Роль и место малых предприятий в экономическом развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Место и роль малого предприятия в рыночной экономике
1.2. Цели создания малых предприятий
1.3. Опыт функционирования малых предприятий в разных странах
2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
2.1. Виды малых предприятий и характеристика их экономической деятельности
2.2. Опыт предпринимательской деятельности в г. Новороссийске.
2.3. Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления
3.МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И БАНКИ: ПУТИ РАСХОДЯТСЯ
3.1. Факторы дисгармонизации интересов малых предприятий и коммерческих банков
4. СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СИСТЕМА ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
4.1. Фонды защиты предпринимательской деятельности ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовой1.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

      Экономическая практика показывает, что переломный этап развития предприятия – это  пятилетие. Если фирме удалось продержаться на рынке пять лет, значит, у нее есть перспектива занять прочную нишу в своем бизнесе. Так что агентство «Ретро» только начинает жить. 

ПРОБЛЕМЫ  МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ. 

      Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями.

      Основная  проблема малых предприятий –  недостаточная ресурсная база, как  материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании широкого нового сектора народного  хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор у нас в сколь-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей «от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, требующегося для того, чтобы начать собственное дело. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они не значительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.

            Положение едва ли может  серьезно измениться в позитивную сторону, если не перейти, наконец, от слов к  делу в общественной поддержке конструктивного  малого бизнеса. На существенный рост имеющихся для этого материально-технических и финансовых ресурсов, по крайней мере, в ближайшее время, нет оснований рассчитывать. Но гораздо лучше применить эти ресурсы наверняка можно. Для этого требуется тщательно выверенная последовательно проводимая в жизнь система селекции, позволяющая предоставлять ощутимые приоритеты тем, кто более полезен обществу. В целом на сегодня это означает предпочтение сферы производства сфере обращения при детальной дифференциации самого производства, причем не застывшей раз и навсегда, а весьма динамичной, на основе грамотного изучения общественного спроса, происходящих в нем подвижек и намечающихся тенденций.

      В соответствии с такой исходной установкой должны конструироваться механизмы  льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференций, включая и связанные с внешнеэкономической деятельностью. Смысл в том, чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей народа при создании условий для последовательного развертывания предпринимательства.

  • Следующая проблема – это та законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое предпринимательство (Гражданский Кодекс РФ, Законы Российской Федерации «О собственности в РСФСР», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ряд указов Президента РФ), но трудность, однако, в том, что, во-первых, нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий; во-вторых, имеющиеся разрозненные, с данной точки зрения, установления претворяются в жизнь далеко не полностью. Проблема правовой основы малого предпринимательства, в конечном счете, будет убедительно решена тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Это, конечно, никак не исключает необходимости специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса.

      В настоящее время малое предпринимательство  находится в условиях, которые  весьма отдалены от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. Напротив, ощущается тенденция к  тому, чтобы все больше  «задвигать» его в старые рамки планово-административной системы с ее едва ли не всеохватным планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов, фондов и т. п. Так, с 1993г. введено планирование прибыли. Уже в начале квартала предприниматель обязан внести в бюджет налог с прибыли. Если же по итогам квартала обнаружится, что ее оказалось больше (например, потому, что удалось в течение данного срока получить выгодный заказ, на который не рассчитывали), предпринимателю надлежит не только уплатить дополнительную сумму налога, но еще и банковский процент с нее.

      Отсутствует система проведения глубокого анализа  деятельности малых предприятий. Нет  надлежащего учета результатов  их работы, практически отсутствует  отчетность по тем показателям, которые  дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.

      Материально-техническое  обеспечение малых предприятий  осуществляется в недостаточном  объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для малых  предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.

  • Еще одна важная проблема – кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, с тем, что «урожденных» предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу, во-вторых, что и им требуется приобрести определенный объем знаний: ведь обучают же, скажем, «урожденных» музыкантов, ученых, спортсменов. Нет оснований считать, что к предпринимателям нужно подходить с иной меркой. Между тем с обучением кадров для бизнеса  дело обстоит далеко не лучшим образом.
  • Круг не простых проблем связан и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях переходного периода оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям – новому социальному слою – тем более.

      Общеизвестно, что снижение доходов населения  привело к значительному ухудшению  структуры потребления. Доходы направляются в основном на приобретение товаров первой необходимости, прежде всего продуктов питания и оплату коммунальных услуг. То же, по сути, касается и малого предпринимательства. Если раньше оно предполагало определенное накопление, то после первого этапа реформы было вынуждено работать в подавляющей мере на потребление. Производить продукцию с длительным производственным циклом, включая, разумеется, и наукоемкую, стало даже не то что неэффективно, а просто разорительно. Начались серьезные негативные структурные изменения в малом бизнесе. Если ныне идущие процессы будут продолжаться и не встретят противодействия в виде социальных гарантий малому предпринимательству, само его существование под вопросом.

            В целях развития малого бизнеса и обеспечения  государственной поддержки малого предпринимательства Советом Министров – Правительством Российской Федерации принят ряд специальных постановлений. В Постановлении «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации (от 11 мая 1993г. №446) отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства является одним из важнейших направлений экономической реформы. Этим постановлением также определены приоритеты развития малого предпринимательства. К ним отнесены производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров и товаров народного потребления, включая товары, имеющие экспорный потенциал, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного и производственного назначения.

