Резервы повышения конкурентоспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 18:26, автореферат

Описание работы

Цель исследования: развить теоретические основы конкурентоспособности предприятия и резервов ее повышения, выявить основные направления их использования.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть имеющиеся в литературе взгляды на сущность категорий конкурентоспособности предприятия и резервов ее повышения; раскрыть экономическое содержание данных категорий;
- обосновать приоритетную, ведущую роль качества в формировании конкурентоспособности предприятия;
- проанализировать имеющиеся в литературе предложения по оценке конкурентоспособности предприятий и разработать модель, позволяющую оценивать потенциальную конкурентоспособность;
- обосновать основные направления использования резервов повышения конкурентоспособности предприятий.

Работа содержит 1 файл

kojuhov.doc

— 207.50 Кб (Скачать)

     Структура диссертации следующая:

      Введение………

      Глава 1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятий

    1. Сущность конкурентоспособности предприятия и резервов ее  повышения
    2. Соотношение конкурентоспособности предприятия и качества продукции
    3. Оценка уровня конкурентоспособности

      Глава 2. Анализ конкурентоспособности предприятия и обоснование стратегических направлений их развития

    2.1  Анализ  конкурентоспособности предприятий, производящих алюминиевый профиль

2.2  Моделирование конкурентоспособности предприятия

2.3  Обоснование  стратегических направлений развития

     Глава 3. Приоритетные направления использования внутрипроизводственных резервов повышения конкурентоспособности предприятия

3.1 Развитие инновационного  потенциала

3.2 Совершенствование  оплаты труда…

3.3 Совершенствование  организации управления…

3.4 Развитие менеджмента  качества…

      Заключение………………

      Список используемой литературы...........

      Приложение 
 

    II. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ 

      Сформулирована  сущность конкурентоспособности  предприятия, раскрыто соотношение факторов конкурентоспособности предприятия и резервов ее повышения. В широком смысле конкурентоспособность означает способность опережать других в достижении поставленных целей в ходе борьбы за укрепление позиций как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Она проявляется в том, что хозяйствующий субъект стремиться занять преимущественное положение по отношению к другим субъектам или, как минимум, не ухудшает его в результате своей производственной деятельности.

    Обобщая высказываемые различными авторами взгляды на конкурентоспособность фирм и организаций, можно сделать вывод, что конкурентоспособными считаются те хозяйствующие субъекты, которые функционируют эффективно или же представляют потребителю конкурентоспособные товары или услуги.

    Принимая  во внимание, что любое коммерческое предприятие работает ради прибыли  для его владельцев, а на товарных рынках идет постоянная конкурентная борьба, меняются условия, появляются новые товары, то под конкурентоспособностью предприятия (фирмы) следует понимать, на наш взгляд, совокупность характеристик, обеспечивающих возможность предприятию производить продукцию, пользующуюся приоритетным спросом у потребителей. Отсюда следует, что конкурентоспособность - категория динамическая, обусловленная как внешними, так и внутренними факторами, и не является внутренне присущей характеристикой предприятия.

    Всю совокупность факторов, влияющих на конкурентоспособность, предлагается подразделить на тактические и стратегические1. Тактический фактор – это конкретный компонент внешней и внутренней среды фирмы, по которому она превосходит или будет превосходить в ближайший период конкурирующие фирмы. Стратегический фактор – конкретный компонент внешней или внутренней среды фирмы, по которому она может превзойти конкурирующие фирмы после выполнения в перспективе конкретных условий, определяющих превосходство анализируемого компонента фирмы по сравнению с конкурирующими фирмами. Предложенная классификация трудно применима на практике из-за неясности проявления фактора. Каленский В.С. основные факторы конкурентоспособности представляет в виде трехуровневой структуры2. Первый уровень представляют цена потребления производимых товаров, эффективность производства, полезный эффект производимых товаров; второй уровень – внутренние факторы, включающие технический уровень и темпы обновления продукции, рыночную стратегию, темпы обновления технологии; третий уровень – внешние факторы, включающие параметры социально-экономической среды, находящиеся вне сферы непосредственного влияния предприятия. Предлагаемая классификация факторов конкурентоспособности предприятия включает все сферы деятельности предприятия и учитывает условия его функционирования. Коно Т. считает, что главным фактором, характеризующим конкурентоспособность, является доля рынка, занимаемая предприятием3. На наш взгляд, главными (определяющими) факторами, обеспечивающими необходимый уровень конкурентоспособности предприятия, являются эффективность производства, цена потребления и полезный эффект произведенного продукта. Это верхний уровень. Каждый из этих факторов определяется факторами более низкого уровня: эффективность производства – организацией производства, трудовыми ресурсами, использованием капитала, уровнем технологии и др.; цена потребления и полезный эффект – технологическим уровнем производимой продукции, применяемой технологией и др.Вместе с тем, однозначно сложно выделить ключевые факторы, которые способствуют повышению конкурентоспособности промышленных предприятий. В реальной действительности функционирования предприятий возможности повышения конкурентоспособности, заложенные во внешних и внутренних факторах развития производства, используются (реализуются) неодинаково и не полностью. Тем самым возникают резервы, как неиспользованный, не реализованный в конкретных условиях потенциал предприятия, способный обеспечить его дальнейшее развитие.

