Реформирование пенсионной системы как фактора повышения качества жизни населения РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 07:19, доклад

Описание работы

Пенсионная система - это совокупность учреждений, которые рядом с пенсионной политикой, объектами и субъектами, принимающие участие в реализации механизма распределения пенсий, устанавливает размер взносов и выплат, осуществляет учет, аккумулирование взносов, инвестирование и индексацию накоплений.

Работа содержит 1 файл

пенсионный фонд РК.doc

— 80.00 Кб (Скачать)


Реформирование пенсионной системы как фактора повышения качества жизни населения РК.

 

Пенсионная система - это совокупность учреждений, которые рядом с пенсионной политикой, объектами и субъектами, принимающие участие в реализации механизма распределения пенсий, устанавливает размер взносов и выплат, осуществляет учет, аккумулирование взносов, инвестирование и индексацию накоплений.

С момента обретения независимости Казахстаном, пенсионная система функционировала по принципу, наследованному от Советского Союза: пенсии выплачивались населению из текущих доходов бюджета. Но, как известно, в первые годы независимого хозяйствования Казахстан столкнулся с жёстким бюджетным дефицитом, что стало огромной помехой для дальнейшего существования солидарной пенсионной системы. Социальные гарантии стремились к нулю, заставляя пенсионеров идти торговать на улицу, а проблема пенсионного обеспечения становилась всё острее и острее. Это подтолкнуло государство к реформированию пенсионной системы. 12 мая 1997 года вступило в силу решение о переводе пенсионной системы из солидарной в накопительную. За основу пенсионной реформы была принята чилийская модель. Пенсионная система в Чили не содержит распределительного механизма и полностью основана на накоплении средств на индивидуальных счетах работников и капитализации взносов. Каждый, вступающий в накопительную пенсионную схему, получает персональный счет, на котором аккумулируются его пенсионные взносы, размер которых установлен и зафиксирован. Эти средства накапливаются и инвестируются частными пенсионными фондами, а по достижении вкладчиком пенсионного возраста они становятся источником его пенсионных выплат. Помимо основ чилийской системы казахстанская модель восприняла и адаптировала под свои особенности опыт и других стран, поэтому считается одной из наиболее успешных в мировой практике.

По состоянию на 1 января 2010 года количество счетов вкладчиков (получателей) по обязательным пенсионным взносам составило 7 732 128 с общей суммой пенсионных накоплений 1 855,2 млрд. тенге. На 1 января 2010 года наибольшее количество счетов вкладчиков по обязательным пенсионным взносам было сосредоточено в 4 фондах: «Народного Банка Казахстана» - 24,8%, «ГНПФ» - 22,5%, «Ұлар Үміт» – 13,0% и «БТА Казахстан» - 11,3% или на их долю приходится 71,6% от общего количества вкладчиков всех фондов.

Пенсионные накопления вкладчиков на 1 января 2010 года составили 1 860,5 млрд. тенге. За декабрь 2009 года прирост пенсионных накоплений вкладчиков (получателей) составил 36,3 млрд. тенге (2,0%).

Общее поступление пенсионных взносов составило на 1 января 2010 года       1 488,8 млрд. тенге.

Сумма «чистого» инвестиционного дохода (за минусом комиссионных вознаграждений) от инвестирования пенсионных активов, зачисленная на счета вкладчиков (получателей) по состоянию на 1 января 2010 года составила 481,7 млрд. тенге.

С начала 2009 года прирост «чистого» инвестиционного дохода составил 174,7 млрд. тенге (56,9%), в том числе за декабрь 2009 года прирост составил 4,3 млрд. тенге (0,9%).

