Региональная политика Республики Башкортостан

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 19:26, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – определить особенности региональной политики в Республике Башкортостан.
Задачи работы:
* охарактеризовать понятие, уровни и виды региональной политики;
* выявить основные особенности региональной экономической политики Республики Башкортостан;
* проанализировать направление перехода от командно-административной системы к правовому федерализму;
* раскрыть методы территориального разделения труда, производственной специализации, формы и условия региональной политики Республики Башкортостан.

Содержание

Введение…………………………………………………………...........................3
1. Понятие региональной политики. Уровни и виды региональной политики. Особенности региональной политики в Республике Башкортостан……..…....4
2. Направление перехода от командно-административной системы к правовому федерализму……………………………………….………………….8
3. Методы территориального разделения труда и производственной специализации. Формы и условия региональной политики в Республике Башкортостан…………………………………………………………………….10
Заключение……………………………………………………….……………....14
Библиографический список литературы…………………………………….…15

Работа содержит 1 файл

контрольная экономика.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

     Экономическая самостоятельность позволила республике занять определенную выжидательную  позицию, проводить реформы с  некоторым интервалом, несколько  отстающим от России, но позволяющим  присмотреться к тому, что делается в центре и что может из этого получиться. Некоторые пункты российских реформ в республике не были реализованы.

     Таким образом, в Башкортостане отказ  государства от функций главенствующего  субъекта экономических отношений  произошел так, что было устранено, как и в России в целом, непосредственное вмешательство государства в процессы производства и хозяйствования, но в то же время, в отличие от России, сохранены рычаги кадрового и финансового влияния на руководство предприятия.

     Можно считать, что в Башкортостане  реализуется своеобразная модель социально ориентированной рыночной экономики. Особый характер и содержание проводимых в Башкортостане реформ, как отмечалось, обусловили меньшую глубину и более низкие темпы падения производства, в какой-то мере предохранили от захлестнувших другие регионы повальных невыплат зарплаты, пенсий и пособий, обеспечили определенную социальную стабильность. Иными словами, роль и функции государства на республиканском уровне в Башкортостане имели преимущественно предохранительную направленность по недопущению форсированного распада хозяйства, инициируемого политикой федерального центра.

     Региональная  политика Башкортостана построена на новых принципах. Она нацелена на повышение благосостояния граждан и осуществляется не приказами, а мерами по стимулированию или содержанию различных общественных процессов в зависимости от того, какие из них сочтены полезными для общества, а какие – нежелательными.

 

    3.Методы территориального разделения труда и производственной специализации. Формы и условия региональной политики в Республике Башкортостан.

     Естественной  основой территориального разделения труда являются пространственный фактор и различия в природных условиях. Территориальное разделение труда сопровождается возникновением целостных, взаимосвязанных территориально-производственных общностей и имеет в своей основе ряд объективных закономерностей.

     1. Процесс постоянного усложнения общественного разделения труда приводит к тому, что отраслям и производствам, по которым специализируется определенная территория, прибавляются отрасли, непосредственно связанные с ними и их размещение в территориальной отдаленности нецелесообразно.

     2. Имеется определенная тенденция  выравнивания структур потребления,  особенно личного потребления,  по различным территориальным  ячейкам. Это приводит к тому, что в целях обеспечения потребностей  населения возникают производства, которые также нецелесообразно разделять территориально.

     3. С социальной точки зрения  наблюдается устойчивая закономерность  в том, что основная производительная  сила - люди - стремятся жить не  изолированно, а в форме определенных  мощностей, причем наблюдается  также устойчивая тенденция к концентрации населения.

     Территориальное разделение труда представляет собой систему понятий. Можно выделить несколько различных видов территориального разделения труда:

  1. Генеральное (всеобщее) разделение труда, которое возникает и практически осуществляется между экономически целостными территориями (странами и экономическими районами).
  2. Разделение труда между отдельными центрами (промышленными узлами, большими городами).
  3. Разделение труда, возникающее в том или ином пространственном «поле» вокруг экономического центра (города, комбината, крупного сборочного машиностроительного завода).
  4. Постадийное разделение труда, при котором территориально разобщены и находятся в разных пунктах или местностях стадии того или иного единого производственного процесса.
  5. Фазовое территориальное разделение труда, заключающееся в том, что одна и та же продукция (например, фрукты) поступает в центры поступления в течение года из разных мест.

