Роль таможенных органов в развитии национальной экономики

Автор: r**********@icloud.com, 27 Ноября 2011 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с названием темы курсовой работы и вышеизложенным её обоснование автор ставит целью работы выявить роль таможенных органов в развитии национальной экономики.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования темы курсовой работы предполагается решение следующих задач:
Исследовать экономически аспекты деятельности таможенных органов.
Рассмотреть основные экономические задачи и функции таможенных органов.
Рассмотреть тарифное регулирование.
Исследовать внешнеторговую деятельность.
Исследовать существующие проблемы и перспективы развития таможенного дела в области решения экономических задач.
Рассмотреть экономические проблемы, решаемые таможенными органами.
Проанализировать проблемы таможенной политики и пути их решения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Экономические аспекты деятельности таможенных органов………………………………………..…………………………………...5
1.1. Основные экономические задачи и функции таможенных органов………………………………….……………..……………………5
1.2. Тарифное регулирование………………..………………………...…12
1.3. Внешнеторговая деятельность...………………………………….....18
Глава 2. Существующие проблемы и перспективы развития таможенного дела в области решения экономических задач…………………………….…..21
2.1. Экономические проблемы, решаемые таможенными органами…………………………………………………………………...21
2.2. Проблемы таможенной политики и пути их решения………………………………………………………………...….23
Заключение………………………………………………………………....……28
Список использованных источников……………………………………..……30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Захарова В..doc

— 180.50 Кб (Скачать)

     Неуплаченные  таможенные платежи взыскиваются таможенными органами в бесспорном порядке независимо от времени обнаружения факта неуплаты, за исключением взыскания платежей с физических лиц, перемещающих товары через таможенную границу не для коммерческих целей, с которых взыскивание производится в судебном порядке.

     Итак, таможенные пошлины выполняют ряд  функций. Самыми важными из них являются следующие:

     1) Регулирующая функция - позволяет  государству регулировать внешнеторговые  отношения, изменять баланс импорта  и экспорта в нужную сторону,  позволяет выбирать приоритетные области экспорта, импорта и регулировать общий поток товаров в пределы и за пределы государства.

     2) Фискальная функция - эта функция  таможенных пошлин состоит в  том, чтобы наполнять казну  государства, т.е. доходную часть  государственного бюджета за счет уплаты импортерами (в основном), а также экспортерами таможенных платежей за ввоз или вывоз товаров за территорию государства.

     3) Контролирующая функция - состоит  в том, что благодаря таможенным  пошлинам, платежам, их валовой сумме  можно судить об объеме экспорта и импорта товаров. Можно оценить внешнеторговое сальдо, а также структуру экспорта и импорта и на основе этих данных воспользоваться регулирующей функцией для стимуляции экспорта в определенной отрасли производства, или создать благоприятные условия для развития отстающих отраслей. 9

     Итак, анализ данного параграфа показал, что значимость деятельности таможенной системы обусловлена тем обстоятельством, что самым стабильным источником доходной части федерального бюджета России являются таможенные налоги и сборы.  Взимание различных таможенных платежей обеспечивает пополнение государственного бюджета страны и достижение экономических целей таможенного дела.  Стабилизация положения в стране зависит от фискальных доходов, взимаемых таможенными органами с участников ВЭД.  

     1.3. Внешнеторговая деятельность 

     Внешнеторговая  деятельность- это предпринимательская  деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них.

     Основными принципами внешнеторговой деятельности являются:

     - единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации;

     - единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;

     - единство политики экспортного контроля;

     - единство таможенной территории Российской Федерации;

     - приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

     - равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;

     - защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

     - исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

     Сегодня в подчинении Федеральной таможенной службы находится 7 региональных таможенных управлений, 93 таможни, 521 таможенный пост.  
В 2010 г. по данным Федеральной таможенной службы РФ внешнеторговый оборот РФ составил 625,4 млрд. долларов и по сравнению с 2009 годом вырос на 33,3%. В 2010 г. Россия экспортировала товаров на $396,4 млрд, что на 31,4% выше уровня 2009 г. Импорт вырос на 36,8% — до $229 млрд. Положительное
внешнеторговое сальдо в прошлом году составило $167,4 млрд, что в 1,2 раза выше показателя 2009 г. ($134,3 млрд).

     Оборот  со странами дальнего зарубежья увеличился на 33,4%, достигнув $534,1 млрд. Экспорт в страны дальнего зарубежья составил $336,7 млрд (+32,1%), импорт — $197,4 млрд (+35,6%). Сальдо торгового баланса со странами дальнего зарубежья в 2010 г. выросло до $139,3 млрд (+27,5%).

     Внешнеторговый  оборот со странами СНГ стал больше на 33% и составил $91,3 млрд. При этом экспорт товаров достиг $59,7 млрд (+27,4%), импорт $31,6 млрд (+44,8%). Положительное сальдо со странами СНГ выросло на 12,4% — до $28,1 млрд.

