Автор: r**********@icloud.com, 27 Ноября 2011 в 14:28, курсовая работа
В соответствии с названием темы курсовой работы и вышеизложенным её обоснование автор ставит целью работы выявить роль таможенных органов в развитии национальной экономики.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования темы курсовой работы предполагается решение следующих задач:
Исследовать экономически аспекты деятельности таможенных органов.
Рассмотреть основные экономические задачи и функции таможенных органов.
Рассмотреть тарифное регулирование.
Исследовать внешнеторговую деятельность.
Исследовать существующие проблемы и перспективы развития таможенного дела в области решения экономических задач.
Рассмотреть экономические проблемы, решаемые таможенными органами.
Проанализировать проблемы таможенной политики и пути их решения.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Экономические аспекты деятельности таможенных органов………………………………………..…………………………………...5
1.1. Основные экономические задачи и функции таможенных органов………………………………….……………..……………………5
1.2. Тарифное регулирование………………..………………………...…12
1.3. Внешнеторговая деятельность...………………………………….....18
Глава 2. Существующие проблемы и перспективы развития таможенного дела в области решения экономических задач…………………………….…..21
2.1. Экономические проблемы, решаемые таможенными органами…………………………………………………………………...21
2.2. Проблемы таможенной политики и пути их решения………………………………………………………………...….23
Заключение………………………………………………………………....……28
Список использованных источников……………………………………..……30
Неуплаченные таможенные платежи взыскиваются таможенными органами в бесспорном порядке независимо от времени обнаружения факта неуплаты, за исключением взыскания платежей с физических лиц, перемещающих товары через таможенную границу не для коммерческих целей, с которых взыскивание производится в судебном порядке.
Итак, таможенные пошлины выполняют ряд функций. Самыми важными из них являются следующие:
1)
Регулирующая функция - позволяет
государству регулировать
2)
Фискальная функция - эта функция
таможенных пошлин состоит в
том, чтобы наполнять казну
государства, т.е. доходную
3)
Контролирующая функция - состоит
в том, что благодаря
Итак,
анализ данного параграфа показал, что
значимость деятельности таможенной системы
обусловлена тем обстоятельством, что
самым стабильным источником доходной
части федерального бюджета России являются
таможенные налоги и сборы. Взимание
различных таможенных платежей обеспечивает
пополнение государственного бюджета
страны и достижение экономических целей
таможенного дела. Стабилизация положения
в стране зависит от фискальных доходов,
взимаемых таможенными органами с участников
ВЭД.
1.3.
Внешнеторговая деятельность
Внешнеторговая деятельность- это предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них.
Основными принципами внешнеторговой деятельности являются:
- единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации;
- единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;
- единство политики экспортного контроля;
- единство таможенной территории Российской Федерации;
- приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;
- защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;
- исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.
Сегодня
в подчинении Федеральной таможенной
службы находится 7 региональных таможенных
управлений, 93 таможни, 521 таможенный пост.
В 2010 г. по данным Федеральной таможенной
службы РФ внешнеторговый оборот РФ составил
625,4 млрд. долларов и по сравнению с 2009
годом вырос на 33,3%. В 2010 г. Россия экспортировала
товаров на $396,4 млрд, что на 31,4% выше уровня
2009 г. Импорт вырос на 36,8% — до $229 млрд. Положительное внешнеторговое сальдо в прошлом году составило
$167,4 млрд, что в 1,2 раза выше показателя
2009 г. ($134,3 млрд).
Оборот со странами дальнего зарубежья увеличился на 33,4%, достигнув $534,1 млрд. Экспорт в страны дальнего зарубежья составил $336,7 млрд (+32,1%), импорт — $197,4 млрд (+35,6%). Сальдо торгового баланса со странами дальнего зарубежья в 2010 г. выросло до $139,3 млрд (+27,5%).
Внешнеторговый оборот со странами СНГ стал больше на 33% и составил $91,3 млрд. При этом экспорт товаров достиг $59,7 млрд (+27,4%), импорт $31,6 млрд (+44,8%). Положительное сальдо со странами СНГ выросло на 12,4% — до $28,1 млрд.
На долю ЕС в 2010 г. приходилось 49% российского товарооборота, на страны СНГ — 14,6%, страны ЕврАзЭС — 7,8%, страны АТЭС — 23,3%. Основными торговыми партнерами России в 2010 г. среди стран дальнего зарубежья были:
Таблица 1.1
Основные торговые партнёры России в 2010 году10
Страна | Товарооборот | Рост на %. |
Китай | $59,3 млрд. | 50,3% |
Нидерланды | $58,4 млрд. | 46% |
Германия | $51,8 млрд. | 29,7% |
Италия | $37,3 млрд. | 13,2% |
Турция | $25,2 млрд. | 28,8% |
США | $23,6 млрд. | 28,8% |
Япония | $23,1 млрд. | 59,4% |
Франция | $22,6 млрд. | 31,5% |
Польша | $20,8 млрд. | 24,2% |
Южная Корея | $17,7 млрд. | 68% |
Таким
образом, анализ данной главы показал,
что таможенным органам принадлежит
наиболее активная, непосредственная
роль в разработке таможенной политики.