             Эти пять видов территориального разделения труда не исключаютодиндругого, могут одновременно накладываться друг на друга.

       Процесс территориального разделения  труда предполагает выделение  из хозяйственной деятельности  различных ее видов и разновидностей, территориальное их обособление  и связывание в единую хозяйственную систему. Территориальное разделение труда влияет на форму организации производства региона. Специфичность специализации состоит в сосредоточении в данных территориальных границах определенных производств, для развития которых именно в данной местности имеются благоприятные условия. Специализация на производстве продукции легкой промышленности, на добыче некоторых руд, угля, золота, военного снаряжения создает взрывоопасную ситуацию для регионов. Успех тем выше, чем больше разница между ценой внешнего рынка и издержками внутреннего производства. Для того чтобы найти наиболее эффективный вариант выхода из этого противоречия, регионам целесообразно развивать межрегиональные экономические связи.

     Основное  противоречие, препятствующее динамическому  развитию регионов, – противоречие между центром и регионом. Положение региона всегда двойственно: здесь действуют как бы две тенденции – центробежная и центростремительная. Эти две противоречивые тенденции проявляются главным образом в политике, меньше в экономике, в которой определяющий мотив – интеграционный, мотив единого экономического поля, обусловленный рыночной конкуренцией.

     Республика Башкортостан располагает мощным производственным, интеллектуальным, природным потенциалом, необходимым для обеспечения эффективного функционирования региональной политики, динамичного развития всех отраслей ее народного хозяйства, повышения благосостояния граждан. Приоритетными направлениями региональной политики Республики Башкортостан в современных условиях являются:

  • ориентация отраслей народного хозяйства республики на современные наукоемкие технологии, преодоление высокой материало-, энерго- и фондоемкости производств;
  • преодоление сырьевой направленности экономики Башкортостана, активное вовлечение природного и сельскохозяйственного сырья в углубленную промышленную переработку в целях получения высококачественной, конкурентоспособной продукции;
  • развитие форм и структуры рыночных отношений, взаимовыгодного экономического сотрудничества республики с регионами Российской Федерации, со странами ближнего и дальнего зарубежья и т.д.5

     Однако, в течение длительного периода  не только в практическом плане, но и в теоретическом отношении  оставались недостаточно разработанными вопросы эффективного решения отраслевых и региональных проблем. Сложившиеся территориальные, внутри- и межотраслевые диспропорции в народном хозяйстве Республики Башкортостан существенно снижают эффективность функционирования экономики в целом, препятствуют ее прогрессивной стабилизации и устойчивому росту, нормальному функционированию всего хозяйственного комплекса республики. Деятельность и усилия государственных органов Республики Башкортостан на современном этапе должны быть направлены:

  • на совершенствование форм экономической и социально-политической деятельности в республике, обеспечение ее динамичного развития как демократического государства с развитой экономикой; дальнейшее социально-экономическое и государственно-правовое развитие Башкортостана на основе углубления федерализма в составе Российской Федерации;
  • на обеспечение комплексного социально-экономического развития республики и ее регионов; на ликвидацию сложившихся территориальных меж- и внутриотраслевых диспропорций, сокращение различий и постепенное выравнивание уровней социально-экономического развития регионов;
  • на осуществление комплекса мер по выводу экономики республики из кризиса, обеспечение нормального функционирования ее хозяйственного комплекса; развитие качественных изменений в ведущих отраслях промышленности как предпосылки для подъема производства и устойчивого экономического роста;

