Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:35, реферат
Международные финансовые институты возникли в основном после второй мировой войны, за исключением Банка международных расчетов (БМР, 1930 г.). Эти межгосударственные институты предоставляют кредиты странам, разрабатывают принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляют межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Возникновение международных финансовых институтов обусловлено следующими причинами.
ВВЕДЕНИЕ.
1. Мировая финансовая система: организация и структура.
1.1 Государственная финансовая система ведущих зарубежных
стран и России.
1.2 Валютно-финансовый и кредитный механизм внешнеэкономических
связей, как основополагающий принцип деятельности мировых
финансовых организаций.
2. Международные финансовые организации: механизм их
функционирования и основные результаты их деятельности в области
валютно-кредитных отношений.
3. Международные финансовые организации и мировой финансовый
кризис.
4. Пути совершенствования деятельности мировых финансовых
организаций и возможности в решении проблем стоящих перед ними
на пороге XXI века.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Список использованной литературы.
При принятии решений ЕБРР руководствуется политикой в области основной деятельности и стратегиями по странам, утвержденными Советом директоров. Стратегии по странам включают обзор политических и экономических событий и определяют приоритетные сферы деятельности. В ряде случаев выявленные Банком потребности в помощи имеют общий характер для большинства стран региона: объединяет эти стратегии стремление стимулировать производственные инвестиции в каждой стране.
Кредитно-инвестиционная политика ЕБРР. В своей деятельности ЕБРР использует следующие формы операций для предприятий частного и государственного сектора, переходящих на рыночные методы хозяйствования:
1) предоставление кредитов (включая совместное финансирование) на развитие производства:
2) инвестирование в капитал;
3) гарантированное размещение ценных бумаг:
4) облегчение доступа на рынки капитала путем предоставления гарантий и оказания содействия в других формах:
5) размещение ресурсов специальных фондов в соответствии с соглашениями, определяющими их использование;
6) предоставление займов (включая совместное финансирование) и оказание технического содействия под реконструкцию и развитие инфраструктуры (в том числе природоохранительные программы).
ЕБРР не выдает гарантий по экспортным кредитам и не занимается страхованием. В целом за период с момента образования ЕБРР до начала 1999 г. Совет директоров ЕБРР одобрил около 186 проектов на сумму свыше 18.7 млрд. долл. В качестве наиболее важных направлений кредитно-финансовой политики ЕБРР выделяются финансовый сектор, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт и агробизнес.
Особое место среди международных валютно-кредитных организаций занимает Банк международных расчетов (Базель). БМР был создан в 1930 г. на основе межправительственного соглашения шести государств (Бельгии, Великобритании. Германии, Италии, Франции, Японии) и конвенции этих государств со Швейцарией, на территории которой функционирует Банк. Фактически он был организован центральными банками этих стран. В 1931—1932 гг. к нему присоединились 19 центральных банков стран Европы. Ныне в числе 33 членов БМР все страны Западной Европы. 6 государств Восточной Европы, которые вступили в довоенный период и остались его акционерами в силу преемственности: США, Япония, Австралия, ЮАР и др.
Федеральный резервный банк Нью-Йорка, будучи корреспондентом БМР, выполняет по его поручению операции на рынке ссудных капиталов США.
БМР организован в форме акционерного общества с капиталом в 1,5 млрд. золотых франков (оплачено 19,7%). Несмотря на межгосударственные соглашения о замене с 1978 г. этой международной счетной валютной единицы на СДР, БМР продолжает использовать в этом качестве франк с золотым содержанием 0.290 г чистого золота, введенный во Франции в 1799 г. и с 1865 г. служивший единой валютой Латинского монетного союза. Органами управления БМР являются Общее собрание акционеров и Совет директоров в составе управляющих 13 центральных банков (в том числе Германии, Бельгии, Франции, Великобритании, Италии, являвшихся основателями Банка). Остальные члены ограничиваются получением дивидендов и статусом клиента.
