Роль миграционной службы в регулировании рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:15, реферат

Описание работы

Рынок труда тесно связан с политическими, социальными и демографическими процессами, среди которых особая роль принадлежит миграции населения. Миграционные потоки заметно изменяют трудовой потенциал Казахстана и воздействуют на рынок труда.

Содержание

1. Роль Федеральной миграционной службы в регулировании рынка труда
2. Роль Международной организации труда
3. Рынок труда
4. Причины возникновения и существования внутренних рынков труда
5. Литература

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа № 14 по Экономике труда.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

Алматинская академия экономики  и статистики 
 

от «07» декабря 2011г.                  КАФЕДРА «Экономика и Менеджмент»

 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

на  тему: «Роль миграционной службы в регулировании рынка труда» 

по  дисциплине:      Экономика Труда 
 
 
 
 
 

Студент                  Мадиярова Ә.М

                                                                                                                                                                (Ф.И.О.)

Курс, группа            1 курс, 11FN2SR(06)01

Научный руководитель,    Кулакова Светлана Владимировна

(Уч.степень,  уч.звание )                                    (Ф.И.О.)

 
 
 
 
 
 
 
 

Костанай 2011г 

План 

  1. Роль Федеральной  миграционной службы в регулировании рынка труда
  2. Роль Международной организации труда
  3. Рынок труда
  4. Причины возникновения и существования внутренних рынков труда
  5. Литература
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.

Рынок труда тесно связан с политическими, социальными и демографическими процессами, среди которых особая роль принадлежит миграции населения. Миграционные потоки заметно изменяют трудовой потенциал Казахстана и воздействуют на рынок труда.

Регулирование миграционных процессов в области  социальной политики государства реализуется посредством комплекса административно-правовых, организационно-экономических, информационных и иных методов.

Необходимость государственного регулирования территориального перераспределения населения не только не снизилась, но, напротив, повысилась. Первоочередной целью государственной миграционной политики является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для реализации прав мигрантов, обеспечение гуманного отношения к ним.

Федеральная миграционная служба (ФМС) Казахстана была создана в июне I992 г. Ее основными задачами являлись прогнозирование миграционных процессов; защита прав мигрантов; организация внешней трудовой миграции и миграционного контроля; предоставление информации мигрантам (через органы государственной власти и местного самоуправления) о населенных пунктах, рекомендуемых для постоянного проживания, возможностях трудоустройства в них; доработка и корректировка долгосрочной федеральной миграционной программы от 9 августа 1994 г., направленной на решение проблем беженцев, вынужденных переселенцев, мигрантов из третьих стран; заключение с бывшими союзными республиками ежегодных соглашений о квотах на въезд в РК, правах национальных меньшинств, имущественных правах мигрантов.

Согласно  Указу Президента России «О совершенствовании  государственного управления в области  миграционной политики» от 23 февраля 2002 г. № 232 функции федерального органа исполнительной власти по миграционной службе возложены на Министерство внутренних дел РК. В связи с этим в структуре центрального аппарата МВД России образована федеральная миграционная служба МВД РФ.

В настоящее  время Федеральная миграционная служба МВД Казахстана особое внимание уделяет проблеме предотвращения незаконной миграции, развивает сеть постов иммиграционного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РК, а также укрепляет институт представительств МВД России по делам миграции за рубежом. Функции ФМС усиливаются в области осуществления мер по регулированию процессов внешней трудовой миграции; подготовки предложений по основным направлениям государственной миграционной политики; разработки проектов федеральных и межрегиональных миграционных программ и обеспечения их реализации, подготовки предложений по совершенствованию законодательства в области ми фации, исполнения законодательства РК по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, осуществления в установленном порядке сотрудничества с международными организациями по вопросам миграции. 

