Роль крупного бизнеса в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. На основании обобщения исследований отечественных и зарубежных экономистов определить истинное место крупного бизнеса в экономике России. Выявить его достоинства и недостатки в современных российских условиях.
Данная цель предопределила следующие задачи:
- дать определение понятию крупного бизнеса;
- определить критерии определения и виды организаций крупного бизнеса;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Понятие крупного бизнеса……………………………………………5
2. Критерии выделения крупного бизнеса…………………………....11
3. Виды организаций крупного бизнеса……………………………....13
4. Влияние крупного бизнеса на экономику России………………....18
Заключение……………………………………………………………………24
Список использованной литературы……………………………………….25

Работа содержит 1 файл

Роль крупного бизнеса в экономике России.doc

— 119.00 Кб (Скачать)


Курсовая  работа на тему:

Роль  крупного бизнеса в экономике  России

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

  1. Понятие крупного бизнеса……………………………………………5
  2. Критерии выделения крупного бизнеса…………………………....11
  3. Виды организаций крупного бизнеса……………………………....13
  4. Влияние крупного бизнеса на экономику России………………....18

Заключение……………………………………………………………………24

Список  использованной литературы……………………………………….25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Современную рыночную экономику отличает многообразие форм

бизнеса. При этом ее успешное существование обеспечивается за счет оптимального сочетания различных типов фирм и использования ими своих преимуществ.

       Данная работа посвящена исследованию роли крупного бизнеса в экономике России, определению критериев, видов присущих ему и рассмотрению влияния крупного бизнеса на экономику страны.

       Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего следующими обстоятельствами. Крупные компании составляют основу экономического потенциала любого государства. Занимая небольшую долю в общей численности компаний, они создают большую часть национального богатства страны.

        Следует отметить, что роль крупных предприятий в народном хозяйстве оценивается в экономической теории неоднозначно. Одни ученые считают, что крупная фирма является сегодня ядром экономики любого государства и именно ею предопределяются основные направления и пропорции экономического развития.

       Согласно противоположной точке зрения, недостатки крупных фирм перевешивают имеющиеся достоинства и наносят тем самым большой вред экономике в целом.

       До недавнего времени в отечественной литературе неоправданно преувеличивалась роль крупных предприятий, якобы во всех случаях способных наиболее эффективно по сравнению с другими фирмами осуществлять производственную деятельность. С началом реформ время былого восхваления крупных предприятий в нашей стране сменилось крайне негативным отношением к ним, как к наследию советского периода. Российские крупные фирмы стали отождествляться с монополистами, а их деятельность восприниматься, в основном, в качестве тормоза процесса реформирования. Однако вскоре выяснилось, что именно крупная промышленность образует наиболее значимую часть экономического потенциала России, с утратой которого страна не сможет выйти из экономического кризиса и осуществлять дальнейший рост и развитие.

       Поэтому именно сейчас возникла необходимость выяснить истинное место крупного бизнеса в современной российской экономике, а также определить, насколько хорошо приспособлены крупные фирмы к конкретным условиям отечественного рынка.     

       Объектом исследования являются крупный бизнес в России.

       Предметом исследования выступает роль крупного бизнеса в экономике России.

       Цель исследования. На основании обобщения исследований отечественных и зарубежных экономистов определить истинное место крупного бизнеса в экономике России. Выявить его достоинства и недостатки в современных российских условиях.

       Данная цель предопределила следующие задачи:

       - дать определение понятию крупного  бизнеса;

       - определить критерии определения и виды организаций крупного бизнеса;

       - рассмотреть влияние крупного  бизнеса на экономику России. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие крупного бизнеса

       Для того чтобы дать определение  понятию крупного бизнеса сначала  необходимо рассмотреть понятие  бизнеса.

