Ресурсы мирового хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 16:16, контрольная работа

Описание работы

Мировая экономика, или мировое хозяйство, - это совокупность национальных хозяйств, находящихся в постоянной динамике, в движении, обладающих растущими международными связями и соответственно сложнейшим взаимовлиянием, подчиняющаяся объективным законам рыночной экономики, в результате чего формируется крайне противоречивая, но вместе с тем более или менее целостная мировая экономическая система.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………..……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Природно-ресурсный потенциал современного мирового хозяйства………………………………………………………………………………..4
Территория, сельскохозяйственные угодья…………………………..……….4
Леса………………………………………………………………………………5
Мировой океан…………………………………………………………………..7
Ископаемые ресурсы…………………………………………………………..10

ГЛАВА 2. Человеческие ресурсы мирового хозяйства………………….…………13
Численность и темпы роста населения Земли………………………………..13
Процессы урбанизации в мировой экономике……………………………….14
Трудовые ресурсы……………………………………………………….……..17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…………24
Список литературы……………………………………………………………………25

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

     Опережающий рост городского и несельскохозяйственного населения по сравнению с сельским и сельскохозяйственным — наиболее характерная черта современной урбанизации. В трех частях света — Австралии и Океании, Северной Африке, Европе — преобладают жители городов; их догоняет быстро урбанизирующаяся Латинская Америка; в то же время население афро-азиатских стран благодаря своей большой численности создает перевес села над городом в среднем по миру.

     Для урбанизации характерна концентрация населения в больших и сверхбольших городах. Именно рост больших городов (с населением свыше 100 тыс. человек), связанные с ними новые формы расселения и распространения городского образа жизни наиболее ярко отражают процесс урбанизации. Доля больших городов во всем населении мира увеличилась за сто с лишним лет (с 1860 г.) с 1,7 до 20%.

     Города являются средоточием промышленной и экономической деятельности. Но сам факт роста и развития городов порождает проблему издержек, не говоря уже о неизбежной социальной напряженности, характерной для районов с высокой плотностью населения. Этому быстрому росту способствовали многие факторы. Повышение реальных доходов, чему содействовал и гарантированный правительством ипотечный кредит, сделало жизнь в пригороде доступной для все большего количества семей. Личные автомобили как удобное средство передвижения также в немалой мере способствовали этому.

     Рост пригородов привел не просто к перемещению населения, но и к перемещению производства. Причины этого сложны и многообразны. Вполне понятно, почему многие предприятия розничной торговли и обслуживания (бакалейные, скобяные, мебельные магазины, прачечные и химчистки, парикмахерские и косметические салоны) переместились в пригороды. Такие предприятия должны находиться рядом с потребителями, особенно с богатыми потребителями. Но город-центр покинули и многие производственные фирмы. Растущие цены на землю делают расширение производства в городе-центре очень дорогим. А высокие издержки делают размещение производственных предприятий в деловой части города менее привлекательным. Фирмы, имеющие свой грузовой транспорт, сталкиваются с дорогостоящими проблемами уличных пробок, разгрузки и погрузки и т.д. Быстрое развитие грузового транспорта избавило многие фирмы от необходимости размещаться вблизи центральных железнодорожных терминалов и гаваней. Но, возможно, наиболее важным фактором является современная технология производства, основанная на высокоинтегрированных, непрерывных процессах, для которых необходим просторный одноэтажный производственный комплекс. Такая технология подразумевает наличие большого пространства, недоступного в городе-центре или доступного по непомерно высокой цене.

     Сказанное не означает, что все крупные предприятия должны переместиться в пригороды. Некоторые виды производства остались — и преуспели — в городах-центрах. Речь идет о высокоспециализированных службах в области финансовых и торговых услуг, центрального административного управления, ресурсами которых является мастерство, либо знания, либо информация, а продукцией не товары, а услуги, консультации и решения. Именно эти учреждения — банки и адвокатские конторы, рекламные агентства и центральные административные конторы, консультационные фирмы и правительственные учреждения — заполняют города-центры и большую часть городской территории и становятся основной функцией центральной деловой части города.

     Стремительное бегство в пригороды, наблюдающееся в крупнейших городах Северной Америки и Европы, порождает ряд проблем, которые, очевидно, через некоторое время будут стоять и перед городами России. Прежде всего города-центры оказались окруженными большим количеством пригородных районов, каждый из которых является самостоятельной политико-административной единицей. Политико-административная раздробленность является источником многих городских проблем. Но она особенно неприятна тем, что процесс городской децентрализации, или рост пригородов, ведет к крайне неравномерному в перспективе географическому распределению богатства и доходов. Наиболее обеспеченные жители и многие современные наиболее доходные производства покидают город-центр ради пригородов. В общем и целом в городе-центре остаются менее обеспеченные горожане и менее доходные предприятия. Эти стремительные изменения в структуре метрополии представляют собой самоусиливающийся и кумулятивный процесс.

