Региональная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:20, реферат

Описание работы

Региональная экономика – одна из важнейших отраслей экономических знаний. Региональная экономика как научная область знаний занимается исследованием, анализом и прогнозированием, а также обоснованием направлений размещения производительных сил с учетом общей стратегии социально – экономического развития и экологических требований; изучением экономики республик и регионов и межрегиональных экономических связей, исследованием территориальной организации хозяйства. Но в то же время региональная экономика изучает развитие и размещение производительных сил Российской Федерации в целом, ибо экономика каждого региона рассматривается, прежде всего, как часть единого хозяйственного комплекса России

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...……..3
Предмет региональной экономики…………………………………………..….5
Методы, используемые в исследованиях региональной экономике………….7
Задачи региональной экономике……………………………………….………..9
Понятия «регион», «экономический район»…………………………………..11
Экономико – географическое положение России………………….………….17
Геополитическое положение России………………...…………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

Работа содержит 1 файл

Региональная экономика.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

       Методы социологических исследований. Они включают стандартизированные  интервью, индивидуальные собеседования с представителями разных отраслей и сфер социально – экономического комплекса региона; контент – анализ интервью и публичных выступлений руководящей элиты регионов, ученых и специалистов и т.д.

       Важное место в региональных  исследованиях занимают методы  сопоставления  региональных уровней жизни населения и прогнозирования  развития региональной социальной инфраструктуры. Для анализа уровня жизни населения регионов центральными экономическими органами разработана методика сопоставления  на основе системы синтетических и частных показателей. В конечном счете, основная цель исследований территориального уровня жизни населения  заключается в выявлении фактически сложившихся  различий в уровне жизни и достижении относительно равной степени удовлетворения  потребностей населения  всех регионов  РФ, а уровень жизни населения непосредственно связан с развитием региональной социальной инфраструктуры. 

       Как практически можно использовать все эти методы?

          В качестве  «модельных» регионов  этого периода могут рассматриваться:

  • регионы столичного типа с диверсифицированной экономикой  и растущим финансовым сектором;
  • экспортоориентированные; сырьевые, металлургические и (или) «транспортные» («завязанные» на обслуживание внешнеэкономических связей) регионы;
  • взявшие курс на форсирование экономических реформ, как правило, финансово сильные регионы с крупной промышленностью;
  • богатые природными ресурсами республики, добившиеся экономической самостоятельности от федерального центра;
  • проводящие политику «мягкого» вхождения в рынок;
  • кризисные (депрессивные) регионы со специализацией на легкой промышленности и на машиностроении, в том числе  оборонном;
  • экономически слаборазвитые аграрные и (или) периферийные  регионы, зависящие от федерального бюджета;
  • отдаленные северные и восточные регионы.

       Каждая из этих моделей развития  имеет свои  наиболее характерные   «эталонные» регионы, однако большинство  регионов пока занимает промежуточное положение  между двумя – тремя типами. Если за точку отсчета взять уровень жизни населения, то к концу 90-х годов сформировалось три типа регионов, сочетающие различные аспекты уровня жизни населения.

       Во – первых, это имеющие мощный финансовый сектор «столичные» регионы, экспортоориентированные  северные и восточные регионы. Здесь сложился высокий уровень доходов, превосходящий в относительном выражении повышенный уровень потребительских цен. Покупательная способность и степень расслоения  по уровню доходов населения для регионов этого типа выше среднего по России уровня.

       Во – вторых, это ряд областей и добившихся экономического «суверенитета» республик с относительно невысоким  (средним) уровнем доходов и низкими ценами. Покупательная способность здесь достаточно высока, а степень имущественного расслоения, как правило,  не превышает среднего по России показателя.

       В – третьих, это экономически слаборазвитые регионы с низкой покупательной способностью, которая может сочетаться  как с высокой, так и с низкой степенью имущественного расслоения. Уровень цен здесь не превышает средне – российского, однако, доходы на душу населения  минимальны из – за пониженной экономической активности и высокой демографической нагрузки на трудоспособное население.         

             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

      1.3 Задачи региональной экономики 

     Одной из важнейших задач регионального  развития является преодоление различий в уровне жизни населения отдельных регионов. Для выполнения этой задачи огромное значение имеют государственные программы хозяйственного развития отдаленных регионов с учетом их экономического уровня и особенностей. Формирование территориально – производственных комплексов на базе уникальных природных богатств. Общие региональные задачи для всех регионов – это реформирование структуры экономики, преобладание депрессивного состояния отдельных регионов, создание социальной инфраструктуры, стабилизация экономики, освоение заброшенных земель, развитие межрегиональных транспортных систем, создание экологически безопасной обстановки. К числу новых задач региональной политики следует отнести всемерное развитие экспортных и импорт заменяющих производств, осуществление экономических реформ, создание рыночной инфраструктуры, приватизацию, развитие предпринимательства. В последнее время многие регионы России проявляют повышенный интерес к проблеме создания свободных экономических зон. Эти зоны являются мощным фактором экономического прогресса и вовлечения России в мировые хозяйственные связи. Экономическую эффективность свободных экономических зон предопределяет специальный экономический режим, устанавливаемый на территории зоны.

     В зонах основное место отводится предприятиям с участием иностранного капитала, продукция их ориентируется на экспорт, иностранным вкладчикам предоставляются различного ряда льготы в уплате подоходного налога. Государство предоставляет свободным экономическим зонам самостоятельность в ведении внешнеторговой деятельности и контроля над нею.

     Региональная  политика России в отношении развития свободных экономических зон  учитывает возможность создания на территории страны новых технополисов. Особенно важно создание свободных экономических зон в таких регионах, где необходимо сначала поднять жизненный уровень, а затем приблизить его к европейскому стандарту. 
 