            Предусматриваются поручения ряду министерств и ведомств по внесению изменений и разработке соответствующих положений в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, подготовки кадров, внешнеэкономической деятельности, а также установление дополнительных налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства. Согласно постановлению, утвержден комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации: нормативно-правовое обеспечение, финансово-кредитное обеспечение, информационно-техническое обеспечение, внешнеэкономическая деятельность, организационное, кадровое, консультационное обеспечение.

      На  Министерство экономики Российской Федерации возложена разработка основ политики государственной поддержки малого предпринимательства, а также координация деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства. Дальнейшее развитие малого бизнеса в России предусмотрено Федеральным Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».   

      МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И БАНКИ: ПУТИ РАСХОДЯТСЯ? 

            Многочисленные публикации последнего времени - влияние эволюции новой банковской системы на развитие в России крупного предпринимательства. При этом как-то забывается: «в пике» рыночных преобразований именно связка «коммерческие банки – малое предпринимательство» представлялась наиболее мобильной силой системной экономической трансформации. Отправляясь от того факта, что ежегодный прирост объема производства малых предприятий в иные годы достигал 25%, а объема реализации -37%, многие ученые и специалисты видели в сближении сектора малого бизнеса и банковского сектора ту магистральную дорогу, которая выведет Россию как минимум к потребительскому изобилию.

            Трудности, возникающие  на пути развития малого бизнеса, можно  с определенной долей условности подразделить соответствующие проблемы на четыре основные категории. Это проблемы, во-первых, организационные, связанные с юридическим оформлением и регистрацией предприятия, открытием счета в банке, и т.п.. Во-вторых, - материально-технического обеспечения: нехватка или отсутствие производственных помещений и современного оборудования, низкая квалификация персонала, недостаточная правовая защищенность деятельности предприятий и др. В-третьих, финансовые (инвестиционные), включая проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, в формировании на основе собственных сбережений и долгосрочных кредитов стартового капитала, в создании собственной дилерской сети и установлении связей с поставщиками сырья. В-четвертых, - кредитные, сопряженные с получением кредитов (для обслуживания кругооборота и оборота капитала) при посредничестве банков или других организаций, имеющих лицензию на совершение расчетных, платежных, ссудных и депозитных операций (таких, например, как общества взаимного кредитования, кредитные товарищества и т. п.)

      При отсутствии поддержки банков, предлагающих спекулятивные условия кредитования, независимый малый бизнес вынужден обращаться за ссудами под оборотный и основной капитал в неформальный сектор, естественно, попадая в сферу жесткого финансового и иного (информационного, интеллектуального, профессионального) контроля со стороны «теневого» капитала. Не склонные вступать в сговор с последним банкиры в свою очередь отказываются работать с малым бизнесом, не входящим в контролирующую их банк корпорацию: «чужим» малым предприятиям предлагаются заведомо неприемлемые условия предоставления ссуд. Иными словами, банки выталкивают «сторонних» платежеспособных заемщиков «в тень» и практикуют убыточное кредитование «своих» неплатежеспособных, подчас вместе с ними разоряясь.

      Все перечисленные выше группы проблем, естественно резко обостряются: 1) в период учреждения малых предприятий и их выхода на рынок; 2) в условиях макрофинансовых кризисов. Очевидно, что и в том, и в другом случаях малые предприятия особенно нуждаются в поддержке со стороны государства, его специальных фондов и иных институтов, а также со стороны кредитных организаций.

      По  мнению руководителей малых предприятий, главный камень преткновения для  развития - чрезмерно высокие налоги. Что касается наиболее желательных конкретных видов помощи со стороны региональных администраций и муниципальных (городских) властей, то о них можно судить по следующим итогам базового опроса: 29,2 % респондентов отдали приоритет прямой финансовой помощи (целевому льготному кредитованию и т. п.); 48,9- налоговому льготированию; 7,9- предоставлению гарантий по кредитам коммерческих банков; 5,9- содействию в получении необходимого оборудования по лизингу; 17,1- обеспечению безопасности бизнеса в своей личной безопасности; 17,2- привлечению их бизнеса к выполнению госзаказов; 8,0- облегчению доступа к неиспользуемым производственным помещениям; 4,2- содействию в установлении кооперационных связей с крупными предприятиями; 9,0- информационной поддержке; 37,7- упрощению налогообложения; 35,7- общему снижению налоговых ставок; 6,7- отмене лицензирования; 2,9- бизнес-обучению; 6,9- защите прав собственности, улучшению работы суда и иным правообеспечивающим аспектам. 
 
 
 

      ФАКТОРЫ ДИСГАРМОНИЗАЦИИ ИНТЕРЕСОВ МАЛЫХ  

                 ПРЕДПРИЯТИЙ И КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ 
 

      Труднодоступность банковских кредитов для малого бизнеса  – одно из серьезнейших препятствий  на пути роста его конкурентоспособности, хотя стимулирование последней банками, несомненно, является существенным условием продвижения к высокоэффективной рыночной экономике. Отсутствие у малых предприятий необходимых залоговых возможностей, неразвитость системы гарантий и лизинговых механизмов, с одной стороны, неустойчивость региональных и даже столичных кредитных организаций, спекулятивный и корпоративно-политизированный характер их рыночных стратегий, - с другой, - все это предопределяет фактическую отчужденность в отношениях между сектором малых предприятий и банковским сектором.

Информация о работе Роль и место малых предприятий в экономическом развитии