На БМР по Уставу возложены две основные функции: 1) содействовать сотрудничеству между центральными банками, обеспечивать благоприятные условия для международных финансовых операций; 2) действовать в качестве доверенного лица или агента по проведению международных расчетов своих членов. Исходя из этих функций БМР выполняет следующие операции:
куплю-продажу и хранение золота;
депозитно-ссудные операции с центральными банками:
прием правительственных вкладов по особым соглашениям:
операции с валютой и ценными бумагами (кроме акций);
операции на мировых рынках (валют, кредитов, ценных бумаг, золота) в качестве агента или корреспондента центральных банков:
заключение соглашений с центральными банками в целях содействия взаимным международным расчетам.
Основной источник ресурсов БМР — краткосрочные вклады (до трех месяцев) центральных банков в иностранной валюте или золоте. Для выплаты процентов по ним Банк размещает их на рыночных условиях в других центральных банках, международных организациях или в банках-корреспондентах. Основной активной операцией БМР являются инвалютные кредиты центральным банкам. Кроме того, БМР, будучи организатором сотрудничества центральных банков, выполняет ряд специфических функций. В их числе совместное проведение международных операций, взаимные консультации по валютно-финансовым вопросам, агентские функции. Так, в 60-х годах БМР способствовал функционированию золотого пула в целях стабилизации рыночной цены золота, участвовал в коллективной поддержке фунта стерлингов, французского франка: с 70-х годов проводит операции «своп» с центральными банками для регулирования курсовых колебаний валют путем валютной интервенции.
Оставаясь в основном региональным западноевропейским международным банком и валютно-финансовым центром «группы десяти», БМР фактически превратился в международную валютно-кредитную организацию по составу участников и характеру деятельности. Это обусловлено тем, что БМР является международным банком центральных банков, агентом и распорядителем в различных международных валютно-расчетных и финансовых операциях, центром экономических исследований и форумом международного валютно-кредитного сотрудничества.
Международный Банк Экономического Сотрудничества.
МВЭС учрежден странами—членами Совета Экономической Взаимопомощи 22 октября 1963 г. для осуществления многосторонних расчетов в переводных рублях, содействия экономическому сотрудничеству стран — членов СЭВ с другими государствами, выполнения их взаимных обязательств по товарным поставкам, укрепления плановой и расчетной дисциплины. В 1963 г. членами МВЭС являлись Болгария. Венгрия. ГДР. Монголия, Польша, СССР. Чехословакия, с 1974 г. — Куба, с 1977 — Вьетнам. После образования единого немецкого государства (ФРГ) из состава Банка в 1990 г. выбыла ГДР; в 1993 г. — Венгрия. После раздела ЧСФР членами Банка стали Чехия и Словакия. МВЭС - открытая организация: в члены Банка могут вступать страны, признающие его Устав. Создание МВЭС было вызвано объективной необходимостью развития народного хозяйства и экономического сотрудничества заинтересованных стран. В 1949 г. шесть восточноевропейских стран, СССР и Монголия создали СЭВ. Эта международная экономическая организация должна была способствовать дальнейшему развитию экономических связей между странами-членами на основе взаимовыгодного разделения труда, равенства и взаимопомощи.
Банк проводил принятые в мировой банковской практике операции в переводных рублях и конвертируемой валюте. Банк осуществлял кредитную эмиссию переводного рубля, решив тем самым вопрос о независимом источнике средств для расчетов и кредитования.
