Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:30, реферат
Цель реферата – проанализировать социальные реформы в условиях перехода к рынку.
Задачи реферата – изучить социальную сферу в советском союзе, дать характеристику реформам, проводимым в условиях перехода к рынку и сделать общие выводы по итогам реформирования в социальной сфере.
1. Введение 4
2. Социальная система в Советском Союзе 5
3. Реформирование социальной сферы в условиях перехода к рынку 6
4. Основные итоги преобразований в социальной сфере 15
5. Заключение 17
6. Библиографический список 19
Григорий
Балыхин подчеркнул, что "не нужно
слишком драматизировать
Проект нового закона "Об образовании" находится на доработке и, возможно, будет представлен педагогам в 2011 году на августовских педсоветах.[10]
Перемены коснулись также и высшего профессионального образования (ВПО) состоялся перевод системы ВПО на болонскую (уровневую) модель.
Основными
целями проводимой
реформы стали:
1) переход на уровневую систему ВПО (со
ступенчатой),
2)переход на федеральные государственные
образовательные стандарты (ФГОСы)
Реформы в сфере здравоохранения
Переход
к рынку потребовал реформы в
экономике системы
Состояние российского здравоохранения в конце 90-х годов характеризуется с экономической точки зрения двумя ключевыми проблемами:
Главной проблемой является финансовая необеспеченность государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской помощи. За период с 1991 г. по 1999 г. расходы государства на здравоохранение сократились в сопоставимом выражении примерно в 2 раза. Между тем государственные гарантии предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи не менялись.[12]
Начатая в начале 90-х годов реформа здравоохранения предусматривала, прежде всего отделение институтов, предоставляющих медицинские услуги, от оплачивающих эти услуги организаций. Тем самым предполагалось повысить качество и эффективность медицинских услуг, за счет конкуренции поставщиков услуг. В 1991 году в рамках реформы здравоохранения был принят Закон «О медицинском страховании граждан РСФСР» и в 1993 году Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан РСФСР» ввели в стране обязательное медицинское страхование (ОМС). Предусматривалось, что предприятия будут оплачивать медицинские услуги, предоставляемые работающему населению, а средства, выделяемые федеральным правительством, будут направлены на обеспечение медицинского обслуживания остального населения страны.
Реформирование
здравоохранения России, реально
начатое в 2005 году, не случайно связывают
с именем «эффективного менеджера»
М.Ю. Зурабова. В истории советской
и российской медицины впервые власть
приняла беспрецедентное
Неудивительно,
что «реформирование» началось без
создания какой-либо концепции, программы,
без обсуждения со специалистами
в области организации
Апофеозом
приоритетного национального
Забыл
министр и о том, что вот
уже более полувека центром оказания
высокотехнологичной
Приход
в Министерство здравоохранения
и социального развития Т.А. Голиковой
связан, по-видимому, с тем, что при
М.Ю. Зурабове денежные потоки так перепутались,
что потребовался опытный специалист
из Министерства финансов, чтобы привести
в порядок расстроенные ресурсы
социального министерства. Довольно
скоро недостроенные
Однако вскоре после реорганизации из министерства ушли наиболее квалифицированные специалисты — организаторы здравоохранения, а основные руководящие должности заняли выходцы из Министерства финансов и Федерального медико-биологического агентства. Причем среди вновь назначенных руководящих работников министерства мало лиц, имеющих дипломы об окончании медицинского вуза.
Министерством
полностью утрачены контакты с Российской
академией медицинских наук, экспертным
сообществом. Практически прекратились
заседания коллегии Минздрава, решавшие
важнейшие, узловые концептуальные
вопросы в отрасли. Перестали
прислушиваться к мнению руководителей
здравоохранения субъектов
Из
Министерства здравоохранения и
социального развития постепенно исчезло
здравоохранение, ответственность
за состояние здравоохранения Т.А.
