Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 10:56, курсовая работа
Экономика России сегодня находится в стадии становления. И хотя Россию признали в качестве страны с рыночной экономикой, правильней бы было назвать эту экономику феодальной, живущей по своим собственным законам. Управление развитием сегодня свелось к созданию максимально благоприятных условий для экспортеров в ущерб всей остальной части населения. Реальных рычагов управления развитием в российской экономике не существует – в этом причина резкого замедления темпов экономического роста
Введение..............................................................................................................3
1 Место малых предприятий в структуре экономики........................................4
1.1 Особенности малого предпринимательства в России..................................6
1.2 Роль малых предприятий в экономике России..............................................7
1.2.1 Социальная роль.........................................................................................7
1.2.2 Политическая роль......................................................................................8
1.2.3 Экономическая роль...................................................................................9
1.3 Малый бизнес и государственная политика..................................................10
1.4 Государственная политика в области малого предпринимательства..........12
1.5 Потенциал малого предпринимательства.....................................................14
2 Расчетная часть.……………………………………………………………….18
Заключение.........................................................................................................31
Литература............................
1.2.3
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ
Существенная роль малого предпринимательства в экономической жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий,
сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта. Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, и т.п. Важнейшими особенностями малых предприятий являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.
Присущие малому
переспециализации
деятельности. Приведенные данные —
при их сопоставлении с относительной
стабильностью общей численности малых
предприятий и объёмами производства
(табл.1.1)- указывают на высокую интенсивность
внутренних реорганизационных процессов
внутри МП, способствующую оптимизации
использования их потенциала в условиях
рыночной экономики.
Таблица 1.1
Количество зарегистрированных малых предприятий
Федеральные округа | Количество
зарегистрированных
МП на 1.01.03 в расчёте на 100 тыс. человек населения |
Прирост/сокращение
(-) количества зарегестрированных МП на 100 тыс. человек населения за 2002 год |
РФ
Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный |
611,7
905,9 928,5 397,7 469,3 452,1 448,3 498,7 |
29,7
63,2 76,2 18,1 56,6 4,0 -38,7 -74,0 |
За 2002 г. число зарегистрированных малых
предприятий увеличилось на 5,1%, составив
на последнюю дату 880,6 тыс. По всем показателям
в 2002 г. относительно аналогичного периода
предыдущего года зафиксирован рост, что
позволяет надеяться на продолжение данной
тенденции на протяжении и 2003 г.
Таблица 1.2
Распределение численности занятых на малых предприятиях по отраслям экономики и формам собственности в 1998 г.
Показатель | Среднесписочная численность | Распределение
по формам
собственности, % |
Доля
в общей
численности занятых в отрасли, % | ||
Тыс./чел. | % | Госуд-ая и муниципальная | Негосудар-ственная | ||
Всего
в том числе по отраслям:
Промышленность С/хозяйство Строительство Транспорт, связь Торговля, общественное питание, материально- техническое снабжение Общая коммерческая деятельность по обеспечению функциониров-я рынка Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводит-е виды бытового обслуживания Наука и научное обслуживание Др.отрасли |
8479,9 2382,0 105,2 2631,9 156,2 2235,0 303,0 99,1 198,9 368,6 |
100 28,1 0,9 31 2 26 4 1 2 5 |
12 18 28 13 13 6 1 14 19 11 |
88 82 72 87 87 94 99 86 81 89 |
14 14,1 3 43 3 40 96 4 12 - |
Малый бизнес без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы. К определению целей и задач государственной политики в отношении предпринимательства преобладает чисто прикладной фискальный подход, который обусловлен таким же утилитарным пониманием места и значения предпринимательского сектора в экономике. Малый бизнес рассматривается лишь как один из возможных дополнительных факторов, влияющих на сокращение безработицы, активизацию инновационных процессов, развитие конкуренции, насыщение определенных сегментов рынка товарами и услугами и т.п., т.е. как инструмент решения тех или иных социально-экономических задач, использование, которого зависит от множества объективных факторов и не является обязательным. В России прослеживается опасная тенденция. Экономическая политика продолжает ориентироваться на поддержку крупных государственных и пост
государственных
хозяйственных структур и их объединений,
в первую очередь финансово-промышленных
групп. В формирующейся государственно-
1.4 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Наличие и значимость такого потенциально мощного и динамичного социально-экономического феномена, как малое частное предпринимательство, предполагает формирование и реализацию определённой государственной политики, обеспечивающей благоприятные условия для развития малого
предпринимательства и включающей правовое регулирование, налоговое и финансово-кредитное стимулирование, специальные государственные институты, обеспечивающие проведение в жизнь такой политики. В настоящее время государственная политика по отношению к малому бизнесу в Российской Федерации только формируется, определяются ее цели, направления, механизмы реализации. Сделаны лишь первые, не всегда верные и последовательные шаги на пути формирования целостной политики поддержки и развития малого предпринимательства и создания механизмов её реализации. Многие меры государственного регулирования деятельности малых предприятий носят противоречивый характер. Например, в области налогообложения продление льгот по налогу на прибыль сочеталось с общим повышением как федеральных, так и местных налогов, а введение упрощенной системы налогообложения для микро предприятий-с тенденцией к общей отмене налоговых льгот для малого предпринимательства.
