Регулирование международного бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

В последние десятилетия в подавляющем большинстве развитых стран создан либеральный режим национального регулирования международного бизнеса. Для основной части отраслей экономики в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и для местных, и для иностранных фирм одинаковы вводимые ограничения и предоставляемые льготы. При этом значительная часть и прямых мер стимулирования (инвесционных субсидий и льгот), и косвенной поддержки (путем развития необходимой инфраструктуры) на практике нацелена именно на оказание помощи проектам транснациональных корпораций (ТНК).

Работа содержит 1 файл

раздел 1.docx

— 188.24 Кб (Скачать)

1 Теоретические  основы международного регулирования бизнеса

 

В последние десятилетия  в подавляющем большинстве развитых стран создан либеральный режим национального регулирования международного бизнеса. Для основной части отраслей экономики в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и для местных, и для иностранных фирм одинаковы вводимые ограничения и предоставляемые льготы. При этом значительная часть и прямых мер стимулирования (инвесционных субсидий и льгот), и косвенной поддержки (путем развития необходимой инфраструктуры) на практике нацелена именно на оказание помощи проектам транснациональных корпораций (ТНК).

В то же время органы власти стран даже с самым либеральным  регулированием международного бизнеса  обычно оставляют за собой право

выдавать предварительные  разрешения, требовать предъявления деклараций и контролировать движение иностранных инвестиций. Отдельные  секторы экономики по-прежнему закрыты  для зарубежных капиталовложений либо процедуры контроля особенно жесткие. Так, в Италии для зарубежных инвесторов закрыта авиационная промышленность, а в банковском секторе и нефтедобыче есть ограничения на долю иностранного присутствия [1].

Так, согласно авторам статьи [2] регулирование международного бизнеса может осуществляться ограничением на приобретение иностранными инвесторами акций  местных компаний, что является одной из форм контроля над иностранными инвестициями. Эти ограничения могут иметь различные проявления: полный запрет на приобретение иностранными инвесторами акций определенных компаний, частичный запрет (например, возможно приобретение акций в размере не более 49%), возможность приобретения иностранными инвесторами акций только при условии предварительного одобрения или извещения о сделке компетентных органов соответствующего государства.

Традиционно ограничения  на осуществление иностранных инвестиций, в частности на приобретение акций, характерны в основном для развивающихся  стран. Однако в последнее время  их стали вводить и в высокоразвитых экономиках, в том числе в США  и в странах Западной Европы. 

Среди стран - членов ОЭСР наибольшее количество ограничений на осуществление иностранных инвестиций, в том числе на приобретение акций иностранными инвесторами, в данный момент имеется в Исландии, Канаде, Турции, Мексике, Австрии, Австралии, Южной Корее и в Японии. Так, в Китае и Японии длительное время существовал запрет на приобретение иностранными инвесторами акций телекоммуникационных компаний. В Исландии иностранным инвесторам закрыт доступ в рыболовство и энергетический сектор, в Мексике - к акциям национальных нефтяных компаний [2].

Анализируя мотивы установления таких ограничений, можно выделить следующие причины их введения: экономические (протекционистский характер ограничений); защита национальной безопасности; политические причины.

Тем не менее существующие в развитых странах ограничения  длямеждународного бизнеса принято  считать незначительными. Прямых запретов действительно очень немного, а ухудшающие конкурентоспособ-ностьТНК барьеры, как правило, компенсируются более профессиональным менеджментом компаний, ведущих операции по всему миру.

Иная ситуация складывается в большинстве развивающихся  стран. Наибольшим ограничительным эффектом обладают существующие во многих странах Латинской Америки и Азии запреты или частичные ограничения возврата на родину прибыли ТНК, полученной в данном государстве, ограничения по доступу к иностранной валюте, наложение обязательств по развитию инфраструктуры в прилегающих районах при строительстве зарубежной компанией крупного завода и т.д. [2].

Все эти различия характера  регулирования международного бизнеса в большинстве развивающихся стран по сравнению с государствами - членами ОЭСР обусловлены стремлением отсталых стран защитить слабые местные компании и активно воздействовать на структуру хозяйства путем привлечения иностранного капитала в определенные (обычно передовые) отрасли.

