Роль инновационного бизнеса в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:07, доклад

Описание работы

Развитие экономики в конце ХХ – начале ХХI в. в существенной степени обеспечивалось ростом предпринимательской активности. Предпринимательство тесно связано с инновациями. Еще в 1912 г. Й. Шумпетер отметил, что классическая политэкономия не учитывала главных особенностей предпринимателя – особых организационных умений, требуемых для ввода новых продуктов и процессов на рынок. Предприниматель, создавая новые продукты, технологии и выводя их на рынок, обеспечивает инновационное лидерство, которое переходит от индивидов к крупным фирмам по мере созревания общества.

Работа содержит 1 файл

Роль инновационного бизнеса в экономике.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

    роль  инновационного бизнеса  в экономике 

    Развитие экономики в конце ХХ – начале ХХI в. в существенной степени обеспечивалось ростом предпринимательской активности. Предпринимательство тесно связано с инновациями. Еще в 1912 г. Й. Шумпетер отметил, что классическая политэкономия не учитывала главных особенностей предпринимателя – особых организационных умений, требуемых для ввода новых продуктов и процессов на рынок. Предприниматель, создавая новые продукты, технологии и выводя их на рынок, обеспечивает инновационное лидерство, которое переходит от индивидов к крупным фирмам по мере созревания общества. Впоследствии Ф. Найт определил еще одну важнейшую черту предпринимательской деятельности, проведя различие между понятиями риска и неопределенности, – это готовность предпринимателей осуществлять деятельность, связанную с принятием рискованных решений, что, по мнению ряда исследователей, стало теоретическим обоснованием появления венчурного капитала, финансирующего инновационные start-up. Таким образом, инновации и предпринимательство являются очень близкими понятиями. Предпринимательство — это деятельность, связанная с созданием и развитием новых предприятий, базирующаяся на новых технологических и рыночных возможностях и требующая мобилизации финансовых, кадровых, организационных и исследовательских ресурсов. Такая трактовка подтверждает тезис П. Друкера о том, что предприниматель – это тот, кто способен воспринять и вывести на рынок инновационные идеи при условии осуществления систематической инновационной деятельности. Таким образом, инновационная деятельность берет свое начало в инновационном предпринимательстве.

    Под инновационным бизнесом понимается форма предпринимательской активности, связанная с разработкой и выведением на рынок новых продуктов, технологий, новых методов организации производства, управления и маркетинга.

    Инновационный start-up – предприятие, специально созданное для реализации инновационного проекта.

    Инновационный проект – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание и распространение нового вида продукции (технологии) с целью получения прибыли или иного полезного эффекта.

    Инновационный проект характеризуется следующими чертами.

    1. Высокая степень неопределенности  параметров проекта (сроков достижения намеченных целей, предстоящих затрат, будущих доходов) уменьшает достоверность предварительной экономической оценки и предполагает применение дополнительных критериев оценки и отбора.

    2. Инновационный проект ориентируется на долгосрочные результаты, что требует создания надежной базы прогнозирования и учета фактора времени в экономических расчетах.

    3. Участие высококвалифицированных  специалистов, творческих работников, уникальных ресурсов требует тщательной разработки отдельных этапов проекта.

    4. Существует высокая вероятность  получения неожиданных и представляющих потенциальную коммерческую ценность побочных результатов исследований. Это предопределяет дополнительные требования к гибкому управлению инновационным проектом, способности к быстрому вхождению в новые отрасли бизнеса, рынки и т.д.

    Проект  – это система, обладающая прямыми и обратными связями, а управление проектами основано на системном подходе.

    Согласно  системному подходу проект обладает рядом свойств, которые необходимо учитывать при организации работ по его реализации.

  • Проект возникает, существует и развивается в определенном окружении, называемом внешней средой.
  • Состав проекта не остается неизменным в процессе его реализации. Некоторые элементы могут появляться, а некоторые выходить из состава проекта.
  • Проект, как и всякая система, может быть разделен на элементы. При этом между элементами должны существовать и поддерживаться определенные связи.

