Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 17:39, курсовая работа
Цель исследования. На основании обобщения исследований отечественных и зарубежных экономистов определить истинное место крупного бизнеса в экономике России. Выявить его достоинства и недостатки в современных российских условиях.
Данная цель предопределила следующие задачи:
- дать определение понятию крупного бизнеса;
- определить критерии определения и виды организаций крупного бизнеса;
Введение………………………………………………………………………...3
1. Понятие крупного бизнеса……………………………………………5
2. Критерии выделения крупного бизнеса…………………………....11
3. Виды организаций крупного бизнеса……………………………....13
4. Влияние крупного бизнеса на экономику России………………....18
Заключение……………………………………………………………………24
Список использованной литературы……………………………………….25
Общепринятые критерии выделения крупного бизнеса в России
до сих пор не сложились, к этой категории относят не только крупнейшие интегрированные бизнесгруппы, но и более широкий круг крупных компаний. В данной работе используется методология ведущего российского исследователя крупного бизнеса Я. Паппэ. Он относит к крупному бизнесу такие компании, которые удовлетворяют хотя бы одному из двух условий:
а) имеют объем продаж более 10 млрд. долл.:2
б) численность занятых составляет свыше 500 человек;
в) занимают доминирующее положение в одной из значимых отраслей российской экономики.
Всего было выделено 28 таких компаний: 22 компании как лидеры по объему выпуска и еще 6 как отраслевые лидеры. Пять из них являются полностью государственными и десять – преимущественно государственными. Большая часть российского крупнейшего бизнеса – это бизнес государственный.
Крупный бизнес - это не только объемы продаж, но также экономическое
и политическое влияние: ресурсы крупного бизнеса (финансовые, лоббистские, информационные и др.) позволяют ему оказывать заметное воздействие на политические процессы на федеральном уровне и в регионах базирования.
В последние два года политическое влияние крупного бизнеса на федеральном уровне ушло в тень, но в регионах его экономические интересы активно лоббируются и обеспечиваются политическими средствами, усилилось его влияние и на процессы социального развития.
В последние несколько лет политическое влияние крупного бизнеса на федеральном уровне ушло в тень, но в регионах его экономические интересы активно лоббируются и обеспечиваются политическими средствами, усилилось его влияние и на процессы социального развития.
К крупному бизнесу чаще всего относят около 15 бизнесгрупп и
компаний, в основном из экспортно-сырьевого сектора экономики.
Я. Паппэ выделяет 12 крупнейших бизнесгрупп России:
1. Газпром,
2. ЛУКОЙЛ,
3. Альфагрупп,
4. Millhouse Capital
5. Сибнефть,
6. Татнефть,
7. группа МДМ,
8. Северстальгрупп,
9. Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК),
10. Ренова,
11. Интеррос,
12. АФК Система.
Этот список претерпел изменения по сравнению с аналогичным, разработанным этим же автором несколько лет назад: в него вошли Татнефть и АФК Система, оказались разделенными Альфагрупп и Ренова, по известным причинам выпал ЮКОС. Соотношение крупнейших игроков в
экономике страны меняется.
В данной главе ставилась задача определить критерии выделения крупного бизнеса. Так как общепринятые критерии выделения крупного бизнеса в России не сложились, мы воспользовались методологией ведущего российского исследователя крупного бизнеса Я. Паппэ. Таким образом, мы выяснили, что принадлежность компаний к крупному бизнесу определяется:
- по объему продаж компании;
- по численности занятых людей в компании;
- по положению в одной из значимых отраслей российской экономики.
Различают следующие виды организаций в крупном бизнесе:
1. Финансово-промышленные группы;
2. Консорциумы;
3. Транснациональные корпорации;
4. Союзы на основе долевых инвестиций.
Рассмотрим особенности каждой организации более подробно.
Финансово-промышленные группы. Характерной тенденцией сегодня можно назвать появление высокоинтегрированных по вертикали и горизонтали структур, отличающихся максимально легким взаимным «переливом» технологий, квалифицированных кадров и капитала, способных развивать высокотехнологические производства при относительно небольших издержках.
