Резервы повышения конкурентоспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 18:26, автореферат

Описание работы

Цель исследования: развить теоретические основы конкурентоспособности предприятия и резервов ее повышения, выявить основные направления их использования.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть имеющиеся в литературе взгляды на сущность категорий конкурентоспособности предприятия и резервов ее повышения; раскрыть экономическое содержание данных категорий;
- обосновать приоритетную, ведущую роль качества в формировании конкурентоспособности предприятия;
- проанализировать имеющиеся в литературе предложения по оценке конкурентоспособности предприятий и разработать модель, позволяющую оценивать потенциальную конкурентоспособность;
- обосновать основные направления использования резервов повышения конкурентоспособности предприятий.

Работа содержит 1 файл

kojuhov.doc

— 207.50 Кб (Скачать)

     В-четвертых, диссертант считает, что эффективность организации сбыта и продвижения товара (Эс) следует оценивать через показатели прибыли, так как основная задача организации сбыта и продвижения товара сводится к реализации продукции. Поэтому в расчет включены следующие показатели - прибыль торговых операций (коммерческая маржа) Пто, (руб.), прибыль, приходящаяся на 1 работника отдела маркетинга Прм, (руб.), расходы по рекламе на 1 руб. отгруженной продукции Рр, (руб.) и прибыль на 1 руб. заработной платы Пзп, (руб.).

     В-пятых, предлагаемая диссертантом модель включает показатели использования негосударственных инвестиций и НИОКР. Так же дополнительно она включает долю сертифицированной (Усп) и бракованной (Убр) продукции в общем объеме реализованной продукции. Показатели, обоснованные автором для включения в модель оценки конкурентоспособности представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Научные подходы  оценки конкурентоспособности  предприятий

Подходы, изложенные в методиках  И.Максимова9, Зулькарнаева И.И.10, Мошнова В.А.11 Авторская методика
Содержание  показателя Содержание  показателя
1. Эффективность производственной  деятельности предприятия Эп.
    1. Издержки производства на единицу продукции И, (руб);
    2. Фондоотдача Ф, (руб);
    3. Рентабельность товара Рт, (%);
Производительность  труда П, (руб./чел.).
1.1 Удельный вес экспортной продукции Уэп (%);

1.2 Рентабельность  всего капитала Рк (%);

1.3 Рентабельность  собственного капитала Рск (%);

1.4 Доля  административных расходов Ра (%);

2. Финансовое положение  предприятия Фп.
2.1 Коэффициент автономии Ка;

2.2 Коэффициент  платежеспособности Кп;

2.3 Коэффициент  абсолютной ликвидности Кл;

2.4 Коэффициент  оборачиваемости Ко.

    1. Коэффициент маневренности Км;
    2. Коэффициент обеспечения запасов и затрат собственными источниками их формирования Кси;
2.3 Коэффициент  финансового риска Кфр;

2.4 Коэффициент  обновления основных фондов Коб.

3. Эффективность организации  сбыта и продвижения  товара Эс
3.1 Рентабельность  продаж Рп (%);

3.2 Коэффициент  затоваренности  готовой продукцией Кз;

3.3 Коэффициент  загрузки производственной мощности Км;

3.4 Коэффициент  эффективности рекламы и средств  стимулирования сбыта Кр

3.1 Прибыль торговых  операций (коммерческая маржа) Пто, (руб.)

3.2 Прибыль, приходящаяся  на 1 работника отдела маркетинга Прм; (руб.)

3.3 Расходы по рекламе на 1 руб. отгруженной продукции Рр; (руб.)

3.4 Прибыль  на 1 руб. заработной платы, Пзп; (руб.)

4. Конкурентоспособность  товара Кт
4.1 Качество  продукции К, %

4.2 Цена  товара Ц, руб.

4.1 Коэффициент  использования негосударственных  инвестиций Ки;

4.2 Доля расходов  НИОКР в текущих затратах на производство Рниокр, %

4.3 Удельный вес  сертифицированной продукции в общем объеме реализованной продукции Усп, %

4.4 Удельный вес бракованной продукции в общем объеме реализованной продукции Убр, %

 

     Разработан алгоритм решения задачи по определению весовых коэффициентов, входящих в модель расчета интегрального показателя конкурентоспособности. Данный алгоритм позволяет сформулировать задачу с исходными (конкретными) данными, проверить решение модели на адекватность и оценить правильность предлагаемых расчетов.