Основным видом деятельности Банка являются расчеты и кредитование взаимного товарооборота стран-участников. МБЭС проводил так же операции в конвертируемых валютах на мировом валютном рынке (кредиты, депозиты, арбитраж). Банк пользовался доверием, имел широкую сеть банков-корреспондентов, в том числе крупнейших банков США, Великобритании, Франции, Германии, Японии, Швейцарии, Италии, а также центральных и внешнеторговых банков стран-членов. Банк осуществлял тесное сотрудничество с органами СЭВ: Секретариатом, Постоянными комиссиями по валютно-финансовым вопросам, торговле. Комитетом по плановой деятельности. С участием Банка разрабатывались многие важные документы СЭВ по вопросам экономического и валютно-финансового сотрудничества стран-членов СЭВ и МБЭС. Было подписано соглашение об отношениях между этими организациями как независимыми сторонами, хотя и созданная одними и теми же странами. Для участия в МБЭС странам было необязательно участвовать в СЭВ. Так, Республика Вьетнам вступила в члены МБЭС раньше, чем в СЭВ. МБЭС заключил соглашение о сотрудничестве с МИБ.
Средства МИБ в переводных рублях хранились в МВЭС, который обслуживал МИБ при проведении банковских операций в этой валюте.
По своей сути МБЭС осуществлял уникальную возможность поддержания и регулирования внешнеэкономических валютно-финансовых и кредитных отношений между странами – участниками.
Региональные банки развития созданы в 60-х гг. в Азии, Африке, Латинской Америке для решения специфических проблем и расширения сотрудничества развивающихся стран этих регионов.
Межамериканский банк развития (МаБР, Вашингтон, создан в 1959 г.).
Африканский банк развития (АфБР, Абиджан, образован в 1963 г.) и Азиатский банк развития (АзБР, Манила, создан в 1965 г.) преследуют единые цели: долгосрочное кредитование проектов развития соответствующих регионов, кредитование региональных объединений. Общей чертой этих банков является существенное влияние на их деятельность развитых стран, которым принадлежит значительная часть капитала банков и они составляют примерно 1/3 их членов. В региональных банках развития установлен одинаковый принцип формирования ресурсов, привлечения заемных средств в социальные фонды, проводится кредитная политика во многом по образцу группы МБРР.
Вместе с тем существуют различия в деятельности региональных банков развития. Они определяются разным уровнем экономического, культурного развития стран трех континентов — Латинской Америки. Азии и Африки, особенностями их исторических традиций.
Региональные валютно-кредитные и финансовые организации западноевропейской интеграции представляют собой составную часть ее институциональной структуры. Они преследуют цель укрепления интеграции и создания экономического и валютного союза (ЕС) в соответствии с Маастрихтским договором 1993 г., проведение согласованной политики по отношению к развивающимся странам, ассоцированным с ЕС.
К основным региональным организациям ЕС относится:
Европейский инвестиционный банк (ЕИБ, Люксембург), предоставляет кредиты на срок от семи до двадцати лет, а развивающимся странам — до сорока лет. Цель ЕИБ — развитие отсталых регионов стран ЕС, реконструкция предприятий, создание совместных хозяйственных объектов, развитие приоритетных отраслей;
Европейский фонд развития (ЕФР, 1958 г.) проводит коллективную политику ЕС по отношению к развивающимся странам, координирует двусторонние программы официальной помощи развитию этих стран;
Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (1969 г.) содействует созданию общего аграрного рынка («Зеленая Европа»);
Европейский фонд регионального развития (ЕФРР, 1975 г.) предоставляет кредиты за счет средств совместного бюджета ЕС с целью выравнивания региональных диспропорций в странах-членах, поскольку там насчитывается 25 беднейших районов, уровень жизни в которых в 2,5 раза ниже, чем в 25 наиболее процветающих;
Европейский валютный институт (ЕВИ, Франкфурт-на-Майне. 1994 г.) заменил Европейский фонд валютного сотрудничества, созданный в 1973 г. — это наднациональный орган в составе управляющих двенадцати центральных банков, осуществляющий координацию денежной и кредитной политики этих банков, содействует созданию системы европейских центральных банков и переходу к единой валюте. К ЕВИ перешла функция эмиссии ЭКЮ и предоставления кредитов на покрытие дефицита баланса стран-членов.
