Роль управленческой деятельности на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 05:43, реферат

Описание работы

Упpaвлeнчecкиe peшeния пpeдcтaвляют coбoй лишь идeи, мыcли. Цeль yпpaвлeния - этo выпoлнeниe peaльнoй paбoты peaльными людьми. Уcпeшным peшeниeм cчитaeтcя тaкoe, кoтopoe peaлизyeтcя пpaктичecки - пpeвpaщaeтcя в дeйcтвиe - peзyльтaтивнo и эффeктивнo.
Разница между хорошей и отличной организацией состоит в управлении ею, которое осуществляет менеджер, т. е. лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей. Последние в обязательном порядке должны ему подчиняться и в рамках, определенных полномочиями, выполнять все его требования.

Содержание

Введение 3
Назначение управленческой деятельности на предприятии 5
Задачи и функции управленческой деятельности на предприятии 18
Требования, предъявляемые к работникам, занятых
управленческой деятельностью 25
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

введение в специальность. реферат g.docx

— 61.42 Кб (Скачать)

    федеральное агенТство по образованию

    государственное образовательное учреждение  высшего профессионального образования
 

    Салехардский  филиал 
     
     
     
     
     

    РЕФЕРАТ

            
 

По дисциплине: «Введение в специальность» 

На тему: «Роль управленческой деятельности на предприятии» 
 
 
 
 
 

                 Выполнил:                                                  

                                                                 

                  Проверил:                                                       

г, 2010

 

Содержание 

Введение                 3

  1. Назначение управленческой деятельности на предприятии        5
  2. Задачи и функции управленческой деятельности на предприятии     18
  3. Требования, предъявляемые к работникам, занятых

управленческой  деятельностью           25

Заключение              30

Список  использованной литературы          31

 

    ВВЕДЕНИЕ 
 

    Менеджмент (в максимально широком смысле) — означает создание, управление, контроль и максимально эффективное использование  социально-экономических систем и  моделей различных уровней. Управление социально-экономическими системами, в том числе производственными, получило название менеджмент (англ. management, от старофранцузского слова ménagement «искусство сопровождать, направлять», от лат. manu agere «указывать рукой» ср. рус.руководить).

    Менеджеры постепенно вытесняют начальников и директоров благодаря тому, что обладают большими функциями. В обязанности менеджера входит не только непосредственное руководство людскими ресурсами, но и постоянный мониторинг рынка, изучение спроса, реализация продукции, организация обучения сотрудников и т.д. Также «менеджмент» означает эффективное поэтапное достижение организацией поставленных целей путем планирования, организации и контроля.

    Понятие «менеджмент» также обозначает руководство  и руководителей различного уровня на предприятии. Понятие «менеджер» примерно соответствует устаревшему  русскому понятию «приказчик».

    Для бoльшинcтвa opгaнизaций выживaниe, вoзмoжнocть cyщecтвoвaть кaк мoжнo дoльшe являeтcя ocнoвнoй  зaдaчeй. Для этoгo им пpиxoдитcя пepиoдичecки мeнять cвoи цeли, выбиpaя иx cooтвeтcтвeннo измeняющимcя пoтpeбнocтям внeшнeгo миpa. Пoчти вce opгaнизaции, cyщecтвyющиe paди бизнeca, пepиoдичecки paзpaбaтывaют нoвыe виды пpoдyкции или ycлyг для cвoиx пoтpeбитeлeй.

    Чтoбы быть ycпeшнoй в тeчeниe дoлгoгo вpeмeни, opгaнизaция дoлжнa быть кaк эффeктивнoй, тaк и peзyльтaтивнoй. Рeзyльтaтивнocть являeтcя cлeдcтвиeм тoгo, чтo «дeлaютcя нyжныe и пpaвильныe вeщи», a эффeктивнocть являeтcя cлeдcтвиeм тoгo, чтo «пpaвильнo coздaютcя  эти caмыe вeщи».

    Эффeктивнocть мoжнo измepить и выpaзить кoличecтвeннo, пoтoмy чтo мoжнo oпpeдeлить дeнeжнyю oцeнкy ee вxoдoв (пoтpeбляeмыx pecypcoв) и выxoдoв (выпycкaeмыx пpoдyктoв). Отнocитeльнaя эффeктивнocть opгaнизaции выpaжaeтcя пpoизвoдитeльнocтью. Пpoизвoдитeльнocть - этo oтнoшeниe кoличecтвa eдиниц нa вxoдe к кoличecтвy eдиниц нa выxoдe.

