Результаты сотрудничества стран в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 21:01, контрольная работа

Описание работы

Азиатско-тихоокеанский регион привлекает внимание к себе главным образом как зона наиболее динамичного в мире экономического развития. Именно опережение других по темпам роста в сочетании со стремительным повышением международной конкурентоспособности группы развивающихся стран АТР дает основания говорить о приближении "тихоокеанской эры", или периода, когда этот регион станет центром мирового экономического развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВАI:1.Общая характеристика Азиатско-тихоокеанского региона…………………………………………………………………………....5
1.1. Общая характеристика развитых индустриальных и аграрно-индустриальных стран АТР…………………………………………………..…6
1.2. Новые индустриальные страны Азиатско-тихоокеанского региона…………………………………………………………………………...10
1.3. Важнейшие группировки АТР…………………………………………... 15
ГЛАВАII.Организация Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС)……………………………………………………..…16
ГЛАВАIII. Россия и АСЕАН …………………………………………… ……18
3.1. Фонд Сотрудничества Россия – АСЕАН……………………………… .21
Заключение……………………………………………………………………....23
Список использованной литературы…………………………………………..26
Приложения……………………………………………………………………...27

Работа содержит 1 файл

мировая экономика.docx

— 51.46 Кб (Скачать)

         Столицей текстильной  промышленности является Шанхай.

         В сельском хозяйстве  Китая занято 400 млн человек. В  растениеводстве резко преобладают  зерновые — 80% всех посевов. Главной  возделываемой культурой остается рис.

         Среди технических  культур преобладает хлопчатник. На северо-западе Китая преобладает  интенсивное кочевое или полукочевое  скотоводство. Разводят рабочий скот: лошадей, быков, волов. Примерно половина грузооборота и пассажирооборота приходится на железнодорожный транспорт. Однако растет доля автомобильного, морского и трубопроводного транспорта. 
 
 
 
 
 

1.2. Новые индустриальные страны Азиатско-тихоокеанского региона

         Наиболее яркими и интересными представителями  НИС, являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона, именно на них обращено внимание мира последние 10 лет. Район Азиатского континента и бассейна Тихого океана на сегодня является самой динамичной частью мирового хозяйства, ведь именно в этом регионе миру явилось чудо “азиатских драконов” (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг), а также  “азиатских тигров” (Тайланд, Малазия, Индонезия, Филиппины). Ещё 15-20 лет назад  эти страны относились к беднейшим  государствам мира. Однако в последние  годы их социально-экономический прогресс был настолько стремительным, что  справочники не успевали фиксировать  происходящие там перемены. За последнее  десятилетие ХХ столетия доля обрабатывающей промышленности в ВВП этих государств увеличилась с 15 до 27%, а доля экспорта готовой продукции во всём их экспорте – с 14 в 1975 году, до 66% в 1997. Данные представители  НИС развиваются по принципу “лестницы”, а значит, можно  предположить, что  следующей ступенью с этих странах  станет освоение капитало- и частично наукоёмких товаров на экспорт.

         Тем не менее стоит  отметить, что в целом для роста  НИС, как и для роста других стран третьего мира, характерны экстенсивность, высокая материалоёмкость и трудоёмкость производства.

         За последнее десятилетие  развивающиеся страны действительно  добились больших успехов в своём  экономическом развитии, преодолении  социально-экономической, научно-технической  и культурной отсталости, унаследованной от колониальных времён.

         Ускоренное развитие экономики развивающихся государств (особенно НИС) способствовало интенсивному процессу повышения доли сферы обслуживания (до 51% в структуре ВВП) и промышленности (до 28,4%) и уменьшению доли сельского  хозяйства (до 14,5%) в общей структуре  народного хозяйства. Но, несмотря на то, что такая структура характерна для всех развитый стран, всё это  является чисто внешним сходством, которое при глубоком анализе показывает огромные деформации: наличие традиционных отраслей сфер производства, слабая научно-техническая база, отсутствие современной индустриальной и социальной инфраструктуры и т.д.

         В АТР различают  НИС «первой волны» (Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея) и НИС «второй  волны» (Малайзия, Тайланд, Филиппины  и Индонезия).

         НИС «первой волны». Гонконг и Сингапур являются городами-государствами с высоким уровнем развития экономики и ВВП на душу населения свыше 20 тыс.$. Обе эти страны играют важную роль как мировые финансовые центры и как транспортные узлы АТР.

         Структура ВВП Гонконга такова, что почти 81% ВВП создаётся  в сфере услуг, около 19% - в промышленности и только 2% - в сельском хозяйстве. Большая часть экономики данной страны связана с финансами. Здесь  развита банковская деятельность, страхование, операции с ценными бумагами. В  сфере производства Гонконг специализируется на продукции лёгкой промышленности. И если ещё в 1980-е годы гонконгские  товары были прямыми подделками западных аналогов и отличалась невысоким  качеством, то теперь современные технологии и контроль качества продукции позволяют  Гонконгу выпускать вполне конкурентоспособную  продукцию.

