Роль государства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить.
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
1. Теоретико-методологические основы функционирования государства……………………………………………………………
5
1.1. Методологические основы государства и государственной политики………………………………………………………………
5
1.2. Эволюция теорий государства……………………………………… 8
2. Социальное государство как современная форма существования государства……………………………………………………………
12
3. Институциональные основы государственного регулирования….. 15
3.1. Теория институтов…………………………………………………... 15
3.2. Деятельность институтов в современной экономике………….….. 17
4. Государственное регулирование российской экономики…….…… 21
4.1. История государственного регулирования России………………... 21
4.2. Динамика и современное состояние российской экономики…….. 23
4.3. Программа развития российской экономики……………………… 27
Заключение………………………………………………………………… 30
Список использованной литературы…………………………………….. 31

Работа содержит 1 файл

Бодуненко курсовая.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

     С самого начала рыночных преобразований в России был допущен серьезнейший методологический просчет, поскольку роль государственного регулирования была сведена к минимуму, а сами преобразования были отданы во власть рыночной стихии.

     Вместе  с тем, опыт промышленно развитых стран, осуществивших глубокие рыночные преобразования, свидетельствует, что  не контролируемый государством рынок  способствует ухудшению финансово-экономической и социальной ситуации, что и произошло в России. Тем более неправомерно было использование подобного подхода в стране, в которой на протяжении многих десятилетий низкорентабельные и капиталоемкие добывающие и перерабатывающие предприятия всех отраслей народного хозяйства и промышленности находились в собственности государства.

     Для того чтобы реформы в России оказались  результативными и ее экономика вышла из затяжного кризиса, необходимо в стратегии рыночных преобразований большее внимание уделять методам государственного регулирования переходных процессов, то есть проведению активной государственной экономической политики. Ее осуществление подразумевает "упорядочение, осторожное и гибкое, но вместе с тем настойчивое и целенаправленное регулирование государством экономических и социальных процессов в интересах большинства населения. Государство уже не может оставаться сторонним наблюдателем".

     В этой связи весьма актуальным представляется рассмотрение опыта государственного вмешательства в рыночную экономику в развитых странах и возможностей использования этого опыта в российских условиях, в частности, в сфере инвестиционной деятельности.

     Регулирующую  деятельность государства в России, можно свести к нескольким основным функциям. Это, во-первых, составление макроэкономических планов-прогнозов или, иначе говоря, индикативных планов. Их назначение – определение основных ориентиров, относящихся к масштабам, пропорциям и конечным целям развития производства.

     Ко  второй форме участия государства  в управлении общественным производством можно отнести формирование решений, непосредственно затрагивающих структуру хозяйства.

     И, наконец, третья форма влияния государства  на хозяйственную деятельность – это выработка системы регуляторов для процессов, не входящих в сферу прямого правительственного контроля. Такие регуляторы призваны поддерживать стабильный характер экономического развития.

     Таким образом, в целях создания эффективной  системы государственного регулирования российской экономики необходимо использовать как опыт, накопленный в предыдущий (советский) период развития страны (особенно в сфере прогнозирования и программирования экономики), так и положительный зарубежный опыт в части индикативного планирования и прогнозирования развития рыночной экономики, создания и разработки комплексных целевых программ в разных сферах (например, экологических), по управлению НТП и пр. Причем, важно подчеркнуть, что государственное регулирование должно осуществляться на разных иерархических уровнях: на народнохозяйственном, отраслевом, региональном, на уровне предприятия.

 
     
    1. Программа развития российской экономики
 
 

     В сентябре 2008 г. мировую экономику  поразил финансовый кризис, не обошедший  стороной и российскую экономику. Для  преодоления его последствий Правительство РФ разработало особую программу, исходящую из следующих приоритетов [4]:

     1. Выполнение в полном объеме  социальных обязательств государства  перед населением и развитие  человеческого потенциала.