Объем пенсионных накоплений вкладчиков (получателей) за 2009 год характеризовался следующими показателями:   

                                                                                                                Дата

1.01.08

1.01.09

1.01.10

Прирост в сравнении с 1.01.09

Прирост в сравнении с 1.01.09 (в %)

Пенсионные накопления

1 208,1

1 420,5

1 860,5

440,0

31,0

Пенсионные взносы

912,1

1 184,7

1 488,8

304,1

25,7

«Чистый» инвестиционный доход

339,3

307,0

481,7

174,7

56,9

Доля «чистого» инвестиционного дохода в сумме пенсионных накоплений

28,1

21,6

25,9

-

4,3 %-ных пункта

 

Из приведенной таблицы видно, что прирост пенсионных накоплений с начала 2009 года составил 440,0 млрд. тенге. Среднемесячный прирост пенсионных накоплений составил 36,7 млрд. тенге.

 

Динамика изменения пенсионных взносов, «чистого» инвестиционного дохода и пенсионных накоплений

 

 

Сведения о коэффициентах номинального дохода НПФ на 1 марта 2011г.

Накопительный Пенсионный Фонд

% за 12 месяцев

(февраль 2010 – февраль 2011)

% за 36 месяцев

(февраль 2008 – февраль 2011)

АО "Евразийский накопительный пенсионный фонд" (ДО АО "Евразийский банк") (АО "НПФ "СЕНІМ")

7,67%

18,09%

АО "Накопительный пенсионный фонд ГРАНТУМ" (Дочерняя организация АО "Казкоммербанк")

6,35%

23,19%

АО «Накопительный пенсионный фонд «РЕСПУБЛИКА»

6,33%

28,28%

АО "Накопительный пенсионный фонд "ГНПФ"

6,02%

20,38%

АО «Накопительный пенсионный фонд Народного Банка Казахстана, ДО АО «Народный Банк Казахстана»

5,98%

21,32%

АО "НПФ "Капитал"- Дочерняя организация АО "БанкЦентрКредит"

5,70%

20,07%

АО "НПФ "НефтеГаз - Дем"

5,42%

23,86%

АО "НПФ "Атамекен" ДО АО "Нурбанк"

5,42%

21,03%

АО "НПФ "УларУміт"

2,89%

7,01%

АО "Открытый накопительный пенсионный фонд "Отан" (Дочерняя организация АО "АТФ Банк")

2,78%

9,96%

АО "НПФ "Казахмыс"

2,05%

6,79%

АО «Накопительный Пенсионный Фонд «АМАНАТ КАЗАХСТАН»

2,01%

14,04%

АО «Накопительный пенсионный фонд БТА Казахстан» ДО АО «Банк ТуранАлем»

-9,83%

-1,16%

Средневзвешенный коэффициент номинального дохода по пенсионным активам НПФ

3,69%

15,33%

Накопленный уровень инфляции

8,80%

27,02%

 

За годы проведения реформы пенсионная система достигла определенных результатов. Можно отметить сжатые сроки её проведения, успешное привлечение инвесторов на рынок пенсионных услуг, сформировавшуюся законодательную и нормативную базу, а также инфраструктуру рынка. Данная реформа имеет следующие преимущества: во-первых, бюджетное бремя стало намного легче, т.к. теперь каждый работник сам заботится о своей будущей пенсии; во-вторых, размер пенсии стал зависеть от величины пенсионных накоплений вкладчиков, т.е. от того, как он работал и сколько зарабатывал. А при старой системе все получали примерно одинаковую пенсию. Также пенсионные накопления позволили осуществить массу государственных программ, реализовать множество инвестиционных проектов. Все эти деньги инвестируются в государственные ценные бумаги и в облигации крупнейших казахстанских компаний. Они идут на развитие страны, на рост объема производства, а это всегда связанно с занятостью населения. Работники нужны, когда расширяется основное производство, и появляются дополнительные. Новые рабочие места возникают при транспортировке и реализации продукта, при создании и развитии инфраструктуры. Ещё одним немаловажным фактом является то, что благодаря пенсионным накоплениям зависимость экономики Казахстана от иностранных инвестиций значительно сократилась. Все эти преимущества служат результатом реализации одной из стратегических задач, которые ставились перед накопительными пенсионными фондами.

