Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 17:58, курсовая работа
Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить.
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству.
Введение……………………………………………………………………. 3
1. Теоретико-методологические основы функционирования государства……………………………………………………………
5
1.1. Методологические основы государства и государственной политики………………………………………………………………
5
1.2. Эволюция теорий государства……………………………………… 8
2. Социальное государство как современная форма существования государства……………………………………………………………
12
3. Институциональные основы государственного регулирования….. 15
3.1. Теория институтов…………………………………………………... 15
3.2. Деятельность институтов в современной экономике………….….. 17
4. Государственное регулирование российской экономики…….…… 21
4.1. История государственного регулирования России………………... 21
4.2. Динамика и современное состояние российской экономики…….. 23
4.3. Программа развития российской экономики……………………… 27
Заключение………………………………………………………………… 30
Список использованной литературы…………………………………….. 31
Различают четыре сферы жизнедеятельности общества, в каждую из которых входят различные общественные институты и возникают различные общественные отношения.
Сферы жизнедеятельности общества:
Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того, чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации.
Таким образом, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института. Социальные институты — это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.
Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию.
Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами [9]:
Экономическо-социальные институты — собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа — обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.
Политические институты — государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.
Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.
Нормативно-ориентирующие
— механизмы морально-
Нормативно-
Церемониально-
История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантелистов. Сущность теории меркантелизма заключается в тождественности понятий «капитал» и «деньги». Одностороння трактовка функции денег привела к тому, что меркантелисты считали основным источником капитала сферу обращения. Поскольку, по мнению меркантелистов, в результате внутригосударственного обращения денег их количество не увеличивается, а происходит только перераспределения капитала, основное внимание они уделяли международной торговле. Главной задачей государства, таким образом, становилось поддержание положительного сальдо внешнеторгового баланса. Эта цель предполагала активное вмешательство государства в экономику и воздействие на нее административными и экономическими рычагами.
Многие
видные экономисты XIX и начала XX веков,
которые вошли в историю
Классической школой признавалось, что иногда могут возникать ненормальные обстоятельства, такие, как войны, политические перевороты, засухи, биржевые крахи, золотая лихорадка и т.д., которые уводят экономику с пути полной занятости. Но при этом утверждалось, что присущая рыночной системе способность к автоматическому саморегулированию вскоре восстанавливает в экономике уровень производства при полной занятости ресурсов. Если же и произойдет временное сокращение общих расходов, то оно будет компенсировано снижением цен и заработной платы, так что реальный доход и занятость не снизятся. Считалось, что финансовый рынок, и в частности ставки процента, автоматически приводят в соответствие планы субъектов рынка по сбережениям и инвестициям.
В 1936 г. крупнейший английский экономист Джон Мейнард Кейнс после окончания «великой депрессии» 30-х годов выдвинул новое объяснение уровня занятости в капиталистической экономике и сформулировал новые принципы и инструменты государственного регулирования рынка. Согласно этой теории, при капитализме просто не существует никакого механизма, гарантирующего полную занятость, полная занятость — частный случай, а не закономерность, капитализм — не саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию.
Кейнсианской теорией занятости отвергается положение о том, что ставка процента уравнивает сбережения и инвестиции. Корпорации и фирмы, располагая сбережениями в виде нераспределенных прибылей, принимают инвестиционные решения исходя из:
а) ожидаемой нормы чистой прибыли;
б) реальной ставки процента.
Теоретической
основой неоклассической модели
послужили концепции
Главные препятствия на этом пути — высокие налоги на прибыль и инфляция.
Таким образом, в неоклассической модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.
Наиболее
глубоко необходимость
Главным
недостатком марксистской теории с
позиции современной
Резкое
падение эффективности
Ещё при Горбачёве, в декабре 1990 года в России был принят Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности, который разрешал учреждать различные формы частных, корпоративных и паевых предприятий.
Реформы, начавшиеся в 1992 году не опирались на какую-либо продуманную теоретическую базу. В январе были либерализированы цены. Результат не замедлил сказаться. Цены подскочили в 2000 раз, а зарплата выросла не больше, чем в 20 раз. В России появился новый враг №1 – инфляция. Начался длительный и непреодолённый до 1998 года процесс неплатежей. Егор Гайдар конфисковал «лишние деньги» у населения с помощью инфляции. Вклады граждан в Сберегательном банке не были индексированы и пропали, деньги, находящиеся «на руках» мгновенно обесценились.
С началом реформ в 1992 г. произошел резкий переход от постоянного и гарантированного дохода для большинства работников к уровню дохода, постоянно меняющемуся и трудно предсказуемому [4].
Борьба с инфляцией велась и ведётся сейчас самым простым способом – ограничением денежной массы в обращении. Это привело к падению темпов инфляции, но с другой стороны к резкому сокращению инвестиций в реальный сектор.
В 1992 году была проведена массовая приватизация государственной собственности, способом бесплатной ваучерной приватизации. В результате этого государственная собственность оказалась в руках тех, кто имел деньги, либо сумел «конвертировать» управленческую власть в собственность. Но мало кто из них захотел или смог проявить себя в качестве предпринимателей индустриальной цивилизации и начал осуществлять производственные инвестиции. В результате произошёл обвал инвестиционной деятельности. Экономика стала двигаться по замкнутому кругу: нет инвестиций – нет прибыли – нет накоплений – нет инвестиций.
С самого начала Российских экономических реформ была поставлена ложная цель: вместо создания условий для свободного гражданского оборота имущественных прав (пользования, управления, извлечения доходов и т.д.) упор был сделан на раздачу имущества.
Спад производства, привёл к явной и скрытой безработице, к падению жизненного уровня народа и к обострению борьбы трудящихся за свои права.
С самого начала рыночных преобразований в России был допущен серьезнейший методологический просчет, поскольку роль государственного регулирования была сведена к минимуму, а сами преобразования были отданы во власть рыночной стихии.