Малый бизнес в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Малые предприятия обычно строят свою деятельность, исходя из потребностей и возможностей насыщения местного рынка, объема и структуры локального спроса. Они предоставляют новые рабочие места местному населению. В условиях развития хозяйственной самостоятельности регионов малый бизнес может рассматриваться как важное средство оптимизации структуры региональной экономики.
Государственная политика в
самого предпринимательства. Поддержка со стороны государства не может быть ничем иным, как именно поддержкой процесса саморазвития бизнеса, направленной на смягчение или устранение препятствий для этого саморазвития, с использованием широкого набора инструментов и стимулов в достижении тех общих социально-экономических целей, которые каждый предприниматель в отдельности перед собой, как правило, не ставят.
С точки зрения предпринимателя государство должно создать условия, в которых он сможет эффективно достигатьсвоих целей, прежде всего экономических (максимизация прибыли, эффективность инвестиций, собственное благополучие, победа над конкурентами, минимизация риска).
С точки зрения государства предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка. Именно в области пересечения целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика. Главным принципом государственной поддержки малого предпринимательства должно стать создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности малых предприятий с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта. Важнейшие задачи государственной поддержки малого бизнеса заключаются в том, чтобы обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями в конкурентном рыночном соревновании, создать равные возможности ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости.
Успешное развитие малого предпринимательства
возможно лишь при наличии политической
воли государства сформировать
благоприятные социальные, экономические,
правовые, политические и другие условия,
поддержание и укрепление которых,
в свою очередь, обеспечивается широкомасштабным
развитием малого бизнеса.
1.5 ПОТЕНЦИАЛ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Потенциал малого бизнеса остается нереализованным. Существуют серьезные экономические и административные барьеры для выхода новых предприятий на рынок и развития их деятельности. Резервы развития малых предприятий, связанные с высвобождением имущества и мощностей крупных предприятий, их демонополизацией, разукрупнением, ликвидацией или перепрофилированием, не задействованы. Интересы малого предпринимательства практически не учитываются при распределении государственных инвестиционных ресурсов, организации поставок для государственных нужд, формировании налоговой системы, в таможенном и внешнеэкономическом регулировании. Ориентируясь преимущественно на макроэкономические реформы, государство, по существу, сняло с себя ответственность за судьбу экономически активных граждан, работающих в секторе малого бизнеса, полагая, что его развитие не является решающим фактором в проведении экономических реформ. Иначе говоря, мнение и позиция представителя малого предпринимательства, его групповые насущные потребности, проблемы и заботы учитываются государством в минимальной степени.
Рост
занятости, объемов производства, инвестиционной
активности малых предприятий в 2002 году
(таблицы 1.3 и 1.4) позволяют сделать вывод
о наступившей стабилизации в развитии
малого предпринимательства.
Таблица 1.3
Объемы производства продукции на малых предприятиях в 2002 г.
Федеральные
округа |
Объем производства в 2002 году | Справочно:
2001 г. в % к 2000 г. | ||
Млн.,руб. | На душу насел.,руб. | В % к 2001г. | ||
РФ
Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный |
794285,8
248575,5 117114,3 78780,3 159192,2 71788,0 71795,5 47040,1 |
5517,6
6813,7 8213,3 3669,1 5031,1 5733,8 3495,1 6683,6 |
119,3
117,3 133,2 127,9 148,8 82,1 103,1 113,2 |
109,1
113,6 97,6 103,6 98,3 204,5 110,1 93,8 |
Информация о работе Роль малого предприятия в современной экономике