Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 14:12, курсовая работа
Тема теории человеческого капитала очень актуальна в наше время, несмотря на то, что технический прогресс все больше внедряется в нашу жизнь. В производстве труд людей постепенно заменяется трудом машин. Но человек всегда есть и будет выше всей техники, так как он является ее непосредственным творцом. Техника, создающая богатства, приходит в жизнь через технологические знания и организационные усовершенствования. И только опытная квалифицированная рабочая сила способна управлять высоко технологическим процессом.
Введение………………………………………………………………………….3
1 Сущность человеческого капитала, его виды и формы………………..........4
2 Формирование и накопление человеческого капитала……………………...9
3 Реализация человеческого фактора,
воздействие на рыночную экономику………………………………………....17
3.1 Реализация концепции развития человеческого
капитала в Республике Беларусь…………………………………………..19
3.2 Пути развития человеческого капитала…………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованных источников……
Одним из
главных стоимостных
Таблица 3.3 – Затраты Республики Беларусь на научные исследования и разработки из всех источников финансирования
Затраты на научные исследования и разработки (млрд. руб.) |
Годы | |||||
2000 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
в фактически действовавших ценах |
66,0 |
313,7 |
441,5 |
523,7 |
934,8 |
962,4 |
в постоянных ценах 2000 г. |
66,0 |
75,2 |
89,0 |
95,3 |
150,6 |
128,6 |
в процентах к ВВП |
0,72 |
0,63 |
0,68 |
0,66 |
0,96 |
0,75 |
Источник: [12, с. 56].
Как известно, наукоемкость ВВП в Великобритании и Франции составляет более 2%, а в США и Германии - около 3%. Примерно на этом уровне он был в 1990 г. в Беларуси.
Важным
стоимостным показателем
Таблица 3.4 – Внутренние текущие затраты на научные исследования и разработки по видам работ(%)
Годы |
Виды исследований | ||
фундаментальные |
прикладные |
Разработки | |
2000 |
19,0 |
24,0 |
57,0 |
2004 |
20,3 |
30,2 |
49,5 |
2005 |
20,4 |
29,0 |
50,6 |
2006 |
17,7 |
25,7 |
56,6 |
2007 |
15,8 |
23,9 |
60,3 |
2008 |
14,7 |
26,0 |
59,3 |
Источник: [12, с. 56].
Она свидетельствует о том, что более половины средств направляется на создание новой продукции и технологий, проведение опытно-кондукторских и опытно-технологических изысканий. На фундаментальные исследования, реально изменяющие традиционный технологический уклад, затрачивается от 1/6 до 1/5 выделяемого финансирования.
Анализ взаимосвязи
натуральных и стоимостных
Совокупный человеческий капитал в сфере образования определяется как в натуральных показателях (численность и доля людей со средним, высшим и средним специальным образованием, структура уровней образования, число лет обучения и др.), так и в стоимостных, отражающих образовательную емкость ВВП, объем и долю расходов на получение образования. Уровень общеобразовательной и специальной подготовки – один из наиболее значимых индикаторов, характеризующих человеческий капитал в этой сфере. Среднее число лет обучения в Беларуси составило по итогам переписи населения 10, в то время как в России – 10,3. а в ведущих странах мира – 14.
Что же касается
образовательной структуры
Таблица 3.5 – Структура образования в Республике Беларусь по уровням образования(%)
Всего учащихся, в том числе: |
2000 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Обучающихся в дошкольных учреждениях |
15,6 |
15,7 |
16,1 |
16,6 |
16,8 |
17,3 |
Учащихся общеобразовательных |
61,7 |
56,5 |
54,9 |
53,3 |
52,3 |
509 |
Учащихся ПТУ |
5,5 |
5,1 |
5,1 |
5,1 |
4,8 |
4,7 |
Учащихся ссузов |
6,0 |
6,9 |
6,9 |
7,0 |
7,1 |
7,4 |
Учащихся вузов |
11,2 |
15,8 |
17,0 |
18,0 |
19,0 |
19,7 |
Источник: [12, с. 56].
Таким образом, позитивная тенденция перестройки внутренней структуры в пользу высшей школы имеет устойчивый характер, однако остается актуальным вопрос востребованности этого образования в инновационно реформируемой экономике.
Важный стоимостный показатель состояния человеческого капитала в данной сфере – доля расходов на образование в валовом внутреннем продукте Республики Беларусь (таблица 3.6).
Таблица 3.6 – Расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь на образование
Расходы в процентах по отношению: |
2000 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
к ВВП |
6,2 |
6,1 |
6,4 |
6,0 |
5,7 |
5,2 |
к общим расходам |
17,4 |
13,7 |
13,0 |
12,3 |
11,5 |
10,7 |
Источник: [12, с. 57].
