Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:01, реферат
Во второй половине XX в. стали появляться научные работы, ставящие под сомнение обоснованность введения естественных монополий и их общественную полезность.
К основным видам государственного контроля над правами собственности на вертикально-интегрированную естественную монополию относятся:
1. Государственная собственность на монополию.
2. Государственная
собственность только на
3. Передача
прав собственности на
4. Принудительное
разделение естественно-
5. Совместная
собственность на естественно-
6. Отсутствие
ограничений частной
В условиях
государственной собственности
на монополию (характерно для России)
или естественно-монопольную
Рассмотрим опыт реформирования железнодорожного транспорта Великобритании, где в соответствии с законом о железнодорожном транспорте от 1993 г. была проведена приватизация последнего.
Государственная компания British Railways была разделена на более 70 частных предприятий. Основным государственным органом, осуществляющим контроль над деятельностью отрасли, является Rail Regulator. До конца 1996 года деятельность ведомства Rail Regulator была направлена на то, чтобы способствовать переходу железных дорог в частный сектор, но при гарантированном соблюдении интересов общества. С начала 1997 года объектом регулирования Rail Regulator становится деятельность Railtrack являющейся собственником инфраструктуры железнодорожного транспорта Великобритании. Данное предприятие является приватизированным акционерным обществом. “Railtrack как частная компания, действующая на контрактных условиях поощрения за лучшие относительно оговоренных показатели и санкций за неудовлетворительное качество, добилась повышения эффективности своей деятельности, относительно имевшей место в бытность государственных железных дорог. Одно из самых заметных достижений Railtrack в 1997 г. - это повышение надежности работы, выразившееся в существенном сокращении опозданий поездов по вине компании”.
Таким
образом, регулирование прав собственности
на естественно-монопольную
Во Франции
железные дороги были национализированы
в 1937 г. В результате национализации
было создано Национальное общество
железных дорог Франции - SNCF. В феврале
1997 года был издан закон о
- создание ведомства Reseau Ferre de France (RFF), которое станет владельцем железнодорожной сети и несет ответственность за инфраструктуру, хотя функции управления остаются в ведении SNCF. RFF принимает долговые обязательства SNCF, связанные с финансированием инфраструктуры;
- ответственность
за региональные пассажирские
сообщения передается на
Таким
образом, реформа железнодорожного
транспорта во Франции исключает
проведение приватизации железных дорог.
RFF как собственник инфраструктуры
и SNCF как перевозчик и управляющий
инфраструктурой от имени RFF компания
являются вертикально-интегрированной
естественной монополией в собственности
государства.
Контроль над тарифами
Государственный контроль над тарифами вертикально-интегрированных естественных монополий сводится к следующим возможным вариантам:
- регулирование
тарифов доступа к
- регулирование
тарифов для конечных
- регулирование тарифов доступа и тарифов для конечных потребителей;
- отсутствие регулирования.
Под тарифом доступа к инфраструктуре (внутренний тариф) понимается плата, взимаемая предприятием естественной монополии с предприятия рынка продуктов, пользующегося услугами естественного монополиста.
Тарифом для конечных потребителей (конечным тарифом) является цена на товар или услугу, приобретаемые конечным пользователем у предприятия рынка продуктов естественной монополии. Например, в случае с железнодорожной перевозкой компания-оператор заплатит тариф за доступ к инфраструктуре железнодорожного транспорта, а перевозчик заплатит тариф как конечный потребитель за перевозку груза компании-оператору.
В Новой
Зеландии применяются различные
способы регулирования
- значительный рост производительности труда;
- реализация
главной инвестиционной
- значительное
улучшение качества услуг (
- небольшое
снижение среднего годового
- возобновление конкуренции на рынке сотовой, междугородней связи и других платных услуг, в сфере связи;
- ускоренное внедрение новых технологий (GSM, DAMPS и т.д.);
- успешные
переговоры по предоставлению
доступа к инфраструктуре