    Инновационная деятельность предприятия в этом смысле может рассматриваться как совокупность осуществляемых инновационных проектов. Start-up же может быть создан для реализации единственного инновационного проекта. Следовательно, предприятия инновационного бизнеса преимущественно относятся к малым (хотя это не отменяет того факта, что крупные корпорации инвестируют значительные средства в исследования и разработки и являются держателями большей части патентов).

    Важность  инновационного бизнеса для развития экономики подчеркивается всеми исследователями инновационного процесса. В 1970-х гг. американский экономист Д. Берч вывел так называемую теорию «газелей». Итоги опубликованного в 1979 г. исследования «Процесс создания рабочих мест» заключались в следующем:

  • новые рабочие места в экономике США создаются почти исключительно малыми предприятиями. За последние 20 лет в американской экономике до 90% новых рабочих мест создано именно малыми компаниями;
  • сама группа малых предприятий характеризуется существенной неоднородностью. Большинство из них, возникая как малые фирмы, в дальнейшем не увеличивают своих размеров (или увеличивают их незначительно). Решающий же вклад в экономическое развитие вносят так называемые «газели» (в противовес нерастущим «мышам» или нединамичным крупным корпорациям — «слонам»). Это малые фирмы, которые за короткий промежуток времени вырастают до размеров крупных транснациональных корпораций, устойчиво поддерживая высокие темпы роста в течение длительного периода времени. В США в настоящее время к «газелям» относятся предприятия, которые не менее четырех лет подряд имели темп прироста объема продаж не менее 20% ежегодно.

    В 1998–2002 гг. «газели» (на тот период времени  — 2% всех американских фирм) обеспечивали 200% прироста занятости в США. Это означает, что они не только обеспечивали весь фактически наблюдавшийся рост занятости, но и компенсировали уменьшение численности работающих на всех остальных предприятиях страны. Классические примеры «газелей» существуют и в других странах (например, компания Nokia Corporation обусловливает около 50% роста ВВП Финляндии).

    Появление «газелей» обусловлено макроэкономической конъюнктурой. Например, венчурные инвесторы предпочитают высокотехнологичные отрасли именно потому, что в них малые фирмы имеют все шансы превратиться в «газелей» и обеспечить инвесторам солидный учредительский доход. Исследователи отмечают высокую инновационную активность «газелей», которая заключается в осуществлении не только исследований и разработок, но и нетехнологических инноваций, дающих им устойчивые конкурентные преимущества. К таким инновациям могут быть отнесены новые системы сбыта, новые маркетинговые методы, методы организации производства и др. Исследования предпринимательства позволяют оценить инновационную активность малых предприятий как достаточно высокую. В странах ЕС в 2007 г. она составляла от 8% в Венгрии до 24% во Франции (измерялась как доля малых предприятий, выведших на рынок новые продукты, к общему количеству малых предприятий).

    Если  для предприятия вообще роль инвестиций заключается в обеспечении долгосрочного развития, то для малых предприятий инвестиции служат, как правило, толчком к созданию и обеспечивают возможность не только развития, но и выживания. Это связано со специфической природой капитала в малом бизнесе.

    Малое предприятие более  динамично, чем крупное, и обладает большей стратегической гибкостью. Оно не вступает в открытую конкуренцию с уже действующими на рынке компаниями, а, как правило, находит свою рыночную нишу. Поэтому малому предприятию обычно требуется меньший объем инвестиций, чем крупной компании.

    Малое предприятие менее  стабильно, чем крупное. Простое запаздывание с оплатой счетов покупателями может стать для него жизненно важным. Поэтому своевременное получение требуемого объема инвестиций обеспечит необходимую устойчивость и создаст предпосылки к росту. Для инновационного бизнеса многие из возможных источников финансирования инвестиций оказываются недоступны. Длительность проектов по доведению инновационных идей до стадии коммерчески применимых продуктов сопряжена с проблемами привлечения инвестиций, с серьезными кассовыми разрывами, которые, вследствие небольших размеров предприятий и ограниченности находящихся в их распоряжении ресурсов, могут привести инновационные фирмы к неплатежеспособности и финансовой несостоятельности. Эта серьезная проблема в экономической литературе получила название «долина смерти» (Valley of Death) и схематически показана на рис.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Причина возникновения «долины смерти»  заключается в том, что предприниматели и инвесторы ориентируются, в большинстве, на близкий результат (прибыль). Разработчики же, как правило, ориентированы на получение «научного результата, никак не привязанного к его практическому применению в сфере производства».

