Роль государства в формировании и развитии экономики общественного сектора

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 22:52, контрольная работа

Описание работы

Предмет рассмотрения – аспекты формирования, становления и развития, а также основные принципы экономики общественного сектора.
Цель работы - проследить ретроспективу изменений взглядов на экономику общественного сектора от первых значимых исследований до современного состояния.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Содержание

Введение
1. Теория экономики общественного сектора до XX века
1.1 Экономика общественного сектора в английской экономической теории
1.2 Экономика общественного сектора в континентальной экономической теории
2. Теория экономики общественного сектора в XX веке
2.1 Теория налогов. Квотирование
2.2 Концепции общественных благ Линдаля и Самуэльсона
2.3 Теории общественного благосостояния
2.4 Коллективные решения
2.5 Государственное влияние на экономику общественного сектора
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Экономика общест сектора.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

Роль  государства в  формировании и развитии экономики общественного  сектора 

2011 год 

Содержание 

  3

4

4 

6 

11

11

12

16

19

22

27

28

 

      Введение

     Тема  данной работы «Роль государства в формировании и развитии экономики общественного сектора».

     Предмет рассмотрения – аспекты формирования, становления и развития, а также основные принципы экономики общественного сектора.

     Цель  работы - проследить ретроспективу  изменений взглядов на экономику  общественного сектора от первых значимых исследований до современного состояния.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • дать представление об экономике общественного сектора;
  • рассмотреть английскую традицию экономики общественного сектора;
  • рассмотреть континентальную традицию экономики общественного сектора;
  • рассмотреть понятия Парето-эффективности и Парето-улучшений и связанным с ним дальнейшим развитием теории в исследованиях Линдаля и Самуэльсона;
  • рассмотреть теорию коллективного принятия решения;
  • проанализировать воздействие государства на экономику общественного сектора.
 

 

      1. Теория экономики общественного сектора до XX века 

     В центре внимания экономики общественного  сектора находится государство  в качестве важнейшего участника  экономической жизни на рыночной основе. Бюджет, государственная собственность - инструменты, предназначенные удовлетворять необходимость в тех благах, которые могут быть недостаточно эффективно произведены в частном секторе.

     1.1 Экономика общественного сектора в английской экономической теории

 

     В отношении к общественному сектору  можно выделить две традиции: английскую (начиная с А.Смита) и континентальную (представленную в основном в работах немецких авторов). Согласно английской традиции рынок является правилом, а общественный сектор – исключением. Континентальная традиция подразумевала рассмотрение экономических систем с двух сторон – общественной и частной, причем общественный сектор полностью уравнивался в правах с частным. Корни этого различия имеют философский характер. Британская фискальная и экономическая теория развивалась на базе модели Локка, в которой главенствующую роль в обществе играют индивидуальные предпочтения и свободный обмен, ведомый “невидимой рукой” (правилом личной выгоды). Континентальный подход имеет истоки в учении камералистов, развивавших правила ведения государством общественных дел. В конце XIX – начале XX века для немецких и ориентировавшихся на них российских исследователей было типично объяснять различие между двумя традициями не только разными философскими постулатами, сводившимися к системам Аристотеля и Платона, но и разным характером германского и римского права. В противоположность римскому праву, праву городской культуры, строго разграничивающему право частное и публичное, в германском праве эти две сферы постоянно смешивались. Одно и то же отношение, в зависимости от обстоятельств, рассматривалось то с точки зрения публичного, то с точки зрения частного права. Частная и общественная собственность взаимно дополняют друг друга. Объясняется это исторической формой организации германцев, а именно организацией через единые религиозные, военные и социально–экономические союзы, называвшиеся марками.

     Несмотря  на различия англосаксонской и континентальной  традиций, функции государства рассматривались  вплоть до конца XIX века как обязанности  суверена по отношению к своим подданным.

     Адам  Смит выделял три важнейшие функции государства:

     1. защита общества от вторжения  из-за границы;

     2. защита каждого члена общества  от неправовых действий другого  члена общества;

     3. “третья и последняя обязанность  сообщества состоит в создании  и поддержании тех общественных институтов и тех общественных работ, которые, хотя и имеют огромные преимущества для общества в целом, по своей природе убыточны для любого отдельного индивида или небольшой группы индивидов. По этой причине нельзя ожидать, что индивид или небольшая группа индивидов должны их создавать или поддерживать”.

