Роль и значения отрасли информационных технологий для экономики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 09:28, реферат

Описание работы

Одним из важнейших показателей информационного неравенства является уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры, оказания услуг связи. В большинстве стран мира телекоммуникационный сектор прошел путь от предельно зарегулированного состояния с единственными (в каждой стране) государственными операторами-монополистами до либерализированного рынка разнообразных и качественных услуг электросвязи.

Содержание

Роль ИТ в экономике Российской Федерации 3
Использование ИТ в социальной сфере 4
Поддержка отечественного рынка ИКТ 7
Заключение 11
Список используемой литературы 12

Работа содержит 1 файл

Вср1 экономика.docx

— 46.95 Кб (Скачать)

И одним из замечательных  примеров использования правительством информационных технологий, чтобы лучше  служить людям, является электронное  правительство Чувашии. Электронное  правительство рассматривается  властями Чувашии как одна из технологий, и, наверное, более эффективная технология, трансформации реального правительства. Это является ответом на такие  присущие обычному правительству черты, как медлительность, неэффективность  и бюрократизм. Они стираются  и исчезают под воздействием информационных технологий, которые принципиально меняют сам характер взаимоотношений государства с гражданами и бизнесом. Министры отныне приходят на заседания кабинета не с обычными толстыми папками, где лежат размноженные проекты документов, а со своими Tablet PC.

В 2006 году были сформулированы и апробированы на практике основные подходы и решения в области организации межведомственного информационного обмена на основе ИКТ, обеспечения доступа населения и организации к информации о деятельности органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях, предоставления государственных услуг в электронном виде.

Проблему цифрового  неравенства в Чувашии постарались  решить и путём предоставления гражданам, у которых нет компьютеров, возможности работать в центрах общественного доступа, и обеспечением гражданам адекватного dial-up доступа, если компьютеры есть у них дома, и подключением к сетям компьютеров на рабочих местах жителей республики. Теперь любой человек имеет возможность поработать в специальных центрах, которых по республике достаточное количество, прийти туда и задать вопрос через электронную систему, оставить свои сообщения и пожелания для представителей власти своего региона. Для бизнеса диалог идёт непосредственно в электронном общении, так что теперь не нужно тратить массу времени.

Также в 2006 году был разработан проект национального  стратегического значения «Стратегия развития информационного общества России». Данный проект стал острой необходимостью, потому что все очевиднее проявляется необходимость консолидированных усилий государства, частного бизнеса и гражданского общества в обеспечении конкурентоспособности России в эпоху постиндустриального развития, в условиях доминирования экономики, основанной на знаниях.

Если сегодня  доля ИКТ в российской экономике  превысила 5%, а в большинстве развитых стран она составляет от 8% до 12%, то доля ИКТ сектора среди 500 крупнейших компаний мира – 19%, а вместе с другими высокотехнологичными отраслями – 29%. Экономика будущего поистине заслуживает названия «инфономика», поскольку уже сегодня почти треть ее стоимости составляют нематериальные активы, интеллектуальная собственность, информационные продукты и услуги. В 2006 году информационные технологии получили массовое  распространение в реальном секторе экономики страны.  Ожидаемый объём рынка информационных технологий в 2006 году оценивается в сумму 361,5 млрд. рублей.  Это на 17,3 % выше по сравнению с 2005 годом.

Поддержка отечественного рынка ИКТ

ИТ – это один из немногих секторов экономики, где Россия сокращает свое технологическое отставание от развитых стран. Они стали одним из приоритетов экономической политики государства, одним из центров постоянного внимания Президента и правительства.

Основной целью  развития отрасли ИКТ и создания в России информационного общества является устранение структурного дисбаланса с превалированием топливно-энергетического  комплекса и диверсификация экономики. Ключевой задачей является выпуск, в том числе с использованием средств МКТ, на мировой рынок  товаров с высокой добавленной  стоимостью – высокотехнологичных  товаров. Решение этой задачи позволит России войти в число инновационных  и технологических лидеров, заняв  подобающее место в мировой экономике в период глобализационной фазы развития.   

Экономический рост и модернизация отраслей экономики  России в короткие сроки возможны только в случае увеличения темпов развития высокотехнологичных отраслей, для обеспечения которых необходимо проведение государственной политики, направленной на повышение инвестиционной привлекательности отраслей экономики, поддержку российских производителей высокотехнологичной продукции и услуг, содействие продвижению этой продукции как на внутреннем, так и на мировом рынках, развитие интеллектуального потенциала в сфере высоких технологий. 

