Роль управленческой деятельности на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 05:43, реферат

Описание работы

Упpaвлeнчecкиe peшeния пpeдcтaвляют coбoй лишь идeи, мыcли. Цeль yпpaвлeния - этo выпoлнeниe peaльнoй paбoты peaльными людьми. Уcпeшным peшeниeм cчитaeтcя тaкoe, кoтopoe peaлизyeтcя пpaктичecки - пpeвpaщaeтcя в дeйcтвиe - peзyльтaтивнo и эффeктивнo.
Разница между хорошей и отличной организацией состоит в управлении ею, которое осуществляет менеджер, т. е. лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей. Последние в обязательном порядке должны ему подчиняться и в рамках, определенных полномочиями, выполнять все его требования.

Содержание

Введение 3
Назначение управленческой деятельности на предприятии 5
Задачи и функции управленческой деятельности на предприятии 18
Требования, предъявляемые к работникам, занятых
управленческой деятельностью 25
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

введение в специальность. реферат g.docx

— 61.42 Кб (Скачать)

    Типичные  результативно-хозяйственные цели:

    стремление  к доходу;

    стремление  к имущественному состоянию (например, доведение фирмы до состояния, обеспечивающего  возможность ее выгодной продажи);

    стремление  к увеличению оборота;

    стремление  к снижению расходов.

    Кроме того, могут иметь место общественные, социальные цели.

    Понятие «задача» отличается от понятия «цель» следующим образом: задачи – это  цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени  в пределах периода, на которых рассчитано управленческое решение. Задача указывает  на непосредственные цели организации, поддающиеся количественной характеристике.

    Задачу  часто определяют как предписанную работу, серию работ, которая должна быть выполнена в оговоренные  сроки. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а  его должности. Каждая должность  включает ряд задач, которые рассматриваются  как необходимый вклад в достижение целей организации.

    Задачи  организации делятся на три категории. Это работа с людьми (например, задача мастера), предметами (например, задача рабочего в цехе), информацией (например, задача казначея).

    Важнейшей задачей менеджмента является организация  производства товаров и услуг  с учетом потребителей на основе имеющихся  материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного  положения на рынке.

    Цели  и ограничения выполняют следующие  задачи:

    - функция инициативы (сопоставление  существующего состояния с желаемым);

    - инструмент управления (руководящие  требования);

    - критерий принятия решения (критерии  оценки информации и выбор  альтернатив);

    - инструмент координации;

    - инструмент контроля;

    В основе менеджмента лежит система  экономических законов, закономерностей  и принципов управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив определяют их волю, сознание и намерения. Осознанное использование экономических  законов, осуществляясь через управление, позволяет привести деятельность людей  в соответствие с объективными условиями  развития. Именно менеджер выбирает оптимальный  вариант управленческого решения.

    Все закономерности управления можно разделить  на две группы. К первой относятся  закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию, ко второй закономерности менеджмента.

    Управление  производством носит двойственный характер. С одной стороны, управление выражает объективный процесс руководства  трудом работников по производству потребительных стоимостей, т. е. управление выступает  как потребность производства (отношения  управления обусловлены совместным трудом); с другой — производственные отношения сторон в процессе создания стоимости. Стороны - это работодатель и наемный работник, которые вступают друг с другом в отношения собственности. В соответствии с этим управление производством рассматривается  в двух аспектах: организационно-техническом  и социально-экономическом. В первом случае под управлением понимается объединение труда всех работников на базе организованной системы машин  и технических средств. Его задача - соединить труд работников с предметами и орудиями труда, установить определенные пропорции, режимы и связи в производстве. Через организационно-техническое  направление раскрывается содержание управления и состав его элементов.

    Социально-экономический  аспект заключается в том, что  собственник средств производства осуществляет процесс производства не только в своих интересах, но и  в интересах объединенных для  совместного труда работников и  общества в целом.

    Различают общие и специфические законы управления. К общим законам управления относятся: закон специализации  управления; закон интеграции управления; закон экономии времени.

    Здесь же мы дадим краткую характеристику трех названных законов.

    Закон специализации управления. Современное  производство основано на использовании  новейших технологических процессов, технических средств, высокой степени  организации производства и труда, информационных систем. Для управления таким производством необходимы узкоспециализированные знания и навыки в различных областях науки и  техники, что приводит к расчленению  общих функций, их проявлению в конкретных условиях, на различных уровнях. Менеджмент включает экономические, социально-психологические, правовые и организационно-технические  аспекты, поэтому менеджеры должны обладать высоким профессионализмом  в области каждого из этих направлений.

    Свойственные  рыночной экономике риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности  и ответственности за принимаемые  решения, способствуют поиску оптимальных  организационных и научно-технических  решений.

    Закон интеграции управления. Интеграция, т. е. объединение, в менеджменте вытекает из потребности самого производства и управления им. Это объединение, с одной стороны, специализированных правленческих действий на различных  этапах управления в единый управленческий процесс, а с другой — подразделений, производств в единый производственный организм - предприятие. Предприятия  в свою очередь могут объединяться в различные организационные  формы рыночной экономики. Пределы  этого объединения регулируются точными отношениями производства и управления. Интеграционные процессы осуществляются до тех пор, пока они  способствуют высоким темпам нововведений, мобильности технологической переориентации, внедрению изобретений, высокому уровню занятости в условиях острой конкурентной борьбы.