Можно выделить три уровня действия инструментов межнародного регулирования: глобальный, региональный и двусторонний.

Глобальный уровень представлен прежде всего договорами и соглашениями, заключенными в рамках международных экономических организаций (МВФ, ВТО, ОЭСР и т.д.), и отдельными международными конвенциями.

Основными направлениями многостороннего регулирования международной бизнеса являются [3]:

- создание договорно-правовой основы торгово-экономических отношений;

- выработка договоренностей относительно применения на национальном уровне комплекса торгово-политических средств воздействия на мирохозяйственные связи;

- определение рамок и возможностей использования отдельных инструментов торговой политики;

- развитие международных институтов, содействующих достижению договоренностей и решению спорных проблем;

К международным торговым организациям относятся:

а) организации, регулирующие мировую торговлю в целом: ВТО, ЮНКТАД, ЮНИСТРАЛ, Международная торговая палата (МТП) и др.;

б) организации, регулирующие торговлю отдельными видами товаров: организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК), Международная организация по какао (MOKK), Международная организация по сахару (MOC) и др.[3].

Основные международные экономические организации и конференций и их роль в международном регулировании бизнеса представлены в таблице А (приложение А).

Однако реализация на практике положений международных конвенций часто весьма затруднена: далеко не все страны участвуют в них, не всегда страны хотят соблюдать положения подписанных конвенций, также сами предприниматели пытаются избежать действия международных конвенций.

Региональные инструменты  регулирования международного бизнеса принимаются странами - участницами интеграционных группировок. При построении глобальных стратегий менеджмента необходимо понимать, что такие инструменты улучшают условия хозяйствования внутри интеграционных группировок (в том числе для ТНК третьих стран, имеющих на территории одного из государств-участников дочернюю фирму), но обычно создают дополнительные протекционистские барьеры на своих внешних границах.

Самая развитая система региональных инструментов регулирования

международного бизнеса  создана в ЕС, однако подобные документы заключены и в других интеграционных группировках. Наибольше позитивное влияние на деятельность международного бизнеса оказывают меры, устраняющие барьеры для движения товаров, услуг и капитала внутри интеграционной группировки, а также решения, нацеленные на сближение стандартов, введение единых правил патентования и лицензированияи т.д.

К числу важнейших двусторонних инструментов регулирования международного бизнеса относятся соглашения о ликвидации двойного налогообложения и инвестиционные соглашения. Ликвидация двойного налогообложения оказывает влияние на все виды международного бизнеса, тогда как межгосударственные инвестиционные соглашения затрагивают преимущественно интересы компаний, осуществляющих прямые капитало-вложения. Однако в последнее время инвестиционные соглашения заключаются все чаще одновременно с торговыми и другими внешнеэкономи-

ческими договорами (часто в одном пакете) [1].

Основными формами регулирования международного бизнеса являются прямая (административная, нетарифная) и косвенная (экономическая, тарифная), которые воплощаются на практике посредством набора методов, среди которых [3]:

- тарифные, основанные на применении различных видов таможенных пошлин, режимов (наибольшего благоприятствования, свободной торговли, преференциального, национального), ставок, льгот, санкций и др.;

- нетарифные, предполагающее использование количественных ограничений (квотирование), лицензирования, запретов и пр.;

- налоговые, построенные на разнообразных видах прямых и косвенных налогов, ставок, льгот, структуре налогообложения;

- таможенное регулирование, предполагающее удержание таможенных платежей и сборов, таможенный контроль;

- валютное регулирование и контроль;

- финансовое регулирование, состоящее из льготного кредитования предприятий - экспортеров, предоставления государственных гарантий под привлекаемые кредитные ресурсы для экспортоориентированных производств, страхование экспортных кредитов и др.;

- стимулирование экспорта, основанное на льготном страховании и кредитовании, использовании преференций, государственных субсидий и др.

В мировой практике одним  из распространенных методов внутринационального  регулирования является тарифное регулирование, которое определяет порядок и методологию таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, комплекс действий, касающихся субъектов внешнеэкономической деятельности при осуществлении торговых операций.

Ведущее место занимают таможенные тарифы, которые являются самым распространенным средством политики протекционизма, главным инструментом защиты молодых отраслей, орудием фискальной политики.