Наиболее эффективным  механизмом развития высокотехнологичных  отраслей является создание технопарков  в сфере высоких технологий.

В марте 2006 года Правительство Российской Федерации  одобрило госудасртвенную программу «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», основными задачами которой являются:

- повышение  инвестиционной привлекательности  высокотехнологичных отраслей экономики,  обеспечение увеличения объемов  иностранных инвестиций;

- создание условий  для размещения международными  высокотехнологичными компаниями  своих производств на территории  Российской Федерации;

- увеличение  объема экспорта высокотехнологичной  продукции и услуг, производимых  российскими предприятиями в сфере высоких технологий.

В соответствии с государственной программой в 2006-2010 годах технопарки в сфере  высоких технологий планируется создавать на территориях: Московской, Новосибирской, Нижегородской,  Тюменской, Калужской области, г. Санкт-Петербург и Республика Татарстан. В соответствии  с Программой, создание технопарков в Российской Федерации призвано обеспечить территориальную концентрацию финансовых и интеллектуальных ресурсов для ускорения развития высокотехнологичных отраслей экономики.

17 апреля 2006 года  состоялось открытие строительства  ИТ-парка в Санкт-Петербурге на базе Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича.

В соответствии с предложениями Мининформсвязи России на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры  технопарков, а также на разработку проектно-сметной документации проектом федерального бюджета - 2007 предусмотрено более 2-х млрд. рублей.     Предполагается, что благодаря реализации программы к концу 2011 года в семи «пилотных» регионах страны может быть создано около 75 тыс. новых рабочих мест. Средняя выручка одного сотрудника компаний- резидентов технопарка может достичь показателей стран- лидеров на мировом рынке высоких технологий.

Благодаря технопаркам  будут созданы условия для  концентрации российского бизнеса, его укрупнения и консолидации, а также условия для размещения международными ИКТ компаниями своих производств на территории России.

Предполагается, что стоимость совокупного объема продукции, произведенной в результате деятельности резидентов технопарков  и оказанных услуг, может превысить 100 млрд. рублей. В целом на создание технопарков в ближайшие несколько  лет предполагается направить около 22 млрд. руб. бюджетных средств.На эти цели в федеральном бюджете на 2007 год предусмотрено около 2 млрд. рублей. Такой же объем средств будет выделен российскими регионами.

Значительным  шагом на пути к более эффективному использованию ИКТ в государственном управлении на всей территории Российской Федерации стало одобрение Правительством Российской Федерации в июле 2006 года Концепции региональной информатизации до 2010 года, в которой отражены основные механизмы направления развития ИКТ в регионах, а также описаны финансовые механизмы реализации совместных проектов в области региональной информатизации, в том числе по созданию типовых программ – технических решений. Концепция направлена на реализацию государственной политики в сфере управления региональной информатизацией в соответствии с задачами модернизации государственного управления и социально-экономического развития регионов Российской Федерации.

Разворот экономической  политики России в сторону высокотехнологичных, наукоемких отраслей, в сторону «экономики знаний» в целом, открывает широкие  возможности для международного сотрудничества. Огромные перспективы, в частности, имеют инфраструктурные проекты, ориентированные на использование особенностей географического положения России, представляющей собой своего рода мост между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европой. Сегодня информационный обмен между европейскими странами и Азиатско-Тихоокеанским регионом с его все возрастающим осуществляется через Америку, что элементарно невыгодно с экономической точки зрения. И Россия рано или поздно станет информационным мостом, значение которого для глобального информационного общества переоценить невозможно.

Помимо развития сферы информационных технологий важным направлением деятельности является развитие телекоммуникационной отрасли. Среди основных задач в 2006 году в этом направлении особо выделяется подготовка к внедрению подвижной связи третьего поколения (3G) и демонополизация рынка дальней связи.

В настоящее  время инфокоммуникационными услугами сетей связи третьего поколения пользуется около 400 млн. абонентов более чем в 100 странах мира, и ежемесячно их число увеличивается на несколько миллионов. Всего в мире развернуто около 300 сетей связи 3G.

