Региональная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ динамики показателей и выявление возможных путей решения проблем социально-экономического развития хозяйства Волго-Вятского экономического района.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика района 5
2. Экономическая оценка природных условий и ресурсов 7
3. Население и трудовые ресурсы 9
4. Структура и размещение основных отраслей хозяйственного комплекса 11
4.1. Отрасли рыночной специализации 15
4.2. Отрасли сельского хозяйства и легкой промышленности 21
4.3. Транспорт и экономические связи 24
5. Проблемы и перспективы развития хозяйства 28
Заключение 40
Библиография 4

Работа содержит 1 файл

Курсовая (Региональная экономика).docx

— 89.75 Кб (Скачать)

4.2 Отрасли сельского хозяйства и легкой промышленности

Агропромышленный комплекс Волго-Вятского экономического района располагает значительным потенциалом. Занимая 4,6% сельскохозяйственных угодий, регион производит 6% валовой продукции  сельского хозяйства России. Регион специализируется на молочно-мясном животноводстве, зерновом растениеводстве, картофеле- и льноводстве, производстве технических  культур. В структуре посевных площадей района на долю зерновых культур приходится 60%, под картофелем и овощами занято 8%, под кормовыми культурами – 30% и 2% составляют технические культуры.

Сельскохозяйственные угодья региона занимают 40% общей площади. На долю пашни приходится 75% сельхозугодий  и 25% занимают луга и пастбища. Основная отрасль сельского хозяйства – животноводство, на долю которого приходится более 50% объема валовой продукции. Скотоводство вблизи городов носит молочно-мясное, а в остальных частях – мясомолочное направление. Созданы агропромышленные комплексы, построены птицефабрики. В Республике Марий Эл разводят овец романовской породы; правда, в последние годы это направление нуждается в финансировании и серьезной поддержке со стороны государства. В Мордовии и Чувашии хорошо развито пчеловодство благодаря наличию крупных массивов лип, садов и посевов гречихи. В Кировской области товарной отраслью является кролиководство. Основная проблема животноводства – обеспечение кормами.

Наибольшее развитие сельское хозяйство получило в Правобережной  части региона, где площади пашни  в два раза превышают пахотные земли Заволжья. В структуре посевных площадей Волго-Вятского района доля зерновых культур занимает почти 55%, что в  значительной степени определяет характер всего сельскохозяйственного производства. Наибольший зерновой клин находится  в Кировской области – свыше половины и Республике Мордовия – почти 3/5 всей посевной площади республики. Среди продовольственных культур преобладают озимая и яровая пшеница, рожь. Фуражные культуры представлены ячменем и овсом. В перспективе предполагается усиление специализации района на производстве более продуктивных фуражных зерновых культурах, таких, как озимая рожь, ячмень, овес, наиболее приспособленных к климатическим условиям района. Широкое развитие получило картофелеводство. Его производство в районе отличается низкой себестоимостью, невысокими затратами труда, что позволяет расширить возделывание данной культуры в районе.

Из технических культур  главной является лен-долгунец. Вместе с тем, в последние десятилетия  отмечается сокращение посевных площадей под этой культурой, что вызвано  низкой урожайностью и высокими затратами  труда. Для производства льна необходимы специализированная техника, применение интенсивных технологий. Кроме того в районе выращиваются хмель (Республика Чувашия), на юге – сахарная свекла. Большое значение уделяется укреплению кормовой базы. Клевер и тимофеевка – основные кормовые травы – удачно сочетаются в севооборотах с культурой льна. Особой культурой района является хмель, по его сбору Волго-Вятский район занимает первое место в стране. Вокруг крупных городов созданы овощеводческие зоны. Большие площади под овощами заняты в поймах рек Волги и Оки.

Хмель дает дефицитное технологическое  сырье, а зеленую массу используют для приготовления силоса, гранулированных  кормов, что способствует развитию животноводства. На юге района, в Мордовии, занимаются выращиванием сахарной свеклы, конопли, махорки. Сеют корнеплоды и кукурузу на силос. Широко развито картофелеводство, причем его количество на душу населения больше, чем в соседних районах. Посевы данной культуры сконцентрированы в приокской и приволжской зонах. Вблизи крупных городов созданы овощекартофелеводческие хозяйства. 
Дальнейшее развитие сельского хозяйства ВВЭР будет проходить в направлении усиления специализации отраслей животноводства. Необходимо увеличить производство сельскохозяйственной продукции, особенно кормов, серых хлебов, которые наиболее приспособлены к климатическим условиям региона. С этой целью проводится комплексная мелиорация земель, вносятся удобрения, осуществляется известкование кислых почв. В льносеющих районах для улучшения структуры почвы и увеличения производства кормов сеют клевер, тимофеевку, вику, овес. Площади посевов под льном-долгунцом будут сокращаться из-за высокой трудоемкости и низкой урожайности данной культуры. Наиболее освоены в сельскохозяйственном отношении правобережная часть и юг района.