     В развивающихся странах демографическому взрыву сопутствует «взрыв» урбанистический. При сравнительно низких показателях урбанизированности населения многие развивающиеся страны отличаются относительно высокими темпами урбанизации. Несоразмерный рост столиц ряда государств Азии и Африки связан с особым типом урбанизации, который отличает массовая тяга в большие города крестьян, надеющихся избавиться в них от голода и нищеты. Приток сельского населения в города, как правило, сильно опережает рост потребностей в рабочей силе. В результате урбанизация протекает быстрее, чем индустриализация, и миграция из села в город увеличивает армию безработных и полубезработных, расширяет городские районы трущоб. В развивающихся странах происходит формирование многочисленных городских агломераций (например, Мехико, Буэнос-Айрес, Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Калькутта, Бомбей и др.). Процесс урбанизации в развивающихся странах крайне противоречив: с одной стороны, он способствует прогрессу этих стран, приобщает миллионы людей к активной общественной жизни, поднимает роль городов в жизни этих стран; с другой — обостряет социально-экономические проблемы, связанные с чрезмерным «демографическим давлением» на города.

     2.3. Трудовые ресурсы

     Занятость с точки зрения экономических позиций общества — это деятельность трудоспособного населения по созданию общественного продукта или национального дохода, а предоставление всем желающим и способным трудиться в общественном производстве ведет в идеале к полной занятости.

     Занятость в общественном производстве не исчерпывает всех видов полезной занятости, таких как учеба в общеобразовательных и специальных учебных заведениях, служба в армии, занятость в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за больными и престарелыми, участие в работе общественных организаций (не по найму) и т.д.

     Учет всех видов экономической и социально полезной деятельности нашел свое отражение в понятии глобальной занятости. За ее пределами остаются те, кто по субъективным или объективным причинам не смог найти для себя полезную сферу деятельности, не противоречащую закону.

     Решающее значение с точки зрения развития самого общества имеет занятость в общественном производстве, которая определяет как экономический потенциал общества, так и уровень и качество жизни населения в целом и благосостояние отдельных граждан. Занятость в общественном производстве можно рассматривать как продуктивную занятость, а соотношение продуктивной занятости с другими видами полезной занятости дает возможность определить рациональную занятость.

     Какое значение имеют эти понятия для политики занятости на рынке труда?

     Во-первых, они более точно определяют трудовой потенциал общества, участвующего в создании национального дохода, в условиях, когда участие и неучастие в общественном труде определяются не только экономическими факторами, но и потребностями самого человека, его приоритетами в сфере занятости и возможностями их реализации.

     Во-вторых, они позволяют более точно прогнозировать объем трудового потенциала и его использование как в масштабах всей страны, так и по регионам с учетом их экономического и демографического развития.

     В-третьих, появляется возможность более дифференцированно разрабатывать социальную политику, выбирать приоритеты, разрабатывать социальные программы, - определять источники их финансирования и условия реализации.

     Международная миграция трудовых ресурсов. Экономика различных стран становится все более зависимой от мировых тенденций развития цивилизации. Сегодня ни одна страна не может добиться успеха, будучи в изоляции. Бурно происходящая интернационализация производства и капитала сопровождается интернационализацией рынка труда. Международная миграция стала неотъемлемой частью современной системы мирового хозяйства.

     Использование иностранной рабочей силы уже давно стал непременным условием нормального процесса воспроизводства. В странах, активно использующих иностранных рабочих, целые отрасли экономики находятся в зависимости от импорта рабочей силы.

     Первый центр иммиграции сформировался в странах Западной Европы, где иностранную рабочую силу стали использовать на постоянной основе. Только в ЕС насчитывается 13 млн иммигрантов и членов их семей, в том числе около 8 млн (или 61%) из стран, не являющихся членами ЕС. В ФРГ иностранная рабочая сила составляет 8% от общего числа занятых, во Франции — 7%, Швейцарии и Люксембурге — до 30%.

     До последнего времени иностранные рабочие использовались преимущественно в тех сферах, где велика доля ручного труда (строительство, сфера обслуживания), и в тех отраслях, где работа является слишком опасной, грязной или считается непрестижной для местного населения. Здесь доля иностранцев очень велика, порой доходит до 70%, а это значит, что такие предприятия уже «сориентированы» на использование пришлой рабочей силы.

     Вторым центром иммиграции традиционно являются США, трудовые ресурсы которых исторически сложились именно за счет иммигрантов. Сейчас приезжая рабочая сила постоянно составляет около 5%, а в прибрежных районах и больше (считая тех, кто не успел ассимилироваться).