     Джон  Милль в своих “Основах политической экономии” (1848) несколько развил смитовскую трактовку функций общественного  сектора. Как и Смит он считает  общественный сектор исключением, полагая. что “общим практическим принципом должно быть laisser–faire и любой отход от него, кроме каких–то соображений высшего порядка, является несомненным злом”. Милль не считал возможным установить четкое правило разделения между частным и общественным сектором, кроме простого принципа целесообразности, разделив исключения из принципа laisser–faire на две группы – обычные (ordinary) и дополнительные (optional). К первой группе он отнес функции государства, связанные преимущественно с предоставлением чистых и смешанных общественных благ, а именно содержание правовой системы и поддержание внутренней и внешней безопасности, строительство маяков, мощение улиц и т. п. Кроме того, Милль назвал три случая, в которых вмешательство государства могло бы быть целесообразным: индивиды не могут оценить полезность определенных благ, таких как начальное образование; регулирование контрактных отношений; делегирование права принятия решений менеджерам, чьи интересы отличаются от интересов собственников (проблема принципала – агента). Очевидно, что у Милля перечень случаев возможного вмешательства государства шире, чем у Смита, но более или менее точное экономическое обоснование причин вмешательства все еще отсутствует [2].

     1.2 Экономика общественного  сектора в континентальной  экономической теории

 

     На  вторую половину XIX века приходится расцвет  немецкой исторической школы. Одним  из принципов исследований представителей этой школы был органический взгляд на взаимодействие индивида и сообщества. Речь идет об аналогии между физическими и социальными организмами, когда индивид рассматривается не как отдельная единица, а как часть более общего социального организма. Они заложили характерную для Германии традицию, в соответствии с которой экономическая деятельность государства заслуживает не меньшего внимания, чем частнопредпринимательская активность. Эта традиция была впоследствии развита в рамках исторической школы. Органический подход противопоставлялся характерному для экономистов классической школы механическому подходу, согласно которому общество складывается из отдельных индивидов, каждый из которых является самодостаточной единицей. Органический подход претерпевал изменения с течением времени. По мнению И.Шумпетера первоначальная концепция, согласно которой национальная экономика возвышается над индивидуальными хозяйствами и существует вне их, постепенно трансформируется в более “мягкий” подход – национальная экономика состоит из тесно взаимосвязанных друг с другом индивидуальных хозяйств. Различия между органическим и механическим подходами не сводятся только к взаимосвязи “индивид – общество” – органическая концепция также предполагает комплексное историческое и социальное изучение экономических явлений. Представители исторической школы рассматривали рост активности государства и выполнение им различных функций как естественный результат исторического процесса. Такой подход определенным образом отразился и на национальных экономических и финансовых школах других стран. В Британии, например, он подтолкнул развитие экономической истории как обособленной дисциплины. Множество американских экономистов во второй половине XIX века писали свои диссертации в немецких университетах, что нашло отражение в их работах. Одно из наиболее заметных течений экономической мысли в США, институционализм, является, по мнению ряда специалистов, “американским направлением исторической школы”. Влияние немецких экономистов на российскую финансовую школу было преобладающим.

     Первостепенное  внимание роли государства в экономике  уделяли немецкие экономисты второй половины XIX века. Так, А. Шефле было предложено "правило пропорционального удовлетворения" общественных потребностей за счет государства и частных потребностей за счет рынка.          А. Вагнер выступал за неуклонный рост экономической активности государства, полагая, что в конечном счете он носит объективно закономерный характер. Этот рост А. Вагнер связывал как с социальными, так и с технологическими изменениями.

     При исследовании эффективности конкурентных рынков можно использовать критерий эффективности по Парето, названный в честь предложившего его Вильфредо Парето (1848—1923). Состояние эффективности по Парето (Парето-эффективность, Парето-оптимальность) для производства считается достигнутым, когда, не отказавшись от производства какого-то количества одного товара, невозможно произвести ни одной единицы другого. В потреблении состояние является Парето-эффективным, когда распределение товаров и доходов среди людей не может быть изменено так, чтобы благосостояние одних улучшилось, а благосостояние других при этом не ухудшилось.