Финансово-промышленная группа (ФПГ) включает в себя организации различных отраслей промышленности, науки, торговли, транспорта, сферы услуг и финансовые учреждения. В отличие от концерна, где организации находятся под единым финансовым контролем, а их независимость является делегированной и в любое время может быть ограничена и взята обратно головной организацией, в финансово-промышленной группе предусматриваются разделение ответственности и равные права партнеров на основе централизованного управления. Головная организация финансово-промышленной группы принимает на себя меньшее число управленческих функций, которые в большинстве случаев имеют сервисный характер. Такие взаимоотношения способствуют повышению гибкости в принятии решений и координации совместных усилий. В этом смысле финансово-промышленная группа по организационному строению ближе к консорциуму.
Однако, организационное строение финансово-промышленной группы, в отличие от консорциума, основанное на перекрестном акционировании крупных производственных комплексов, имеет более устойчивый и долговременный характер. Это отличает финансово-промышленную группу от хозяйственных ассоциаций с их мягкими формами объединения усилий, финансов и ресурсов.
Преимущества финансово-промышленной группы:
1. Возможности финансирования НИОКР и ускорен
2. Экономия на издержках, эффект масштаба производства позволяют диффере
3. Выполнение совместных научно-технических
4. Углубление специализации и развитие коопе
5. Эффективное перераспределение инвестиционн
6. Осуществление долгосрочной стратегии развити
Консорциум. Данный вид организации представляет собой временную форму объединения организаций на паевой основе и на определенный срок для решения конкретных задач. Важнейшая задача консорциума - поиск и реализация крупных инновационных проектов, связанных с развитием производства средств технологического оснащения и других видов продукции. В рамках такого объединения появляются финансовые и материально-технические возможности для эффективной организации таких проектов.
Система управления консорциума должна обеспечить:
1. Усиление целевого характера деятельност
2. Возрастание роли финансово-экономических ф
3. Усиление роли подразделений, ориентиров
4. Конкурентоспособность консорциума на внешнем и внутр
5. Определение эффективной стратегии деятельн
6. Проведение эффективной инвестиционной пол
7. Создание условий для перехода к управле
Правовой основой деятельности консорциума являются отношения собственности, связанные с обязательствами его участников в виде договорных отношений в форме многосторонних договоров по реализации крупных экономических проектов.
Планируемые в рамках консорциума разработки и реализации ряда крупных производственно-технических и экономических проектов связаны не просто с уточнением форм выполнения ряда управленческих и финансово-экономических функций подразделений и участников консорциума, а представляют собой попытку формирования новой модели управления консорциумом.
Транснациональные корпорации. В середине 80-х гг. в США в связи с резким обострением конкуренции на мировых рынках ученые характеризовали транснациональные корпорации как верное средство завоевания иностранных рынков.
Само понятие «
1. Работа в глобальном масштабе и коорди
2. Сильные позиции на всех важнейших для корпорации рынках, наличие глобальной системы информации, адаптивность и сбалансированно
Большинство транснациональных корпораций образуется путем слияния, приобретения или поглощения других компаний. Чаще всего выбираются компании, находящиеся в развивающихся странах, так как это позволяет получить более дешевое сырье и трудовые ресурсы. При этом сохраняется главенствующее положение компании, образующей объединение, и концентрация центров научно-исследовательских работ в стране регистрации компании.
При обострении конкуренции вернейшим способом победить остается уклонение от борьбы. Концентрация и централизация капитала и производства приводят не только к образованию монополий, но и к появлению в хозяйственной жизни различного рода объединений юридических лиц, которые не занимают на рынке монопольного положения. Типы объединений в законодательстве западных стран именуются различно: «связанные предприятия», «системы компаний», «группы компаний», или сокращенно - «группа».