    В качестве интегрирующих факторов могут  выступать цели, задачи, интересы, необходимость  поддержания жизнедеятельности  и развития системы, требования рынка.

    Интеграция  осуществляется путем установления временных и постоянных связей на всех уровнях проявления функции  управления и информационного обеспечения. На интеграционные процессы могут оказывать влияние внутренние и внешние переменные.

    Закон экономии времени. Закон экономии времени  справедлив не только для сферы материального  производства. Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени. Это положение характерно для  менеджмента, где этот закон выступает  как закон управления временем.

    Эффективность управления и, следовательно, достижение поставленной цели зависят от скорости реакции менеджера на потребности  рынка и мобилизации внутренних и внешних переменных для удовлетворения этих потребностей. Решение любого вопроса в менеджменте в более  короткое время, чем конкурирующей  стороной, всегда оказывает положительное  влияние на конечные результаты деятельности фирмы. В глобальных масштабах закон  экономии времени может влиять на уровень экономического развития региона  или страны в целом.

 

ЗАДАЧИ  И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 
 

    Любое предприятие для поддержания  своего существования, реализации корпоративных  целей выполняет различные виды деятельности, называемые функциями. Впервые  основные виды управленческой деятельности описал и формализовал А. Файоль. Он утверждал, что управлять - это значит планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.

    В дальнейшем состав этих функций был  дополнен.

    Выделение функций менеджмента происходит в результате разделения и специализации  труда в сфере управления. Применяются  различные классификации функций  управления.

    Дадим определение основным функциям менеджмента.

    Планирование - это вид управленческой деятельности по установлению целей и путей  их достижения. Результатом процесса планирования является система планов, включающая корпоративные, функциональные планы, планы работников и т. п.

    Организовывание (организация) - это вид управленческой деятельности по разработке структуры  управления, распределению полномочий и ответственности.

    Мотивация - это вид управленческой деятельности по побуждению человека к деятельности, имеющая определенную целевую направленность.

    Контроль - это вид управленческой деятельности по обеспечению достижения организацией своих целей.

    Деятельность  по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть  взаимосвязь и взаимозависимость  функций управления.

    Процесс менеджмента отражает рекомендованную  последовательность выполнения функций, точнее последовательность начала действий по выполнению функций, так как осуществление  многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению  функций.

    Этот  цикл управления является универсальным  по. отношению к объекту управления, которым является не только организация  в целом, но и отдельные подразделения, функции, методы и т. н.

    Например, функция организации деятельности, например, производственной деятельности, включает в себя построение структуры, распределение заданий, функций, полномочий и ответственности среди подразделений (положение о подразделениях) и  исполнителей (должностные инструкции). Эта деятельность должна иметь четкий целевой ориентир, например, повышение  гибкости и адаптивности организационной  структуры. После чего разрабатывается  план организационных изменений, распределяются обязанности, при этом должна быть продумана  система мотивации и контроля, позволяющие минимизировать сопротивление  персонала процессу изменений и, в итоге, достичь поставленных целей, т. е. создать организационную структуру, позволяющую гибко и адекватно  реагировать на изменение потребностей рынка.

    Качество  выполнения предыдущего этапа - необходимое  условие обеспечения качества выполнения последующего этапа (функции). В этом выражается взаимозависимость функций.

    Связующими  процессами являются процесс коммуникаций и принятия решений. В последнее  время в состав связующих процессов  все чаще ученые относят и процесс  целепологания, т. к. установление целей  функционирования является необходимым  условием начала любой деятельности.

    Процесс коммуникаций - это процесс обмена информацией между двумя и  более людьми. Благодаря коммуникациям  руководители (аппарат управления) получает информацию, необходимую для  принятия решений, и доводит принятые решения до работников предприятия. Если коммуникации на предприятии налажены плохо, решения могут быть ошибочными.

    Процесс принятия решений - это выбор альтернативы.

    В процессе выполнения функций управления менеджерам приходится принимать большое  количество решений:

    при планировании: постановка целей, определение  необходимых ресурсов, выбор способов достижения целей и задач;

    при осуществлении функции организовывания: структура производства, структура  управления, организация производственного  процесса, вспомогательных служб  и обслуживающего производства, организация  труда рабочих и специалистов.

    Процесс целеполагания - процесс по установлению иерархии целей и согласования их с параметрами внешней и внутренней среды.

    Динамизм  функций выражается в необходимости  их подстройки на все возрастающие изменения во внешней среде, которые  сегодня приобрели характер турбулентности. Для этого требуется освоение существующих методов и способов выполнения функций, использование  нестандартных решений, творческого  подхода к решению проблем. Согласно кибернетическому принципу Эшби, который  гласит: только разнообразие может  уничтожить разнообразие, можно утверждать, что только применение разнообразных  методов функционирования системы  может сделать ее поведение предсказуемым, т. е. можно утверждать, что для  поддержания интереса, чувства удовлетворенности  сотрудников процессом и результатом  труда, которые являются основой  мотивации, при применении методов  воздействия на поведение сотрудников  необходимы новизна (для того, на кого направлено воздействие) с элементами приятной неожиданности. Чем большим  диапазоном инструментов управления владеет  менеджер, чем выше его понимание  среды, тем эффективность функционирования предприятия выше.

Информация о работе Роль управленческой деятельности на предприятии