Роль крупного бизнеса в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. На основании обобщения исследований отечественных и зарубежных экономистов определить истинное место крупного бизнеса в экономике России. Выявить его достоинства и недостатки в современных российских условиях.
Данная цель предопределила следующие задачи:
- дать определение понятию крупного бизнеса;
- определить критерии определения и виды организаций крупного бизнеса;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Понятие крупного бизнеса……………………………………………5
2. Критерии выделения крупного бизнеса…………………………....11
3. Виды организаций крупного бизнеса……………………………....13
4. Влияние крупного бизнеса на экономику России………………....18
Заключение……………………………………………………………………24
Список использованной литературы……………………………………….25

Работа содержит 1 файл

Роль крупного бизнеса в экономике России.doc

— 119.00 Кб (Скачать)
  1. Критерии  выделения крупного бизнеса

      Общепринятые критерии выделения крупного бизнеса в России

до сих  пор не сложились, к этой категории относят не только крупнейшие интегрированные бизнесгруппы, но и более широкий круг крупных компаний. В данной работе используется методология ведущего российского исследователя крупного бизнеса Я. Паппэ. Он относит к крупному бизнесу такие компании, которые удовлетворяют хотя бы одному из двух условий:

а) имеют объем продаж более 10 млрд. долл.:2

б) численность занятых составляет свыше 500 человек;

в) занимают доминирующее положение в одной  из значимых отраслей российской экономики.

        Всего было выделено 28 таких компаний: 22 компании как лидеры по объему выпуска и еще 6 как отраслевые лидеры. Пять из них являются полностью государственными и десять – преимущественно государственными. Большая часть российского крупнейшего бизнеса – это бизнес государственный.

      Крупный бизнес - это не только объемы продаж, но также экономическое

и политическое влияние: ресурсы крупного бизнеса (финансовые, лоббистские, информационные и др.) позволяют ему оказывать заметное воздействие на политические процессы на федеральном уровне и в регионах базирования.

      В последние два года политическое влияние крупного бизнеса на федеральном уровне ушло в тень, но в регионах его экономические интересы активно лоббируются и обеспечиваются политическими средствами, усилилось его влияние и на процессы социального развития.

       В последние несколько лет политическое влияние крупного бизнеса на федеральном уровне ушло в тень, но в регионах его экономические интересы активно лоббируются и обеспечиваются политическими средствами, усилилось его влияние и на процессы социального развития.

        К крупному бизнесу чаще всего относят около 15 бизнесгрупп и

компаний, в основном из экспортно-сырьевого сектора экономики.

       Я. Паппэ выделяет 12 крупнейших бизнесгрупп России:

1. Газпром,

2. ЛУКОЙЛ,

3. Альфагрупп,

4. Millhouse Capital

5. Сибнефть,

6. Татнефть,

7. группа МДМ,

8. Северстальгрупп,

9. Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК),

10. Ренова,

11. Интеррос,

12. АФК Система.

       Этот список претерпел изменения по сравнению с аналогичным, разработанным этим же автором несколько лет назад: в него вошли Татнефть и АФК Система, оказались разделенными Альфагрупп и Ренова, по известным причинам выпал ЮКОС. Соотношение крупнейших игроков в

экономике страны меняется.

         В данной главе ставилась задача определить критерии  выделения крупного   бизнеса. Так как общепринятые критерии выделения крупного бизнеса в России не сложились, мы воспользовались методологией ведущего российского исследователя крупного бизнеса Я. Паппэ. Таким образом, мы выяснили, что принадлежность компаний к крупному бизнесу определяется:

       - по объему продаж компании;

       - по численности занятых людей  в компании;

       - по положению в одной из значимых отраслей российской экономики.

  1. Виды организаций крупного бизнеса

       Различают следующие виды организаций в крупном бизнесе:

1. Финансово-промышленные группы;

2. Консорциумы;

3. Транснациональные корпорации;

4. Союзы на основе долевых инвестиций.

      Рассмотрим особенности каждой организации более подробно.

      Финансово-промышленные группы. Характерной тенденцией сегодня можно назвать появление высокоинтегрированных по вертикали и горизонтали структур, отличающихся максимально легким взаимным «переливом» технологий, квалифицированных кадров и капитала, способных развивать высокотехнологические производства при относительно небольших издержках.

