Региональная социальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:25, реферат

Описание работы

Сущность социальной региональной политики
Социальная политика является одним из направлений внутренней политики государства. Она представляет собой совокупность форм и способов воздействия государства на социальную сферу с целью формирования механизмов, регулирующих направление развития социальных процессов в обществе. Данное определение подчеркивает как конкретно обусловленный характер социальной деятельности государства, так и направленность на обеспечение динамичного развития общественной системы в целом. Содержание современной социальной политики России, специфика задач, стоящих перед ней, приоритетные направления ее деятельности становятся более понятными при анализе функций социальной политики. Именно через функции выражается степень реализации задач, выдвигаемых социальной политикой.

Работа содержит 1 файл

Региональная социальная политика.docx

— 33.77 Кб (Скачать)
 

     Для решения этих и других задач необходима новая социальная политика, которую  можно построить на основе совокупности принципов. В качестве варианта предлагается комплекс системно-структурированных  принципов, объединённых в три группы: основную, вспомогательную и обеспечивающую.

     В группе основных принципов региональной социальной политики выделяются следующие:

  • Гуманизация всех сфер жизнедеятельности населения.
  • Сочетание социальной справедливости, экономической свободы и экологической безопасности каждого человека.
  • Стабилизация социальной обстановки в регионах и повышение социальной активности территориальных общностей людей.
 

     Группа  вспомогательных принципов региональной социальной политики включает следующие:

  • Системность и комплексность формирования социальной сферы регионов.
  • Реальность и достижимость поставленных целей и задач.
  • Сохранение социальных гарантий для наиболее уязвимых слоёв населения, персонификация социальной помощи.

     Обеспечивающая  группа состоит из следующих принципов:

  • Стимулирование инновационной деятельности в социальной сфере.
  • Профилактика негативных социальных явлений и процессов.
  • Постоянный мониторинг социальных процессов.
 

     Руководствуясь  данными принципами, управленческие органы могут выбрать приоритетные сферы социальной жизнедеятельности  населения, на которых и сосредоточить  основное внимание. При этом следует  иметь ввиду, что приоритеты изменяются в пространстве и времени, т.е. по регионам и их отдельным частям, а также по стадиям регионального развития.

     В переходный период от стабилизации к  социально-экономическому развитию регионов на первое место выдвигаются проблемы материального и духовного благосостояния населения. Проблема материального  благосостояния обострилась до предела  в связи с расслоением общества на богатых и бедных, причём бедных в прямом смысле этого слова. Доходы 10% богатых и 10% бедных людей имеют  огромную асимметрию. Превышение одних  над другими достигает 20-ти кратной  величины, в то время как в ЕС оно не превышает 4 раз. За чертой бедности оказалось свыше 1/5 населения, а в  некоторых регионах даже около половины.

     Снижение  материального благосостояния, достижение критического рубежа, происходит на фоне разрушения духовного благосостояния. В результате неприятия духовно-нравственных принципов прошлого и отсутствия новых образовался своеобразный идеологический вакуум. Снизился нравственный уровень населения, наметились кризисные  явления в воспитании, образовании  и культуре людей. Освобождающаяся  «ниша» стала заполняться массовой культурой низкого качества, извращёнными представлениями о нормах и правилах поведения, псевдорелигиозными учениями и т.д. Под угрозой оказалось духовное здоровье нации, мировоззрение, самосознание, мораль и нравственность населения.

     В связи с деградацией духовного  благосостояния появились общественно  опасные явления и процессы: разгул преступности, мафиозные группировки, алкоголизм, наркомания и др. Духовная нищета, отсутствие нравственных критериев  ведут к вседозволенности и хаосу  в общественной жизни. Поэтому принятие действенных мер по духовному  подъёму территориальных общностей людей должно стать первоочередным проявлением региональной социальной политики.

     Духовное  возрождение, социально-психологическую  раскрепощённость, подъём нравственного потенциала могут совершить лишь материально обеспеченные люди, во всяком случае не нищие или БОМЖи. В связи с этим наиболее актуальным является принятие региональных и муниципальных решений, связанных с ростом уровней доходов и занятости населения. И в этом отношении имеются заметные подвижки. В каждом регионе постоянно растут заработная плата и пенсии и это вселяет определённые надежды. Но рост цен на товары и продукты, инфляция происходят такими темпами, что обогащения населения по существу не происходит.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Основные  направления региональной социальной политики

     Социальная  политика должна способствовать реализации внутреннего потенциала каждого  человека. Необходимо предоставить возможности  всем людям жить достойно и повышать своё благосостояние.

     Наиболее  широкие предпосылки открываются  в сферах среднего и малого бизнеса, предпринимательства, самозанятости, личного подворья, фермерства и др. В этих сферах чаще всего проявляются инициатива и коммерческий поиск людей, переориентация с иждивенческих позиций на собственные силы и разум.

     Для раскрытия потенциала населения  необходима согласованность всех направлений  региональной политики и поддержка  социальных начинаний нормативно-правовыми, экономическими, кредитно-финансовыми, научно-техническими и другими действиями. В частности, более гибкими должны быть налоговая политика, система  кредитования, ипотека и др.