 
 
 
 

                         

                

              

                    
 
 
 

             

 

      1.4 Понятия "регион", "экономический район" 

     Актуальность  рассмотрения проблемы разграничения  понятий и определений, выяснение  сущностного содержания некоторых  экономических категорий обусловливаются  возросшей ролью регионального  управления, становлением местного самоуправления, влиянием территориальных организаций на социально – экономическое развитие территорий. В связи с этим необходимы:

     учет  местных ресурсов и специфики  при выработке критериев, методики и инструментария управления использованием социально – экономического потенциала;

     опора на экономическое состояние и  уровень развития муниципальных  образований и регионов;

     страхование от влияния на происходящие процессы внутренних и внешних факторов, без  чего невозможны высокоэффективная  организация управления и принятие решений местными органами власти и управления. Проблемы совершенствования управления социально – экономическим потенциалом в целях ускорения социально – экономического развития регионов, муниципальных образований в процессе регионального воспроизводства в условиях децентрализации.

     Отечественная экономическая наука с 70-х годов  истекшего столетия основное внимание уделяла изучению теории и разработке практических рекомендаций, касающихся регионального воспроизводства  и управления ресурсами. Вместе с  тем многие вопросы интенсификации использования потенциала развития муниципальных образований, разработки жизнеспособных моделей эффективного использования местных ресурсов остаются недостаточно изученными и дискуссионными в науке и злободневными – в практической деятельности. В их числе:

     эффективность управления социально – экономическим потенциалом в регионах;

     соотношение местных, региональных и федеральных  интересов;

     формирование  местных и региональных рынков и  их инфраструктуры;

     инвестиционная  политика;

     управление  имуществом при различных формах собственности;

     повышение эффективности использования местных pecypсов;

     интенсификация  использования ресурсов и другие проблемы.

     Что касается вопросов отработки методики оценки влияния специфики территориальной  организации и развитости социально – экономического потенциала на финансово – экономическое состояние муниципальных образований и регионов, выработки инновационных подходов в управлении экономическим развитием учетом объективных внешних и внутренних факторов, то они сегодня остаются на уровне дискуссий.

     К числу наиболее существенных причин, оказавших заметное влияние на темпы перехода России к рыночным отношениям, весь ход социально – экономических преобразований в стране, носится явная недооценка территориального (регионального) фактора. Процесс децентрализации государственного управления идет медленно, нередко встречая сопротивление центра. В то же время, получив значительные полномочия, ряд регионов (субъектов Федерации) становится на путь сепаратизма, нарушений конституционных основ политической целостности государства. Нередки факты, когда принятые субъектами Федерации законодательные акты противоречили Конституции Российской Федерации.

     Исключительная  важность действительно научного обеспечения  радикальных рыночных преобразований, создания (сохранения) единого рыночного  пространства в сочетании с формированием  региональных рынков, с развитием местного самоуправления определила острую необходимость более углубленного изучения вопросов повышения эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере регионального управления.

     В данном курсе нам предстоит изучить две главные проблемы регионального развития:

     формирование и функционирование социально – экономического комплекса региона;

     региональное  управление (политическое, экономическое, социальное, экологическое) в новых  условиях.

     Такое изучение предполагает региональный анализ всех факторов и явлений, воздействующих на региональное развитие: исторических, природно – ресурсных, этнических, религиозных, экологических, политических, а также внутрирегиональных и межрегиональных связей. Мы обратимся к научным методикам, использующим управленческие и юридические науки, экономическую историю, экономическую и социальную географию, демографию, социологию, статистику, религиоведение, этнографию, экологию и т.д.

     Рассматривая  методологические аспекты, важно определиться с понятийным инструментарием, и в первую очередь с понятием "регион". Дело в том, что и в нашей, и в зарубежной научной литературе нет четкого определения данного понятия, что является одной из причин многообразия направлений и методологических концепций в современных региональных исследованиях в России и за рубежом.

     В экономической литературе чаще всего  фигурируют два понятия региона, причем довольно часто между понятиями "регион" и "район" ставится знак равенства. Так, ряд авторов под регионом подразумевают определенную часть народнохозяйственного комплекса страны, отличающуюся географическими условиями и природно – ресурсной специализацией. Эти районы являются относительно замкнутыми как в производственно – техническом, так и в экономическом отношениях. Другие под регионом понимают единицу административного деления страны: край, область, город.

     Зарубежные  ученые – регионоведы трактуют понятие "регион" по – своему. Признавая существующую путаницу в определении понятий "регион" и "район", американские профессора П. Джеймс и Дж. Мартин в своем капитальном исследовании "Все возможные миры" пишут: "Обычно под словом "регион" понимается целостный участок территории, отличающийся некоторой однородностью в своей основе, но не обладающий четкими границами. Более того, это слово часто употребляют для обозначения весьма больших территорий, образующих главные подразделения континентов. Но в профессиональном языке географов, используемом здесь, слово "регион", или "район", применяют по отношению к территориям самой разной площади, которые характеризуются определенной однородностью, являющейся специфической и служащей основанием для того, чтобы выделить эти территории". В работах американских ученых, впрочем, как и отечественных исследованиях, встречаются различные определения понятия "район". Так, профессор Гарвардского университета Грае писал: "Мы можем определить государство. Оно имеет организацию, границы и название. Оно имеет записанную историю. Но что такое район? Конечно, это не политическая и не административная единица. Мы можем сказать лишь, что это территория, отличающаяся достаточно характерными признаками для того, чтобы отделить ее от соседей".

Информация о работе Региональная экономика