Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:30, реферат
Цель реферата – проанализировать социальные реформы в условиях перехода к рынку.
Задачи реферата – изучить социальную сферу в советском союзе, дать характеристику реформам, проводимым в условиях перехода к рынку и сделать общие выводы по итогам реформирования в социальной сфере.
1. Введение 4
2. Социальная система в Советском Союзе 5
3. Реформирование социальной сферы в условиях перехода к рынку 6
4. Основные итоги преобразований в социальной сфере 15
5. Заключение 17
6. Библиографический список 19
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Проверил,
доцент кафедры Экономическая теория
и Мировая экономика
Наталья Анатольевна Сигатова
19 мая 2011г.
Автор работы
Студент группы 136
Дарья Викторовна Кремер
19 мая 2011 г.
Реферат защищен с оценкой
________________________
___________________2011г.
Челябинск 2011
Аннотация
Кремер Д.В. Реформы в социальной сфере. – Челябинск: ЮУрГУ, ЭиУ- 136, 20 стр., библиогр.список – 14 наим.
Цель реферата – проанализировать социальные реформы в условиях перехода к рынку.
Задачи
реферата – изучить социальную сферу
в советском союзе, дать характеристику
реформам, проводимым в условиях перехода
к рынку и сделать общие выводы по итогам
реформирования в социальной сфере.
Оглавление
1. Введение 4
2. Социальная
система в Советском Союзе
3. Реформирование социальной сферы в условиях перехода к рынку 6
4. Основные
итоги преобразований в
5. Заключение 17
6. Библиографический
список 19
Введение
Социальная сфера была и остается наиболее значимой для нашего государства. Тема данного реферата, безусловно, актуальна в настоящее время. Произошедшие во время перехода к рынку преобразования во многом изменили социальную систему общества.
Пожалуй, ни в одной из областей экономической стратегии государства ломка сложившейся системы не оказалась такой болезненной и чреватой потрясениями, как в перестройке социальной сферы. Падение объемов производства, структурные дисбалансы в экономике и кризис государственных финансов резко сократили возможности маневра в социальной политике и объемы ресурсов, которые можно перераспределять между ее отдельными направлениями. Это привело к замедлению реформ социальной сферы.
В
настоящее время многие социальные
отрасли нуждаются в
Актуальность темы данного реферата заключается в том, что современное общество давно нуждается в существенных преобразованиях в социальной сфере. В настоящее время государство разрабатывает планы по реализации реформ, направленных на улучшение социальной сферы общества. Происходят преобразования в системе образования; введение Единого государственного экзамена. Реформируется здравоохранение; Введение обязательного медицинского страхования.
При написании работы мной были использованы учебные пособия по курсу экономических реформ в России, ресурсы Интернета, статьи о реформировании социальной сферы.
Выше
перечисленный материал, использованный
мной при написании реферата помог, составить
картину реформирования социальной сферы
в России и выявить специфику этих реформ.
Социальная система в советском союзе
Прежде чем приступить к рассмотрению социальных реформ в современной России, необходимо изучить социальную систему в советском союзе на момент перехода к рынку. К середине 80-х годов социализм, как общественно-экономическая система полностью исчерпала себя, обнаружился глубокий экономический, политический и социальный кризис системы. Советская экономика окончательно утратила присущий ей динамизм. Для нее был характерен остаточный принцип финансирования социальной сферы, науки и культуры. По основным показателям качества и уровня жизни: ее продолжительности, смертности, в том числе детской, обеспечения населения товарами и услугами СССР оказался далеко позади не только развитых капиталистических стран, но и многих развивающихся государств. К средине 1980 – х годов ВВП на душу населения составлял около 37% от уровня США, что позволяло СССР претендовать на статус лишь развивающейся страны. Прирост производительности труда приблизился к нулевой отметке. [ 3 c. 354] Реальное же положение было гораздо более тяжелым. Обозначился кризис в социальной сфере. Реальные доходы на душу населения в начале 80-х гг. (по сравнению с 1966-70 гг.) уменьшились в 2,8 раза. А за 1985 – 1991 годы реальная заработная плата выросла на 51%, но купить на эти деньги было нечего, так как вследствие «мягкой» бюджетной политики ощущался острый товарный дефицит. [3 с. 357]
Горбачев осознал необходимость реформ. В течение практически всего 1986-го и первой половины 1987 года он предпринимал попытки улучшить социальную ситуацию в стране, но эти попытки носили достаточно спонтанный характер и отражали, тогдашние его надежды запустить механизм эффективного хозяйствования путем повышения требовательности, укрепления дисциплины наведения в стране порядка.
В
апреле 1985-го Горбачев взял линию на
ускорение экономического развития
страны. В это же время возникла
потребность по-новому взглянуть
на социальную сферу государства. В
советский период социальная сфера
определялась как составная часть
общей политики КПСС. В силу смешения
функций партии и государства
и, как следствие, искусственной
политизации сферы социального
развития, социальная составляющая социалистического
государства рассматривалась
Реформирование социальной сферы в условиях перехода к рынку
Реформы в сфере образования
В рамках социальной политики в переходный период особое место заняла политика в области образования.
Государственная
Дума в январе 1995 года приняла законопроект
«О сохранении статуса государственных
и муниципальных
В
целом за годы реформ удалось обеспечить
конституционные права граждан
на получение образования, включая
среднее и высшее профессиональное
образование, на конкурсной основе, сохранить
сеть государственных и
В системе общего образования стоят три основных проекта реформирования:
Сегодня результативность реформы в сфере образования следует измерять по показателям качества образования, а содержание образования должно соответствовать самым высоким мировым стандартам
В этой связи неизмеримо возрастает роль аккредитации образовательного учреждения, в ходе которой осуществляется объективная оценка качества образования, то есть оценка соответствия фактических показателей качества, характеризующих организацию обучения (реализацию общеобразовательной программы) и подготовку выпускников (предметную обученность) в образовательном учреждении по государственным требованиям.
В 2010 году Президент Дмитрий Медведев подписал закон, совершенствующий порядок лицензирования образовательных учреждений.
Официально документ называется длинно: "Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования". Изменения вступили в силу 1 января 2011 года. Попросту говоря, закон упростил процедуру выдачи лицензий и прохождения государственной аккредитации для образовательных учреждений. Отныне у лицензии на право ведения вузом образовательной деятельности не будет срока действия. До сих пор она выдавалась на пять лет теперь лицензия бессрочна. [10]
Новые
стандарты для старшеклассников
предлагают школьникам самим выбирать
предметы, которые они будут изучать
на углубленном или базовом
Председатель комитета Госдумы РФ по образованию, глава группы мониторинга доработки проектов стандартов общего образования Григорий Балыхин пояснил суть новых изменений: теперь десятикласснику, который намерен поступать, скажем, в медицинский вуз, не придется выбирать между химией и физикой или химией и биологией (все эти дисциплины относятся к области "естественные науки"). Школьник сможет взять сразу три предмета, которые ему необходимы.