     На  долю ЕС в 2010 г. приходилось 49% российского товарооборота, на страны СНГ — 14,6%, страны ЕврАзЭС — 7,8%, страны АТЭС — 23,3%. Основными торговыми партнерами России в 2010 г. среди стран дальнего зарубежья были:  

     Таблица 1.1

     Основные  торговые партнёры России в 2010 году10

     Страна      Товарооборот      Рост  на %.
     Китай      $59,3 млрд.      50,3%
     Нидерланды      $58,4 млрд.      46%
     Германия      $51,8 млрд.      29,7%
     Италия      $37,3 млрд.      13,2%
     Турция      $25,2 млрд.      28,8%
     США      $23,6 млрд.      28,8%
     Япония      $23,1 млрд.      59,4%
     Франция      $22,6 млрд.      31,5%
     Польша      $20,8 млрд.      24,2%
     Южная Корея      $17,7 млрд.      68%
 

     Таким образом, анализ данной главы показал, что таможенным органам принадлежит наиболее активная, непосредственная роль в разработке таможенной политики. Значимость деятельности таможенной системы обусловлена тем обстоятельством, что самым стабильным источником доходной части федерального бюджета России являются таможенные налоги и сборы. Данные налоги и сборы взимаются за счёт активной внешнеторговой деятельности, которая продолжает расти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В ОБЛАСТИ РЕШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ 

     2.1. Экономические проблемы, решаемые таможенными органами 

     На  современном этапе можно выделить три финансово-экономические проблемы, решаемые таможенными органами в ходе реализации таможенной политики государства:

     1) Формирование состава и товарной структуры потребительского рынка РФ и создание конкурентной среды.

     2) Защита отечественных производителей от экспансии мирового рынка и доступа на российский рынок дешевых, некачественных товаров, прежде всего потребительских.

     3) Обеспечение поступлений средств от взимания таможенных пошлин и налогов в доходную часть федерального бюджета.

     На  первом месте стоит проблема формирования потребительского рынка и создания конкурентной среды. Потребительский рынок в стране должен быть сформирован и государство должно принимать действенные меры по его развитию и совершенствованию. Рынок товаров и услуг формируется за счет двух источников: отечественное производство (реальный сектор экономики) и материальные запасы и государственные резервы.

     Состояние потребительского рынка затрагивает  интересы населения страны, а поэтому  федеральные и региональные власти должны уделять приоритетное внимание составу и товарной структуре потребительского рынка. Насыщенность потребительского рынка по составу и структуре ведет к созданию конкурентной среды, стабилизации и даже снижению оптовых и розничных цен на потребительские товары.

     Основным  инструментом федерального государственного регулирования внутреннего рынка страны в процессе взаимодействия с мировым рынком является таможенный тариф.

     Однако, существуют и нетарифные меры внешнеэкономического регулирования, которые устанавливаются  правительством и являются исключительными  мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности, применяемыми в отношении ряда товаров. К ним относятся: лицензирование, квотирование, сертификация.

     Вторая  по приоритетности проблема решается таможенным комитетом, прежде всего, за счет своевременного пересмотра и уточнения уровня таможенных импортных пошлин. Уровень таможенных импортных пошлин должен быть таким, чтобы, во-первых, потребительский рынок России был насыщен необходимыми для населения потребительскими товарами и продуктами. Во-вторых, конкуренция импорта на российском рынке была нормальной, не позволяющей "забивать" отечественное производство, как это случилось в 90-е годы с отечественными предприятиями легкой и текстильной промышленности.

     И, наконец, третья проблема решается таможенными органами с помощью набора следующих таможенных инструментов (таможенных платежей): таможенная пошлина, НДС, акцизы, сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действий лицензий, сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата, таможенные сборы за таможенное оформление, плата за информирование и консультирование, плата за принятие предварительного решения, плата за участие в таможенных аукционах11.

     В целях развития отечественного потребительского рынка необходимо постоянно следить за составом и структурой товарного импорта, чтобы вовремя пересматривать отдельные номенклатурные позиции и регулировать (увеличивать или уменьшать) импортные таможенные пошлины. Например, рынок России перенасыщен по алкогольным напиткам, сигаретам, мебели, шоколадным изделиям, текстильной и трикотажной одежде и др. По этим позициям следует увеличивать таможенные пошлины. Это будет способствовать развитию отечественного производства и реализации отечественных товаров.

     Таким образом, внешняя торговля, регулируемая таможенными органами, играет важную роль в формировании потребительского рынка Российской Федерации и  его отдельных сегментов, что  является главной экономической  задачей на данный момент развития государства. 

     2.2. Проблемы таможенной политики и пути их решения 

     Таможенная политика - сложный механизм деятельности государства, затрагивающий комплекс интересов страны, регионов, предпринимателей, населения, в том числе их материальные и финансовые интересы. Пользоваться этим механизмом надо обдуманно, тщательно взвесив взаимосвязи интересов, тенденции их изменения. Главным в таможенной политике является:

     - установление оптимальных размеров импортно-экспортных пошлин;

     - своевременный пересмотр установленных тарифов в связи с изменением ситуации на внутреннем и внешнем рынках;

     - определение коэффициентов увеличения или снижения уровня таможенных тарифов по каждой номенклатурной группе товаров;

     - более активное использование лицензирования, квотирования и сертификации товаров.

     Для решения задач и проблем, стоящих  перед таможенными органами страны, необходимо:

     - постоянно повышать квалификацию специалистов таможенных органов, особенно тех из них, кто разрабатывает и обосновывает проекты изменений ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу ТС;

     - увеличить аппарат, занимающийся научными исследованиями и разработкой методических рекомендаций по совершенствованию таможенной политики и повышению эффективности работы таможенной системы страны;

     - усилить контакты (наладить тесные связи) Государственного таможенного комитета РФ с Минфином РФ, другими заинтересованными министерствами и ведомствами, реальным сектором экономики, регионами.

Информация о работе Роль таможенных органов в развитии национальной экономики