     Особое  внимание должно быть уделено работникам государственной сферы, где зарплата строго регламентирована и побочный доход зачастую затруднён или  даже невозможен. Для поддержания  этих слоёв населения и их жизнеобеспечения должны быть приняты специальные  меры по социальной защите. Она может  быть выражена в форме дотаций  к зарплате, льгот на транспортные и жилищно-коммунальные услуги и  т.д.

     Особое  место в региональной социальной политике должны занять мероприятия  по социальной помощи нетрудоспособному  и ограниченно трудоспособному  населению. Эти категории людей  не остались без внимания региональной политикой федеральных органов  управления. На федеральном уровне создана государственная система  минимальных социальных гарантий, включающая минимальную зарплату, пенсию, стипендию, пособия по социальному страхованию, в частности пособия по болезни, беременности и родам, уходу за малолетними  детьми, безработице, малообеспеченности и т.д. На этом фоне должна быть создана системе социальной помощи в каждом регионе и муниципальном образовании.

     Во  всех регионах должен быть определён  свой прожиточный минимум, исходящий  из среднедушевого дохода населения. Прожиточный  минимум понимается как минимальный  объём и структура потребления  материальных и духовных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья, поддержания активного физического  и духовного состояния. По показателям  прожиточного минимума определяется степень  обеспеченности людей. Группе малообеспеченных людей должна быть оказана адресная социальная помощь, материальную часть  которой следует индексировать  с учётом инфляционных процессов. В  ближайшее время необходимо повысить минимальный размер оплаты труда и студенческих стипендий до уровня прожиточного минимума.

     В последние годы к большой группе престарелых и инвалидов, детей-инвалидов  и детей из малообеспеченных семей  прибавилась новая группа безработного населения, требующая пристального внимания в социальной политике. Одним  из требований устойчивого регионального  развития является удовлетворение потребностей всех способных и желающих трудиться. Рост доли безработных оказывает  гнетущее социально-психологическое  воздействие не только на увольняемых, но и целые общности людей.

     В региональной социальной политике нужно  предусмотреть систему мер по обеспечению постоянной занятости  населения и формированию рынка  труда. Активная политика по обеспечению  занятости людей должна включать обеспечение профессиональной мобильности  трудящихся, улучшение структуры  занятости во всех сферах жизнедеятельности  людей, оказание помощи безработным  и т.д. Особо следует выделить систему мероприятий по регулированию  рынка труда. Для этого должна диагностироваться конъюнктура  спроса на рабочую силу, формироваться  учебная сеть по подготовке и переподготовке населения с учётом появления  новых рабочих мест, создаваться консультационная служба и др. Центры и бюро занятости должны ориентироваться в создавшейся социально-демографической обстановке, стратегии и тактике развития регионов. Для сглаживания критических ситуаций в структуре занятости нужно активнее перераспределять трудовые ресурсы в системе фирм, акционерных обществ, концернов и целых ассоциаций и холдингов (вертикально интегрированных структур), используя также общественные работы.

     Среди приоритетных направлений региональной политики остаётся сфера социальных услуг. Основной задачей в этой сфере  является обеспечение доступности  бесплатных (образование, здравоохранение, культура и др.) и платных (жилищно-коммунальное хозяйство, торговля, питание и т.д.) услуг. В современных условиях услуги стали более разнообразными с  изменением форм собственности. На конкретных территориях функционируют объекты федеральной (милиции, пожарной охраны, ВУЗы и др.), региональной (музеи, публичные библиотеки, театры и др.), муниципальной (школы, больницы и др.), коммерческой (банки, гостиницы, юридические службы и т.д.) и других форм собственности. Специфика форм собственности услуг должна быть учтена в региональной социальной политике и рационально сбалансирована в территориальном разрезе, т.е. по муниципальным образованиям и конкретным поселениям.

     Очень важным представляется характер регулирования  спроса и предложения услуг. В  каждом регионе должна быть повышена финансовая и территориальная (пространственная) доступность всего комплекса  услуг. С этой целью особое внимание следует обратить на повышение уровня благосостояния людей и территориальную  организацию  социальной инфраструктуры, которая должна быть приближена к  местожительству людей.

     В последние годы в разряд приоритетных направлений региональной социальной политики становится обеспечение общественной безопасности и правопорядка. Возросшая  преступность стала одной из проблем  спокойной жизнедеятельности людей, так как участились посягательства на их жизнь, здоровье и собственность. В ближайшее время необходимо усилить борьбу с организованной преступностью, воровством, мошенничеством. Должна быть повышена безопасность и защищённость населения, обеспечиваемая активной деятельностью добровольных дружин.

     Территориальные сочетания социальных проблем во многих регионах вызвали обострение социальных ситуаций. Для их сглаживания  и предотвращения желательно использовать социальный  мониторинг, регулярно  отслеживающий все стороны жизнедеятельности  людей. Позитивный опыт в этом отношении  накоплен в ряде регионов страны.

     Одним из действенных механизмов региональной социальной политики является разработка концепции социального развития территории и составление на её основе системы программ. В её состав должны войти программы совершенствования  социального обеспечения и социальной защиты населения, развития здравоохранения, образования, культуры, искусства, жилищно-коммунального  хозяйства, физкультуры и спорта и т.д.

Информация о работе Региональная социальная политика