С 2006 г. она начала снижаться, однако, по предварительной оценке ЮНЕСКО, остается сопоставимой с мировыми показателями (Швеция – 7,8%. Франция – 5,8%, Германия – 4,6%. Канада – 5,5%, Польша – 5%), которые являются порогом эффективности, позволяющим обеспечивать экономический рост на инновационной основе.
Вторым
стоимостным показателем
Таблица 3.7 – Структура государственных расходов на образование(%)
Расходы на образование |
2000 |
2004 |
2006 |
2008 |
дошкольное |
21,0 |
17,0 |
16,2 |
16,2 |
среднее общее |
41,4 |
45,5 |
45,7 |
45,5 |
Профессионально-техническое |
7,6 |
6,8 |
6,6 |
6,5 |
среднее специальное |
5,3 |
6,1 |
6,2 |
6,5 |
высшее |
9,6 |
11,60 |
13,3 |
15,7 |
Прочие расходы |
15,1 |
13,0 |
12,0 |
9,6 |
Источник: [12, с. 57].
Анализ данных таблицы свидетельствует о постоянной тенденции роста доли расходов на высшее и среднее специальное образование: в 2008 г. она составляла 1/5 выделенных средств. К сожалению, это не дает достаточных оснований для успешного использования человеческого капитала в инновационной деятельности. Эффективность инвестиций в образование может быть увеличена за счет перестройки внутренней структуры в пользу повышения доли востребованного высшего образования.
Состояние
совокупного человеческого
Таблица 3.8 – Рождаемость, смертность и естественный прирост (убыль) населения
Годы |
На 1 тыс. человек | ||
родилось |
умерло |
Естественный прирост, убыль(-) | |
Все население | |||
1990 |
14,0 |
10,8 |
3,2 |
1995 |
9,9 |
13,1 |
-3,2 |
2000 |
9,4 |
13,5 |
-4,1 |
2005 |
9,2 |
14,5 |
-5,3 |
2006 |
9,9 |
14,2 |
-4,3 |
2007 |
10,7 |
13,7 |
-3,0 |
2008 |
11,1 |
13,8 |
-2,7 |
Городское население | |||
1990 |
15,1 |
7,5 |
7,6 |
1995 |
10,1 |
9,6 |
0,5 |
2000 |
9,8 |
10,0 |
-0,2 |
2005 |
9,4 |
10,8 |
-1,4 |
2006 |
10,1 |
10,7 |
-0,6 |
2007 |
109, |
10,4 |
0,5 |
2008 |
11,5 |
10,6 |
-0,1 |
Сельское население | |||
1990 |
11,7 |
17,3 |
-5,6 |
1995 |
9,6 |
20,6 |
-11,0 |
2000 |
8,5 |
21,6 |
-13,1 |
2005 |
8,9 |
24,1 |
-15,2 |
2006 |
9,6 |
23,6 |
-14,0 |
2007 |
10,1 |
22,6 |
-12,5 |
2008 |
10,3 |
22,9 |
-12,6 |
Источник: [12, с. 58].
Данные республиканского социологического мониторинга института социологии НАН Беларуси (2002-2009 гг.) свидетельствуют о том, что значимость здоровья как ресурса и капитала возрастает в ситуациях социально-экономической нестабильности, когда людям приходится активизировать свою трудовую и экономическую активность для сохранения и поддержания уровня и качества жизни (для этого как минимум нужно быть здоровым и трудоспособным).
Таким образом, анализ взаимосвязи натуральных и стоимостных показателей свидетельствует о сохранении экономического оборота человеческого капитала в сферах науки и образования, а также об отрицательной динамике естественного оборота в сфере здравоохранения за счет снижения продолжительности жизни населения нашей страны. Повышение эффективности использования человеческого капитала связано с изменением стратегии и тактики инновационного развития нашей страны. В сфере науки – это увеличение расходов на НИОКР до 2% ВВП и формирование кадрового потенциала по приоритетным направлениям научно-технического развития. В области образования – привлечение инвестиций в среднее специальное и высшее образование в соответствии с запросами Формирующегося инновационного рынка труда. В сфере здравоохранения – реализация социальных программ активного приобщения населения к здоровому образу жизни, расширение медицинских услуг. Действия, предпринимаемые в этом направлении, имеют стратегической целью создание соответствующих мировым стандартам систем научной деятельности, образования и здравоохранения как основных предпосылок формирования и сохранения человеческого капитала в Беларуси.
3.2 Пути развития человеческого капитала
Инвестициями в человеческий капитал называется любая мера, предпринятая для повышения производительности труда. Таким образом, к инвестициям в человеческий капитал относят расходы на поддержание здоровья, на получение общего и специального образования; затраты, связанные с поиском работы, профессиональной подготовкой на производстве, миграцией, рождением и воспитанием детей, поиском экономически значимой информации о ценах и заработках.
Из всех видов
инвестиций в человеческий капитал
наиболее важными являются вложения
в здоровье и в образование. Общее
и специальное образование
Информация о работе Реализация человеческого фактора, воздействие на рыночную экономику