Состояние мировой экономики в 1997-1999 гг. ухудшилось. Для России возможность выйти из ее собственного финансового кризиса в немалой мере зависит от того, как будет развиваться обстановка в мире. Практически все аналитики полагают, что ситуация далека от обстановки в 1929-1930 гг., когда мир вползал в самый глубокий за всю историю экономический кризис, так называемую Великую депрессию. Но избавиться от этого, семидесятилетнего призрака им нелегко. Важнейший факт, который прежде всего приходится отметить, это несравнимая степень интеграции мировой экономики тогда и теперь: возможности расползания кризиса сегодня много больше, чем в то время.
Резкое ухудшение ситуации в регионе Восточной и Юго-Восточной Азии, роль которого в мировой экономике резко выросла за последние десятилетия, опасно для всех. Финансовые кризисы в главных странах Латинской Америки стали почти традицией (Аргентина в 80-х годах, Мексика в 1994-1995 гг., Бразилия в настоящее время), но масштабы кризисов, а также размеры мобилизуемых для их гашения средств все более возрастают. Доля России в мировой экономике относительно невелика, но по размерам внешнего долга она занимает одно из первых мест, а также сильно влияет на соседние страны, особенно на своих партнеров по СНГ.
Азиатский кризис имеет преимущественно финансовый характер. В первую очередь это банковский и кредитный кризис. Банки погрязли в сомнительных и безнадежных ссудах, которые предоставлялись ими с нарушением жестких критериев, принятых на Западе. Крупные предприятия, в том числе мощные корейские корпорации, хорошо известные и в России, имели непомерно высокую внешнюю задолженность. Эти страны, особенно Индонезия и Таиланд, отличаются крупными масштабами коррупции, кумовства, укрытия прибыли и активов, что можно назвать "блатным капитализмом".
При критическом падении доверия из этих стран начался отлив иностранных капиталов, вложения которых имели что-то общее с зарубежными инвестициями в российские ГКО. Из трех стран, на выручку которым быстро откликнулся МВФ (Южная Корея, Индонезия, Таиланд) за ноябрь-декабрь 1997 г. ушло не менее 20 млрд. долл. Отлив порядка 15 млрд. повторился в мае-июне 1998 г. Краткосрочные процентные ставки взмыли вверх, в Индонезии до 60-80% годовых, в других странах - несколько меньше.
Все три страны не смогли удержать курсы своих валют: за несколько месяцев, с июля 1997 г. до конца года, индонезийская рупия потеряла почти 80% своей долларовой ценности, корейская война и таиландский бат - 40-50%. Как видим, это цифры того же порядка, что и девальвация рубля после 17 августа 1998 г. Опять-таки падение курсов валют, как и в нашей ситуации, резко увеличивало внутреннее финансовое бремя долга, выраженного в долларах и других твердых валютах. Вслед за финансовым кризисом произошло падение производства и доходов. В пяти странах АСЕАН (Южная Корея, Таиланд, Филиппины, Малайзия, Сингапур) совокупный индекс промышленного производства с ноября 1997 г. по июнь 1998 г. снизился примерно на 10%.
Перспективы азиатских стран в 1999-2000 гг. во многом зависят от положения дел в Японии, которая переживает значительный экономический спад и собственный банковский кризис. Вторая промышленная держава мира в нелегком положении, но ее проблемы принципиально отличаются от проблем остальных азиатских стран.
МВФ, взявший на себя "вытягивание" азиатских стран из пропасти, настроен сравнительно оптимистично. С. Фишер, второй человек в МВФ, писал в лондонском "Экономисте" в октябре1998 г., что Корея и Таиланд добились серьезных успехов в стабилизации своих валют и снижении процентных ставок, а также приступили к реструктуризации банковской и корпоративной задолженности.
Информация о работе Роль международных организаций в регулировании валютно-кредитной системы