Роль человеческого фактора в разработке и принятии стратегических решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Перед тем как управляющий сможет применять финансовые инструменты в процессе стратегического управления, он должен иметь понятие о стратегической структуре. Стратегическая структура может быть определена как:
система задач,
намерений или целей,
а также важнейших установок,
планов их достижения,

Содержание

1. Введение
2. Принятие решений в стратегическом управлении
2.1 Природа стратегических решений
2.2 Принятие стратегических решение
3. Роль человеческого фактора в разработке и принятии стратегических решений
3.1 Уровни стратегического управления
3.2 Подготовка, принятие и реализация стратегических решений.
4. Заключение
5. Список литературы
6. Приложение №1. Отличия стратегических решений от оперативных

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

Роль  человеческого фактора  в разработке и  принятии стратегических решений.

Уровни  стратегического  управления.

В организации  стратегии планируются и осуществляются одновременно или последовательно на нескольких уровнях. Мы рассмотрим три уровня — корпоративный, уровень предприятия или бизнес-единиц, составляющих корпорацию, и функциональный.

1. Корпоративная  стратегия. Первым является корпоративный  уровень. Стратегия корпоративного уровня определяет организацию в целом, поведение ее подразделений или бизнес-единиц, комбинация которых позволяет воспринимать компанию как целостность и отвечает на вопрос: каким бизнесом занимается корпорация? Стратегическая деятельность на корпоративном уровне включает в себя, например, приобретение нового бизнеса, расширение или сокращение уже существующего, создание совместных предприятий.

Корпоративный уровень управления представлен  главным управляющим (генеральным  директором, президентом корпорации и т. д.), советом директоров и другим старшим персоналом, принимающим  стратегические решения для всей организации. Обычно в обязанности этих руководящих лиц входит определение назначения, миссии и целей организации, выявление ключевых областей деятельности, выделение ресурсов для каждого вида деятельности, а также формулирование стратегий, которые охватывают индивидуальную деятельность. Корпоративная стратегия включает также вопросы финансовой и организационной структуры предприятия в целом. Стратегическими задачами корпоративного уровня могут быть, например, такие: открыть новое предприятие за рубежом или создать оффшорное производство в стране с дешевой рабочей силой.

2. Стратегия  предприятия. Второй уровень часто  характеризуется как конкурентная  или деловая стратегия. Фундаментальным  здесь является вопрос, как конкурировать  на конкретном рынке — с  кем мы конкурируем? В многонациональной компании уровень предприятия состоит из руководителей отдельных хозяйственных подразделений, входящих в организацию, а также обеспечивающего их персонала. Главная роль этих управляющих состоит в том, чтобы перерабатывать общие сведения, поступающие с корпоративного уровня, в конкретные стратегии групповой и индивидуальной деятельности. Типичные стратегические вопросы на этом уровне могут выглядеть следующим образом.

  1. Должна ли продукция предприятия соответствовать ассортименту товаров конкурента?
  2. Насколько должны быть модернизированы предприятие и оборудование?
  3. Каким образом будет финансироваться предполагаемая деятельность?
  4. Нужно ли оставлять нераспределенную прибыль для будущих вложений?
  5. Нужно ли стремиться к тому, чтобы организация была технологическим лидером?

На уровне предприятия  стратегические задачи чаще всего нацелены на успех в конкурентной борьбе. Это могут быть, например, задачи внедрения новой продукции или  услуги, а также создания отдела по исследованиям и разработкам.

3. Функциональная  стратегия. Третьим уровнем стратегии является оперативный или функциональный уровень. Фундаментальным здесь является вопрос, что вносят различные действия в другие уровни стратегии. Исполнители не имеют возможности оценить всю широту картины, однако они отвечают за развитие функциональных стратегий, которые вписываются в стратегические задачи, поставленные управляющими на корпоративном уровне и уровне предприятия. Финансовые органы дают существенную информацию для формулировки стратегии и обеспечивают меры по оценке степени воплощения ее в жизнь.

