Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:20, реферат
Региональная экономика – одна из важнейших отраслей экономических знаний. Региональная экономика как научная область знаний занимается исследованием, анализом и прогнозированием, а также обоснованием направлений размещения производительных сил с учетом общей стратегии социально – экономического развития и экологических требований; изучением экономики республик и регионов и межрегиональных экономических связей, исследованием территориальной организации хозяйства. Но в то же время региональная экономика изучает развитие и размещение производительных сил Российской Федерации в целом, ибо экономика каждого региона рассматривается, прежде всего, как часть единого хозяйственного комплекса России
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...……..3
Предмет региональной экономики…………………………………………..….5
Методы, используемые в исследованиях региональной экономике………….7
Задачи региональной экономике……………………………………….………..9
Понятия «регион», «экономический район»…………………………………..11
Экономико – географическое положение России………………….………….17
Геополитическое положение России………………...…………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………
Агломерация – территориально – хозяйственное сочетание, которое:
возникает на базе крупного города (нескольких городов) и создает значительную зону урбанизации;
отличается высокой степенью территориальной концентрации промышленности, инфраструктуры и плотности населения;
оказывает решающее влияние на экономику и социальную жизнь окружающей территории;
показывает высокую степень комплексности хозяйства и территориальную интеграцию населения.
Территориально – производственный комплекс (ТПК) – значительная территория, где расположена группа взаимосвязанных предприятий и организаций, составляющих единую технологическую цепочку, комплексно использующих природные ресурсы и получающих дополнительный эффект за счет сокращения транспортных затрат.
Межотраслевой территориальный комплекс – интегрированные на территории отраслевые производства, входящие одновременно в общегосударственную систему межотраслевых образований и имеющие единую программу развития.
Экономический район – целостная территориальная часть национального хозяйства страны со своей специализацией и прочными внутренними экономическими связями, основное звено в системе экономического районирования страны. По своему внутреннему содержанию термин соответствует более гибкому понятию "регион".
Экономические
зоны – группы укрупненных районов,
выделяемые по ряду признаков (территориальному,
природно – сырьевому, географическому
и т.д.).
1.5
Экономико – географическое положение
и границы России (ЭГП РФ и его отличия
от ЭГП СССР; уровни и масштабы оценок
особенностей положения страны).
РФ – самое крупное по площади государство мира – 17,1 млн км2 (2-ое место – Канада – 9,98; затем Китай – 9,6; 4-ое место – США – 9,4 и 5-ое место – Бразилия – 8,5 млн км2).
РФ занимает северную и северо – восточную части материка Евразия (1/3 России – в Европе, 2/3 – в Азии). На долю северной России приходится 11 млн км2 и 10 млн человек.
Северная
материковая точка – мыс
Крайняя южная точка материка – на гребне главного Кавказского хребта – 41012’ северной широты – на границе Дагестана и Азербайджана.
Крайняя западная точка – конечность на Песчаной косе в Балтийском море близ Калининграда.
Крайняя
восточная материковая точка
– мыс Дежнева – на Чукотке.
Самая восточная островная
Почти вся территория России расположена в Восточном полушарии. Из – за большой протяженности по долготе велика разница во времени – она составляет 10 часов (соответственно страна делится на 10 часовых поясов). В малонаселенных районах и на морях граница часовых поясов проходит по меридианам. В густонаселенных районах их проходят по административным границам субъектов федерации.
Общая протяженность границ РФ – 60000 км, из них 40000 км – морские границы. Морские границы проходят в 12 морских милях (22,7 км) от берега. В 200 морских милях (370 км) от берегов островов и материка расположены границы морской экономической зоны России. В пределах этой зоны допускается судоходство любых стран, но разработка и добыча всех видов природных ресурсов, находящихся в водах, на дне и в недрах, осуществляется только Россией.
Северные морские границы России проходят по водам морей Северного Ледовитого океана (Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море). Кроме части Баренцева моря все они покрыты круглый год дрейфующими льдами, поэтому плавание по морям затруднено. В пределах Северного Ледовитого океана от берегов России до Северного полюса находится наш сектор Арктики. Все острова этого сектора, кроме нескольких островов архипелага Шпицберген принадлежат нашей стране.
Восточные границы проходят по водам Тихого океана и его морей (Берингово море, Охотское море, Японское море). Ближайшими морскими соседями являются Япония и США. Пролив Лаперуза отделяет остров Сахалин от острова Хоккайдо в Японском море (оно не замерзает, что благоприятствует морским связям России с соседями).
Воды Балтийского моря соединяют Россию со Швецией, Польшей, Германией и странами Прибалтики. Северная часть Балтийского моря у некоторых берегов России замерзает, а у берегов Калининграда – нет. По Балтийскому морю осуществляется связь со многими государствами Западной Европы.
На юго – западе РФ морские границы проходят по водам Азовского и Черного морей, которые соединяют Россию с Украиной, Грузией, Болгарией, Турцией, Румынией. По Черному морю идут пути в Средиземное море. Небольшие по протяженности морские границы проходят по Каспийскому морю.
Россия
– мировая морская держава. Ее
территория омывается водами трех океанов.
1.5
Геополитическое положение России.
Велика протяженность сухопутных границ России, причем геополитическое положение России стало несколько иным, чем то, которое она имела, будучи в составе СССР. После распада СССР у России формально не изменилось – число соседей. Их четырнадцать (и еще с двумя соседними государствами РФ имеет только морские границы – с Японией и США). Реальные границы с пограничными заставами и таможнями растягиваются на 1605 км (990 км со странами Балтии, 615 км с Азербайджаном и Грузией). Граница со странами Балтии демаркирована. Не изменилась граница с Норвегией, Финляндией, Монголией и КНДР (17 км). Резко сократилась граница с Польшей (которая теперь граничит только с Калининградской областью) и более чем на половину с Китаем.