В своей деятельности ФМС руководствуется нормативно-правовой базой, обеспечивающей регулирование трудовой миграции и эмиграции, основанной на соответствующих статьях Конституции страны, законах РК «О гражданстве» и «О правовом положении иностранных граждан в РК», «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», а также учитывает положения, содержащиеся в двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашениях и специальных миграционных Программах. В этой сфере действуют также нормативные акты, входящие в общую систему административных, таможенных, налоговых, инвестиционных, банковских и других законодательств. 1 Работа по обеспечению занятости мигрантов осуществляется территориальными органами ФСЗ России совместно с территориальными органами ФМС России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан  в РК» квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РК в целях осуществления трудовой деятельности «жегодно утверждается Правительством РФ по предложениям ис­полнительных органов государственной власти субъектов Федерации с учетом демографической ситуации и возможностей данного Субъекта по обустройству иностранных граждан.

На 2007 г. квота составит 308 842 человека. Расчет квоты проводился исходя из заявок регионов Казахстана, с учетом потребностей различных сфер экономики в привлечении иностранной рабочей силы разного уровня квалификации.

Ситуация, сложившаяся в области миграции, вызвала необходимость упорядочить процессы переселения населения по территории страны. В 2006 г. принята соответствующая «Программа переселений в Казахстане на 2006—2012 годы» — осуществление мер по регулированию процессов внешней трудовой миграции.

Для обеспечения  занятости вынужденных мигрантов необходимы: содействие в трудоустройстве и переподготовке в соответствии с Законом «О занятости населения в РК»; создание новых рабочих мест и организация самозанятости мигрантов в предпринимательской сфере, малом бизнесе, фермерстве, строительстве и бытовом обслуживании; выделение субсидий для создания новых рабочих мест и организации производств.

Высокий трудовой потенциал беженцев и вынужденных  переселенцев и сложность его  практической реализации в нынешней экономической ситуации на фоне ответственности Казахстана за обеспечение занятости этой категории мигрантов в соответствии с международными обязательствами и национальным законодательством предполагают необходимость разработки и целевого финансирования программы содействия занятости вынужденных мигрантов. 
 

2.

Роль  Международной организации труда (МОТ) в разработке программ занятости  и преодолении безработицы

МОТ —  межправительственная организация. Но в отличие от других организаций  системы ООН она является трехсторонней; в ней представлены и правительства, и социальные партнеры-предприниматели, и трудящиеся, призванные сообща решать поставленные перед ними задачи путем диалога и переговоров.

МОТ, аккумулирующая опыт множества стран в решении  проблем занятости, предлагает свои нормы в этой области, заключенные в ее конвенциях и рекомендациях, правовая значимость которых различна: конвенции подлежат ратификации и, будучи ратифицированными, возлагают на государство юридические обязательства по их прак­тическому осуществлению; рекомендации ратификации не подлежат — они представляют собой пожелания, модель, которую государство может, но не обязано использовать при осуществлении правового регулирования труда. В связи с этим конвенции являются главной нормой творческой деятельности МОТ. Именно они оказывают основное влияние на регулирование условий труда в тех или иных государствах. За последние 30 лет зарегистрировано почти 2000 случаев, когда члены МОТ приводили свое законодательство в соответствие с требованиями ратифицированных конвенций.

Нормы о труде, предлагаемые МОТ в форме  конвенций и рекомендаций, в основном не носят революционного, инновационного характера; кроме того, они не являются универсальными, но важно то, что  они предлагают опробованные во многих странах и зарекомендовавшие себя с положительной стороны или единственно правильные методы решения проблем занятости.

Они также  нацеливают государства на разработку собственной политики в области  занятости в обшем международном  контексте и на решение национальных проблем занятости, используя международное  сотрудничество и одновременно развивая такое сотрудничество.

Направления в области политики занятости, рекомендуемые МОТ, базируются на международных гуманитарных принципах и ценностях.

Основными документами МОТ, содержащими нормы  в области политики занятости, являются:

• Конвенция  № 168 и Рекомендация № 176 о содействии занятости и защите от безработицы, 1988 г.;

Конвенция и Рекомендация № 122 о политике в  области занятости, 1964 г.;

Рекомендациям 169 о политике в области занятости (допол­нительные положения), 1984 г.;

Рекомендация  № 136 о специальных программах для  моло­дежи, 1970 г., и др.

