Реформы в социальной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:30, реферат

Описание работы

Цель реферата – проанализировать социальные реформы в условиях перехода к рынку.
Задачи реферата – изучить социальную сферу в советском союзе, дать характеристику реформам, проводимым в условиях перехода к рынку и сделать общие выводы по итогам реформирования в социальной сфере.

Содержание

1. Введение 4
2. Социальная система в Советском Союзе 5
3. Реформирование социальной сферы в условиях перехода к рынку 6
4. Основные итоги преобразований в социальной сфере 15
5. Заключение 17
6. Библиографический список 19

Работа содержит 1 файл

экономич реф.docx

— 43.72 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Южно-Уральский Государственный Университет»

Факультет «Экономика и управление»

Кафедра «Экономическая теория и Мировая экономика»

Реформы в социальной сфере 
Реферат  
по дисциплине «экономические реформы»

 
 
 

                  Проверил, доцент кафедры Экономическая теория и Мировая экономика 
                  Наталья Анатольевна Сигатова 
                  19 мая 2011г. 
                   
                  Автор работы  
                  Студент группы 136 
                  Дарья Викторовна Кремер 
                  19 мая 2011 г.

Реферат защищен с оценкой

________________________

___________________2011г. 
 
 
 

Челябинск 2011

Аннотация

                    Кремер  Д.В. Реформы в социальной сфере. – Челябинск: ЮУрГУ, ЭиУ- 136, 20 стр., библиогр.список – 14 наим.

    Цель  реферата – проанализировать социальные реформы в условиях перехода к рынку.

    Задачи  реферата – изучить социальную сферу в советском союзе, дать характеристику реформам, проводимым в условиях перехода к рынку и сделать общие выводы по итогам реформирования в социальной сфере. 

                                                                                     

                                                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление

1. Введение            4

2. Социальная  система в Советском Союзе      5

3. Реформирование  социальной сферы в условиях  перехода к рынку   6

4. Основные  итоги преобразований в социальной  сфере    15

5. Заключение            17

6. Библиографический  список        19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Социальная  сфера была и остается наиболее значимой для нашего государства. Тема данного реферата, безусловно, актуальна в настоящее время. Произошедшие во время перехода к рынку преобразования во многом изменили социальную систему общества.

    Пожалуй, ни в одной из областей экономической  стратегии государства ломка сложившейся системы не оказалась такой болезненной и чреватой потрясениями, как в перестройке социальной сферы. Падение объемов производства, структурные дисбалансы в экономике и кризис государственных финансов резко сократили возможности маневра в социальной политике и объемы ресурсов, которые можно перераспределять между ее отдельными направлениями. Это привело к замедлению реформ социальной сферы.

    В настоящее время многие социальные отрасли нуждаются в реформировании. Продолжается сокращение финансирования социальной сферы, что ведет к  обнищанию и диспропорциям. Важно  выяснить причину ослабления социальной сферы. Почему государство в результате рыночных реформ стало меньше уделять  внимание образованию, здравоохранению, пенсионному обеспечению.

    Актуальность  темы данного реферата заключается  в том, что современное общество давно нуждается в существенных преобразованиях в социальной сфере. В настоящее время государство  разрабатывает планы по реализации реформ, направленных на улучшение социальной сферы общества. Происходят преобразования в системе образования; введение Единого государственного экзамена. Реформируется здравоохранение; Введение обязательного медицинского страхования.

    При написании работы мной были использованы учебные пособия по курсу экономических  реформ в России, ресурсы Интернета, статьи о реформировании социальной сферы.

В реферате была использована работа профессора Сухомлина В. А., в своей статье «Итоги реформы высшей школы» он высказывает свое мнение на счет реформ проводимых в России в сфере высшего профессионального образования. Пашкус Н.А. в своей статье «Оценка экономической эффективности реформ в сфере образования» выделяет основные проблемы системы образования и выявляет наиболее перспективные варианты реформ. С.Ю. КовалевИ.Ю. БламИ.Н. Зайцева в своей статье «Реформа системы здравоохранения в России: социальные последствия коммерциализации» описывают процесс реформирования здравоохранительной сферы в современной России. Чирикова А.Е.  в своей работе «Социальные реформы в современной России в оценках региональных лидеров» рассматривает социальную сферу в результате рыночных реформ. В этой работе представлена сравнительная характеристика произошедших изменений в России. Показан кризис финансирования здравоохранения и образования и общее снижение финансовых расходов на социальную сферу.

    Выше  перечисленный материал, использованный мной при написании реферата помог, составить картину реформирования социальной сферы в России и выявить специфику этих реформ. 

Социальная  система в советском  союзе

   Прежде  чем приступить к рассмотрению социальных реформ в современной России, необходимо изучить социальную систему в  советском союзе на момент перехода к рынку. К середине 80-х годов социализм, как общественно-экономическая система полностью исчерпала себя, обнаружился глубокий экономический, политический и социальный кризис системы. Советская экономика окончательно утратила присущий ей динамизм. Для нее был характерен остаточный принцип финансирования социальной сферы, науки и культуры. По основным показателям качества и уровня жизни: ее продолжительности, смертности, в том числе детской, обеспечения населения товарами и услугами СССР оказался далеко позади не только развитых капиталистических стран, но и многих развивающихся государств. К средине 1980 – х годов ВВП на душу населения составлял около 37% от уровня США, что позволяло СССР претендовать на статус лишь развивающейся страны. Прирост производительности труда приблизился к нулевой отметке. [ 3 c. 354] Реальное же положение было гораздо более тяжелым. Обозначился кризис в социальной сфере. Реальные доходы на душу населения в начале 80-х гг. (по сравнению с 1966-70 гг.) уменьшились в 2,8 раза. А за 1985 – 1991 годы реальная заработная плата выросла на 51%, но купить на эти деньги было нечего, так как вследствие «мягкой» бюджетной политики ощущался острый товарный дефицит. [3 с. 357]

   Горбачев  осознал необходимость реформ. В  течение практически всего 1986-го и первой половины 1987 года он предпринимал попытки улучшить социальную ситуацию в стране, но эти попытки носили достаточно спонтанный характер и отражали, тогдашние его надежды запустить механизм эффективного хозяйствования путем повышения требовательности, укрепления дисциплины наведения в стране порядка.