На уровне оперативного управления создаются предпосылки  и условия для решения стратегических задач. Это могут быть, например, требования разработать и ввести программу овладения несколькими профессиями или автоматизировать производственный процесс. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Подготовка, принятие и реализация стратегических решений.

     Стратегическое  управление как процесс представляет собой совокупность нескольких процедур, постоянно осуществляющихся в организации [4]. Одна из функций стратегического управления связана с принятием стратегических решений, которые имеют в основе определенную технологию: совокупность последовательно применяемых приемов и способов достижения целей деятельности. Процесс принятия стратегического решения в теории представляет собой совокупность нескольких этапов, связанных между собой, однако в реальной хозяйственной практике границы между этапами стираются.

     Существуют  следующие этапы процесса принятия стратегического решения.

     Выявление и анализ проблемной ситуации - на данном этапе проводится анализ исходной информации о состоянии объекта исследования и внешней среды. Также здесь определяются место и роль анализируемых объектов исследования в системе смежных объектов и объектов более высокого порядка. В ходе данного этапа выполняются выявление, структуризация и ранжирование проблем.

     Формирование  целей, которые в ходе этого этапа  должны формулироваться для базовых, кардинальных проблем. К целям предъявляются  требования конкретной формулировки и количественной характеристики, именно на этой основе можно будет судить о степени их достижимости.

     Выявление полного перечня альтернативных решений: список альтернативных вариантов  в ходе принятия решения должен быть составлен как можно в большем  объеме. В реальной практике обычно рассматриваются несколько вариантов решения, что обусловлено стремлением к снижению трудоемкости анализа. Чем больше число рассматриваемых вариантов, тем большей становится вероятность нахождения оптимального решения.

     Выбор допустимых альтернативных решений - на данном этапе все выявленные альтернативные решения анализируются с позиций выдвинутых ограничений, в результате остаются решения, удовлетворяющие ограничениям.

     Предварительный выбор лучшего альтернативного  решения, в ходе данного этапа осуществляется детальный анализ допустимых альтернативных решений с позиции достижимости поставленных целей, затрат ресурсов, соответствия конкретным условиям реализации альтернатив.

     Оценка  альтернативных решений - на основе информации, полученной на предыдущем этапе, делается выбор наилучшего способа достижения целей. В результате выносятся суждения со стороны лица, принимающего решение, о предпочтительности выявленных вариантов достижения поставленных целей.

     Экспериментальная проверка альтернативных решений; если лицо, принимающее решение, сталкивается с проблемами выбора наилучшей альтернативы, экспериментально проверяются наиболее предпочтительные варианты. Результаты такой проверки повышают вероятность выбора правильного решения.

     Выбор единственного решения: на основе всей собранной информации принимается окончательное решение об оптимальном варианте; в ходе данного этапа учитываются результаты анализа, оценки и экспериментальной проверки;

     Определение этапов, сроков и исполнителей принятого решения - наилучший вариант, принятый к реализации, делится на составные компоненты, имеющие конкретную временную и адресную привязку.

     Обеспечение работ по выполнению решения - в ходе данного этапа задания доводятся  до исполнителей, исполнители обеспечиваются всем необходимым, осуществляется выбор рациональных методов работы, подбор и обучение кадров, разъясняются цели решения, определяются методы стимулирования эффективного выполнения решения.

     Выполнение  решения - проводится оперативный контроль за реализацией решения, устраняются возникающие отклонения от намеченного пути реализации решения.

     Принятие  стратегических решений представляет собой сложный процесс, эффективность  которого во многом зависит от используемых методов [3]. Существуют следующие методы принятия стратегических решений:

  • диагностика проблем;
  • выявление альтернатив;
  • выбор альтернатив;
  • реализация решения.