         В Сингапуре применяется  жёсткая модель управления экономикой, называемая “управляемой демократией”. Курс экономической политики правительства  здесь по-прежнему представляет из себя импортозамещение с опорой на переработку продукции базовых  отраслей региона. Структура экономики  Сингапура следующая: 0,2%ВВП создаётся  в сфере сельского хозяйства, около 35% - в промышленности, чуть более 27% - в сфере финансов и бизнес услуг, а на доля транспорта и коммуникация приходится почти 13% ВВП. Сейчас широкое  развитие в этой стране получили электроника, информатика и биотехнологии.

         Модель развития Южной Кореи может успешно  функционировать только при определённых экономических условиях, которыми являются сочетание государственного планирования с рыночным механизмом, а также  развития сельского хозяйства и  обеспечение населения продовольствием  и политика справедливого распределения  доходов. Дальнейшие успехи экономического развития Южной Кореи связана  с переходом к  наукоёмкой, высокотехнологичной  продукции, производство которой будет  опираться на долгосрочную государственную  политику в области науки, техники  и подготовки квалифицированных  работников. С 1979 года Корея проводит политику открытости  экономики  для зарубежных инвесторов, что привело  к широкомасштабным американским, японским и европейским инвестициям в  страну по линии ТНК. Несмотря на определённые успехи в развитии, экономика Кореи  в настоящее время переживает серьёзные проблемы. Причины трудностей корейской экономики заключается  в том, что экспортоориентированная  модель не ставила перед собой  задачу поиска внутренних резервов роста, задействуя исключительно внешние  факторы . Очевидна, что такая стратегия  должна быть повержена пересмотру.[1, стр.670]

         Для экономики Тайваня  характерен крупный государственный  сектор, под контролем которого находится  шестая часть промышленного производства и половина товарооборота. Индустриализация в Тайване в своё время была проведена при непосредственном участии США. В результате американской помощи и политики государственного регулирования экономического развития   уже в 1980-е годы в экспорте этого  государства преобладала промышленная продукция (около 90%). Структура ВВП  Тайваня имеет выраженный промышленный характер: 3,5% - доля сельского хозяйства, почти 40% - промышленности и около 57% приходится на сферу услуг.

         НИС «второй волны». Динамизм такого “азиатского дракона” как Малайзия также базируется на долгосрочной государственной политике: поддержка стабильного развития аграрной сферы, рост ориентированной на экспорт промышленности. Правительство активно привлекает иностранные капиталовложения: доля иностранных прямых инвестиций в основной капитал достигает 26% (наивысший показатель среди стран ЮВА).

         Аграрный сектор экономики Малайзии получает поддержку  посредством субсидирования закупок  сельскохозяйственной продукции, централизованного  регулирования цен, предоставлением  субсидий на приобретение машин и  удобрений. Современная промышленная политика Малайзии во многом определяется также регулирующей ролью государства. Так, отношения бюджетных расходов к ВВП сократилось с 58% в 1981 году до 15% в 1998.

         Отличие Малайзии от многих развивающихся стран состоит  в том, что развитие государственного сектора выполняет целевую задачу – перераспределение экономического потенциала между различными этническими  группами в пользу коренного населения. По мере того, как госпредприятия начинали успешно функционировать, они передавались в пользование малайским бизнесменам. То есть поддержка отечественного бизнеса  и государственного сектора не подразумевает  создание “тепличных” условий , что  сохраняет здоровую конкурентную среду.[1, стр. 673]

         В экономике Индонезии  до начала 60-х годов приоритет  отдавался усилению нерыночных отношений.  Однако с приходом к власти в 1965 году генерала Сухарто началась существенная корректировка экономической модели, подразумевающая государственную  поддержку укрепления рыночных институтов. При непосредственном участии государства  началась активная модернизация сельского  хозяйства. Так, объём субсидий достиг 8-9% стоимости урожая, что выше, чем  в других странах ЮВА. Обеспечивалось стимулирование частного бизнеса, возвращение  собственникам (в том числе иностранным) национализированных ранее предприятий, привлечение внешних займов и  прямых инвестиций. Одновременно шло  становление крупных государственных  компаний, действовавших в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и финансовой сфере.