Первый шаг  к реализации сетей связи третьего поколения в Российской Федерации  уже сделан. Принято решение о  выделении частот для новых мобильных  сетей, определен минимально необходимый  частотный ресурс и порядок лицензирования.

В сфере фиксированной  связи также произошли серьезные  изменения, которые фактически завершили перевод отрасли на рыночные рельсы.

В 2006 году вступил  в действие ряд новых правил оказания услуг связи, при этом Правила оказания услуг подвижной связи и Правила оказания услуг связи по передаче данных приняты впервые.

В результате проделанной  работы исчезли или уменьшились  административные барьеры, установились равные и прозрачные правила для  всех участников рынка. Уточнен статус операторов связи, занимающих существенное положение на рынке, что снижает возможность влияния монополистов, детально регламентированы вопросы присоединения сетей связи и их взаимодействия и созданы предпосылки для постепенного перехода к нетарифным методам регулирования.

Настоящим прорывом явилась демонополизация рынка  услуг дальней связи, начавшаяся с 1 января 2006 года. На сегодняшний день выдано уже 30 лицензий на оказание услуг  междугородней и международной телефонной связи.

Развитие телекоммуникационной инфраструктуры способствовало вводу  в действие кабельных и радиорелейных  линий связи, новых современных  цифровых АТС, что позволило значительно  увеличить плотность телефонных аппаратов фиксированной телефонной связи – с 22,8 телефонных аппарата на 100 человек в 2000 году до 31,2 – в 2006 году.

Сегодня в большинстве  из тех населенных пунктов, где нет  связи, телекоммуникационная инфраструктура создается в рамках системы универсального обслуживания. Эта система, созданная с учетом лучшего мирового опыта, позволит обеспечить к 2008 году все поселения, где нет до сих пор никакой связи, доступом к инфокоммуникационным услугам через таксофоны и пункты коллективного доступа в Интернет.

Немаловажным  фактором развития стала проведенная  реорганизация крупнейших предприятий отрасли. Так, меры по реструктуризации предприятий, входящих в ОАО «Связьинвест», были признаны мировым инвестиционным сообществом как успешные. Приватизация ОАО «Связьинвест» позволит усилить конкуренцию на рынке телекоммуникационных услуг, подстегнет развитие отрасли и поможет работать эффективнее, используя все плюсы рыночной экономики.  

Целенаправленно продолжается модернизация российской почты, превращая ее в современного универсального логистического оператора. На сегодняшний день в филиалах предприятий оказывается полный комплекс почтовых услуг, кроме того, введен ряд новых услуг для населения, в том числе различные сетевые сервисы, прием платежей, реализация страховых полисов и т.д. Через почту будет формироваться система микрокредитования, которая не только стимулирует потребительский рынок, но и, как показывает опыт многих стран, создает в самых удаленных местах возможности для развития собственного бизнеса.

В 2006 году доход  от услуг почтовой связи составил 54,4 млрд. рублей, что на 27, 4% выше, чем  в предыдущем году. 

Одним из основных направлений модернизации почты  является развитие системы электронных  денежных переводов и оказание почтово-банковских услуг. Это позволит снизить тарифы на услуги, сделать их доступными для  граждан всей страны, как в городах, так и в сельской местности.

Модернизация  инфраструктуры почтовой связи планируется  в два этапа. На первом этапе, до 2009 года будет построено 12 автоматизированных сортировочных центров. Оборудованием для почтово-банковских услуг предполагается дооснастить 20 тысяч почтовых отделений. Кроме того, запланировано провести реконструкцию почти половины отделений почтовой связи и обновление 40% от общего количества используемых транспортных средств.

На втором этапе, с 2009 по 2012 годы, планируется построить 15 сортировочных центров, завершить  оснащение всех почтовых отделений  оборудованием для почтово-банковских услуг, закончить обновление парка  транспортных средств.

Предполагается, что общий объем финансирования программы за счет средств Почты, собственных и заемных, составит 32,7 млрд. рублей, за счет федерального бюджета – 17,5 млрд. рублей.

Другая важнейшая  задача- активное развитие внешнеэкономических связей, выход на внешние рынки, доступ в инфокоммуникационное пространство соседей. Для Росси, занимающей уникальное геополитическое положение, естественными партнерами являются страны Европы и Азиатско- Тихоокеанского региона.

Информация о работе Роль и значения отрасли информационных технологий для экономики России