В связи с переходом  на рыночные отношения получают развитие новые формы хозяйствования на селе: арендные отношения, развитие фермерского движения.

За последние годы посевные площади значительно расширены, в основном в результате осушительных работ в северной части района. 
Важное значение в районе имеет животноводство, которое широко представлено во всех административно-территориальных единицах района. Оно развивается на базе естественных кормовых угодий и посевов кормовых культур. Однако Волго-Вятский район не полностью обеспечивает свои потребности в ряде сельскохозяйственных продуктов и вынужден завозить их из других районов страны. Большое внимание уделяется мелиорации земель, осушению переувлажненных и заболоченных участков, освобождению от кустарника и кочек, орошению земель и закреплению оврагов на юге района.

Легкая промышленность района опирается на местную сырьевую базу. Кожевенное производство сложилось  в Нижегородской области (Богородск), меховое и овчинно-шубное – в Кировской (Слободское). Предприятия по производству пеньки, шпагата размещены в Нижегородской области (Горбатов) и Мордовии (Саранск), льняных тканей – в Нижнем Новгороде. На привозном хлопке развивается хлопчатобумажная промышленность в Чувашии. Особое место занимают изделия декоратовно-прикладного искусства из дерева – «Хохломская», «Городецкая роспись» (Нижегородская область), глины – «Дымковская игрушка» (город Киров). 
Развитие перерабатывающих отраслей АПК требует крупных инвестиций на реконструкцию и техническое перевооружение.

В целом же, анализ итогов социально-экономической ситуации за 2009 год показывает, что в истекшем периоде достигнуты некоторые положительные результаты в экономическом состоянии регионов Волго-Вятского экономического района.

Производство сельскохозяйственной продукции по району в целом возросло (большей частью за счёт развития фермерских хозяйств) и составило 104% к достигнутому объему в 2008 году, в том числе в Республике Марий Эл – 103,1,0%, Республике Мордовия – 107,2%, в Кировской области – 101,0%, в Нижегородской области – 103,8%, в Чувашской Республике – 106,6%.

Сельское хозяйство сохраняет свой многоотраслевой характер с преобладанием животноводства мясомолочного направления. Главной задачей являются увеличение урожайности зерновых и технических культур, рост поголовья скота и повышение его продуктивности, а также создание прочной кормовой базы. В условиях рыночных отношений развиваются новые формы собственности и хозяйствования.

4.3 Транспорт и экономические связи

Исторически в Нижегородской области сформировался комплексный транспортный узел: более 12 тысяч км автомобильных дорог, с плотностью в 2 раза выше, чем в среднем по России; 1300 км железнодорожных путей, при плотности железнодорожных путей общего пользования в три раза выше среднероссийского уровня; речной грузовой узел и пассажирский порт, около 900 км внутренних водных путей; международный аэропорт. 

Волго-Вятский экономический  район располагает всеми видами транспорта – железнодорожным, речным, автомобильным, трубопроводным и воздушным. Наибольшее значение имеет железнодорожный транспорт, на долю которого приходится свыше 2/3 всех межрайонных перевозок. 
Бедность Волго-Вятского района минерально-сырьевыми и топливными ресурсами определяет особенности транспортно-экономических связей. В структуре грузоперевозок значительный удельный вес занимают топливо, особенно уголь, а также черные металлы и сырье для химической промышленности. На внутрирегиональные связи приходится около 20% всех грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. За пределы региона вывозятся древесина, нефтепродукты, разнообразная продукция машиностроения, цемент. Во внутрирегиональных перевозках преобладают древесина, строительные материалы. Система широтных железнодорожных магистралей, характерная для региона, обеспечивает интенсивно растущий транспортно-экономический обмен между восточными и западными регионами России. Наиболее тесные связи Волго-Вятский экономический район осуществляет с Центральным, Поволжским, Уральским районами России. Через территорию района проходят такие магистральные железнодорожные линии, как Москва - Нижний Новгород - Киров - Пермь; Москва - Арзамас - Казань; Нижний Новгород - Саранск - Пенза; Санкт-Петербург - Котельнич - Киров - Пермь. Имеется также ряд железных дорог, обеспечивающих внутрирайонные грузоперевозки. По густоте железнодорожной сети особенно выделяются Нижегородская область, Мордовская и Чувашская республики. Протяженность железных дорог в Волго-Вятском районе составляет 3,3 тыс.км.

Пропускная способность  автомобильных дорог в Нижегородской  области не соответствует ежегодно увеличивающемуся потоку транспортных средств. Кроме того, рост числа транспортных средств ухудшает экологическую  обстановку, которая влияет на рост заболеваемости населения. Особенно важны  эти проблемы для областного центра. Строительство автомобильной дороги М-7 «Волга» на участке обхода г.Н.Новгорода  позволит частично решить эти проблемы.