         Рассмотрим теперь вкратце отличительные черты  экономики Таиланда. Примечательной особенностью этой страны является то, что достаточно частая смена правительств, в том числе в результате военных  переворотов, не отразилась на динамике развития экономики страны: среднегодовые  темпы прироста ВВП в 50-90-е года составили 7%, то есть были одними из самых  высоких среди рассматриваемых  стран. Дело в том, что колебание  политического курса не влияли отрицательно на предсказуемость экономической  политики. Отличительными чертами экономического курса на протяжении 60-90-х годов  были консерватизм бюджетно-финансовой политики, выражавшийся в поддержании  сбалансированного бюджета; ограниченное вмешательство государства в  экономический процессы; гибкое сочетание  импортозамещения и развития экспортных отраслей как средства интеграции страны в мировое хозяйство.

         Филиппины являются самой бедной страной среди НИС. ВВП на душу населения здесь меняя 3 тыс. $. Особенностью экономики страны является тот факт, что она ещё  не исчерпала резервы экстенсивного  развития. Промышленный сектор этого  государства представлен прежде всего добывающей промышленностью  и текстильным производством, а  также сельским хозяйством и пищевой  промышленностью. Тем не менее в  Филиппинах уже появились первые прогрессивные отрасли экономики: производство бытовой электроники  и телекоммуникационного оборудования. (см. приложение 3) 
 
 
 
 
 

         1.3. Важнейшие группировки АТР

         АТЭС был создан в 1989 году. Его возникновение было обусловлено желанием стран – основателей содействовать экономическому росту, стимулировать и укреплять торговлю, и повысить жизненный уровень в азиатско-тихоокеанском регионе. АТЭС начался со скромной программы отраслевых и торговых переговоров. На сегодняшний день в АТЭС входит 21 страна, включая все основные страны региона и наиболее динамично и быстро растущие страны мира: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония. В 1997 г., одновременно с приемом в АТЭС России, Вьетнама и Перу, введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума.

         Организация АСЕАН (от английской аббревиатуры – ASEAN – The Association of Southeast Asian Nations) региональное объединение  стран Юго-Восточной Азии, которые  на сегодняшний день, в общем, имеют  население 500 млн. человек, общий ВВП  в 737 млрд. долларов США, объем торгового  оборота в 720 млрд. долларов США. Была создана 8 августа 1967 года в Бангкоке (Таиланд) руководством Таиланда, Малайзии, Индонезии, Филиппин, Сингапура. 8 января 1984 года в члены организации был  принят Бруней Даруссалам. После окончания  так называемой «холодной войны» в члены организации были приняты  страны социалистической ориентации –  Вьетнам (28 июля 1995 года), Лаос и Мьянма (23 июля 1997 года), Камбоджа (30 апреля 1999 года). Активно расширяется сотрудничество со странами региона в рамках формулы  «АСЕАН плюс 3» и «Диалог с партнерами». В рамках последнего активно участвуют  такие страны как Япония, Индия, Китай, Республика Корея, Австралия, Канада, ЕС, Новая Зеландия, Россия, США, Пакистан. 
 

     ГЛАВА II. Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС)

     В 1989 г. 18 государств образовали форум Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС):Сингапур, Гонконг, Тайвань, США, Канада, Китай, Япония, Австралия, Новая Зеландия, республика Корея и др. Основными целями этой интегральной группировки стало упразднение торговых препятствий;

  1. во взаимной торговле;
  2. при движении капитала.

     АТЭС  не является закрытым блоком. В ноябре 1998 г. на очередной конференции в столице Малайзии Куала-Лумпуре в состав организации приняты еще три страны: Вьетнам, Перу, Россия.

     АТЭС  формально имеет консультативный  статус, однако в рамках его рабочих  органов определяются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и  экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях.

     Перспективы развития АТЭС и интеграционных процессов  в рамках этой организации на ближайшие  годы рассматриваются в трех вариантах.

     Первый  – развитие АТЭС будет проходить  по сценарию, принятому на совещании  в Багоре ( 1994 г., Индонезия). В соответствии с ним будет создана зона свободной  торговли и либерализация инвестиционной сферы в 2020 г. (для промышленно  развитых стран – до 2010 г.). Снижение таможенных тарифов будет происходить  в соответствии с соглашениями, достигнутыми в рамках ГАТТ/ВТО.

     Второй, как полагают специалисты, наиболее вероятный вариант, закрепит за АТЭС роль форума для обсуждения проблем  торговли в регионе. В этом случае неизбежны споры по поводу хода выполнения уже имеющихся договоренностей, что приведет к ослаблению организации. В этих условиях повысится роль других интеграционных  региональных группировок.

     Третий  вариант не исключает возобладания протекционистских настроений в  США настроений в США и ЕС, что  будет препятствовать быстрой либерализации  мировой торговли и может ограничить рамки интеграционных процессов  в АТЭС азиатскими странами.

     Быстрый устойчивый экономический рост многих стран АТР способствовал формированию общего мнения о том, что центр  мирового экономического развития сдвигается в сторону бассейна Тихого океана. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Результаты сотрудничества стран в Азиатско-Тихоокеанском регионе