Рассмотрим более подробно регулирование международного бизнеса  в контексте теории международной  экономической интеграции.

Становление теории экономической  интеграции и, в часности, таможенных союзов обычно связывают с именем канадского ученого Джэкоба Вайнера. В основе анализа лежит сравнение  торговли между странами в условиях существования у каждой из них  собственного таможенного тарифа и в условиях заключения между ними соглашения о таможенном союзе, устраняющего тарифы во взаимной торговле. В соотвествии с теорией таможенного союза Вайнера в результате его создания в экономике возникают два типа эффектов [7]:

- статические эффекты  – экономические последствия,  проявляющиеся немедленно после  создания таможенного союза как  его непосредственный результат;

- динамические эффекты  - экономические последствия, проявляющиеся  на более поздних стадиях функционирования  таможенного союза.

Среди статических эффектов наибольшее значение имеют эффекты  создания торговли и отклонения торговли.

Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. [8] определяют эти эффекты как патокообразующий и потокоотклоняющий соотвественно.

Патокообразующий эффект означает переключение (вследствие присоединения  страны к интеграционной группировки) спроса страны и, соответственно, потребления  от отечественного производителя с  более высокими издержками к зарубежному  производителю с менее высокими издержками.

Потокоотклоняющий эффект означает вызываемое вступлением в торгово-экономический союз переключение спроса и, соответственно, потребления отпроизводителя за пределами союза, имеющего болеенизкие издержки, к производителю, имеющему более высокие издержки, ноявляющемуся членом союза.

Рассмотрим графическую  иллюстрацию последствий действия рассматриваемых эффектов, начав с потокообразующего (рисунок 1.1).

До образования  таможенного союза (предположив, что средняя стоимость производства в стране С выше, чем ОР) страна А потребляет товар в объеме OQ3. Из этого объема OQ2 производилось на внутреннем рынке и Q2Q3, импортировалось из страны-партнера В. Доход страны А, получаемый ею от взимания таможенной пошлины, равен площади прямоугольника G1F2F3G2.

Проанализируем, что происходит после образования таможенного союза и устранения таможенного тарифа в стране А. Потребление в стране А увеличивается до OQ4, производство же на внутреннем рынке падает до уровня OQ1 импорт в страну возрастает довеличины Q1Q4, а поступления в бюджет страны от таможенной пошлины прекращаются. Потребители страны А получают очевидную выгоду от упразднения тарифа в объеме, соответствующем площади фигуры PF4G2T. Однако после упразднения тарифа страна А теряет доход от взимания таможенной пошлины G1F2F3G2. Кроме того, производители страны А при упразднении тарифа теряют часть прибыли в объеме, соответствующем площади фигуры PF1G1T

 

 

 

DD' - кривая внутреннего спроса на рынке A; SS' - кривая внутреннегопредложения на рынке А; РР' - кривая предложения партнера (для упрощенияанализа рассматривается абсолютно эластичное предложение); TT' - криваяпредложения партнера с учетом таможенного тарифа

 

Рисунок 1.1 - Графическая иллюстрация последствий действия потокообразующего эффекта

Примечание — Источник: [8].

 

Таким образом, чистая выгода страны А от упразднения тарифа будет представлена на рассматриваемой графической модели площадями двух треугольников F1F2G1 и F3F4G2. Треугольник F1F2G1 соответствует сохраненной реальной стоимости внутреннего производства в стране А, которая была замещена импортом, ииллюстрирует производственный эффект таможенного союза. Суть его заключается в следующем. Объем продукции Q1Q2, ранее производимой на внутреннем рынке (его полная стоимость определялась площадью фигуры Q1Q2GlF1), теперь импортируется из страны с низкими издержками производства по полной стоимости, определяемой площадью фигуры Q1Q2F2F1. Очевидно при этом, что площадь треугольника F1F2G1 представляет собой для страны А чистую выгоду производственного эффекта.Треугольник F3F4G2 характеризует чистую выгоду страны А, обусловленную ростом объема потребления продукции в условиях упразднения тарифа. Это потребительский эффект.

Информация о работе Регулирование международного бизнеса