Роль малого бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Цель данного работы проанализировать роль малого бизнеса в решении проблемы занятости населения.
Поставленная цель предопределила постановку следующих задач:
- рассмотреть сущность, экономические преимущества и недостатки, а также роль малого бизнеса в экономике страны;
- проанализировать правовые основы деятельности малых предприятий в России;
- рассмотреть проблемы малого бизнеса в России;
- выявить пути совершенствования и развития малого бизнеса в России на примере программ государственной поддержки малого бизнеса в России;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. МАЛЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ: ЕГО СУЩНОСТЬ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ, РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ…………………………………………………………6
1.1 Сущность и критерии определения субъектов малого бизнеса……..6
1.2 Преимущества и недостатки малого бизнеса………………………...9
1.3 Роль малого бизнеса в экономике……………………………………12
1.4 Причины, тормозящие развитие малого бизнеса в РФ……………..18
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ…………………………………………………...21
2.1 Создание и ликвидация малых предприятий……………………….21
2.2 Государственная регистрация малых предприятий………………..22
2.3 Ликвидация и реорганизация малых предприятий………………...23
2.4 Предприятие индивидуальное, семейное или принадлежащее группе лиц, совместно ведущих трудовое хозяйство…………………………24
ГЛАВА 3. СТАНОВЛЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ……………...29
3.1 Этапы развития малого бизнеса в России……………………………29
3.2 Программа государственной поддержки малого бизнеса в РФ…...44
3.3 Проблемы развития малого бизнеса в РФ…………………………...49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..57

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 638.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как видно из статистических данных, нынешние масштабы развития малого предпринимательства в России остаются весьма скромными, особенно в сравнении со странами с развитой рыночной экономикой.[20]

Справедливости ради отметим, что на фоне стран СНГ Россия выглядит далеко не худшим образом. По оценкам Исполнительного комитета СНГ, доля населения, занятого в малом бизнесе, составляет в Азербайджане около 13%, в Армении, Беларуси, Казахстане, Украине - около 5%, в Кыргызстане - около 4%, в Туркменистане и Узбекистане - около 3%, в Таджикистане - чуть более 1%, в производстве ВВП Украины малый бизнес занимает 10%, Беларуси – 9%, Казахстана – 6%, Узбекистана - 4%.

Значительная часть трудностей и препятствий на пути становления и развития российского малого предпринимательства лежит за рамками самой сферы малого предпринимательства. На основании имеющихся статистических и аналитических данных можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого предпринимательства. Рассмотрим их подробнее.

Как известно, финансовая поддержка со стороны кредитно-банковской системы и органов власти играет крайне незначительную роль, как при создании малых предприятий, так и на этапе их развития.

Так исключительно вклады учредителей явились источником стартового капитала 86% малых предприятий; менее 2% предприятий смогли получить финансовую поддержку от органов власти или программ развития предпринимательства; в остальных случаях для финансирования стартовых проектов удалось привлечь кредиты банков и другое возвратное финансирование.

По мнению руководителей малых предприятий, получение банковского кредита, прежде всего, затрудняют очень высокие проценты, нереальные требования по поводу залога и гарантий возврата кредита, ограниченность сроков кредитования, длительность процедуры принятия решений, трудности, связанные с оформлением соответствующих документов, необходимость личных связей в банке.

Затрудненный доступ к финансовым ресурсам, отсутствие государственной  системы гарантирования кредитов для малых предприятий существенно снижают предпринимательскую активность населения, не дают стимула к развитию малых производств. Наибольшим финансовым ресурсом обладают банковские структуры. Но в настоящее время банковский капитал не работает на рынке малого предпринимательства.

На старте своей деятельности субъекты малого предпринимательства не имеют ликвидного обеспечения вообще, или это обеспечение не достаточно для банковского кредита. В свою очередь это создает дополнительные проблемы для банков в части необходимости резервирования, увеличивает издержки банка.

Сегодня производственные отрасли малого предпринимательства и малая инновационная деятельность развиваются пока не в достаточной мере. Связано это с тем, что для развития таких предприятий необходимы долгосрочные и сравнительно недорогие кредитные ресурсы, поскольку большая часть субъектов малого предпринимательства испытывает острую потребность в обновлении оборудования, приобретении новых и современных технологий. С учетом сложившейся тенденции потребность инновационных малых предприятий в инвестиционных ресурсах сверх их собственных ресурсов составит свыше 9,0 миллиардов рублей в год.