      Бизнес - это экономическая деятельность, осуществляемая как за счет собственных, так и взятых в заем средств под свою ответственность и поручителя, с целью организовать свое предприятие для получения прибыли, направленное на цели увеличения капитала и прибыли, используемую как в личных целях, так и на расширение предприятия. В системе определений типов субъектов бизнеса, различающихся между собой по количественным признакам, наряду с малыми предприятиями (мелким бизнесом) выделяются крупный и средний бизнес.

      Переходим к рассмотрению особенностей и характеристик крупного бизнеса.

       Крупный бизнес1 - объединение предприятий вокруг некоторой товарной группы, технологической цепочки или общей группы собственников и высших менеджеров. Его главной особенностью является способность изменять экономические институты определенного сектора экономики, национального или даже мирового хозяйства, оказывать воздействие на социально-экономическую среду. Главным количественным показателем крупного бизнеса является объем реализации товаров и услуг (оборот), поскольку размер прибыли и рыночной капитализации во многом зависит от принятой системы учета или поведения игроков фондового рынка.

      Функции крупного бизнеса. Главным элементом капиталистического хозяйства, носителем эволюционного процесса в экономике является устойчивость рыночной экономики и ее основных составляющих: цен, структуры производства. На них сегодня производится большая часть приводимой массой продукции. Именно благодаря большим предприятиям идет развитие бизнеса, в основе которого лежат механизмы снижения издержек производства. Крупные фирмы являются носителями НТП, они накапливают, а затем внедряют методы рационального предпринимательства.

       Можно выделить четыре основные, фундаментальные причины, стимулирующие рост крупных компаний.

        Первая - стремление к получению экономии на масштабе производства (технологическая экономия). Она образуется при увеличении объема выпуска данной продукции за счет сокращения издержек на ее единицу. Это сокращение достигается изменением характера используемых ресурсов, что проявляется в усилении специализации применяемого труда, введения автоматического оборудования, в том числе автоматических сборочных линий и др. Укрупнение предприятия способствует развитию концентрации производства на крупных предприятиях, образованию многозаводских и отраслевых монополий.

       Вторая причина - стремление к экономии на масштабе сферы деятельности (другой термин - экономия на разнообразии производственной продукции и рынков сбыта). Это вид экономии, названный английским экономистом Е. Пенроуз экономией на росте, образуется благодаря несбалансированности роста фирмы, на которой постоянно возникают новые неиспользуемые в данный момент времени производственные и финансовые ресурсы. Экономия от использования этих ресурсов и становится стимулом к расширению сферы деятельности фирмы. Она зависит от специфического набора производственных ресурсов, которыми располагает фирма, поэтому большинство фирм стремится к проникновению в те области, в которых технологические и рыночные факторы являются общими с основным производством фирмы. Благодаря экономии на масштабе сферы деятельности образовались крупные многопродуктовые, многоотраслевые и многонациональные компании. Инструментами их формирования являлись вертикальная интеграция, диверсификация и интернационализация с ее высшей формой - глобализацией.  

       Третий стимул роста корпораций - экономия на трансакционных расходах. Эти расходы связаны с осуществлением рыночных договорных отношений и возникают тогда, когда происходит переход товара или услуги от одной технологически обособленной структуры к другой, то есть когда имеет место транзакция - сделка, операция, контракт, договор. Трансакционные расходы - это расходы на функционирование рыночной системы. Сокращение этих потерь достигается за счет ограничения объема рыночных отношений с помощью вертикальной интеграции, диверсификации и интернационализации.       

     Кроме того - большинство современных крупных фирм - это международные компании, работающие на глобальных рынках, что позволяет им использовать преимущества относительно дешевых ресурсов мировой экономики, размещая разные стадии производства в различных странах. С наибольшей наглядностью эти свойства крупного бизнеса проявились в деятельности современных транснациональных корпораций. Последние благодаря огромной концентрации ресурсов и централизации финансовых и материальных потоков внутри корпорации способны сами создавать для себя эффективную рыночную и социальную инфраструктуру. Приходя в менее развитые страны, транснациональные корпорации сами создают коммуникации, формируют модель поведения работников и потребителей, активно воздействуют на внутренне и международное законодательство.

