Роль малого бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Цель данного работы проанализировать роль малого бизнеса в решении проблемы занятости населения.
Поставленная цель предопределила постановку следующих задач:
- рассмотреть сущность, экономические преимущества и недостатки, а также роль малого бизнеса в экономике страны;
- проанализировать правовые основы деятельности малых предприятий в России;
- рассмотреть проблемы малого бизнеса в России;
- выявить пути совершенствования и развития малого бизнеса в России на примере программ государственной поддержки малого бизнеса в России;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. МАЛЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ: ЕГО СУЩНОСТЬ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ, РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ…………………………………………………………6
1.1 Сущность и критерии определения субъектов малого бизнеса……..6
1.2 Преимущества и недостатки малого бизнеса………………………...9
1.3 Роль малого бизнеса в экономике……………………………………12
1.4 Причины, тормозящие развитие малого бизнеса в РФ……………..18
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ…………………………………………………...21
2.1 Создание и ликвидация малых предприятий……………………….21
2.2 Государственная регистрация малых предприятий………………..22
2.3 Ликвидация и реорганизация малых предприятий………………...23
2.4 Предприятие индивидуальное, семейное или принадлежащее группе лиц, совместно ведущих трудовое хозяйство…………………………24
ГЛАВА 3. СТАНОВЛЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ……………...29
3.1 Этапы развития малого бизнеса в России……………………………29
3.2 Программа государственной поддержки малого бизнеса в РФ…...44
3.3 Проблемы развития малого бизнеса в РФ…………………………...49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..57

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 638.50 Кб (Скачать)

Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса. Некоторые западные специалисты склонны рассматривать малое предпринимательство как  школу новых личностных взаимоотношений, полигон испытания методов и принципов предпринимательства будущего.

 

1.3 Роль малого предпринимательства в экономике

 

Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие  сектора малого предпринимательства должны стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. Отрицательное влияние на развитие малого предпринимательства оказали последствия разразившегося в августе 2009 г. финансового кризиса.

Качественные характеристики малого предприятия (МП) в рыночной экономике в целом присущи ему и в переходных российских условиях. Совокупность качественных характе­ристик МП трансформируется в специфическую роль мало­го бизнеса как сектора экономики, определяя его экономи­ческую и социальную значимость. Они - основа сильных и слабых сторон малого бизнеса. Сегодня преимущества мало­го бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены четче, чем недостатки. В этом заключается спе­цифика малого предпринимательства - «оживать» в период общего экономического спада, «принимать на себя» реше­ние многих социальных и экономических проблем.

Такой вывод позволяет сделать анализ накопленных дан­ных: результатов опросов предпринимателей, статистичес­ких показателей. Следует, однако, помнить: предоставляют статистическую отчетность, участвуют в опросах достаточ­но успешные, по крайней мере, реально функционирую­щие, фирмы. Это те МП, которые прошли испытание вре­менем, нашли свою нишу, способы удержать, даже расши­рить рынок сбыта. Именно такие предприятия, по имею­щейся информации, достаточно устойчиво стоят на ногах. Но с 1994 года их количество не растет, напротив, оно не­сколько уменьшилось. Очевидно, барьеры входа в малый бизнес стали слишком высоки, начать предпринимательскую деятельность стало значительно сложнее, чем поддер­живать стационарный режим уже запущенного дела. Про­цесс формирования рациональной структуры экономики, где на МП приходится значительная доля всех хозяйствующих субъектов и подавляющая - всех занятых, застопорился.

Функционирующие МП демонстрируют хорошую спо­собность адаптироваться к внешним условиям, своим разви­тием укрепляя рыночные отношения. По данным монито­ринга частного сектора, руководители МП считают общее состояние фирмы плохим в среднем в 1,3 раза реже, чем директора крупных и средних предприятий.

Малый бизнес является надежным источником бюджет­ных поступлений. Доля просроченной задолженности МП местным и федеральному бюджетам ниже, чем у крупных предприятий, соответственно в 2,3 и 2,8 раза. МП-лидеры практически вообще ее не имеют. Лидеры из числа круп­ных предприятий, напротив, имеют просроченную задол­женность по всем позициям, в том числе и поставщикам. Малые предприятия являются достаточно устойчивым ис­точником постоянной занятости, постоянных доходов насе­ления. Доля просроченной задолженности по заработной пла­те на малых предприятиях в 2,5 раза меньше, чем на круп­ных.