    О реальном существовании проблемы «долины смерти» свидетельствует, например, ситуация в США в 2002 г., когда наряду с избытком средств венчурных фондов в размере примерно 70 млрд. долл. отмечался дефицит финансовых средств для инвестирования в инновационные проекты. Существование «долины смерти» подтверждается и российскими источниками.

    Проблема  преодоления «долины смерти»  возникает на ранних стадиях реализации инновационного проекта, когда компания переходит от создания прототипа нового продукта или технологии к стадии коммерческого освоения. На этой стадии неопределенность и, соответственно, риск инвестирования очень высоки, причем одновременно действует большое количество факторов как коммерческого, так и технического риска.

    К проблемам, обусловленным коммерческими факторами, относится риск непринятия нового продукта (технологии) рынком. Эта проблема достаточно подробно освещена в литературе. В частности, Э. Роджерс еще в 1962 г. исследовал диффузию инноваций – процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Он обнаружил, что большая часть графиков принятия инноваций членами общества напоминает стандартную колокообразную кривую (нормальное распределение), разделенную на пять частей. Э. Роджерс дал название каждому сегменту, основываясь на стандартных девиациях, и примерную оценку для каждого их них.

    1. Новаторы (2,5%) — наиболее образованная  и готовая рисковать часть общества. Новаторы активны в поиске источников информации, способны понимать и применять комплексные технические знания, не боятся провалов. Как правило, к новаторам относятся сами исследователи, которые могут стать основателями инновационных start-up, на их энтузиазме компания развивается на первом этапе своего существования.

    2. Ранние последователи (13,5%). К ним  относятся социальные лидеры, которые стремятся использовать новые технологии, чтобы внедрить новинку в общество. Они рискованны, нечувствительны к цене и обеспечивают начальный период развития start-up.

    3. Раннее большинство (34%) — это  широкие слои населения, которые  склонны принять новый продукт,  однако достаточно осмотрительные и не стремятся быть первыми. Именно для того, чтобы вывести инновационный старт-ап на такой рынок, нужны существенные инвестиции, и здесь возникает проблема преодоления «долины смерти».

    4. Позднее большинство (34%). Эта группа  потребителей обычно имеет достаточно низкий социальный статус, они очень чувствительны к ценовой политике и принимают инновации под давлением большинства. Для проникновения на этот рынок нужны масштабные инвестиции.

    5. Отстающие (16 %). Эти потребители  традиционны, очень подозрительны к инновациям, не являются лидерами, имеют узконаправленные взгляды.

    На  более ранних стадиях развития инновационный бизнес может пользоваться поддержкой государства через специально созданные для этой цели организации инновационной инфраструктуры.

    Традиционно считается, что источником финансирования высокотехнологичных малых фирм на ранней стадии является венчурный капитал. Однако доля институционального венчурного капитала в общей структуре инвестиций в раннее развитие технологий невелика. Даже в США, где индустрия венчурного капитала наиболее развита, доля венчурного капитала в финансировании высокотехнологичных предприятий колеблется, по разным оценкам, от 2,3 до 8%.

    Как правило, ранняя стадия технологического развития финансируется корпорациями, бизнес-ангелами, в некоторых случаях – государством. Роль государства должна, прежде всего, заключаться не в прямом финансировании предпринимательских инновационных проектов, а в создании благоприятных условий для продвижения технологии к стадии коммерчески реализуемого продукта. Государство может выступать в качестве:

  • организатора поиска партнера по технологическому альянсу;
  • участника организации экспертизы возможного продвижения технологической продукции на рынок;
  • организатора совместного с промышленностью процесса консультирования и управления ранней стадией развития технологии;
  • проводника интересов государства и общества при выборе поддерживаемой тематики, обеспечивающего ее корреляцию с национальными приоритетами;
  • соинвестора процессов продвижения технологии и технологического трансфера.

Информация о работе Роль инновационного бизнеса в экономике