Общая потребность действующих субъектов малого предпринимательства только в микрокредитах в настоящее время составляет около 200 миллиардов рублей. Однако сегодня, согласно данным проведенных исследований, доступ к внешним финансовым ресурсам ежегодно имеют лишь порядка 13-15 тысяч предпринимателей. Это означает, что сегодня в России организации, предоставляющие финансовые услуги предпринимателям, охватывают менее 1% потенциального рынка.

Обеспечить доступ предпринимателей к кредитам - значит не только поддержать существующий сектор малого предпринимательства и вывести его из тени, но и стимулировать появление новых предприятий, обеспечить развитие существующих, в том числе их техническое перевооружение.

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что одной из основных проблем развития малого предпринимательства в России является недостаточная финансовая поддержка и отсутствие реальных финансово-кредитных механизмов обеспечения такой поддержки.

При этом необходимо отметить, что эта проблема является значимой прежде всего для предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в основном легально. Для предприятий же работающих «в тени» более важным, по сравнению с доступностью кредитов, является оптимизация налогообложения и снижение уровня коррупции (бюрократические барьеры).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе охарактеризовано малое предпринимательство в России в настоящее время, выделены особенности малого предпринимательства и обозначены основные и наиболее острые его проблемы.

Необходимо отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.

Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.

Особенности малых фирм, в первую очередь, определяются их размером. Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок сбыта, и исключительная гибкость в предоставлении товаров и услуг и высокая доля оборотного капитала и многие другие черты, присущие только субъектам малого бизнеса.

Исходя из особенностей определяют и функции: экономическая, характеризуется очень высоким процентом в общем количестве предприятий и в ВВП, а также инновационной деятельностью; социальная, функция, позволяющая раскрыть индивидуальные черты человека, более полно реализовать себя как личность и сгладить социальные конфликты; экологическая, особенно актуальна в наши дни, когда всеобщая экологическая катастрофа, позволяет более рационально использовать ресурсы и использовать в производстве отходы.

Говоря о малом бизнесе нужно сказать, что он наиболее эффективен лишь при взаимодействии с крупными предприятиями и наоборот. Это единое целое, из которого нельзя исключать отдельные части.

На данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем  выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой. Негативное отношение к малому предпринимательству государства и общества, также является очень серьезной проблемой, хотя в последние годы отношение меняется. Это связано с тем, что даже в данных условиях малый бизнес оказывает положительное влияние на экономику. Если затронуть проблему финансирования, то ее разрешение находится на нулевой стадии. И как следствие - очень высокая криминализация малого бизнеса.

Говоря о взаимоотношениях малого бизнеса и государства, можно заметить, что здесь происходит монолог со стороны государства, которое не хочет услышать малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень. Но будем надеяться, что ситуация измениться.

Подводя итог, можно сказать, что малый бизнес в России –имеет огромное значение как для борьбы с безработицей, так и для экономики страны в целом, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Специальная литература

 

1.1.           Бешелев, С.Д.Экспертные оценки / С.Д. Бешелев. - М.: Наука, 2008. – 254 с.

1.2.           Ильин, И.И. Государственное регулирование национальной экономики / И.И. Ильин. – М., 2006. - 289 с.

1.3.           Китаев, Н.Н. Методы экспертных оценок/ Н.Н.Китаев. - М.: Знание, 2007. - С. 34-42.

1.4.           Коротков, Э.М. – Метод «мозговой атаки»/ Э.М. Коротков. – М., 2009. – 230 с

1.5.           Кривобоков, И.А. Безработица и экономическая активность / И.А. Кривобоков. – М., 2007. – 291 с.

1.6.           Лавриненко, В.Н. Оценка естественного уровня безработицы в России / В.Н. Лавриненко, Л.М. Путилова. - М.: ВЗФЭИ, 2007. – 384 с.

1.7.           Литвак, Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений / Б.Г.Литвак.- М.: Патент, 2007. – 436 с.

1.8.           Литвак, Б.Г. Экспертная информация. Методы получения и анализа / Б.Г. Литвак. - М.: Радио и связь, 2007. - 184 с.

1.9.           Макашева, З.М. Исследование систем управления : учебное пособие / З.М. Макашева. – М.: КНОРУС, 2008. – 176 с.

1.10.      Марухина, О.В. Алгоритмы обработки информации в задачах управления на основе экспертно-статистических методов / О.В.Марухина.-М.:Наука, 2007.- С. 34-48.

