Региональный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 09:25, реферат

Описание работы

Противоречия и неурегулированность взаимоотношений между федеральными, региональными и муниципальными структурами управления являются следствием перехода к новой модели управления экономикой, направленной на рыночные отношения.
Можно выделить следующие условия и предпосылки формирования регионального менеджмента в современных российских условиях.

Содержание

Введение 3
Сущность и задачи регионального управления 4
Принципы и методы регионального управления 8
Разделение функций, ресурсов и ответственности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях 9
Заключение 14
Список использованных источников 15

Работа содержит 1 файл

региональный менеджмент.docx

— 28.99 Кб (Скачать)

Разделение функций, ресурсов и ответственности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях

Функции регионального менеджмента  как конкретные формы воздействия  на экономические, социальные, экологические, политические и другие процессы в  регионе можно дифференцировать по назначению и содержанию. Такая  дифференциация опирается на сущность и социальную ориентацию регионального  менеджмента как инструмента  рыночной экономики.

Многообразие функций  регионального менеджмента опосредуется широким кругом его задач, рассмотренных  ранее. При этом выделяют следующие  основные функции: целеполагание, регулирование  и стимулирование.

Реализация функции целеполагания  обусловлена необходимостью осуществления  научного прогнозирования социально-экономического развития региона и разработкой  региональных целевых программ. Учитывая, что главной целью социально  ориентированной рыночной экономики  является воспроизводство условий, обеспечивающих высокий уровень  жизнедеятельности человека, функция  целеполагания реализуется в  процессе экономической и социальной трансформации хозяйства региона, обоснования направлений его  реструктуризации. Особое значение эта  функция приобретает в переходный период, когда каждый регион вынужден искать и завоевывать определенную нишу на российском и мировом рынках, вписываться в межрегиональные  и мирохозяйственные экономические  связи и рыночные отношения.

Функция регулирования в  региональном менеджменте реализуется  в основном в системе объектов, относящихся к государственной  собственности субъектов Федерации, а также объектов федеральной  собственности, переданных в собственность  регионов. В реализации функции регулирования  могут использоваться методы как  прямого, так и опосредованного  воздействия. При этом степень воздействия  субъекта управления на все объекты, в том числе и на объекты  региональной собственности, будет  постоянно меняться, поскольку объем  и полнота реализации функции  регулирования находятся в определенной зависимости от степени зрелости рыночных отношений и их внедрения  в хозяйство региона. Например, предприятия  автомобильного транспорта, являющиеся собственностью субъектов Федерации, могут быть переданы на договорных условиях акционерному обществу, сданы  в аренду любому хозяйствующему субъекту. В этом случае объем функции регулирования  снизится, а сама функция субъекта управления будет сведена по сути к контролю за соблюдением договорных обязательств.

В условиях перевода хозяйства  регионов на рыночные отношения особое место в региональном менеджменте отводится функции стимулирования. Это связано прежде всего с ограниченностью использования в региональном менеджменте методов непосредственного воздействия. В многоукладном хозяйстве региона функционируют предприятия и организации, относящиеся к самым разным формам и видам собственности — федеральной, региональной, муниципальной, коллективной, частной и др. Но методы непосредственного воздействия регионального менеджмента правомерны лишь в отношении объектов региональной собственности. Для всех других объектов эффективными могут быть только методы опосредованного воздействия, и прежде всего, стимулирования деятельности субъектов хозяйствования.

Стимул, как известно, —  активный побудитель деятельности предприятий  и организаций любых форм собственности. Стимулирующая функция регионального  менеджмента дает субъекту управления мощные средства для реализации интересов  региона, муниципальных образований, предприятий и организаций, социальных групп. Таким образом, сущность функции  стимулирования заключается в целенаправленном воздействии субъекта управления на социально-экономические процессы региона через опосредованное воздействие  на все объекты, функционирующие  на территории региона. Так, администрация  области не может обязать предприятие, относящееся к федеральной, муниципальной  или другой форме собственности, выделить средства, например, для строительства  какого-либо объекта (даже социально  значимого и необходимого) общерегионального  значения. Однако администрация области  может заключить с этим предприятием договор, в соответствии с которым  предприятие обеспечит какую-то часть финансирования строительства, а администрация создаст ему  определенные стимулирующие условия  хозяйствования — освободит от налога на прибыль (части, причитающейся областному бюджету), предоставит льготные условия  водо-, энергопользования и т.д.

Рассматривая функциональную структуру регионального менеджмента, следует хотя бы кратко остановиться на проблеме взаимодействия функций субъектов управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Как отмечалось ранее, перераспределение и взаимодействие функций указанных субъектов управления осуществляется на основе принципа выделенной компетенции.

Этот принцип, в корне  отличающийся от традиционного принципа разграничения функций, не получил  освещения ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Дальнейший отказ от использования указанного принципа в российской практике региональных реформ — это мощный фактор их сдерживания.

Следует отметить, что и  в условиях планово-директивной  системы управления хозяйством регионов проблема разграничения функций  всегда стояла очень остро. К сожалению, от старой болезни не могут пока избавиться и высшие органы государственной  власти новой России, пытаясь искусственно разграничить функции управления между  исполнительными и законодательными (представительными) органами, между  регионами и центром, между субъектами федерации и муниципальными структурами.

Между тем в странах  с рыночной экономикой давно отказались от принципа разграничения функций, взяв на вооружение его противоположность  — принцип выделенной компетенции. Суть этого принципа состоит в  наделении каждого субъекта управления точно очерченными функциями, которые  законодательно закрепляются за ним. При  этом для реализации каждой функции  закон устанавливает соответствующие  объемы ресурсов и их источники.

 

Заключение

Необходимость реализации принципа выделенной компетенции обусловлена  ограничивающими факторами рыночного  регулирования регионального и  муниципального хозяйства. Региональный и муниципальный менеджмент сами по себе не гарантируют социально-экономическую  стабильность в стране, не устраняют  дифференциации уровней и качества жизни населения регионов и муниципальных  образований. В этих условиях принцип  выделенной компетенции становится одним из эффективных инструментов реализации государственной региональной социально-экономической политики. Как отмечалось, компетенция субъектов  управления каждого уровня в странах  Западной Европы закреплена соответствующими законами.

 

Список использованных источников

1.Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ. — М.: Экономика, 2009.

2. Беме Г., Хен Р. Как  руководить людьми — практика  менеджмента на предприятии. —  Бад-Гарцбург, 2003.

3. Виханский О. С., Наумов  А. И. Менеджмент: человек, стратегия,  организация, процесс. — М.: Экономика,  2005.

4. Волгин Н. А. Японский  опыт решения экономических и  социально-трудовых проблем. —  М.: Экономика, 2008.

5. Герчикова И. Н. Менеджмент. — М.: Банки и биржи, 2005.

6. Горохова К. Г. "Государство  благосостояния": шведская модель. — М.: Знание, 1994.

7. Грейсон Д. Американский  менеджмент на пороге XXI века: Пер.  с англ. — М.: Экономика, 2010.

8. Дмитренко Г. А. Стратегический  менеджмент. — К.: МАУП, 2008.

9. Друкер П. Управление, нацеленное на результаты: Пер.  с англ. — М.: Экономика, 2004.

 


Информация о работе Региональный менеджмент