Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 21:09, курсовая работа
Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.
ВВЕДЕНИЕ
1. ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Место и роль малого предприятия в рыночной экономике
1.2. Цели создания малых предприятий
1.3. Опыт функционирования малых предприятий в разных странах
2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
2.1. Виды малых предприятий и характеристика их экономической деятельности
2.2. Опыт предпринимательской деятельности в г. Новороссийске.
2.3. Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления
3.МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И БАНКИ: ПУТИ РАСХОДЯТСЯ
3.1. Факторы дисгармонизации интересов малых предприятий и коммерческих банков
4. СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СИСТЕМА ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
4.1. Фонды защиты предпринимательской деятельности ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
И вот наиболее яркие ее проявления. Если финансовые затруднения испытывают более 70% малых предприятий, то банковскими кредитами пользуются лишь 27,9% из них, в том числе 14,1% для финансирования капиталовложений и 13,8% для кредитования оборотных средств. При этом в 1998г. такими кредитами пользовались 37,1%, в 1996г.- 45,3%, в1995г.- 57,7, а в 1994- 52,5% малых предприятий.
Печальным следует также признать обстоятельство высокой и возрастающей роли в кредитовании малого бизнеса физических лиц и предприятий-партнеров: в настоящее время львиную долю совокупных кредитных ресурсов малый бизнес получает именно от первых и от вторых; на долю же кредитных организаций приходится лишь чуть больше 23%, тогда как во втором полугодии 1998г. приходилось не менее 36% общей массы кредитов, запрошенных малыми предприятиями.
В качестве главных факторов (причин) отчуждения предпринимателей малого бизнеса от банковских (в том числе сбербанковских) кредитных услуг сами респонденты отмечают: 1) дороговизну этих услуг - высокий процент по ссудам; 2) длительность процедуры оформления кредитов; 3) краткосрочность последних; 4) требование залога; 5) нежелание банков работать с малыми предприятиями. Первая из перечисленных позиций - ключевая, причем уровень процента по ссудам банков примерно вдвое превышает его уровень по ссудам физических лиц (40-60 против 20-30%).
Дополнительные мотивы, по которым малые предприятия предпочитают покупать кредитные услуги у физических лиц, - меньшие затраты времени на оформление кредита, более длительные сроки кредитования, отсутствие требования залога, возможность получения ссуды наличными, дружеские отношения с заимодавцами.
Факторами,
ограничивающими возможности
Анализ состава использовавших банковские кредиты малых предприятий с точки зрения их рентабельности выявляет устойчивость предрассудка наших предпринимателей, согласно которому заимствовать средства необходимо лишь, если дела идут плохо, тогда, как при устойчивости финансового положения потребность в привлечении кредитных ресурсов отпадает. В результате относительно благополучные предприятия, способные добиться положительной рентабельности задействования банковских кредитов даже при существующих высоких ставках, весьма вяло пользуются или вообще не пользуются ссудами банков, ограничивая тем самым темпы своего роста. Напротив, кризисные предприятия, стремясь возвратить взятые ранее кредиты, в большинстве случаев получают ссуды на невыгодных для себя условиях, наращивая в результате кредиторскую задолженность и усиливая свою финансовую неустойчивость.
Отношения
между малым бизнесом и банками
лишены твердых оснований взаимного
доверия. Надежды на то, что между становлением
коммерческих банков и развитием малых
предприятий автоматически, под воздействием
долгожданной свободы предпринимательства,
торговли и кредитного дела, возникает
органическая взаимосвязь, оказались
иллюзорными. Однако они способствовали
игнорированию нашими практическими политиками
необходимости специальной кропотливой
и многоаспектной работы в направлении
гармонизации интересов двух неотъемлемых
секторов становящейся рыночной экономики.
СУБЪЕКТЫ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СИСТЕМА
ЕГО
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ.
Кризисные процессы в сфере малого предпринимательства, проявившиеся в последнее время в неустойчивой динамике численности малых предприятий и занятых на них работников, в формировании нерациональной отраслевой и региональной структуры малого бизнеса и его криминализации, в «бегстве» мелких предпринимателей от производства и инвестиций, дают основания для вывода о неуправляемом, хаотичном характере становления важнейшего сектора современной российской экономики.
Думается, причины этого – не
только в ограниченности
Решение назревших проблем видится в первую очередь в коренном улучшении управления процессами развития малого предпринимательства, и важнейшей предпосылкой здесь выступает реализация системного подхода к его исследованию. Дело в том, что малое предпринимательство объективно существует и развивается как некая целостность, особый сектор экономики национального, регионального, местного масштаба: одновременно малый бизнес, естественно представлен конкретными предприятиями, каждое из которых выступает как некая микросистема.
Во всех развитых странах государство оказывает малому и среднему предпринимательству экономическую и социальную поддержку. Необходимость такой поддержки признается и в России, осуществляются и некоторые меры в этом направлении.
Основные задачи региональных программ поддержки малого предпринимательства можно объединить в две группы.
Первая
– формирование многоуровневой комплексной
системы поддержки малого предпринимательства,
которая обеспечит доступ его субъектов
к производственно-
Вторая
задача – достижение положительных
изменений в количественных, качественных
и структурных показателях
В
последнем проекте третьей по
счету федеральной программы
поддержки малого предпринимательства
основной целью было определено создание
благоприятных условий для
Следует восстановить те источники финансирования, пусть даже скудного, которые использовались на начальной стадии рыночных форм. Речь идет об определенном проценте доходов от приватизации. Очевидно, что значительные средства в настоящее время из этого источника получить нельзя, но и весьма небольшие позволили бы «оживить» многие институты поддержки малого предпринимательства, которые нынче практически не действуют.
В первоочередном порядке следует поддержать и идею создания особой финансовой базы государственного регулирования и программирования и развитие малых предприятий по внебюджетным направлениям, к числу которых в первую очередь относится система гарантирования банковских кредитов.
Наконец наиболее перспективным и в то же время малозатратным (в отношении бюджетных средств) направлением развития поддержки предпринимательства является стимулирование самоорганизации малых предприятий в различные союзы, ассоциации и общества.
Следует
также законодательно обеспечить работу
объединений малых предприятий.
Часто высказываются
Но
все это, к сожалению, пока лишь возможности
отдаленной перспективы. Сейчас же главное
внимание нужно уделять тем мерам, которые
реально можно осуществить в нынешних
кризисных условиях.
Любому
вновь создаваемому предприятию
требуется время на его становление,
финансово-экономическое
Цель
фондов защиты и поддержки
Для российской экономики,
В настоящее время в ряде
областей уже разработаны на
разнообразной методической
Региональные программы
В региональных программах
Малое инвестиционное
Информация о работе Роль и место малых предприятий в экономическом развитии