В соответствии с конвенциями и рекомендациями МОТ о политике в области занятости  для стимулирования экономического роста и развития, повышения уровня жизни, удовлетворения потребностей в  рабочей силе и ликвидации безработицы  каждое государство — член МОТ должно провозгласить и осуществлять в качестве главной цели активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости. Эта политика должна обеспечивать:

а)  наличие  работы для всех, кто ее ищет;

б)  наибольшую продуктивность такой работы;

в)  существование  свободы выбора занятости и самых  широких возможностей для каждого  трудящегося получить подготовку и  использовать свои навыки и способности  для выполнения работы, к которой  он пригоден, независимо от расы, пола, религии, политических взглядов, происхождения (иностранного или социального). 
 
 

3.

Рынок труда  — наиболее сложный элемент рыночной экономики. Здесь не только переплетаются  интересы работника и работодателя при определении цены труда и  условия его функционирования, но и отражаются практически все социально-экономические изменения в обществе.

Поэтому явления, происходящие на рынке труда в  России, необходимо изучать с двух сторон: с одной стороны — как  проявление общих закономерностей, присущих рыночной экономике; 6 другой стороны — с учетом российской специфики формирования рыночной среды.

Рынок труда  является органической составляющей любой  рыночной экономики, выполняющей функции  механизма распределения я перераспределения  общественного труда по сферам и отраслям хозяйства, видам и формам деятельности по критерию эффективности труда и производства в соответствии со структурой общественных потребностей и форм собственности. В общем виде под рынком труда понимают систему общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы или ее куплей и продажей. В узком понимании это система экономических отношений в области использования рабочей силы (воспроизводства, функциони­рования, социальной защиты) на различных уровнях хозяйствования. В рыночной экономике система производственных (экономических) отношений базируется на свободной купле и продаже рабочей силы, в силу чего эти отношения называются рыночными.

Рынок труда  характеризуется элементами, аналогичными рынкам других ресурсов, однако именно эти элементы отличают рынок труда от рынков других ресурсов

Структура спроса и предложения рабочей силы зависит  от объективных и субъективных факторов, формирующихся вне рынка труда, — НТП, состояния экономической  конъюнктуры, демографических процессов, потребностей личности в труде, развития инфраструктуры рынка труда, деятельности на рынке труда правительства, союзов предпринимателей, профсоюзов и др

Рынок труда  существует не только во внешней по отношению к организации среде, но и в сфере производства, так как отношения купли-продажи не прекращаются с поступлением работника в организацию он может искать другую работу как внутри, так и вне организации, а предприниматель подбирает кадры как среди занятых, так и среди незанятых работников

В отличие от рынка обычных товаров при продаже рабочей силы работник не утрачивает праЕзо собственности на нее — он продает лишь право на использование этой рабочей силы В процессе ис­пользования рабочая сила не уничтожается и не преобразовывается в другой вид ресурсов 
 

4.

Концепция внутренних рынков труда появилась в ходе анализа внутрифирменной мобильности  работников

Внутренний рынок  труда представляет собой систему  социально-трудовых отношений, ограниченных рамками одного предприятия, внутри которой назначение цены (заработной платы) рабочей силы, ее размещение и распределение определяются не спросом и предложением, а административными правилами и процедурами На мно гих предприятиях можно найти более или менее детально разработанную иерархию видов работ Каждая иерархия представляет собой цепочку продвижения, или служебную лестницу Новый работник начинает свою карьеру с самой низшей ступеньки служебной лестницы Позиция, на которой работник получает доступ к служебной лестнице, называется «входной порт», через который и происходит контакт с внешним рынком труда При найме работников на вакантные места на наименее квалифицированную работу предприятие должно конкурировать с другими фирмами, использующими схожий труд Поэтому на начальном этапе ставку заработной платы могут устанавливать рыночные силы спроса и предложения, но они заменяются административными правилами при определении заработной платы для следующих ступеней служебной лестницы

Информация о работе Роль миграционной службы в регулировании рынка труда