     Будет оказана поддержка гражданам  и семьям, наиболее пострадавшим в  период экономического кризиса. Усилена социальная защита населения, обеспечены необходимые объемы и качество социальных и медицинских услуг, доступность качественных и безопасных лекарственных средств. Будут расширены масштабы деятельности государства в сфере занятости, включая сдерживание роста безработицы, развитие программ переподготовки работников, оказание адресной поддержки гражданам в трудоустройстве.

     Начнется  модернизация пенсионной системы.

     2. Сохранение и развитие промышленного  и технологического потенциала для будущего роста.

     Деятельность  Правительства Российской Федерации  в этой сфере будет направлена на создание условий для существенного  повышения эффективности российских предприятий. При этом помощь государства не будет подменять ответственность бизнеса.

     Для сохранения важнейших производств  государство готово напрямую входить  в капиталы компаний.

     3. Активизация внутреннего спроса  на российские товары как основы  для восстановления экономического  роста. Правительство Российской  Федерации предпримет усилия, чтобы компенсировать сжатие рынков, ослабить зависимость от внешних факторов, максимально эффективно задействовать внутренние ресурсы.

     Важную  роль будет играть внутренний спрос  со стороны государства (государственные  инвестиции и государственные закупки) в сферах жилищного строительства, развития транспортной инфраструктуры, государственного оборонного заказа. Будут приняты меры по защите внутреннего рынка и предоставлению преференций отечественным производителям в соответствии с международной практикой.

     4. Стимулирование инноваций и структурная  перестройка экономики.

     Российская  экономика должна выйти из кризиса  обновленной, более сильной и  современной. Государством будет расширена  поддержка инновационных проектов, в том числе направленных на технологическое обновление предприятий, повышение ресурсо- и энергоэффективности. Наличие программы повышения производительности труда, использования энергосберегающих технологий и инновационного развития станет условием предоставления государственной помощи предприятиям.

     Сохраняется приоритет государственных расходов на развитие высокотехнологичных отраслей, включая авиа- и судостроение, космическую промышленность, атомную энергетику, электронную и радиоэлектронную промышленность.

     5.  Создание благоприятных условий для экономического подъема за счет совершенствования важнейших рыночных институтов, снятия барьеров для предпринимательской деятельности.

     Будут осуществлены мероприятия по развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольного регулирования. Сокращены избыточные полномочия органов исполнительной власти по контролю за предпринимательской деятельностью. Уменьшен перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Активизирована работа по предотвращению и пресечению действий коррупционного характера.

     6. Формирование мощной финансовой  системы как надежной основы  для развития национальной экономики.

     Банковская  система должна стать более эффективной, очищенной от проблемных кредитных  учреждений. Будут реализованы меры по следующим направлениям: расширение ресурсной базы и повышение ликвидности финансовой системы; повышение доступности банковских кредитов для предприятий реального сектора; обеспечение санации банков.

     Седьмой приоритет - обеспечение макроэкономической стабильности, сохранение доверия российских и иностранных инвесторов.

     Правительство Российской Федерации будет проводить  ответственную макроэкономическую политику, предполагающую устойчивость обменного курса рубля и снижение инфляции. Будут предприниматься  усилия по сдерживанию роста цен на товары первой необходимости и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства.

     Будут реализованы меры, направленные на сокращение бюджетного дефицита. Предстоит  осуществить комплекс мероприятий  по реструктуризации и оптимизации расходных обязательств, усилению целевого характера и повышению эффективности бюджетных расходов.

     Реализация  отмеченных приоритетов объективно требует временного усиления роли государства  в экономической жизни страны. Но как показывает время намеченные приоритеты притворяются в жизнь. Приоритетность частной инициативы будет соблюдена и в кризисных условиях. При этом участие государства в экономике по мере преодоления кризиса будет снижаться.