В 2006 году на строительство  южного обхода г.Н.Новгорода выделено 277 млн. руб., из них 10% - из областного бюджета (в 2007 году – 842 млн. руб.). Начата работа по заключению концессионного соглашения для реализации проекта строительства северной объездной дороги и моста через Волгу.

Разработана проектно-сметная  документация на реконструкцию искусственных  аэродромных покрытий и замену оборудования на взлетно-посадочной полосе международного аэропорта «Нижний Новгород».

На строительство метрополитена  в 2006 году выделено 342,8 млн.руб. федеральных  средств и 40,7 млн. руб. средств местного бюджета. Определена потребность в  средствах для обязательного  завершения в 2010 году строительства  мостового перехода через р.Оку  и Автозаводско-Горьковской линии  метро.

Географическое положение  Волго-Вятского района на Волжской магистрали с ее разветвленными судоходными  притоками (Ока, Вятка и другие) создает  благоприятные условия для развития речного транспорта, тесного его  взаимодействия с железнодорожным. Нижегородский воднотранспортный  узел является по речному грузообороту крупнейшим в России. С реки на железную дорогу ведется перегрузка угля, соли, металла, хлебных грузов, цемента, строительных материалов, поступающих из Поволжья, Северо-Кавказского, Центрального районов  и других регионов европейской части. С железной дороги на водную магистраль осуществляется перевалка леса, лесопродуктов, разнообразных химических грузов, металлического лома, различных видов машин и  оборудования. Речные судоходные пути по рекам Волжского бассейна составляют 3 тыс.км. 
Во внутренних грузоперевозках района широко используется автомобильный транспорт, в том числе современная шоссейная магистраль Москва - Нижний Новгород. Однако недостаточная протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием, особенно в сельской местности, сдерживает развитие внутрирегиональных перевозок.

Все большее место в  грузообороте района занимает трубопроводный транспорт. По территории района проходят три нефтепровода, проложенные от Альметьевска (Татарстан) до Нижнего  Новгорода, по которым поступает  не только поволжская, но и сибирская  нефть. Проложенная сеть газопроводов позволяет транспортировать природный  газ из Западной Сибири и Поволжья.

Преобладание продукции  отраслей обрабатывающей промышленности определило превышение ввоза продукции  над вывозом. 
Волго-Вятский район имеет недостаточно развитую внешнеэкономическую деятельность. Главным экспортером района выступает Нижегородская область, на долю которой приходится 58% всех экспортных поставок района. Активному выходу района на международные рынки препятствуют такие факторы, как невысокий уровень научно-технического развития производства, несовершенство форм и методов включения хозяйства района во внешнеэкономические связи. Почти половина экспортных поставок района приходится на машиностроение, что соответствует структуре его промышленного производства. Вместе с тем, выпускаемая продукция машиностроительных предприятий района в большинстве случаев имеет невысокое качество и не отвечает требованиям мировых стандартов. В настоящее время создается новый механизм участия республик, краев и областей в международном разделении труда, более полно учитывающий местные особенности и интересы в увеличении экспорта и рассчитанный на широкое использование местных ресурсов во внешнеторговом обороте России.

В последние годы в снабжении  Волго-Вятского экономического района разнообразным сырьем растет удельный вес продукции восточных районов. В перспективе из восточных районов  все в больших количествах  будут поступать электроэнергия, нефть, газ, уголь и металл, т.е. продукция, которая будет способствовать углублению сложившихся отраслей рыночной специализации.

Особенности географического  положения района на водных путях  с пересекающими их железными  дорогами дают возможность шире использовать смешанные железно-водные перевозки, способствующие сокращению транспортных издержек.

5. Проблемы и перспективы развития хозяйства

В регионах Волго-Вятского района в 2009 году достигнуты некоторые положительные результаты в производстве промышленной и сельскохозяйственной продукции.

В целом по району объем  промышленного производства практически  сохранился на уровне 2008 года. Увеличился выпуск продукции на крупных и средних предприятиях в Республике Мордовия на 6%, в Чувашской Республике – на 1,2% и в Нижегородской области – на 2,4%. В Республике Марий Эл и Кировской области значительно сократился темп спада производства и составил соответственно 1,8% и 2,5% (16,1 и 10,2% соответственно в 2008 году).

В 2009 году темпы спада выпуска продукции замедлились по всем регионам, кроме Кировской области, положение в отдельных отраслях промышленности стабилизировалось.

Наибольший спад производства в экономическом районе наблюдался в Чувашской Республике. Несмотря на принимаемые меры, в ведущих отраслях республики – пищевой промышленности и машиностроении – выпуск продукции сократился соответственно на 25% и 30%. Особенно тяжелое положение сложилось на предприятиях ВПК. В то же время возросло производство строительных материалов на 24%, электроэнергии – на 1,2%, в лесном комплексе снижение составило всего 1%, в химической и нефтехимической промышленности – 4%. Треть предприятий республики увеличили выпуск продукции, обновился ассортимент, освоено и внедрено в производство более 200 новых видов изделий.7

Информация о работе Региональная экономика