 

Рисунок 1 - Алгоритм решения  экономико-математической модели 

     Нами была принята зависимость доля рынка (как показателя конкурентоспособности предприятия) от учитываемых показателей финансово-хозяйственной деятельности мультипликативного вида: (формула 1)

                                             (1)

       и определены весовые коэффициенты  для этой функции. Конечное выражение для определения показателя конкурентоспособности имеет следующий вид: (формула 2)

                               (2)

     Расчет  данного показателя показал хорошую  сходимость со статистическими данными.

      Выявлены  основные направления повышения конкурентоспособности предприятий исследуемой отрасли производства. К ним относятся: развитие инновационного потенциала предприятия, совершенствование системы оплаты труда руководящих и инженерно технических работников, совершенствование организационно- управленческой структуры, развитие менеджмента качества.

     Для реализации направления использования конкурентоспособности предприятий были выделены инновационные процессы. Они в значительной мере предопределяют интенсивность и характер  развития предприятия, его конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.

     Освоение  эффективных нововведений позволяют  предприятию снижать издержки производства, тем самым, укрепляя его позиции в конкурентной борьбе с предприятиями, выпускающими аналогичную продукцию. Укрепляются позиции предприятия в конкурентной борьбе за счет расширения рынков сбыта, повышается экономическая устойчивость предприятия во внешней среде

     При использовании резервов, обусловленных  научно-техническими достижениями, необходимо учитывать время получения фактического экономического эффекта и степень неопределенности его получения (или уровень риска вложения инвестиций в инновации).

     На  использование научно-технических  резервов оказывает влияние соответствующий  уровень инновационной активности. По сути дела, инновационная активность трансформирует потенциальные возможности в реальную конкурентную силу. От качества этой трансформации зависит конечный успех. Здесь инновационная активность выступает некоторым коэффициентом, усиливающим (понижающим) исходный планируемый инновационный потенциал. Условно можно считать инновационную активность «коэффициентом усиления потенциала».

     Для полной гармонизации инновационной  деятельности ОАО «Энерготехмаш» в соответствии с изменениями, происходящими на рынке алюминиевых профилей, было бы стратегически правильно активизировать использование резервов, обеспечить модернизацию технологического парка и расширить ассортимент продукции. Это способствовало бы уменьшению зависимости от основного потребителя (ОАО «АвтоВаз»), а также позволило переориентировать производство на изготовление продукции в новой сфере деятельности (производство алюминиевых профилей для строительных отраслей).

     Проведенный анализ использования трудовых ресурсов на ОАО «Энерготехмаш» показал необходимость повышения заинтересованности персонала в работе. Дополнительным аспектом становится и развитие деятельности по обучению персонала. Выявлено, что на ОАО «Энерготехмаш» не происходит «омоложения» кадров по следующим причинам: низкая оплата труда, отсутствие планирования карьеры и постоянного обучения. Следует проводить активную стимулирующую политику, направленную на стойкую мотивацию персонала на удовлетворенность их труда, а также организовать широкую кампанию по привлечению и закреплению молодых специалистов в организации.

     Следующим основным направлением повышения конкурентоспособности предприятий исследуемой отрасли, рассмотренным в диссертационной работе, стало совершенствование системы оплаты труда руководящих и инженерно технических работников. Для этого рекомендовано обосновать нормативный уровень рентабельности, так как он является определяющим в новой системе оплаты труда. Предложено установить нормативный уровень в размере 10%, так как за последние 10 лет он не поднимался выше как на самом предприятии, так и по отрасли (у конкурентов). Для обеспечения нормативного уровня рентабельности необходимо уделять особое внимание снижению себестоимости и устранению необоснованности затрат. Для этого следует внедрять принципы «бережливого производства», философии «кайдзен», «точно в срок» и другие. Их применение позволит не только существенно сократить затраты, но и улучшить качество выпускаемой продукции. Параллельно следует разрабатывать новые рынки сбыта. Автором была разработана модель оплаты труда для основной группы участников - менеджмента, а также установлено оптимальное соотношение распределения чистой прибыли среди работников предприятия. Предложено собственникам иметь долю от 55% до 65%, менеджменту от 15% до 20%, коллективу от 10% до 15%. Таким образом, предложена принципиально новая система взаимоотношений всех групп участников экономической деятельности под названием «бизнес-партнерство». Главным и приоритетным показателем конечной деятельности организации провозглашается нормативная рентабельность. Полагаем, что предлагаемая система оплаты труда будет обладать большим стимулирующим эффектом и усилит мотивацию к повышению конкурентоспособности предприятия.