    Резервы, как неиспользованные возможности  повышения конкурентоспособности предприятия, возникают потому, что всегда имеется разрыв во времени между возникновением конкретных научно-технических достижений и их использованием в производственной практике. Непрерывное развитие науки приводит к тому, что взамен неиспользованных резервов появляются новые. Поэтому для повышения конкурентоспособности предприятия важнейшей задачей управления является поиск возможностей для ускорения использования появляющихся резервов, порождаемых научно-техническим прогрессом и передовым производственным опытом. Следовательно проблема использования резервов – это проблема мобилизации возможностей, связанных с максимальным использованием передовых достижений техники и технологий, организации производства, передового опыта в данной отрасли.

    Все резервы повышения конкурентоспособности  предприятия разделяются на две основные группы4: резервы, связанные с внешними факторами (резервы рыночной ситуации) и резервы, связанные с неиспользованными возможностями собственного потенциала. К первой группе относятся те, которые связаны с использованием различных налоговых льгот и государственных дотаций для отдельных сфер деятельности, а также резервы грамотного использования законодательной и нормативной базы в процессе хозяйствования. Вторую группу представляют резервы организационного, научно-технологического, производственно-технологического, финансово-экономического и кадрового потенциала предприятия. Названные резервы повышения конкурентоспособности предприятия реализуются через конечный продукт: через конкурентоспособность выпускаемой продукции. Поэтому все усилия производителей, все неиспользованные возможности, то есть резервы, должны быть направлены на производство продукции требуемого качества с доступной (конкурентной) ценой, то есть конкурентоспособной продукции на конкретном рынке.

    Параметры, определяющие конкурентоспособность  товара, содержат технические, экономические  и организационные характеристики5. Важнейшими же факторами, обеспечивающими успех в конкурентной борьбе, является качество, уникальность, цена, дизайн, экологическая безопасность и послепродажное обслуживание. Чем больше в произведенной продукции сконцентрировано параметров качества, способных удовлетворить некоторую потребность, тем выше ее качество (с точки зрения потребителя), тем выше потенциал конкурентоспособности. Следовательно, обеспечивая некоторый потенциал конкурентоспособности продукции через параметры качества, само предприятие имеет потенциал (определенные возможности) для производства продукции, соответствующей требованиям потенциальных потребителей. Таким образом, возможности предприятия конкурировать на определенном рынке непосредственно зависят от конкурентоспособности товара, которая определяется в большей мере его качеством и совокупностью социально-экономических и производственно-организационных факторов, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы. Эти факторы являются конкурентным потенциалом предприятия, от уровня и степени использования которого будет зависеть его конкурентоспособность.

      Обоснована  система показателей анализа достигнутого уровня конкурентоспособности предприятия, которая включает группы показателей: качество выпускаемой продукции, рыночная среда, использование финансово-экономического потенциала, производственно-технического и социального потенциала.

     В результате анализа деятельности предприятий, функционирующих на рынке алюминиевых профилей, необходимо было выявить, имеющиеся резервы и факторы конкурентоспособности. Так как мы согласились с рядом авторов, что доля рынка – это «главный фактор» конкурентоспособности, результат деятельности предприятия, то возникла необходимость в анализе соответствующих показателей, оказывающих влияние на величину доли рынка и учете их взаимосвязи. Так для оценки позиции предприятия по неиспользованным возможностям рыночной ситуации следует принять во внимание значение показателей налогоёмкости и удельного веса экспортной продукции. Для анализа использования финансово-экономического потенциала необходимо включение показателей: рентабельность капитала (всего и собственного), коэффициента финансового риска и др., так как эти показатели характеризуют эффективность управления. Включение в анализ таких показателей как доля расходов на НИОКР в текущих затратах на производство продукции, прибыль от продукции, производимой по патентам, доля административных расходов, объясняется необходимостью оценки участия науки в разработка и технологии производства. Анализ показателей социального потенциала обоснован тем, что необходимо выявление резервов использования человеческих ресурсов. Из всего вышесказанного также следует, что анализ конкурентоспособности предприятия следует проводить по системе показателей, характеризующих развитие предприятия по таким направлениям деятельности как: финансы, продукт, потребитель и использование человеческого ресурса (таблица 1).