     В общем смысле метод - это способ достижения поставленной цели, определенное решение  конкретной задачи, совокупность приемов  или операций практического и теоретического познания окружающей действительности. Методы диагностики проблем занимают важное место в принятии стратегических решений, так как этап диагностики позволяет определить цели, которые необходимо достичь путем принятия соответствующего стратегического решения. С помощью данных методов осуществляются сбор, хранение, обработка и анализ информации, а также фиксация необходимых событий.

     Данная  группа методов включает, в частности, следующие [5].

     Методы  сравнений и факторный анализ, которые основаны на сопоставлении фактических и нормативных показателей - они позволяют выявить отклонения и установить их причины (методы элиминирования).

     Методы  моделирования. Использование данных методов строится на моделях различных  классов. Зачастую применяются экономико-математические модели, модели, основанные на теории массового обслуживания, теории запасов и экономического анализа. Экономико-математическое моделирование строится на использовании одно - и многофакторных моделей. Теория массового обслуживания (теория очередей) используется для принятия решений по проблемам ожидания, с ее помощью устанавливается определенное равновесие между размерами упущенной выгоды (доходов) и величиной дополнительных затрат в сервисных организациях. Теория запасов позволяет установить равновесие между затратами на создание запасов и расходами, связанными с возможными потерями в случае нарушения ритмичности производственного процесса, на основе данной теории определяется экономически выгодный размер запаса. Положения данной теории также используются в финансовом менеджменте при принятии решений, связанных с риском. В основе экономического анализа лежат такие понятия, как постоянные и переменные издержки, выручка от реализации, цена за единицу продукции, объем продаж, точка безубыточности, запас финансовой прочности, сила воздействия операционного (производственного) рычага и другие.

     Методы  прогнозирования, которые позволяют  предвидеть изменения и последствия  воздействия внешней и внутренней среды на анализируемый объект. Все методы прогнозирования классифицируются по многим признакам; наиболее широко распространено деление методов прогнозирования на качественные и количественные. К качественным методам прогнозирования принято относить предвидение спроса и изменения мнения потребителей, использование мнения опытных менеджеров, рыночные тесты. При помощи данных методов определяют, как изменятся объем и структура продаж при изменении цены товара, местонахождения клиентов и их уровня доходов, других факторов. Количественные методы прогнозирования представлены анализом временных рядов (АВР) и корреляционно-регрессионным анализом (КРА). Первый метод дает возможность сделать выводы о существующем изменении показателей во времени. При осуществлении прогнозных расчетов используется метод наименьших квадратов (МНК).

     На  основе принятых стратегических решений  разрабатывается программа их реализации, которые, в свою очередь, также основаны на методах. Существуют несколько видов  методов реализации стратегических решений.

     Методы  планирования, в данную группу входят такие методы, как сетевое моделирование и разделение обязанностей. Инструментами первого выступают сетевые матрицы, в которых сетевой график совмещен с календарно-масштабной сеткой времени. Планирование распределения обязанностей, прав и ответственности реализации решения оформляется в форме матрицы распределения ответственности, представляющей собой таблицу, в шапке которой приведен перечень задач и действий по реализации управленческого решения, а сбоку указаны наименования должностных лиц и названия структурных подразделений, ответственных за выполнение соответствующих решений.

     Методы  организации - в данную группу входят методы составления информационной таблицы реализации решений (ИТРР) и  методы воздействия и мотивации. Известно, что стратегические решения базируются на информации, носителями которой являются документы. Таким образом, формализация процесса реализации управленческих решений обуславливает необходимость четкого определения результата каждой выполняемой операции в виде соответствующих документов и их потребителей. В ИТРР описывается взаимодействие задач в процессе их принятия, достигается четкое разделение должностных обязанностей и ответственности, определяются виды и формы документов, временные характеристики, на основе данного метода проводятся координация и регулирование выполнения решения.

Информация о работе Роль человеческого фактора в разработке и принятии стратегических решений