Реформирование естественных монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:01, реферат

Описание работы

Во второй половине XX в. стали появляться научные работы, ставящие под сомнение обоснованность введения естественных монополий и их общественную полезность.

Работа содержит 1 файл

Реформ.есть монополий.docx

— 24.10 Кб (Скачать)

    К основным видам государственного контроля над  правами собственности на вертикально-интегрированную  естественную монополию относятся:

    1. Государственная  собственность на монополию.

    2. Государственная  собственность только на естественно-монопольную  компоненту.

    3. Передача  прав собственности на естественно-монопольную  компоненту, в том числе временной  лицензии на управление предприятием  естественной монополии, частному  предприятию.

    4. Принудительное  разделение естественно-монопольной  компоненты на отдельные частные  предприятия.

    5. Совместная  собственность на естественно-монопольную  компоненту конкурирующих частных  предприятий.

    6. Отсутствие  ограничений частной собственности  на монополию. 

    В условиях государственной собственности  на монополию (характерно для России) или естественно-монопольную компоненту государство берет на себя функции  по управлению предприятием естественной монополии с целью сохранить  соблюдение общественного интереса в его деятельности. Иначе, в условиях частной собственности на предприятие естественной монополии, собственники смогли бы, злоупотребляя своим монопольным положением, например, повысить цены на услуги, что увеличило бы их личное богатство за счет других членов общества без роста эффективности производства, либо сократить производство услуг там, где это невыгодно экономически, но необходимо с точки зрения социальных факторов.

    Рассмотрим  опыт реформирования железнодорожного транспорта Великобритании, где в  соответствии с законом о железнодорожном  транспорте от 1993 г. была проведена  приватизация последнего.

    Государственная компания British Railways была разделена на более 70 частных предприятий. Основным государственным органом, осуществляющим контроль над деятельностью отрасли, является Rail Regulator. До конца 1996 года деятельность ведомства Rail Regulator была направлена на то, чтобы способствовать переходу железных дорог в частный сектор, но при гарантированном соблюдении интересов общества. С начала 1997 года объектом регулирования Rail Regulator становится деятельность Railtrack являющейся собственником инфраструктуры железнодорожного транспорта Великобритании. Данное предприятие является приватизированным акционерным обществом. “Railtrack как частная компания, действующая на контрактных условиях поощрения за лучшие относительно оговоренных показатели и санкций за неудовлетворительное качество, добилась повышения эффективности своей деятельности, относительно имевшей место в бытность государственных железных дорог. Одно из самых заметных достижений Railtrack в 1997 г. - это повышение надежности работы, выразившееся в существенном сокращении опозданий поездов по вине компании”.

    Таким образом, регулирование прав собственности  на естественно-монопольную компоненту железнодорожного транспорта в Великобритании соответствует третьему варианту - передача прав собственности на естественно-монопольную  компоненту частному предприятию. Тем  не менее, несмотря на самостоятельность, Railtrack подвергается жесткому контролю со стороны Rail Regulator в случаях стремления компании получать сверхприбыль от использования своего монопольного положения или отказа от инвестиционных проектов без обоснованных причин. Следовательно, регулирование деятельности Railtrack осуществляется на основе контроля над внутренним тарифом в отрасли.

    Во Франции  железные дороги были национализированы  в 1937 г. В результате национализации было создано Национальное общество железных дорог Франции - SNCF. В феврале 1997 года был издан закон о реформировании железных дорог. Реформа предусматривала  следующие основные шаги:

    - создание  ведомства Reseau Ferre de France (RFF), которое станет владельцем железнодорожной сети и несет ответственность за инфраструктуру, хотя функции управления остаются в ведении SNCF. RFF принимает долговые обязательства SNCF, связанные с финансированием инфраструктуры;

    - ответственность  за региональные пассажирские  сообщения передается на уровень  местных властей шести провинций  (Эльзас, Центр, Нор - Па-де-Кале, Прованс  - Лазурный Берег, Рона - Альпы,  Земля Луары) с правом распоряжаться  предоставленными государством  соответствующими финансовыми ресурсами.

    Таким образом, реформа железнодорожного транспорта во Франции исключает  проведение приватизации железных дорог. RFF как собственник инфраструктуры и SNCF как перевозчик и управляющий  инфраструктурой от имени RFF компания являются вертикально-интегрированной  естественной монополией в собственности  государства. 

    Контроль  над тарифами

    Государственный контроль над тарифами вертикально-интегрированных  естественных монополий сводится к  следующим возможным вариантам:

    - регулирование  тарифов доступа к инфраструктуре  естественной монополии;

    - регулирование  тарифов для конечных потребителей;

    - регулирование  тарифов доступа и тарифов  для конечных потребителей;

    - отсутствие  регулирования.

    Под тарифом  доступа к инфраструктуре (внутренний тариф) понимается плата, взимаемая  предприятием естественной монополии  с предприятия рынка продуктов, пользующегося услугами естественного  монополиста.

    Тарифом для конечных потребителей (конечным тарифом) является цена на товар или  услугу, приобретаемые конечным пользователем  у предприятия рынка продуктов  естественной монополии. Например, в случае с железнодорожной перевозкой компания-оператор заплатит тариф за доступ к инфраструктуре железнодорожного транспорта, а перевозчик заплатит тариф как конечный потребитель за перевозку груза компании-оператору.

    В Новой  Зеландии применяются различные  способы регулирования монополиями. Основная масса монополий дерегулирована и отсутствуют ограничения на права собственности на монополии. Государственному регулированию подвергается только внутренний тариф. В первую очередь это относится к приватизированной в 1989 году телекоммуникационной компании NZ Telecom. Опыт работы этого предприятия в условиях государственного регулирования внутреннего тарифа привел к следующим улучшениям работы как для конечных пользователей услуг, так и для страны в целом:

    - значительный  рост производительности труда;

    - реализация  главной инвестиционной программы,  в результате которой 98% линий  были подключены к цифровым  АТС;

    - значительное  улучшение качества услуг (например, сокращение времени ожидания  телефонного соединения);

    - небольшое  снижение среднего годового уровня  цен на услуги связи;

    - возобновление  конкуренции на рынке сотовой,  междугородней связи и других  платных услуг, в сфере связи;

    - ускоренное  внедрение новых технологий (GSM, DAMPS и т.д.);

    - успешные  переговоры по предоставлению  доступа к инфраструктуре связи.  Таким образом, государственное дерегулирование отрасли связи в Новой Зеландии позволило значительно повысить эффективность работы данной отрасли естественной монополии.

Информация о работе Реформирование естественных монополии