       Наряду с конкурентными преимуществами крупный бизнес имеет и слабые стороны. Рост фирмы часто сопровождается снижением эффективности ее управления. Очень часто крупные фирмы имеют возможность регулировать спрос и цены на свою продукцию, что снижает стимулы к росту эффективности, и делает крупный бизнес негибким. Эти особенности крупных фирм создают возможности для устойчивого развития бизнеса в средних и мелких размерах.

 Сильные  и слабые стороны крупного  бизнеса                     Таблица 1                                                                                         

Сильные стороны крупного бизнеса

Слабые стороны  крупного бизнеса

Способность активно изменять внешнюю среду  предпринимательства

Снижение стимулов к росту эффективности производства

Возможности создавать и накапливать достижения НТП и процедуры и правила  рационального бизнеса

Возможность для  ограничения доступа других фирм к достижениям НТП и рационального бизнеса

Экономия  на издержках производства

Падение эффективности  управление с ростом объема фирмы

Устойчивость

Негибкость, возможна потеря контакта с потребителем

 

       Российский крупный бизнес.

      Основные отличия крупных российских фирм от зарубежных.

       Первое отличие состоит в том, что большинство крупнейших российских фирм уступает по величине западным гигантам.

       Так по численности работающих, две крупнейшие российские автомобильные компании (АвтоВАЗ и ГАЗ) в 2-3 раза уступают крупнейшим европейским автомобильным компаниям, а по производственному потенциалу - еще больше. В химической промышленности крупнейшие российские компании и по объемам выпуска, и по численности занятых многократно уступают крупнейшим европейским компаниям.

       Втрое отличие связано с тем, что он сконцентрирован в сырьевых отраслях, ориентированных на экспорт. Особенно быстрыми темпами растет доля нефтегазового сектора. Он не создает условий для расширения внутреннего потребления. Его технологии значительно устарели, фонды изношены, производительность труда в 10 раз ниже мировых норм. В основе его конкурентоспособности лежит разница во внешних и внутренних ценах.

       Третье отличие состоит в том, что основу конкурентоспособности составляют не расширение сферы рационализации бизнеса, создание и отбор эффективных рутин, а большие неявные издержки. Современный отечественный крупный бизнес - это типичный интуитивный бизнес. В основе которого лежат неплатежи, бартер и скрытое государственное субсидирование.

       Четвертое отличие. Российский крупный бизнес - это очень высокорисковый бизнес. Для него характерны необычайно высокие трансакционные издержки. Типичная крупная компания обрабатывающей промышленности России располагает лишь одним заводом и, как правило, не имеет в своем распоряжении сколько-нибудь мощного сбытового аппарата, который заменяют посредники. Типичная же крупная компания европейской или американской обрабатывающей промышленности располагает группой заводов и разнообразными вспомогательными организациями, включая подразделения, зачастую имеющие статус филиальных компаний, выполняющие функции оптово-сбытовых компаний. И таким положение было уже чуть ли не сто лет назад.

       Пятое отличие - локальный характер отечественных фирм. Крупные корпорации на Западе и Востоке - это всегда транслокальные корпорации и, как правило, транснациональные корпорации. Российские же компании представляют собой преимущественно сугубо региональные экономические образования.

       Крупный российский бизнес исполняет роль локомотива национальной экономики. Он до сих пор гораздо эффективнее основной массы средних и мелких компаний и по производительности труда, и по рентабельности, и, наконец, по темпам роста. В силу своего особого положения, за годы реформ крупный российский бизнес сконцентрировал в своих руках основные денежные потоки. Как следствие он смог сформировать довольно сильные команды высокооплачиваемых, высококвалифицированных менеджеров.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Роль крупного бизнеса в экономике России