Значимость деятельности таможенной системы
обусловлена тем обстоятельством, что
самым стабильным источником доходной
части федерального бюджета России являются
таможенные налоги и сборы. Данные налоги
и сборы взимаются за счёт активной внешнеторговой
деятельности, которая продолжает расти.
ГЛАВА
2. СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ
И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В
ОБЛАСТИ РЕШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ЗАДАЧ
2.1.
Экономические проблемы,
решаемые таможенными
органами
На
современном этапе можно
1) Формирование состава и товарной структуры потребительского рынка РФ и создание конкурентной среды.
2) Защита отечественных производителей от экспансии мирового рынка и доступа на российский рынок дешевых, некачественных товаров, прежде всего потребительских.
3) Обеспечение поступлений средств от взимания таможенных пошлин и налогов в доходную часть федерального бюджета.
На первом месте стоит проблема формирования потребительского рынка и создания конкурентной среды. Потребительский рынок в стране должен быть сформирован и государство должно принимать действенные меры по его развитию и совершенствованию. Рынок товаров и услуг формируется за счет двух источников: отечественное производство (реальный сектор экономики) и материальные запасы и государственные резервы.
Состояние потребительского рынка затрагивает интересы населения страны, а поэтому федеральные и региональные власти должны уделять приоритетное внимание составу и товарной структуре потребительского рынка. Насыщенность потребительского рынка по составу и структуре ведет к созданию конкурентной среды, стабилизации и даже снижению оптовых и розничных цен на потребительские товары.
Основным инструментом федерального государственного регулирования внутреннего рынка страны в процессе взаимодействия с мировым рынком является таможенный тариф.
Однако, существуют и нетарифные меры внешнеэкономического регулирования, которые устанавливаются правительством и являются исключительными мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности, применяемыми в отношении ряда товаров. К ним относятся: лицензирование, квотирование, сертификация.
Вторая по приоритетности проблема решается таможенным комитетом, прежде всего, за счет своевременного пересмотра и уточнения уровня таможенных импортных пошлин. Уровень таможенных импортных пошлин должен быть таким, чтобы, во-первых, потребительский рынок России был насыщен необходимыми для населения потребительскими товарами и продуктами. Во-вторых, конкуренция импорта на российском рынке была нормальной, не позволяющей "забивать" отечественное производство, как это случилось в 90-е годы с отечественными предприятиями легкой и текстильной промышленности.
И, наконец, третья проблема решается таможенными органами с помощью набора следующих таможенных инструментов (таможенных платежей): таможенная пошлина, НДС, акцизы, сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действий лицензий, сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата, таможенные сборы за таможенное оформление, плата за информирование и консультирование, плата за принятие предварительного решения, плата за участие в таможенных аукционах11.
В целях развития отечественного потребительского рынка необходимо постоянно следить за составом и структурой товарного импорта, чтобы вовремя пересматривать отдельные номенклатурные позиции и регулировать (увеличивать или уменьшать) импортные таможенные пошлины. Например, рынок России перенасыщен по алкогольным напиткам, сигаретам, мебели, шоколадным изделиям, текстильной и трикотажной одежде и др. По этим позициям следует увеличивать таможенные пошлины. Это будет способствовать развитию отечественного производства и реализации отечественных товаров.
Таким
образом, внешняя торговля, регулируемая
таможенными органами, играет важную
роль в формировании потребительского
рынка Российской Федерации и
его отдельных сегментов, что
является главной экономической
задачей на данный момент развития
государства.
2.2.
Проблемы таможенной
политики и пути их решения
Таможенная политика - сложный механизм деятельности государства, затрагивающий комплекс интересов страны, регионов, предпринимателей, населения, в том числе их материальные и финансовые интересы. Пользоваться этим механизмом надо обдуманно, тщательно взвесив взаимосвязи интересов, тенденции их изменения. Главным в таможенной политике является:
- установление оптимальных размеров импортно-экспортных пошлин;
- своевременный пересмотр установленных тарифов в связи с изменением ситуации на внутреннем и внешнем рынках;
- определение коэффициентов увеличения или снижения уровня таможенных тарифов по каждой номенклатурной группе товаров;
- более активное использование лицензирования, квотирования и сертификации товаров.
Для решения задач и проблем, стоящих перед таможенными органами страны, необходимо:
- постоянно повышать квалификацию специалистов таможенных органов, особенно тех из них, кто разрабатывает и обосновывает проекты изменений ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу ТС;
- увеличить аппарат, занимающийся научными исследованиями и разработкой методических рекомендаций по совершенствованию таможенной политики и повышению эффективности работы таможенной системы страны;
- усилить контакты (наладить тесные связи) Государственного таможенного комитета РФ с Минфином РФ, другими заинтересованными министерствами и ведомствами, реальным сектором экономики, регионами.
Информация о работе Роль таможенных органов в развитии национальной экономики