       Финансово-промышленная группа (ФПГ) включает в себя организации различных отраслей промышленности, науки, торговли, транспорта, сферы услуг и финансовые учреждения. В отличие от концерна, где организации находятся под единым финансовым контролем, а их независимость является делегированной и в любое время может быть ограничена и взята обратно головной организацией, в финансово-промышленной группе предусматриваются разделение ответственности и равные права партнеров на основе централизованного управления. Головная организация финансово-промышленной группы принимает на себя меньшее число управленческих функций, которые в большинстве случаев имеют сервисный характер. Такие взаимоотношения способствуют повышению гибкости в принятии решений и координации совместных усилий. В этом смысле финансово-промышленная группа по организационному строению ближе к консорциуму.

       Однако, организационное строение финансово-промышленной группы, в отличие от консорциума, основанное на перекрестном акционировании крупных производственных комплексов, имеет более устойчивый и долговременный характер. Это отличает финансово-промышленную группу от хозяйственных ассоциаций с их мягкими формами объединения усилий, финансов и ресурсов.

       Преимущества финансово-промышленной группы:

1. Возможности  финансирования НИОКР и ускоренного  внедрения в производство полученных  результатов;

2. Экономия  на издержках, эффект масштаба  производства позволяют дифференцировать  цены, снижать потери, связанные  с колебаниями рыночной конъюнктуры;

3. Выполнение  совместных научно-технических и  производственных программ;

4. Углубление  специализации и развитие кооперационных  связей, организация и координация  совместной производственно-хозяйственной  деятельности;

5. Эффективное  перераспределение инвестиционных  ресурсов, концентрация их на  наиболее рентабельных и окупаемых  направлениях;

6. Осуществление  долгосрочной стратегии развития.

       Консорциум. Данный вид организации представляет собой временную форму объединения организаций на паевой основе и на определенный срок для решения конкретных задач. Важнейшая задача консорциума - поиск и реализация крупных инновационных проектов, связанных с развитием производства средств технологического оснащения и других видов продукции. В рамках такого объединения появляются финансовые и материально-технические возможности для эффективной организации таких проектов.

       Система управления консорциума должна обеспечить:

1. Усиление  целевого характера деятельности, направленной на достижение наивысших  результатов;

2. Возрастание  роли финансово-экономических функций  и усиление работы соответствующих  подразделений управления путем  их ориентации на выработку  и реализацию коммерческих идей;

3. Усиление  роли подразделений, ориентированных  на рынок;

4. Конкурентоспособность  консорциума на внешнем и внутреннем  рынках, устойчивое финансовое положение;

5. Определение  эффективной стратегии деятельности  консорциума;

6. Проведение  эффективной инвестиционной политики  участниками консорциума;

7. Создание  условий для перехода к управлению  консорциумом на основе акционерной  формы.

       Правовой основой деятельности консорциума являются отношения собственности, связанные с обязательствами его участников в виде договорных отношений в форме многосторонних договоров по реализации крупных экономических проектов.

       Планируемые в рамках консорциума разработки и реализации ряда крупных производственно-технических и экономических проектов связаны не просто с уточнением форм выполнения ряда управленческих и финансово-экономических функций подразделений и участников консорциума, а представляют собой попытку формирования новой модели управления консорциумом.

       Транснациональные корпорации. В середине 80-х гг. в США в связи с резким обострением конкуренции на мировых рынках ученые характеризовали транснациональные корпорации как верное средство завоевания иностранных рынков.

       Само понятие «транснациональная корпорация» трактуется весьма широко и противоречиво. Существуют следующие точки зрения на сущность и черты транснациональной корпорации:

1. Работа  в глобальном масштабе и координация  деятельности всех отделений  и филиалов вне зависимости  от местонахождения компании;

2. Сильные  позиции на всех важнейших  для корпорации рынках, наличие  глобальной системы информации, адаптивность и сбалансированность  к потребностям системы поставок.

       Большинство транснациональных корпораций образуется путем слияния, приобретения или поглощения других компаний. Чаще всего выбираются компании, находящиеся в развивающихся странах, так как это позволяет получить более дешевое сырье и трудовые ресурсы. При этом сохраняется главенствующее положение компании, образующей объединение, и концентрация центров научно-исследовательских работ в стране регистрации компании.

        При обострении конкуренции вернейшим способом победить остается уклонение от борьбы. Концентрация и централизация капитала и производства приводят не только к образованию монополий, но и к появлению в хозяйственной жизни различного рода объединений юридических лиц, которые не занимают на рынке монопольного положения.     Типы объединений в законодательстве западных стран именуются различно: «связанные предприятия», «системы компаний», «группы компаний», или сокращенно - «группа».