    Упpaвлeнчecкиe peшeния пpeдcтaвляют coбoй лишь идeи, мыcли. Цeль yпpaвлeния - этo выпoлнeниe peaльнoй paбoты peaльными людьми. Уcпeшным peшeниeм cчитaeтcя тaкoe, кoтopoe peaлизyeтcя пpaктичecки - пpeвpaщaeтcя в дeйcтвиe - peзyльтaтивнo и эффeктивнo.

    Разница между хорошей и отличной организацией состоит в управлении ею, которое  осуществляет менеджер, т. е. лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей. Последние в обязательном порядке  должны ему подчиняться и в  рамках, определенных полномочиями, выполнять  все его требования.

    Сам менеджер может брать на себя функции  исполнителя лишь для того, чтобы  глубже разобраться в специфике  работы и принимать более обоснованные решения.

    Результатом его усилий является определенным образом  сгруппированная, направленная и скоординированная  работа других людей. Этот результат  вещественно закрепляется в документах и к последующей текущей деятельности отношения не имеет.

    Руководитель  является персонифицированным воплощением  организации, и к ее целям и  проблемам он должен относиться как  к своим собственным.

    Современная научно-техническая революция коренным образом изменила условия и характер производственных, хозяйственных и  социальных процессов. Они стали  настолько сложными, что руководитель уже не в состоянии единолично управлять всем.

    Поэтому он, сегодня становится организатором  самостоятельной работы исполнителей, часто объединенных в команды. Такая  работа является особым видом творческой деятельности, причем по мере роста  сложности объекта управления и  уровня занимаемой должности требования к творчеству увеличиваются.

    Менеджеру, особенно в крупной организации, приходится осуществлять в течение  рабочего дня до двухсот различных  видов деятельности, часто бывать в других городах и странах, общаться с самыми разными людьми - подчиненными, коллегами, партнерами, политиками, общественными деятелями, акционерами, к каждому из которых необходимо подобрать свой ключик. Стремление выделиться часто приводит к тому, что руководители работают по 10 - 12 часов вдень. Таким образом, в настоящее время особо актуальным становится вопрос о требованиях, предъявляемых к менеджеру.

 

    НАЗНАЧЕНИЕ  УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 
 

    Роль  менеджера в организации - направляющая, формирующая, структурирующая, и в  целом организующая. Деятельность менеджера  направлена на то, чтобы работники  стали не просто арифметической суммой людей со своими проблемами и интересами, но сплоченным коллективом, нацеленным на созидание, на выполнение общественной задачи, чтобы проявились все позитивные эффекты социальной организации (прежде всего, синергетического), ради которых  люди и объединятся в ней, чтобы  организация стала действительно  организацией.

    Структурирующее воздействие менеджера касается работников организации, самой организации, ее связей с внешним миром и  даже фрагментом внешнего мира, представляющего  собой сферу деятельности организации.

    Менеджер  организации (руководитель) выполняет  также многообразные иные, дополняющие  друг друга функции, иначе говоря, выступает в роли администратора, организатора, профессионала (специалиста), общественного деятеля, преподавателя, психолога, воспитателя.

    Руководитель (менеджер) организации как администратор  использует свои административные полномочия для достижения целей организации, действует в строгом соответствии с нормативно-правовыми актами, участвует  в реализации кадровой политики.

    В роли организатора руководитель проявляет  способность квалифицированно определить предпосылки и цели деятельности, подобрать исполнителей, распределить между ними функции в соответствии с их способностями, опытом и склонностями, поставить перед ними задачи, распределить ответственность, правильно расставить акценты в деятельности, выделить необходимые ресурсы, а затем  координировать деятельность подчиненных.

    Роль  профессионала (специалиста) в деятельности руководителя связывается, прежде всего, с его знаниями и опытом в конкретной области практической деятельности, способностью сформулировать критерии оценки деятельности, осуществить ее планирование, провести инструктаж, анализировать  ход выполнения решения, наконец, в  случае необходимости самостоятельно эффективно осуществить профессиональную деятельность, решить конкретную профессиональную задачу, показав личный пример подчиненному.

    Руководитель  в роли преподавателя (педагога) должен проявить способность обучить подчиненного необходимым приемам и навыкам  труда, этике профессии, подходам к  разрешению возможных конфликтов интересов  взаимодействующих сторон, использованию  специфичных форм и методов в  конкретной сфере профессиональной деятельности, передать ему свои знания и опыт.

