Регулирование отношений по оплате труда и его значение для развития экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 13:14, реферат

Описание работы

Труд — сложное социально-экономическое явление, многофункциональная категория. Именно поэтому в научной и учебной литературе отсутствует четкое и однозначное определение труда. Однако все без исключения авторы сходятся в том, что труд является разновидностью деятельности человека. Деятельность — это одна из форм существования людей, процесс проявления внутренней (психической) и внешней (физической) активности, направленный на удовлетворение каких-либо потребностей1.
Как известно, заработная плата — категория историческая, появление и функционирование которой связано с возникновением и развитием капиталистического способа производства, основанного на наемном труде. Сам наемный труд есть отношение, возникающее между работником и собственником средств производства. Одна из сторон этого отношения реализуется в заработной плате, являющейся, по определению К. Маркса, превращенной формой стоимости и цены рабочей силы.

Содержание

Введение
1. Оплата труда - понятие, сущность.
2. Регулирование отношений оплаты труда
3. Роль регулирования оплаты труда в экономике
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Экономика труда ПЕРЕДЕЛАТЬ 2 ЧАСТЬ.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Оплата труда - понятие, сущность.

2. Регулирование отношений оплаты  труда

3. Роль регулирования  оплаты труда в экономике

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Труд — сложное социально-экономическое явление, многофункциональная категория. Именно поэтому в научной и учебной литературе отсутствует четкое и однозначное определение труда. Однако все без исключения авторы сходятся в том, что труд является разновидностью деятельности человека. Деятельность — это одна из форм существования людей, процесс проявления внутренней (психической) и внешней (физической) активности, направленный на удовлетворение каких-либо потребностей1.

Как известно, заработная плата — категория историческая, появление и функционирование которой связано с возникновением и развитием капиталистического способа производства, основанного на наемном труде. Сам наемный труд есть отношение, возникающее между работником и собственником средств производства. Одна из сторон этого отношения реализуется в заработной плате, являющейся, по определению К. Маркса, превращенной формой стоимости и цены рабочей силы.

Так, первые шаги реформирования заработной платы были связаны с попыткой противопоставить сложившемуся за долгие годы представлению о ней как, главным образом, о механизме распределения материальных и духовных благ, ее понимание как средства воспроизводства рабочей силы. В разработанной коллективом специалистов Госкомтруда СССР Концепции организации оплаты труда в условиях регулируемых рыночных отношений подчеркивалось, что «одно из основных положений реформы — взгляд на сущность оплаты труда как на объем поступающих в распоряжение работника жизненных благ, обеспечивающих объективно необходимое воспроизводство рабочей силы2. В соответствии с этим положением вскоре появилось и одно из первых в постсоветский период «рыночных» определений заработной платы, данное Р. Яковлевым: «Заработная плата в рыночной экономике представляет собой цену рабочей силы, соответствующую стоимости предметов потребления и услуг, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы (способной обслуживать существующий технический базис производства), удовлетворяя физические и духовные потребности самого работника и членов его семьи. Достоинством приведенного определения является то, что оно раскрывает экономическую сущность заработной платы, указывает на ее связь со стоимостью и ценой специфического товара — рабочей силы. В то же время нельзя согласиться с отождествлением понятий «заработная плата» и «цена рабочей силы». Заработная плата не совпадает с ценой рабочей силы ни количественно, ни по выполняемым функциям. Цена рабочей силы — это цена воспроизводства способности к труду, категория, характеризующая личное потребление работника и его семьи. Ее величина формируется в сфере обращения рабочей силы под влиянием соотношения спроса и предложения на нее на рынке труда и находит свое воплощение в ставке заработной платы, о которой договариваются покупатель и продавец рабочей силы. Заработная плата формируется в сфере производства. Она связана с производительным потреблением рабочей силы, и ее величина ставится в зависимость от количества, качества и результатов труда работника. Поэтому правильнее, на наш взгляд, говорить о заработной плате как о превращенной форме цены товара «рабочая сила»3.

В данной работе рассмотрим понятие оплаты труда, каким образом  она регулируется и как влияет на развитие экономики.

 

 

 

 

 

 

 

1. Оплата труда - понятие, сущность.

 

Оплата труда - это доля труда работников в  общественном продукте, выраженная в денежной форме. Оплата труда представляет собой совокупность средств, выплаченных работникам, как состоящим, так и не состоящим в списочном составе предприятия, в денежной форме за отработанное время (выполненную работу), за неотработанное время, единовременные поощрительные выплаты на жилье, питание, топливо, оплачиваемые в порядке, установленном действующим законодательством.

В экономическом смысле оплата труда представляет собой превращенную форму стоимости рабочей силы, иначе говоря, цену. Но в условиях рыночной и нерыночной экономики способы определения данной цены отличаются. Если господствует один собственник (в условиях нерыночной экономики), - он является единственным субъектом нормирования заработной платы. В данном случае размер заработной платы большей частью зависит от усмотрения собственника средств производства, хотя и связан с качеством и результатами.4

При рыночной экономике  формирование содержания категории "заработная плата" происходит непосредственно на рынке труда при встрече двух собственников - собственника рабочей силы (способности к труду) и собственника средств производства, необходимых для реализации способности к труду. Возникающие между данными субъектами отношения - это отношения трудового найма, представляющие собой предоставление гражданином своей рабочей силы в обмен на определенную денежную сумму и другие социальные и материальные блага. Величину этой денежной суммы определяет стоимость рабочей силы, существующая до начала определенного производственного процесса, а стоимость рабочей силы определяет объем обеспечивающих ее полноценное воспроизводство жизненных благ. Таким образом, заработная плата - это денежная форма стоимости рабочей силы, т.е. цена рабочей силы.

Также заработная плата каждого работника зависит от его личного трудового вклада и качества труда. В соответствии с ТК запрещается какое бы то ни было понижение размеров оплаты труда работника в зависимости от пола, расы, национальности. Однако, на практике это соблюдается не всегда (например, труд женщины иногда оплачивается ниже, чем труд мужчины, при прочих равных условиях).5

Заработная  плата, которая является оплатой  за наемный труд, выступает условием непосредственно договора трудового найма. Труд подлежит оплате именно как функция рабочей силы, следовательно, результат труда имеет значение для определения размера оплаты, но не права на оплату как такового. Поэтому право на оплату имеется и тогда, когда работник не выполнил необходимую меру труда по причинам, не зависящим от него.

К общим положениям об оплате труда относятся определения применяемых в ТК РФ понятий:

Оплата труда - система  отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

 

2. Регулирование отношений оплаты труда

 

Обеспечение повышения  уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских  цен на товары и услуги. Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

В субъекте Российской Федерации  региональным соглашением о минимальной  заработной плате может устанавливаться  размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации:

- Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

- Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

- Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

- Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ обеспечивается:

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов РФ, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из местных  бюджетов, - за счет средств местных  бюджетов, внебюджетных средств, а также  средств, полученных от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности;

другими работодателями - за счет собственных  средств.

Разработка проекта регионального  соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией  по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 47 ТК РФ.

После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате  руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.

В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.

Копии письменных отказов работодателей  от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 ТК РФ или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Заработная плата работнику  устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры  тарифных ставок, окладов (должностных  окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в  Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта  федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы. Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации.

Информация о работе Регулирование отношений по оплате труда и его значение для развития экономики