Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:47, научная работа
Несмотря на то, что региональная интеграция остается важной темой в Центральной Азии, реальный прогресс региональной интеграции остается на очень низком уровне. В то время как государственный и общественный уровень интеграции были хорошо изучены, вопросы интеграции со стороны хозяйствующих субъектов (например, предпринимателей, компаний и корпораций) в качестве основных «клиентов» и «потребителей» региональной интеграции в значительной степени игнорируются. В данной статье рассматривается восприятие экономических субъектов в Казахстане и Узбекистане.
EX9: Я думаю, у нас есть своя конкретная модель. Мы отличаемся от других центрально-азиатских республик высоким уровнем коррупции.
IOR5: Трудно судить. Я был в Узбекистане, я там работал, встречался с людьми. Как для человека, который чужд в этой стране… Мое личного восприятие заключается в том, что в Узбекистане легче работать с государственными чиновниками. Люди, которых я встречал - это в основном заместители министров финансов, например, которые являются хорошо образованными людьми, которые понимают суть проблемы, которые открыты в выражении своих мнений и прочего. Тем не менее, трудно мне судить, насколько они эффективны в продвижении своих идей в их стране, потому что их политическая система отличается от той, что мы имеем здесь, и это трудно для меня, чтобы судить, насколько она регулируется. Я не предпочел бы судить о ситуации в Узбекистане от информации, которую я слышу от русских каналов телевидения.
Респонденты имеют ограниченные знания о складывающейся ситуации в соседних странах. Наиболее частые ответы на вопросы о соседних странах были "я не знаю" и "я не знаком с ситуацией в Казахстане / Узбекистане». Тем не менее, многие респонденты продолжали свою речь на необоснованной информации или слухах о стране, с которой они не были знакомы. В большинстве случаев их умозаключение сводилось к тому, что их страна намного выше и намного лучше, чем соседняя (см. таблицу ниже). Казахские респонденты ссылались на уровень экономического развития в качестве эталона для сравнения, в то время как узбекские респонденты ссылались на последствия мирового финансового кризиса (Узбекистан не сильно пострадал от экономического кризиса) в качестве сравнения. Говоря о своих соседях, респонденты в обеих странах хотели бы видеть относительно низкое экономическое и политическое развитие своих соседей, и наоборот, переоценивать достижения своей страны. Еще один интересный момент заключался в том, что респонденты не были заинтересованы в получении информации о своих соседях. Скорее они были заинтересованы в получении дополнительной информации о Юго-Восточной Азии и Европе, о странах Центральной Азии.
Таблица 2. Выдержки из интервью
Узбекистан
EX9: Ну, препятствия вполне очевидны: рынок еще не заполнен, дешевые ресурсы, перспективный рынок. Опять же, если мы возьмем Казахстан, вы знаете, или Кыргызстан с точки зрения расположения, вы знаете, там есть рынок. Я повторяю себе ... Когда я был в Казахстане 3 года назад я был так рад видеть бренды и как были заполнены магазины. Я должен был поехать в Казахстан в ноябре. Я ожидал то же чувство, которое у меня было 3 года назад, когда я поехал в Астану и Алматы. Конечно, я посетил супермаркеты и магазины, но я был разочарован. Прежде всего, презентация продукта хуже ... упаковки. Я могу сказать, что правила маркетинга здесь работают лучше. Например, 3 года назад мы говорили "Ох, магазины в Казахстан являются совершенными, что они имеют яркий свет!" После того как я вернулся, я могу сказать, что по магазинам Узбекистан лучше ... по крайней мере с точки зрения ассортимента и качества. Не люди сами, а качество презентации продукта. У нас есть много возможностей здесь.
EX1: Мы все можем свободно ходить по улицам Ташкента не боясь подвергнуться нападению или грабежу... Я бы не сделал то же самое в Кыргызстане или Казахстане или любой другой стране ЦА.
FCR40: Мы инвестируем в этот рынок в течение 5 лет, и теперь я могу сказать, что ... Просто возьмем простой пример. Возьмем классический пример. Из 100 процентов прибыли, 5 процентов вы выделяете для инвестиций. Вы знаете, в нашем случае это не так. Процент намного выше, а рентабельность намного ниже. Почему? Это потому, что рынок только начал расти. Если мы сравним с Казахстаном, например, вы сами прекрасно знаете, что мы на несколько шагов позади них с точки зрения масштабов. Тем не менее, у нас есть большой потенциал. Это только вопрос времени.
Казахстан
IOR1: В Узбекистане ситуация немного отличается, намного жестче там. Узбекистан больше похож на Советский Союз в 1989-1991 гг. Там у них есть власть и милиция ситуация полностью милитаризивана. У нас этого здесь нет. Все гораздо быстрее и проще.
IOR1: Я думаю, что это невезение, что Казахстан расположен в этом регионе и, возможно, это заслуга правительства Казахстана, что они не склонны сравнивать себя с Узбекистаном; вместо этого, они хотят сравнивать свои достижения с Турцией, Малайзией и Индонезией. Иногда это звучит странно, потому что люди знают о Малайзии может быть только теоретически. Но по крайней мере мы видим, и есть желание видеть дальше соседей.
IOR1: Если мы сравним то, что я видел в Узбекистане в середине 90-х годов с тем, что происходит в данный момент, то я думаю, это почти тот же день с незначительными изменениями. В Казахстан ситуация иная.