     Важную  роль в преодолении кризиса играет сотрудничество с другими странами, как на двусторонней основе, так и в рамках международных организаций. Будут приняты меры по ускорению интеграционных процессов на базе Содружества Независимых Государств, формирования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

 

     Заключение

 
 

     Подводя общий итог работы, следует отметить, что самое главное.

     Все методы государственного регулирования, несмотря на их определенное разнообразие, как показывает анализ мирового экономического опыта, можно разбить на следующие группы: административное (и правовое) регулирование, прямое и косвенное экономическое регулирование.

     Отношение к государственному вмешательству  в экономику на разных этапах её становления было различным.

     Социальное  государство (государство всеобщего  благосостояния, государство всеобщего  благоденствия) - политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т. д.

     Теория  институтов и институциональной  эволюции —  одно из наиболее популярных направлений исследований в современной экономической науке.

     В целях создания эффективной системы государственного регулирования российской экономики необходимо использовать как опыт, накопленный в предыдущий (советский) период развития страны, так и положительный зарубежный опыт. При этом государственное регулирование должно осуществляться на разных иерархических уровнях: на народнохозяйственном, отраслевом, региональном, на уровне предприятия.

     В сентябре 2008 г. мировую экономику  поразил финансовый кризис, не обошедший стороной и российскую экономику. Для преодоления его последствий Правительство РФ разработало особую программу, которая, как показывает время, находит свою реализацию.

 

     Список  использованной литературы

 
 
     
  1. Артемов А., Брыкин А., Шумаев В. – Модернизация государственного управления экономикой // Журнал «Экономист». №2. 2008.
  2. Болдырева И., Мордмиллович Е. Современная теория институтов: предмет и метод // Журнал «Вопросы экономики». № 8. 2007.
  3. Владимир Карпец Социальное государство и социальное представительство/"Политическом журнале" №11/12от 2 апреля 2007 года
  4. Государство в политической системе // www.tspu.tula.ru
  5. Гриценко Н. Н., Волгин Н. А., Попов Ю.Н., Шарков Ф.И., Шулус А.А. Основы социального государства: учебник для вузов / под общ.ред.д.э.н., проф. Н.Н. Гриценко, д.э.н., проф. А.А. Шулуса. – М.: Издательский дом «АТИСО», 2009.
  6. Калашников С. В. Становление социального государства в России. – М.: Экономика, 2008.
  7. Крюков Р.В. Государственное регулирование национальной экономики. Комплект лекций. – ПРИОР- 2007г.
  8. Кушлин В. – Государственное регулирование экономики: назревшие решения // Журнал «Экономист». №11. 2007.
  9. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год. www.government.ru
  10. Сергеев И., Кирсанова Н., Кирсанова И. – Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования//Журнал «Экономист».2007
  11. Удалов Д.В.  Сетевая среда функционирования фирмы. Институциональное развитие современной экономики. Сборник науч.  трудов.  Выпуск 3.// Под. ред.И.Э.Жадан.  Саратов, СГСЭУ, 2008
  12. Экономическая теория: Учебник. – Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина. – М.: ИНФРА-М, 2008.

Содержание

 
 
Введение……………………………………………………………………. 3
1. Теоретико-методологические основы функционирования государства……………………………………………………………  
5
1.1. Методологические  основы государства и государственной  политики………………………………………………………………  
5
1.2. Эволюция теорий государства……………………………………… 8
2. Социальное  государство как современная  форма существования государства……………………………………………………………  
12
3. Институциональные основы государственного регулирования….. 15
3.1.

Теория  институтов…………………………………………………...

15
3.2. Деятельность  институтов в современной экономике………….….. 17
4. Государственное регулирование российской экономики…….…… 21
4.1. История государственного регулирования России………………... 21
4.2. Динамика и  современное состояние российской экономики…….. 23
4.3. Программа развития российской экономики……………………… 27
Заключение………………………………………………………………… 30
Список  использованной литературы…………………………………….. 31

Информация о работе Роль государства в рыночной экономике