Для работников малый бизнес - возможность избавить­ся от прежнего стереотипного отношения к труду как к зат­рате времени, а не энергии, сил. Для руководителей - это школа рыночного предпринимательства. У МП-лидеров фор­мируются рыночные стандарты поведения практически во всех сферах деятельности. У крупных предприятий ус­пех в большей мере определяется отраслевой принадлежно­стью, а не рыночно-ориентированными решениями.

Малый бизнес активно формирует систему хозяйствен­ных связей, ее нижний, местный уровень. Хозяйственные связи МП более длительны, чем у крупных, особенно с по­требителями (продавцами), им лучше удается удержать рынок сбыта. Хозяйственная кооперация в малом бизнесе постоянно перерастает в интеграцию, особенно у наиболее успешных предприятий: 1/5 лидеров заинтересованы в интеграции с организациями по сбыту, производителями ана­логичной продукции. Очевидна ориентация на серьезное ос­воение рынка.

Вместе с тем большинство развивающихся МП не стре­мится перешагнуть формальный порог, отделяющий их от среднего бизнеса. Среди фирм-лидеров лишь 4% предприя­тий всерьез рассматривают возможность создания семейства дочерних фирм, выделения отдельных производств в само­стоятельные предприятия. Тем самым тормозится расшире­ние среднего бизнеса, формирование рациональной струк­туры экономики. Нельзя исключить, что данная ситуация - отчасти следствие льгот, предусмотренных исключительно для МП. Ставя целью, создание условий, способствующих развитию малого предпринимательства в целом, льготный режим функционирования МП становится своего рода барьером на пути конкретного динамично развивающегося бизнеса. Снять это противоречие можно, создав среду, благо­приятную для предпринимательской деятельности любых масштабов.

По роли в развитии экономики, решении социальных задач малое предпринимательство в России значительно уступает малому предпринимательству в таких развитых странах, как США, Япония, ФРГ, Франция и др. Доля  малых предприятий в основных экономических показателях России в 2009 г., по данным Госкомстата РФ, представлена в табл. 1.

 

Таблица 1

Доля малых предприятий

в основных экономических показателях России в 2009 г.

Показатели

Малые предприятия, %

Общая численность постоянных работников на предприятиях и в организациях всех отраслей экономики

12,5

Фонд заработной платы, начисленной работникам предприятий и организаций всех отраслей экономики

10,0

Выпуск товаров и рыночных услуг на предприятиях и в организациях всех отраслей экономики

8,0

Инвестиции в основной капитал

5,4

Объем платных услуг населения, оказанных предприятиями и организациями

5,1


 

На 1 января 2010 г. число малых предприятий по отраслям экономики распределялось следующим образом (от общей численности всех предприятий): торговля и общественное питание – 44,5%; строительство – 15,8%; промышленность – 15,7%; наука и научное обслуживание – 4,5%; общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка – 4,0; другие отрасли экономики – 15,5%. За последние годы число малых предприятий не увеличивается.[3] Если на конец 1994 г. их численность составляла 896,9 тыс., то на начало 2010 г. – 868,0 тыс. Снизилось число малых предприятий в науке и научном обслуживании, в торговле и общественном питании, несколько возросло  в промышленности, строительстве, в сельском  хозяйстве и на транспорте. К сожалению, не увеличилось численность работающих на малых предприятиях, которая в 1998 г. в целом по Российской Федерации составила (среднесписочная) 6207,8 тыс. человек и средняя численность работников выполнявших работы по договорам, - 475,7 тыс. человек и средняя численность совместителей составляла 717,9 тыс. человек.[4]

Говоря о роли  малого предпринимательства, опираясь на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод, что поступательное развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором  успешного решения следующих проблем:

-         формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);

-         расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;

-         привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры на малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем на крупных;

-         создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

-         более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов;

-         вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, инвалиды, пенсионеры, учащиеся);

-         формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);

-         активизация научно-технического прогресса;

-         освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа;

Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в яд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России.

Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологический изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятостью острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений – все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.[5]

 

1.4 Причины, тормозящие развитие малого предпринимательства в РФ

 

Анализируя сложившуюся в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих поступательное развитие в России малого предпринимательства:

-         сложная финансовая и экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;

-         низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в бизнесе, так и в государственном секторе;

-         негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей;

-         неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне;

-         слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства;

-         в результате финансово-экономического кризиса, разразившегося в августе 2009 г., резкое повышение цен на все факторы производства, по существу катастрофическое снижение покупательной способности россиян. Из-за отсутствия спроса уже начали останавливаться самые эффективные производства. Сворачивается торговля всем и вся.

Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе, в первую очередь, предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия с сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.

Информация о работе Роль малого бизнеса в России