Группа представляет собой экономическое единство или организацию, состоящую из самостоятельных субъектов права. Участники группы следуют общей стратегии группы, которую обычно разрабатывают либо руководители компании, либо руководящие органы инициатора - головной организации. Необходимым признаком всякой группы является наличие координационной группы. Входящие в группу компании имеют большую или меньшую степень автономии в своей хозяйственной деятельности в зависимости от заинтересованности в результатах работы группы.
Союзы на основе долевых инвестиций. Союзы на основе долевых инвестиций имеют более прочные связи, основу которых составляют инвестиции. Партнеры вносят свой вклад в виде денежных фондов, технологий, ноу-хау, персонала, наряду с этим происходят постоянные консультации партнеров о том, какие необходимы ресурсы для совместных проектов, что требуется для их эффективного использования, что и какие ресурсы поставляет, как распределяются издержки.
Участники союзов на основе долевых инвестиций сохраняют полную самостоятельность в ведение своих дел, определении стратегии, распределении прибыли.
Подавляющая часть подобных союзов создается для проведения совместных исследований, обмена технологиями, кооперации в производстве новых технологических товаров.
В заключении хотелось бы отметить, что конкурентоспособность экономики России определяется темпами внедрения на мировых рынках новейших научно-технических решений и развития наукоемких производств, что во многом зависит от эффективного стимулирования инновационной деятельности. Важнейшую роль в стимулировании инновационного процесса играют не только сами субъекты, но и развитые отношения между ними. Однако в настоящее время у нас недостаточно развиты институты, стимулирующие связи между научными, учебными организациями и инновационными компаниями, между крупными компаниями и малыми и средними инновационными предприятиями.
Существуют самые разные точки зрения о месте крупного бизнеса в развитии отечественной экономики. Одна из них отводит ему роль основной движущей силы. В соответствии с ней не просто развитие, а экономический прорыв обеспечивается тесным взаимодействием и взаимопомощью крупных компаний и проводящего активную дирижистскую политику государства. Причем такие компании - "национальные чемпионы" должны появиться или быть выстроены во всех значимых отраслях народного хозяйства.
Согласно диаметрально противоположной точке зрения, российский крупный бизнес, с его, в основном, сырьевой направленностью, играет лишь роль трубы, по которой природная рента перекачивается из страны во внешний мир. А надежды на экономическое развитие и социальную модернизацию возлагаются, в основном, на малый бизнес, который опять-таки должен особо опекаться государством.
Обе эти позиции, как и положено крайним, далеки от реальности. Как показывает опыт всех успешных стран, крупный бизнес является каркасом национальной экономики, ее основным представителем в мировом хозяйстве, важнейшим партнером и оппонентом государства при выработке и осуществлении промышленной политики.
Описанная модель верна для России с двумя поправками. Первая связана с повышенной долей природной ренты в первичных доходах. В результате крупный бизнес, контролирующий подавляющую часть сырьевого сектора, является у нас основным налогоплательщиком, а также донором остальной экономики. Вторая состоит в том, что отечественный крупный бизнес, вероятно, играет и будет играть большую, чем в других странах, роль в процессах внедрения, тиражирования и распространения инноваций. Однако поправки не отменяют основного содержания модели. Следовательно, и в России темпы и качество роста, инновационная активность и прочие слагаемые успеха в экономике в решающей степени зависят не от крупного, а от среднего бизнеса. Именно последний должен выступить главным мотором экономического развития страны.
При этом субъектом крупного бизнеса мы называем такого экономического агента, который самим своим существованием меняет правила игры в экономике в целом или, по крайней мере, в соответствующей отрасли. Для всего рассматриваемого периода нижней количественной границей "крупного бизнеса" можно считать оборот (объем продаж) около 10 млрд. долларов в год. В будущем эта граница, конечно, будет существенно поднята.
Вполне естественными элементами сложившейся модели являются также популярные в последнее время формулы "социальной ответственности" бизнеса и "частно-государственного партнерства". Хотя, на наш взгляд, неясно, служат ли они только идеологическим обеспечением или станут основой для реальных проектов и мер экономической политики.
Информация о работе Роль крупного бизнеса в экономике России