Голикова возложила на руководство
регионов, а контроль за работой
органов здравоохранения и
Конечно, такое «реформирование» не могло
не сказаться на показателях здоровья
населения России. Скорее всего, именно
поэтому была разрушена служба медицинской
статистики, а министерство в последнее
время перестало издавать ежегодные сборники
показателей, характеризующих состояние
здоровья населения.
В
России имеется дефицит врачебных
кадров наряду с доставшимся от СССР
острейшим дефицитом
Минздравсоцразвития не заинтересовано и не занимается внедрением новейших разработок отечественных ученых в практическое здравоохранение. В результате все ускоряющимися темпами растет зависимость России от поставок импортных лекарств и оборудования. По данным депутата Государственной думы Т.В. Яковлевой, уже до 90% лекарств закупается за рубежом. «Производство» лекарств в России сводится в основном к их расфасовке. Вместе с тем объемы централизованных закупок лекарств и оборудования, производимых министерством, уменьшились незначительно, а хаотичные и бессистемные действия Министерства здравоохранения и социального развития в период массовых эпидемий гриппа в последние годы стали наглядным примером нерационального использования ресурсов. Возрастающие объемы закупок медицинского оборудования и лекарств за рубежом привели к деградации и почти полному уничтожению медицинской и фармацевтической промышленности в России. Россия полностью прекратила производство лекарственных субстанций и антибиотиков.
Не
надо забывать, что система здравоохранения
нашей страны уже в 70-х годах
прошлого столетия была признана лучшей
в мире, на ее основе формировались
системы здравоохранения
Основные итоги преобразований в социальной сфере
На современном этапе нельзя точно сказать об итогах реформ, потому что многие из них еще не претворили в жизнь намеченные цели, а результаты по некоторым можно будет проанализировать только через определенный промежуток времени. Но предварительные итоги в реформировании образования и здравоохранения можно дать уже сейчас.
Итоги реформирования здравоохранения
За
последние годы наше здравоохранение
понесло серьезные потери, прежде
всего из-за разрушения системы оказания
первичной медицинской помощи. Острый
кадровый кризис, снижение качества подготовки
специалистов в большинстве медицинских
вузов, невозможность обеспечения
достойного существования выпускникам
медицинских вузов, прекращение
инвестиций в фундаментальные медицинские
исследования, снижение объема финансирования
высокотехнологичной
Итоги
реформирования ВПО
• значительное сокращение числа специальностей (с
535 до 107), во многих случаях ущербное для
качества подготовки выпускников;
• массовое сокращение объема и уровня
профессиональной подготовки – замена
5-тилетнего обучения на 4-х летнее приведет
к тому, что учащиеся будут получать знаний
на 20% меньше по сравнению с программами
подготовки специалистов, причем в мире
сейчас наблюдаются обратные тенденции –
показано, что увеличение сроков обучения
на один год ведет к заметному увеличению
ВВП на 5% и более;
• потеря значительной части объема
образовательного контента и преподавательских
технологий, накопленных национальной
системой образования для специалитета.
• существенное сокращение
объема учебной нагрузки для преподавателей
и ухудшение их материального положения;
• значительный ущерб для высокотехнологичных
и наукоемких областей, включая ракетно-космические
технологии, авионику, атомную энергетику,
химическую промышленность, нанотехнологии
и т.д., в которых бакалавры не востребованы.
Об итогах реформирования старшей школы, на мой взгляд, пока говорить рано. Можно лишь сделать некоторые предположения: с введение нормативного финансирования школы могут оказаться на грани выживания. По крайней мере, после введения "подушевой оплаты", или так называемой реформы "деньги за ученика", для некоторых учебных заведений проблема существования наверняка затмит все остальные. Реформа, как гласит официальная версия, должна оптимизировать финансирование школ. На практике же оптимизация, как это часто водится, может ударить по абсолютному большинству учебных заведений России. И в результате выиграют сильнейшие, самые престижные и многочисленные школы, а школы с малым числом учеников будут закрыты, тем самым, экономя бюджет страны.