     Если первоначально центрами притяжения рабочей силы были в основном индустриальные государства Западной Европы и Северной Америки, то в 70-е годы весьма стремительно сформировался мировой рынок труда в районе нефтедобывающих стран Ближнего Востока. Он, по существу, до последнего времени был третьим центром иммиграции. Сюда к началу 80-х годов оказалось стянуто около 3 млн иностранных рабочих. Об интенсивности миграционного процесса свидетельствует значительный удельный вес иностранной рабочей силы в ее общей численности. Так, в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) она составляла около-90%, в Катаре — свыше 80%, в Саудовской Аравии и Бахрейне — практически по 40%, в Омане — 34%. Главным экспортером рабочей силы в регионе был Египет, доля которого в общем коли честве иммигрантов, въезжающих в страны АрабскогоВостока, достигла 75%. Оставшиеся 25% распределялись между Йеменом, Ираком, Ливаном, Сирией, Иорданией, Палестиной, также Пакистаном, Индией, Бангладеш и Филиппинами.

     Четвертый центр иммиграции сформировался в Латинской Америке, где в основном Аргентина и Венесуэла принимают рабочих из соседних стран. Общее число иммигрантов достигает здесь 3 млн, подавляющее большинство которых составляли латиноамериканцы. Наиболее распространенной формой является сельская сезонная миграция, имеющая давние традиции. Однако существует миграция и более продолжительная по времени. Она характерна для работников промышленности и сферы услуг.

     Необходимо подчеркнуть, что миграционные процессы характеризуются не только количественными показателями, направлениями передвижения, но и квалификационными характеристиками мигрантов.

     НТР формирует особый рынок высококвалифицированной рабочей силы, для него характерны высокое творческое содержание, самомотивация, основывающаяся на высоком уровне образования, высокая стоимость рабочей силы, приспособляемость ее к новым профессиональным условиям.

     По прогнозам европейских экспертов, работники самой высокой квалификации будут наиболее мобильной рабочей силой. Либерализация коммерческого законодательства и увеличивающееся жизненное пространство для компаний будут стимулировать подвижность мелких и средних компаний внутри ЕС. В этих условиях спрос на рабочую силу высокой квалификации будет таким большим, что сюда устремятся эмигранты из третьих стран.

     До последнего времени основными поставщиками кадров высокой квалификации в США и западноевропейские страны были Индия, Пакистан и Египет. Эта тенденция в ближайшем будущем может существенно измениться: произойдет переориентация в связи с изменением ситуации в восточноевропейских странах и бывшем СССР. Сказанное относится и к представителям особого рынка труда — спортсменам, артистам, музыкантам.

     В то же время, как уже отмечалось, иммигранты занимаются и непрестижными, тяжелыми и вредными работами. Эти рабочие места даже в периоды кризисов при увеличении числа безработных не привлекают местное население. Таким образом, в индустриальных странах сложилась специфическая стратификация, когда самые нижние страты никто, кроме иммигрантов, не хочет занимать. В силу вышеперечисленных причин миграция рабочей силы низкой квалификации является достаточно устойчивым феноменом для экономик индустриальных стран. Главными представителями группы полу- и неквалифицированных эмигрантов являются группы из наименее развитых стран Азии и Африки. И в ближайшие пять-семь лет, несмотря на то, что уже приобрели определенное очертание некоторые сдвиги, вряд ли произойдет коренное изменение в сложившейся профессионально-квалификационной структуре мигрантов.

     На международном уровне странами—участницами ОЭСР создана служба, которая координирует деятельность национальных иммиграционных управлений. Иммиграционная политика проводится непосредственно через национальные службы иммиграции, которые обычно создаются при министерствах труда, юстиции или внутренних дел. Иммиграционные службы стран осуществляют функции контроля за въездом в страну иммигрантов. Они выдают разрешения, согласованные с заявками предпринимателей на въезд и работу, а также определяют время пребывания. Отметим, что регулирование продолжительности пребывания осуществляется в разных странах по-разному. Для ФРГ - например, в основном характерна жесткая ротация (пребывание от одного до трех—пяти лет без приезда семей). Причем срок пребывания иммигрантов здесь не регулируется в законодательном или принудительном порядке. Для Франции, Бельгии, Великобритании наоборот характерна «семейная иммиграция», приводящая к расширению внутреннего рынка. Наконец, для США, Канады, Австралии, Новой Зеландии наиболее приемлемой оказалась «ассимилированная иммиграция», предусматривающая получение гражданства после определенного срока непрерывного пребывания.

Информация о работе Ресурсы мирового хозяйства