Территория России не имеет четко определенных границ, которые были проведены условно в 20-е и 30-е годы. В настоящее время ставить вопрос об изменении границ, сложившихся исторически, по крайней мере, неразумно. Об этом свидетельствует мировой опыт: попытки изменить границы заканчиваются трагическими последствиями (например, Югославия).
Часть границ, закрепленных международными соглашениями, охраняются пограничными войсками, действующими заставами, таможнями (с Норвегией, Финляндией). Границы с государствами СНГ достаточно условны. Они изменялись произвольно и не закреплены соответствующими договорами. По договоренности со странами СНГ Россия обеспечивает своими пограничными войсками многие участки границ бывшего СССР.
В последнее время поднимаются на официальном и неофициальном уровнях претензии к России:
Япония хочет заполучить южные острова Курильской дуги (острова Кунашир, Шикотан, Хабошан, Итуруп). Они для Японии являются северными.
В Эстонии – Печорский район (на территории России – Псковская область).
В Латвии – Пыталовский район.
В Финляндии – на земле Карелии – Корельский перешеек и некоторые острова в Финском заливе.
Представляется очевидным ухудшение политики и ЭГП России за последние годы. Государства Балтии, Белоруссии, Украины как бы отгородили Россию от стран Европы. Между тем, из России в страны Западной и Восточной Европы протянута сеть газо- и нефтепроводов. Туда же ведут международная магистраль Москва – Минск – Варшава – Берлин – Париж и железная дорога Прага – Будапешт – Вена и другие европейские столицы.
Нынешняя ситуация
порождает множество проблем. "Географическое
отдаление России" сократило ее участие
в европейских делах". Прежние международные
организации СЭП и Варшавского договора
распались, а новые не созданы. Страны
Балтия, Польша, Венгрия, Чехия на пороге
вступления в НАТО.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный хозяйственный комплекс России имеет сложную отраслевую структуру, которая сейчас испытывает коренную перестройку в направлении социологизации. Предмет региональной экономики расширяется за счет включения в ее сферу изучения региональных финансово – кредитных отношений, а также процессов формирования региональных рынков.
Таким образом, региональная экономика – это область научных знаний, изучающих развитие и размещение производительных сил, социально – экономические процессы на территории страны и ее регионов в тесной увязке с природно – экологическими условиями.
Результаты проведения экономических реформ и становление рыночных отношений в России зависят в первую очередь от нормализации политической обстановки в регионах.
В региональной политике и стратегии главной задачей является недопущение социальных конфликтов в аграрных регионах с перенаселением и экономической депрессивностью.
Одной из важнейших задач регионального развития является преодоление различий в уровне жизни населения отдельных регионов. Для выполнения этой задачи огромное значение имеют государственные программы хозяйственного развития отдаленных регионов с учетом их экономического уровня и особенностей. Формирование территориально – производственных комплексов на базе уникальных природных богатств.
Большое значение имеет рациональная схема размещения производства как условие для экономического роста. Например, для преодоления кризиса в “провальных” регионах необходимо стимулирование инвестиционной деятельности, в том числе привлечение капитала извне. Администрация таких регионов должна получить право создавать льготные налоговые условия для инвесторов, что в сочетании с избытком рабочей силы, низкой заработной платой и относительно низкими темпами инфляции может стать достаточно сильным стимулом для привлечения инвестиций. Власти добывающих регионов, напротив, смогут за счет части налогов, собираемых со своих предприятий, развивать инфраструктуру, которая практически отсутствует на севере и востоке страны. Причем возможности воздействия на инвестиционную привлекательность регионов у их руководителей будут намного шире за счет резкого смягчения федерального налогового бремени.
Общие региональные задачи для всех регионов – это реформирование структуры экономики, преобладание депрессивного состояния отдельных регионов, создание социальной инфраструктуры, стабилизация экономики, освоение заброшенных земель, развитие межрегиональных транспортных систем, создание экологически безопасной обстановки. Предстоит измерить реальную величину национального богатства с учетом более полного отражения природно – ресурсного и интеллектуального потенциала экономики; во – вторых, создать механизм для эффективного использования национального богатства. К числу новых задач региональной политики следует отнести всемерное развитие экспортных и импортных производств, осуществление экономических реформ, создание рыночной инфраструктуры, приватизацию, развитие предпринимательства.
Регионы
как низовая сфера
Таким
образом, с учетом определенной специфики
региональное управление выступает проводником
общероссийских интересов. Это не исключает
особых аспектов управления. Наоборот,
учет особенностей позволит избежать
жесткой централизации и бюрократизации
хозяйственной жизни. Эффективность управления
тем выше, чем свободнее в рамках единого
экономического механизма субъект хозяйствования
может распоряжаться своими ресурсами.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барыгин И. Н. Регионоведение: учебник для студентов вузов / И. Н. Барыгин. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 274 с.
2. Бусыгина И.М. Политическая регионалистика: Учебное пособие. – М., 2008. – 325 с.
3. Бутов В. И., Игнатов В.Г., Кетонова Н.П. Основы региональной экономики. Москва: изд. Центр Март,2009. – 354 с.
4. Видяпин В.И., Степанов М.В. Региональная экономика. – 2007. – 529с.
5. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. СПб.: Изд – во Михайлова В.А.,2007. – 248с.
6. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2008. – 413с.
7. Гохберг М.Я. Федеральные округа Российской Федерации. М.: Финансы и статистика, 2007. – 364с.