     Третьим направлением повышения конкурентоспособности  предприятия является совершенствование организации управления. Предложенная автором структура управления отличается гибкостью и устойчивостью. Для характеристики гибкости организационной структуры были рассчитаны такие показатели как коэффициент межпроектной унификации структуры (Кунм=0,42), коэффициент повторяемости компонентов одного уровня иерархии в проектируемой структуре (Кп=0,58), коэффициент стандартизации структуры (Кст=0,71), которые свидетельствуют о достаточной гибкости организации.

     Кроме того, в самостоятельное направление повышения конкурентоспособности предприятия выделено развитие менеджмента качества. Основной задачей системы управления предприятием в стратегическом плане является ведение качественного современного бизнеса и совершенствование системы управления согласно требованиям рынка. Одним из средств решения данной задачи является последовательное совершенствование системы менеджмента качества.

     В систему менеджмента качества предприятия органично встроена система корректирующих и предупреждающих действий. Отличительной особенностью системы менеджмента качества ОАО «Энерготехмаш» является введение комплексного показателя оценки эффективности функционирования СМК. Этим показателем является цена несоответствия, которая включает в себя издержки вследствие устранения несоответствий и забракования продукции в процессе её изготовления и у заказчиков (последствия пропущенных устранимых и неустранимых выявленных при входном контроле, монтаже и эксплуатации продукции у заказчиков). Это есть неопределенные расходы предприятия, связанные с изготовлением и выпуском продукции, несоответствующей установленным требованиям.

     В диссертационной работе была проведена  оценка эффективности функционирования системы менеджмента качества, контроля и управления одной из составляющих общехозяйственных издержек (непроизводительных расходов). Цена несоответствия определяется ежемесячно по разработанной нами методике.

     Своевременно  принятые корректирующие действия позволили  предприятию снизить цену несоответствия в 2007 году только по алюминиевому производству почти в 2 раза. Это свидетельствует о том, что система менеджмента качества ОАО «Энерготехмаш» способствует повышению его конкурентоспособности.

    Таким образом, на основании проведенного исследования можно утверждать, что использование предприятием названных резервов обеспечит повышение конкурентоспособности продукции, снизит уровень дефектности, повысит имиджи в целом конкурентоспособность предприятия. 

                           III. СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ

                                          ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ: 

        ПУБЛИКАЦИИ В ИЗДАНИЯХ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ  ВАК РФ 

      1. Кожухов В.И. Совершенствование оплаты труда – резерв повышения конкурентоспособности предприятия [Текст] / В.И. Кожухов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета 2006. №14 (3) – 0,25 п.л.

      2. Кожухов В.И. Оценка вклада руководителей в обеспечение конкурентных преимуществ организации [Текст] / В.И. Кожухов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета 2007. №15 (1) – 0,25 п.л.

      3. Кожухов В.И. Персонал-технологии в оценке деятельности персонала организации [Текст] / В.И. Кожухов // Вестник Саратовского государственного университета 2008. №3 (34) – 0,55 п.л.

                       ПУБЛИКАЦИИ В ДРУГИХ  ИЗДАНИЯХ:

      4.  Кожухов В.И. Некоторые вопросы управления предприятием в условиях современной России [Текст] / В.И. Кожухов // Проблемы глобализации современного общества: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 21 октября 2005. Самарский государственный экономический университет. 2005. – 0,25 п.л.

      5.  Кожухов В.И. Оптимизация структуры управления акционерной компанией в рыночных условиях [Текст] / В.И. Кожухов // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 1, часть 1. Самарский государственный экономический университет. 2006. – 0,3 п.л.

      6. Кожухов В.И. Конкурентоспособность предприятия и качество продукции [Текст] / В.И. Кожухов // Трансформационные процессы современного общества: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 4 декабря 2007. Самарский государственный экономический университет. 2008. – 0,2 п.л.

      7. Кожухов В.И. Модель бизнес – партнерства в сфере экономической деятельности [Текст] / В.И. Кожухов // Вестник Волжского университета им. В.Н.Татищева. Сер.«Экономика». Вып.15. – Тольятти: ВУиТ, 2008. – 0,4 п.л.

      8. Кожухов В.И. Качество продукции – доминирующий фактор ее конкурентоспособности [Текст] / В.И. Кожухов // Актуальные проблемы науки и практики. Актуальные проблемы социально-экономического развития. Территориальные и отраслевые аспекты. Ч.II. 16-18 апреля 2008. Тольятти. Волжский университет и. В.Н.Татищева. 2008. – 0,25 п.л.     

Информация о работе Резервы повышения конкурентоспособности предприятия