    Выполнение  руководителем роли психолога означает его деятельность, направленную на сплочение коллектива, учет особенностей психики подчиненного в процессе общения, обмена информацией с подчиненным, при постановке целей и задач  деятельности перед подчиненным  и коллективом в целом, при  распределении обязанностей, при  оценке результатов труда, при определении  мер поощрения и наказания.

    Роль  воспитателя предполагает помощь работнику  со стороны руководителя в понимании  традиций организации, в осознании  общественно значимых целей деятельности организации. Весьма важным является также  формирование у работника чувства  служебного долга, усвоение им элементов  корпоративной культуры. Руководитель помогает подчиненному, с одной стороны, проникнуться духом организации, а  с другой - укрепить его гражданские  позиции.

    Роль  представителя организации (общественного  деятеля) - подписывает от имени организации  документы, представляет организацию  во внешней среде, в вышестоящих  организациях, взаимодействует со средствами массовой информации, принимает посетителей  организации, в целом, как теперь принято говорить, осуществляет связи  с общественностью, принимает совместно  с общественными организациями  решения по социальным вопросам, участвует  в конференциях и иных общественных мероприятиях.

    Следует иметь в виду также, что во всех случаях главенствующей для руководителя (менеджера) остается роль организатора.

    Основным  содержанием деятельности менеджера  является управление людьми.

    Необходимым условием социального управления является власть. Существуют принципиальные различия между следующими формами власти: традиционной, компетентной, эталонной, харизматической, а также базирующейся на мотивации и основанной на принуждении. Наиболее стабильно и эффективно управление, основанное на компетентной власти.

    В реальной действительности управление опирается не на одну, а одновременно на различные формы власти, в том  или ином соотношении.

    Целью деятельности менеджера является обеспечение  максимально эффективной совместной деятельности людей.

    Оценка  места и роли менеджмента в  общественном производстве и формулировке проблем экономического развития является задачей не только экономики, но и  ряда других общественных наук (социологии, политологии и т. д.). Теория институциональной  экономики, возникшая на стыке экономики, социологии, права и истории, ориентирована  на изучение формальных и неформальных норм, структурирующих взаимодействия между индивидами в разных сферах повседневной активности. Осознание  взаимозависимости разных сторон общественного  и индивидуального производства привело к современному пониманию  системной природы экономики, в  том числе её структурно-функциональной дифференциации, и выработке концепций  его институционализации как  определяющего фактора социального  взаимодействия в процессе экономического развития.

    Структурно-функциональный подход представляет собой конкретизацию  идей теории систем и системного анализа  применительно к различным сферам экономики (включая менеджмент), которые  рассматриваются как составные  и взаимодействующие части социальной системы высшего порядка —  общества. Системные функции взаимообусловлены  и не существуют отдельно друг от друга: не может быть экономики без политики, культуры, технологии и т. д. Понятие  системных функций организации  основывается на очевидном факте  её включённости в жизнедеятельность  всего общества как объемлющего  социального целого. Вместе с тем  в современной науке устанавливается  соответствие между инвариантным аспектом исследуемого объекта и понятием структуры, которое используется для  обозначения совокупности устойчивых связей между основными частями  объекта, обеспечивающей его целостность  и тождественность самому себе. Понятие  структуры обычно соотносится с  понятием системы, причём структура  выражает лишь то, что остаётся устойчивым при различных преобразованиях  системы. Основные свойства системы  при этом относятся к классу свойств  целостности или эмерджентности, они присущи системе в целом, возникают при образовании из частей, исчезают вместе с ней и  не могут быть объяснены исходя из свойств отдельных частей, без обращения к связям между ними. При взаимодействии двух или более систем возникают синергетические эффекты, обусловленные стремлением каждой из них к положению равновесия, параметры и свойства которого обусловлены исходными состояниями каждой системы. Но именно эти свойства играют определяющую роль с точки зрения управляющих воздействий на социально-экономическую систему, в том числе воздействий, предполагающих структурную или функциональную перестройку всей системы или элементов её структуры в соответствии с целями и интересами общества. Отсюда следует, что важной задачей науки является познание структур социально-экономических систем как носителей эмерджентных свойств, определяющих основные характеристики их поведения. Успех перестройки системы в направлении получения заданных свойств является конечным критерием, определяющим степень познания реальной структуры.

Информация о работе Роль управленческой деятельности на предприятии