       Группа представляет собой экономическое единство или организацию, состоящую из самостоятельных субъектов права. Участники группы следуют общей стратегии группы, которую обычно разрабатывают либо руководители компании, либо руководящие органы инициатора - головной организации. Необходимым признаком всякой группы является наличие координационной группы. Входящие в группу компании имеют большую или меньшую степень автономии в своей хозяйственной деятельности в зависимости от заинтересованности в результатах работы группы.

       Союзы на основе долевых инвестиций. Союзы на основе долевых инвестиций имеют более прочные связи, основу которых составляют инвестиции. Партнеры вносят свой вклад в виде денежных фондов, технологий, ноу-хау, персонала, наряду с этим происходят постоянные консультации партнеров о том, какие необходимы ресурсы для совместных проектов, что требуется для их эффективного использования, что и какие ресурсы поставляет, как распределяются издержки.

       Участники союзов на основе долевых инвестиций сохраняют полную самостоятельность в ведение своих дел, определении стратегии, распределении прибыли.

       Подавляющая часть подобных союзов создается для проведения совместных исследований, обмена технологиями, кооперации в производстве новых технологических товаров.

       В заключении хотелось бы отметить, что конкурентоспособность экономики России определяется темпами внедрения на мировых рынках новейших научно-технических решений и развития наукоемких производств, что во многом зависит от эффективного стимулирования инновационной деятельности. Важнейшую роль в стимулировании инновационного процесса играют не только сами субъекты, но и развитые отношения между ними. Однако в настоящее время у нас недостаточно развиты институты, стимулирующие связи между научными, учебными организациями и инновационными компаниями, между крупными компаниями и малыми и средними инновационными предприятиями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Влияние крупного бизнеса на экономику России

       Существуют самые разные точки зрения о месте крупного бизнеса в развитии отечественной экономики. Одна из них отводит ему роль основной движущей силы. В соответствии с ней не просто развитие, а экономический прорыв обеспечивается тесным взаимодействием и взаимопомощью крупных компаний и проводящего активную дирижистскую политику государства. Причем такие компании - "национальные чемпионы" должны появиться или быть выстроены во всех значимых отраслях народного хозяйства.

Согласно диаметрально противоположной точке зрения, российский крупный бизнес, с его, в основном, сырьевой направленностью, играет лишь роль трубы, по которой природная рента перекачивается из страны во внешний мир. А надежды на экономическое развитие и социальную модернизацию возлагаются, в основном, на малый бизнес, который опять-таки должен особо опекаться государством.

       Обе эти позиции, как и положено крайним, далеки от реальности. Как показывает опыт всех успешных стран, крупный бизнес является каркасом национальной экономики, ее основным представителем в мировом хозяйстве, важнейшим партнером и оппонентом государства при выработке и осуществлении промышленной политики.

       Описанная модель верна для России с двумя поправками. Первая связана с повышенной долей природной ренты в первичных доходах. В результате крупный бизнес, контролирующий подавляющую часть сырьевого сектора, является у нас основным налогоплательщиком, а также донором остальной экономики. Вторая состоит в том, что отечественный крупный бизнес, вероятно, играет и будет играть большую, чем в других странах, роль в процессах внедрения, тиражирования и распространения инноваций. Однако поправки не отменяют основного содержания модели. Следовательно, и в России темпы и качество роста, инновационная активность и прочие слагаемые успеха в экономике в решающей степени зависят не от крупного, а от среднего бизнеса. Именно последний должен выступить главным мотором экономического развития страны.

       При этом субъектом крупного бизнеса мы называем такого экономического агента, который самим своим существованием меняет правила игры  в экономике в целом или, по крайней мере, в соответствующей отрасли. Для всего рассматриваемого периода нижней количественной границей "крупного бизнеса" можно считать оборот (объем продаж) около 10 млрд. долларов в год. В будущем эта граница, конечно, будет существенно поднята.

       Вполне естественными элементами сложившейся модели являются также популярные в последнее время формулы "социальной ответственности" бизнеса и "частно-государственного партнерства". Хотя, на наш взгляд, неясно, служат ли они только идеологическим обеспечением или станут основой для реальных проектов и мер экономической политики.

Информация о работе Роль крупного бизнеса в экономике России