IOR1: Еще один отличительный аспект казахского и узбекского бизнеса в том, что деловые отношения в Узбекистане характеризуется интенсивными семейными узами. Например, в Узбекистане они могут назначить брата кем-то, чтобы запустить завод, который находится в 60 км отсюда, в то время как в Астане или любых других отдаленных частях Казахстан они назначают профессиональных менеджеров для запуска завода.
FCR2: Казахстан является стабильным, да. наверное, я бы сказал, что Узбекистан на всей территории ЦА является, вероятно, самым трудным местом для ведения бизнеса.
Вопрос:
Знаете ли вы о ситуации с профсоюзами
в Узбекистане и вы можете сравнить с Казахстаном?
EX14:
Конечно! В Казахстане намного лучше, чем
в Узбекистане. В Узбекистане полный "застой".
FCR1:
В Узбекистане законодательство далеко
от совершенства. Мы вряд ли откроем филиал
там в ближайшее время. В Кыргызстане,
если ситуация будет благоприятной, то
мы обязательно откроем один филиал там.
Простое правило экономики хорошо функционирует в условиях Центральной Азии. Всякий раз, когда компания чувствует, что она достигает потолка, она откывает для себя возможности за пределами страны (см. таблицу ниже). Тем не менее, не так много компаний, достигают своих потолков из-за многих факторов - начиная от правительственных ограничений на отсутствие производственных мощностей для насыщения собственных рынков. Предвзятость по отношению к соседям еще больше усугубляет ситуацию. Иностранные компании в этом отношении служат в качестве исключения. Они рассматривают весь регион как площадку для своих операций и обычно они обладают достаточными мощностями для работы во всех центрально-азиатских рынках одновременно.
Таблица 3. Выдержки из интервью.
Узбекистан
DCR20: Да, камер наблюдения. Таким образом, только один поставщик продал 3500 камер. То, что мы продали было 100 камер по всей стране. Я думаю, ситуация немного изменилась. Индустрия растет сейчас, но я не уверен, что любой из крупных игроков хотел бы создать представительство здесь и нести все расходы на транспорт, аренду офиса, чтобы продать оборудование стоимостью в несколько десятков тысяч долларов, в то время как расходы будут гораздо выше. На самом деле, я знаком с казахским рынком. Строительный и экономический бум, который они имели до кризиса привело к возникновению крупных игроков. Сразу возникла конкуренция. На мой взгляд, если есть потребность на рынке, если рынок способен обеспечить огромные финансовые выгоды, которые могут быть извлечены, то, конечно, конкуренция будет привлекать новых игроков на рынок. Между тем, я не думаю, что с нашими объемами продаж есть большой интерес к нашему рынку.
PO34:
Я думаю, что причина в том, что зерно транспортируется
через нашу территорию. Раньше казахское
зерно возилось через порт Актау, через
Каспийское море в Иран. После проведения
расчетов они пришли к мнению, что дешевле
транспортировать его через нашу территорию.
Казахстан
IOR5:
Несомненно, есть социально значимые товары,
входящие в потребительскую корзину с
фиксированным ценовым диапазоном. Это
было менее очевидным в последние годы,
но теперь при пересечении границы Республики
Казахстан вы можете ясно видеть, что цена
увеличивается в несколько раз, прежде
чем товар достигает потребителей. Эта
ситуация очень ненормальна и все это
понимают. Кроме того, дешевые продукты,
которые приходят из Узбекистана и Китая
выступают в качестве некоторым «контрольным
выстрелом» и уничтожить экономическую
ситуацию в стране. Например, в отношении
фруктов и овощей, это очень трудно конкурировать
по цене и качеству ... по крайней мере,
с узбекской продукцией. Но каждая социальная
группа находит свою нишу и может это себе
позволить. Ну, государство контролирует
цены на хлеб ... тарифы на электроэнергию,
отопление, водоснабжение и т.д. Существует
Агентство по Регулированию Естественных
Монополий; монополии регулируются достаточно
сильно и довольно часто Агентство сопротивляется
им.
7. Рекомендации
Результаты исследований показывают
чудовищную ситуацию с точки зрения интеграции
между двумя крупнейшими экономиками
Центральной Азии. В отличие от научной
литературы и отчетах международных организаций,
хозяйствующие субъекты в двух странах
не видят необходимости в активизации
интеграционных процессов. Как показывает
исследование, нежелание сотрудничать
основывается на ряде политических, экономических,
культурных и психологических факторов.
Осознавая преимущества интеграции, существует
несколько рекомендаций, которые могут
рассматриваться в качестве средства
для текущего статус-кво:
Эти меры должны помочь заполнить пробел
в знаниях между странами, активизации
торгово-экономических связей между
республиками Центральной Азии и
послужить хорошей платформой для дальнейшей
интеграции. Есть два ключевых элемента,
которые должны быть приняты во внимание:
во-первых, без надлежащей институциональной
поддержки, будет сложно инициировать
интеграционные процессы. Однако, как
показывает история, все интеграционные
мероприятия до сих пор остаются "чернилом
на бумаге" и не дают развиваться интеграционным
процессам дальше. Таким образом, подход
к интеграции начиная с низов (с компаний)
может неожиданно сдвинуть монолит, который
был неподвижным в течение последних двух
десятилетий. Во-вторых, Казахстан является
частью Евразийского экономического сообщества,
в то время как Узбекистан воздерживается
от вступления в Таможенный союз. Это краеугольный
камень экономической конвергенции между
странами. Тем не менее, вышеупомянутые
меры должны помочь успешно решить ситуацию
и создать пул возможностей между странами
Центральной Азии.
8. Список литературы