международного разделения труда и начало политики участия в формировании правил мировой экономической системы в качестве одного из ключевых игроков.

     Объединение ресурсов России и ЕС способно привести к прорыву в повышении глобальной конкурентоспособности экономик обеих сторон. В общем, Россия имеет все шансы быть в роли ведущей страны мира, и в наше время в российской экономике происходят значительные изменения. Сможет ли Россия быть ведущей страной и иметь весомое положение в мировом хозяйстве покажет время. Но тенденция к укреплению экономики России стабильна. А что касаемо прогнозов развития экономики России, то можно сказать, что они весьма разнообразны. А существующий в настоящее время мировой кризис - самое подходящее время для того, чтобы поговорить о перспективах России. Любой российский интеллектуал имеет собственный взгляд не только на прошлое и настоящее нашей страны, но и на ее шансы в завтрашнем мире.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1 Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М: ИВЦ, 2006г. – С.450.

2 Акимов  А. Производство продовольствия на экспорт как стратегия России в глобальной экономике? // Специально для сайта «Перспективы». – 2007.

3 Багров Н.М. Россия в системе мировой торговли // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. – 2007. - №2. – С.367-377.

4 Булатов А.С. Мировая экономика. Учебное пособие. М: Проспект, 2009г. – С.490.

5 Годин Ю.Ф.  Внешнеэкономические связи –  ключевая составляющая в стратегии  социально-экономического развития России. – 2008. - №2. – С.41-44.

6 Зубченко  Л.А. Проблемы включения России  в глобальную систему мирового  хозяйства // Экономические и социальные  проблемы России. – 2004. - №2. –  С.159-182.

7 Иванов  И.Д. Россия в международном движении капитала // Мировая экономика и международные отношения. – 2009. - №1. – С.3-16.

8 Кондратьев В. Конкурентоспособность российских корпораций на глобальных рынках // Специально для сайта «Перспективы». – 2008.

9 Королев И.  Интеграция России в мировую экономику // Внешняя политика России. – 2004. - №1-2. – С.1-2.

10 Ломакин В.К.  Мировая экономика. Учебное пособие.  М: Проспект, 2009г. С.530.

11 Михайленко  В. На пути к новой парадигме  мирового хозяйства // Вопросы  новой экономики. – 2010. - №3. –  С.61-68.

12 Оболенский В.П.  Россия в международном разделении труда: сохранение или обогащение специализации  // Внешнеэкономический бюллетень. – 2007. – №1. -  С.33-35.

Информация о работе Российская экономика в мировом хозяйстве