1.11.      Мескон, М.Х. Занятость населения России на период до 2015 г. / М.Х. Мескон. - М., 2008. -  513 с.

1.12.      Мишин, В.М. Рынок труда и доходы населения: Учебник / В.М. Мишин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 562 с.

1.13.      Рой, О.М. Малое предпринимательство/ О.М. Рой. - СПб.: Питер, 2009. - 364 с.

1.14.      Тавокин, Е. П. Малый бизнес в России/ Е.П. Тавокин. – М., 2008. – 154 с.

1.15.      Ядов, В.А. Малое предпринимательство – будущее экономики/ В.А. Ядов. - М.: Добросвет, 2007. - 316 с.

 

2. Периодическая печать

 

2.1.      Агапов А.Г. Статистика рынка / А.Г. Агапов, 2009. - № 7. – 270 с.

2.2.      Лавров, И.И.  Россия в цифрах / И.И. Лавров, 2007. - № 3. – 376 с.

2.3.      Маркова В.И. Риски в малом бизнесе / В.И. Маркова, 2006 - №2. – 201 с.

 

3. Информационные ресурсы

 

3.1. Мониторинг развития малого предпринимательства - Режим доступа: [http:// www.jobcrisis.ru]

3.2.   Малое предпринимательство в России – Режим доступа: [http:// www.malpred.ru]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] Бешелев, С.Д.Экспертные оценки / С.Д. Бешелев. - М.: Наука, 2008. – 254 с. – C. 54

 

[2] Лавриненко, В.Н. Оценка естественного уровня безработицы в России / В.Н. Лавриненко, Л.М. Путилова. - М.: ВЗФЭИ, 2007. –  284 с. – С.136

 

[3] Литвак, Б.Г. Экспертная информация. Методы получения и анализа / Б.Г. Литвак. - М.: Радио и связь, 2007. - 184 с. – С. 67

[4] Рой, О.М. Малое предпринимательство/ О.М. Рой. - СПб.: Питер, 2009. - 364 с. – С. 157

 

[5] Литвак, Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений / Б.Г.Литвак.- М.: Патент, 2007. – 436 с. – С. 235

 

[6] Коротков, Э.М. – Метод «мозговой атаки»/ Э.М. Коротков. – М., 2009. – 230 с – С. 154

 

[7] Ильин, И.И. Государственное регулирование национальной экономики / И.И. Ильин. – М., 2006. - 289 с. – С.54

 

[8] Ядов, В.А. Малое предпринимательство – будущее экономики/ В.А. Ядов. - М.: Добросвет, 2007. - 316 с. – С. 23

 

[9] Китаев, Н.Н. Методы экспертных оценок/ Н.Н.Китаев. - М.: Знание, 2007. - С. 34-42.

[10] Маркова В.И. Риски в малом бизнесе / В.И. Маркова, 2006 - №2. – 201 с. – С. 43

 

[11] Тавокин, Е. П. Малый бизнес в России/ Е.П. Тавокин. – М., 2008. – 154 с. – С. 67

 

[12] Лавров, И.И.  Россия в цифрах / И.И. Лавров, 2007. - № 3. – 376 с.- С. 201

 

[13] Марухина, О.В. Алгоритмы обработки информации в задачах управления на основе экспертно-статистических методов / О.В.Марухина.-М.:Наука, 2007.- С. 34-48.

 

[14] Макашева, З.М. Исследование систем управления : учебное пособие / З.М. Макашева. – М.: КНОРУС, 2008. – 176 с. – С. 70

 

[15] Кривобоков, И.А. Безработица и экономическая активность / И.А. Кривобоков. – М., 2007. – 291 с. – С. 98

 

[16] Мескон, М.Х. Занятость населения России на период до 2015 г. / М.Х. Мескон. - М., 2008. -  513 с. – С. 236

 

[17] Мишин, В.М. Рынок труда и доходы населения: Учебник / В.М. Мишин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 562 с. – С. 43

 

[18] Лавров, И.И.  Россия в цифрах / И.И. Лавров, 2007. - № 3. – 376 с. – С. 32

 

[19] Мониторинг развития малого предпринимательства - Режим доступа: [ http:// www.jobcrisis.ru].

 

[20] Малое предпринимательство в России – Режим доступа: [http:// www.malpred.ru]


Информация о работе Роль малого бизнеса в России