   В апреле 1985-го Горбачев взял линию на ускорение экономического развития страны. В это же время возникла потребность по-новому взглянуть  на социальную сферу государства. В  советский период социальная сфера  определялась как составная часть  общей политики КПСС. В силу смешения функций партии и государства  и, как следствие, искусственной  политизации сферы социального  развития, социальная составляющая социалистического  государства рассматривалась как  важный инструмент построения бесклассового  общества, а содержание социальной сферы социалистического государства  связывалось с улучшением условий  жизни и труда советских людей.   

   Реформирование  социальной сферы  в условиях перехода к рынку

   Реформы в сфере образования

   В рамках социальной политики в переходный период особое место заняла политика в области образования.

   Государственная Дума в январе 1995 года приняла законопроект «О сохранении статуса государственных  и муниципальных образовательных  учреждений и моратории на их приватизацию», в соответствии с которым в  течение трех лет запрещена приватизация учебных заведений.

   В целом за годы реформ удалось обеспечить конституционные права граждан  на получение образования, включая  среднее и высшее профессиональное образование, на конкурсной основе, сохранить  сеть государственных и муниципальных  образовательных учреждений, контингент учащихся, коллективы учителей и профессорско-преподавательского состава, развить сеть негосударственных  образовательных учреждений. Таким  образом, образование сохранило  свой потенциал в качестве определяющего  фактора социально-экономического развития России. В то же время реформы  в сфере образования сдерживались во многом из-за сокращения доли и фактического объема финансирования отрасли.

   В системе общего образования стоят три основных проекта реформирования:

  1. Проект нормативного финансирования, то есть нормативное финансирование учебных заведений  на одного учащегося. Персонализация бюджетного финансирования (вместо сметного финансирования учреждений) меняет ситуацию на образовательном рынке: учебные заведения теряют гарантированность финансирования, вынуждены бороться за учащегося. Тем самым увеличивается заинтересованность учебных заведений в повышении качества образовательных программ, в соответствии их структуры текущему и перспективному спросу общества. Повышается обоснованность и прозрачность бюджетного финансирования.
  2. Проект информатизации образования – управление образованием на всех уровнях системы (реализация единого информационного пространства системы образования на региональном и федеральном уровне). Тем самым, все процессы в системе образования должны осуществляться на базе современных информационных технологий и под управлением этих технологий. Таким образом, информатизация станет инструментом взаимодействия социальных партнеров, объединяющим их в университетский комплекс нового типа.
  3. Проект введения единого государственного экзамена. Осуществление ЕГЭ по основным предметам подготовки позволит создать внутристрановой конкурс в высшие учебные заведения, снизить затраты вузов на осуществление вступительных испытаний и позволит добиться доступности высшего образования. [2 с. 292]

   Сегодня результативность реформы в сфере  образования следует измерять по показателям качества образования, а содержание образования должно соответствовать самым высоким  мировым стандартам

   В этой связи неизмеримо возрастает роль аккредитации образовательного учреждения, в ходе которой осуществляется объективная оценка качества образования, то есть оценка соответствия фактических показателей качества, характеризующих организацию обучения (реализацию общеобразовательной программы) и подготовку выпускников (предметную обученность) в  образовательном учреждении по государственным требованиям.

   В 2010 году Президент Дмитрий Медведев подписал закон, совершенствующий порядок лицензирования образовательных учреждений.

Официально  документ называется длинно: "Федеральный  закон "О внесении изменений в  отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи  с совершенствованием контрольно-надзорных  функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере  образования". Изменения вступили в силу 1 января 2011 года. Попросту говоря, закон упростил процедуру выдачи лицензий и прохождения государственной аккредитации для образовательных учреждений.  Отныне у лицензии на право ведения вузом образовательной деятельности не будет срока действия. До сих пор она выдавалась на пять лет теперь лицензия бессрочна. [10]

  В настоящее время подготовлен  новый вариант проекта стандартов для старшей школы.

   Новые стандарты для старшеклассников предлагают школьникам самим выбирать предметы, которые они будут изучать  на углубленном или базовом уровне. «Разработчики стандартов выделили шесть предметных групп. Первая - это  русский язык и литература, а также  родной язык и литература, вторая - иностранные  языки, третья - математика и информатика, четвертая - общественные науки, пятая - естественные науки, шестая - искусство  или предмет по выбору. В каждой из групп ученику будет предложено  выбрать один-два предмета. При  этом три дисциплины - ОБЖ, Россия в  мире и физкультура преподаются  на одном уровне и являются, как  и индивидуальный исследовательский  проект, обязательными для всех.»[10]

   Председатель  комитета Госдумы РФ по образованию, глава группы мониторинга доработки  проектов стандартов общего образования  Григорий Балыхин пояснил суть новых  изменений: теперь десятикласснику, который  намерен поступать, скажем, в медицинский  вуз, не придется выбирать между химией и физикой или химией и биологией (все эти дисциплины относятся  к области "естественные науки"). Школьник сможет взять сразу три  предмета, которые ему необходимы.

Информация о работе Реформы в социальной сфере