       Основной  задачей в аграрной сфере экономики  Республики Башкортостан является создание условий для устойчивого роста отраслей агропромышленного комплекса. Необходимо ускорить внедрение в агропромышленное производство Башкортостана новейших достижений научно-технического прогресса, сокращение сложившихся ранее глубоких различий в уровне социально-экономического развития сельского хозяйства регионов республики путем поэтапного создания условий для укрепления в них собственной производственно-экономической базы развития отраслей агропромышленного комплекса. Необходимо расширить накопленный в республике опыт реконструкции имеющихся мощностей ремонтно-обслуживающих предприятий на выпуск конкурентоспособных несложных машин и оборудования для села.6

 

     Заключение

     Республика  Башкортостан является одним из крупнейших индустриальных центров России. Под  влиянием факторов природно-сырьевого, демографического, научно-технического и экономического характера, уровень и динамику производственно-технического и социально-экономического развития, в республике сложился мощный региональный нефтехимическо-машиностроительный комплекс. ТЭК не только обеспечивает республику нефтепродуктами, электрической и тепловой энергией, углем, вырабатывает сырье для химии и нефтехимии, но и поставляет за пределы республики сырую нефть, минеральное сырье, около 70% нефтепродуктов, вырабатываемой электроэнергии. Занимая третье место по добыче нефти Республика Башкортостан – на первом месте по ее переработке. Нефтехимический и химический комплекс Республики Башкортостан – один из крупнейших в России, предприятиями которого вырабатываются сотни видов продукции – минеральные удобрения, синтетические смолы, пластмассы, лаки, краски и прочие химические продукты. Башкортостан стабильно занимает 4-5 места в России по производству важнейших видов сельскохозяйственной продукции. Республика обеспечивает население основными видами продовольствия за счет собственных ресурсов.

     В целом, социально-экономическое развитие Республики Башкортостан в последние годы характеризуется положительной динамикой, в частности, имеет место рост валового регионального продукта на душу населения. Чтобы придать устойчивый характер начавшимся в экономике позитивным процессам, для вхождения в конкурентные отечественный и мировой рынки необходимы качественные изменения, модернизация экономики, институциональные и структурные преобразования в области региональной политики республики. 
 

     Библиографический список литературы

Нормативно  – правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. М.: Собрание законодательства, 2006.
  2. Конституция Республики Башкортостан от 24.12.1993. Уфа: Изд. Башкирск. Ун-та, 2007.

Научная литература

  1. Антошкин В. Стратегия устойчивого развития регионов на основе учета их социально – типологических характеристик // Экономика и управление – 2009. - №6. – 83-88
  2. Байдавлетов Р. Цель федеральной программы – ускоренное развитие Башкортостана // Экономика и управление – 2008 - № 3 – с. 4 – 7
  3. Бузгалин А. Закономерности переходной экономики: теория и методология // Вопросы экономики - 2007. - № 4 – с. 44 – 49.
  4. Валиев А. Социально – экономическая политика Республики Башкортостан (1997 – 2009 гг.). – Уфа: Китап, 2009. – 275 с.
  5. Волгин Н.А. Усиление социальной направленности экономики России (актуальные проблемы, вопросы теории и практики). – М: Изд-во РАГС, 2008.- 281 с.
  6. Дадаян В.С. Макроэкономика для всех. Феникс – Дубна, 2007. – с. 164 с.
  7. Каримов М.Б. Особенности региональной политики // Экономика – 2008. - № 3. – с. 57 – 64.
  8. Катаев В.Д. Региональная экономика. – Спб.: Питер, 2009. – 154 с.
  9. Маслов В.П. Социальная – экономическая политика государства в регионах // Экономика и управление – 2009. - № 5. – с. 98 – 111
  10. Меньшиков С.Экономика регионов России:практические и теоретические вопросы перехода к рынку. – М.: Международные отношения, 2007. – 183 с.
  11. Экономика Башкортостана / Под ред.А.Х. Барлыбаева. Уфа.: Изд. Башкиркск. Ун-та, 2008, 552 с.

Информация о работе Региональная политика Республики Башкортостан