Таблица 1 – Показатели анализа конкурентоспособности предприятий

Группа  показателей Показатели Направления деятельности
1 Показатели, связанные с неиспользованными возможностями рыночной ситуации - налогоемкость продукции финансы
-удельный вес экспортной продукции потребитель
2 Показатели использования финансово-экономического потенциала предприятия - коэффициент маневренности финансы
-коэффициент обеспечения запасов и затрат собственными источниками формирования финансы
-показатель коммерческой маржи финансы
-рентабельность всего капитала финансы
-рентабельность собственного капитала финансы
- показатель доходности по акциям финансы
- показатель доходности по активам финансы
- коэффициента финансового риска финансы
3 Показатели использования организационного потенциала предприятия -доля расходов на НИОКР в текущих затратах на производство продукции человеческий ресурс
-прибыль от продукции, производимой по патентам продукт
-прибыль приходящейся, на 1 работника отдела маркетинга финансы финансы
-доля административных расходов финансы
-расходы по рекламе на 1тыс. руб. отгруженной продукции финансы
4 Показатели использования производственно-технологического потенциала предприятия -удельный вес сертифицированной продукции продукт
-показатель фондовооруженности труда продукт
-коэффициент обновления основных фондов продукт
-показатель фондоотдачи продукт
5 Показатели использования социального потенциала предприятия -среднемесячная заработная плата промышленно-производственного персонала человеческий ресурс
-объем реализованной продукции на 1 руб. заработной платы финансы
-прибыль на 1 руб. заработной платы финансы
-уровень компьютерной грамотности человеческий ресурс
-коэффициент стабильности кадров человеческий ресурс
-коэффициент творческой активности человеческий ресурс
-удельный вес инженерно-технических работников в общей численности персонала человеческий ресурс
 

      Разработана модель конкурентоспособности предприятия исследуемой отрасли производственного предприятия. По данной модели интегральный показатель конкурентоспособности предприятия определяется с учетом следующих показателей: эффективность производственной деятельности -удельный вес экспортной продукции, рентабельность всего капитала, доля административных расходов; финансовое положение – коэффициент маневренности, коэффициент обеспечения запасов и затрат собственными источниками финансирования, коэффициент финансового риска, эффективность организации сбыта и продвижение товара – прибыль торговых операций (коммерческая моржа), прибыль на 1-го работника отдела маркетинга, расходы по рекламе на 1 рубль отгруженной продукции, прибыль на 1 рубль заработной платы, конкурентоспособность товара - коэффициент использования негосударственных инвестиций, удельный вес сертифицированной продукции, удельный вес бракованной продукции.

     В данном диссертационном исследовании автор предлагает внести определенные уточнения в изложенную методику оценки конкурентоспособности предприятий. Это обусловлено тем, что, во-первых, в модели авторов678 в расчете эффективности производственной деятельности (Эп) и эффективности организации сбыта и продвижения товара (Эс) используются показатели, имеющие различные единицы измерения.

     Во-вторых, предлагаемый указанными авторами подход для исчисления показателя, отражающего эффективность производственной деятельности предприятия (Эп) не учитывает долю экспортного рынка, занимаемую данным товаром. Диссертант считает, что для устранения данного недостатка необходимо включить показатель - удельный вес экспортной продукции (Уэп), так как продукция алюминиевых производств является экспортноориентированной. Диссертант так же считает, что на эффективность производственной деятельности влияет доля административных расходов (Ра), так как они зачастую бывает необоснованно завышенными.

     В-третьих, данная методика для исчисления показателя, отражающего финансовое положение, включает коэффициент автономии (Ка), коэффициент платежеспособности (Кп); коэффициент абсолютной ликвидности (Кл) и коэффициент оборачиваемости (Ко), что дает не полную картину о состоянии финансового положения с учетом имеющегося имущества предприятия, а только его оборотных средств. Поэтому диссертант предлагает включить в расчет показателя, отражающего финансовое положение коэффициент обновления основных фондов (Коб) и коэффициент финансового риска (Кфр), которые уточняют данные расчеты.

Информация о работе Резервы повышения конкурентоспособности предприятия