     Иными словами, эффективность по Парето —  это такое состояние, при котором  имеющиеся ресурсы используются без потерь. Производство одного товара может быть увеличено только за счет сокращения объема производства другого  товара. А благосостояние одного индивида может вырасти только за счет снижения уровня благосостояния другого.

     Парето-улучшениями  называются такие изменения экономической  ситуации, при которых по сравнению  с предшествующим состоянием никто  не проигрывает и хотя бы некоторые участники экономической жизни выигрывают.

     Вопрос  о том насколько удовлетворительным будет сведение общественных решений  по поводу производства и распределения  благ к совокупности решений индивидов  формулируется теперь так: может  ли такое решение приводить к Парето-оптимальным состояниям экономики [2, 4].

     В 1881 г. известный экономист Фрэнсис  Эджворт пришел к выводу, что в  гипотетическом мире, где все блага  оказываются в чьей-то эксклюзивной собственности, индивиды получают все  выгоды и несут все издержки от любого использования находящихся в их собственности благ; все сделки имеют добровольный характер; все индивиды обладают одинаковой и полной информацией о характеристиках обмениваемых благ, о предпочтениях своих и других индивидов, процесс обменов должен в конце концов (если нет никаких препятствий для обменов, или, другими словами, издержки сделок отсутствуют) завершиться в Парето-оптимальном состоянии экономики. Точнее, рассматривая двусторонние сделки, Эджворт пришел к выводу, что процесс торга между сторонами должен (если издержки сделок отсутствуют) завершиться на контрактной кривой, т. е. на подмножестве границы Парето, которое задается тем ограничением, что благосостояние сторон не должно ухудшиться по сравнению с исходным состоянием (точкой угрозы, или статус-кво); но рассуждения Эджворта справедливы в случае многосторонних сделок.

     Однако  Эджворт не привел ни формальной модели обмена, ни строгого доказательства этого  утверждения; его вывод – скорее убеждение, чем результат строгого анализа. Ряд исследователей высказали серьезные сомнения в справедливости такого вывода. Тем не менее интересным оказывается результат Эджворта, известный как первая теорема благосостояния. Теорема гласит: пусть обмены осуществляются на рынках в рамках купли-продажи благ по рыночным ценам, «уравновешивающим спрос на эти блага и их предложение».

     Тогда, если:

  • система рынков оказывается полной, т. е. любое благо продается и покупается (точнее, любое благо можно поменять на любое другое);
  • система рынков оказывается полной (имеются рынки для всех существующих благ);
  • такие рынки оказываются совершенными (и покупатели благ, и их продавцы могут купить и продать на таких рынках по равновесным ценам любое количество благ, не оказывая при этом влияния на цену);
  • всем индивидам все существующие равновесные цены известны;
  • на благосостояние индивидов влияют только те решения, которые они принимает сами (и соответственно не влияют решения, принимаемые другими индивидами, т. е. так называемые внешние эффекты, или экстерналии, отсутствуют);
  • индивиды ведут себя рационально, т. е. в любой ситуации принимают наилучшие, с их точки зрения, решения,

     то  результирующее состояние экономики  является Парето-оптимальным. Этот результат, доказанный сравнительно недавно, –  формальная версия утверждения великого экономиста Адама Смита о благотворном влиянии рыночной конкуренции, «невидимой рукой» направляющей индивидуальные выборы на достижение общественного благосостояния, в разных вариантах сформулированного в его книге «Богатство народов», вышедшей в свет в 1776 году.

     Камералистские  традиции и методология исторической школы дали возможность более широко взглянуть на роль общественного сектора в экономике, но не создали экономическую теорию общественных благ. Ее появление относят к условно выделенному второму этапу развития представлений об общественном секторе, когда государственное вмешательство рассматривается не как обязанность суверена, а как стремление удовлетворить потребности индивидов в определенных товарах и услугах. Возникновение этой принципиально новой идеологии изучения общественного сектора стало возможным благодаря появлению в 1870–80 гг. теории субъективной полезности. Общественный сектор перестал быть нежелательным исключением из правила. Эффективное распределение ресурсов может быть применено и к частному, и к общественному сектору [1, 4]. 

Информация о работе Роль государства в формировании и развитии экономики общественного сектора