Но наряду с положительными моментами существуют и отрицательные стороны. Во-первых, отсутствие прозрачности, а именно, отсутствие информации о том, что за организации занимаются инвестиционной деятельностью накопительных фондов. О том, кто распоряжается пенсионными активами фондов, известно только то, что в сумме эта экономическая сила представляет десять юридических лиц. Сколько же реальных людей распоряжается миллиардами накопительных пенсионных отчислений и кто эти люди, остаётся неизвестным миллионам казахстанцев. Во-вторых, большинство занятых перечисляют в пенсионные фонды через работодателей всего лишь десять процентов своих доходов. Добровольные пенсионные отчисления в настоящее время являются редкой практикой, а отчислений в размере десяти процентов от заработной платы не хватит сегодняшним работающим на получение достойной пенсии в будущем.

В-третьих, неполное поступление пенсионных взносов. Они должны производиться у истоков выплаты доходов. Конечно, взносы работодателями удерживаются, но иногда перечисляются в пенсионные фонды не сразу и не всегда. Это мешает фондам качественно выполнять свои обязательства перед вкладчиками, отнимает дополнительные силы и время на «выбивание» взносов и лишает вкладчиков существенной части инвестиционного дохода.

Самая большая проблема, с которой столкнулись все накопительные пенсионные фонды, это глобальный финансовый кризис, наблюдаемый с августа 2007 года. Увеличивающийся уровень инфляции, недостаток инвестиционно-привлекательных инструментов и недоработки в законодательном регулировании инвестирования пенсионных активов привели к накоплению отрицательных воздействий в механизме инвестирования пенсионных активов. Из-за финансового кризиса за 2008 год накопительные пенсионные фонды лишились более 30 миллиардов тенге. Это тот самый инвестиционный доход, который пенсионные фонды зарабатывают для своих вкладчиков, преумножая их накопления. Теперь эта прибыль, копившаяся долгие годы уменьшилась в среднем на 25%. Экономисты связывают это с обвалом рынка ценных бумаг, и многие акции и облигации, приобретенные на деньги вкладчиков, обесценились. Потери уже ощутили на себе те казахстанцы, которые собирались в ближайшее время на пенсию. Резкое замедление и даже снижение показателей обусловлено не только влиянием мирового финансового кризиса, но и падением мировых цен на сырьевые товары. Глобальный финансовый кризис перерос в экономический. Началось обвальное падение цен на товарных рынках. Ухудшение ситуации в реальном секторе экономики с определенным временным лагом аналогичным образом отразилось и на показателях рынка финансовых услуг.

По утверждению специалистов, аннуитет - хороший выход при любом уровне жизни, т.к. он гарантирует пожизненное получение пенсии. С повышением качества жизни в РК, в том числе при увеличении заработной платы, естественно, станут больше и пенсионные накопления. Соответственно возрастут суммы аннуитетных выплат. Каждая страховая организация устанавливает свою стоимость пенсионного аннуитета в зависимости от доходности компании, ее внутренних расходов на обслуживание полиса, от денежных средств пенсионера. К середине 2007 года 18,3 тыс. вкладчиков уже имели более 1,5 млн. тенге накоплений и 9,1 тыс. вкладчиков - более 2 млн. тенге.

Переводы пенсионных накоплений получателей в страховые организации в соответствии с договором пенсионного аннуитета возросли со 193 человек (на сумму 177,6 млн. тенге) до 1722 человек (до 3,4 млрд. тенге). А в среднем сумма одного пенсионного аннуитета увеличилась с 920 тыс. тенге до 2 млн. тенге. Однако договором пенсионного аннуитета на сегодня охвачено всего лишь 0,02% от общего количества вкладчиков НПФ (0,18% от общей суммы пенсионных накоплений).

Видно, что за 14 лет накопительной пенсионной системы аннуитетное страхование все еще толком не развилось. Основными сдерживающими факторами, как утверждают специалисты страхового рынка, являются недостаточность пенсионных накоплений для покупки пенсионного аннуитета, а также то, что не все вкладчики НПФ осведомлены о преимуществах получения пенсии из страховых компаний.

Информация о работе Реформирование пенсионной системы как фактора повышения качества жизни населения РК