Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 14:12, курсовая работа
Тема теории человеческого капитала очень актуальна в наше время, несмотря на то, что технический прогресс все больше внедряется в нашу жизнь. В производстве труд людей постепенно заменяется трудом машин. Но человек всегда есть и будет выше всей техники, так как он является ее непосредственным творцом. Техника, создающая богатства, приходит в жизнь через технологические знания и организационные усовершенствования. И только опытная квалифицированная рабочая сила способна управлять высоко технологическим процессом.
Введение………………………………………………………………………….3
1 Сущность человеческого капитала, его виды и формы………………..........4
2 Формирование и накопление человеческого капитала……………………...9
3 Реализация человеческого фактора,
воздействие на рыночную экономику………………………………………....17
3.1 Реализация концепции развития человеческого
капитала в Республике Беларусь…………………………………………..19
3.2 Пути развития человеческого капитала…………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованных источников……
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1
Сущность человеческого капитала, его
виды и формы………………..........4
2
Формирование и накопление человеческого капитала……………………
3 Реализация человеческого фактора,
воздействие на рыночную экономику………………………………………....17
3.1 Реализация концепции развития человеческого
капитала в Республике
Беларусь…………………………………………..19
3.2 Пути развития человеческого капитала…………………………………...24
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………….……..29
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «человеческий капитал» приобретает в настоящее время большое значение не только для экономистов – теоретиков, но и для отдельных фирм. Резко возрос интерес экономической науки к человеческим созидательным способностям, к путям их становления и развития. В большинстве компаний начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала, как самого ценного из всех видов капитала. Одним из способов накопления человеческого капитала является инвестирование в человека, в его здоровье и образование. Сегодня изучение проблем повышения эффективности использования производительных сил людей, реализующихся в современных условиях в форме человеческого капитала, является не просто актуальным, а выдвигается в разряд первоочередных задач в структуре социально-экономических исследований.
Таким образом, на передний план выдвигается способ производства и передачи знаний и, собственно, сам человек - его интеллектуальный потенциал. Поэтому все большая часть исследователей считает человеческий капитал самым ценным ресурсом постиндустриального общества, гораздо более важным, чем природное или накопленное богатство. Уже сейчас во всех странах человеческий (интеллектуальный) капитал предопределяет темпы экономического развития и научно-технического прогресса. Соответственно усиливается и интерес общества к системе образования как основе производства этого капитала.
Теория человеческого капитала имеет очень старые теоретические и методологические корни, тем не менее, она является одним из современных и очень актуальных направлений развития неоклассической теории.
Тема теории
человеческого капитала очень актуальна
в наше время, несмотря на то, что
технический прогресс все больше
внедряется в нашу жизнь. В производстве
труд людей постепенно заменяется трудом
машин. Но человек всегда есть и будет
выше всей техники, так как он является
ее непосредственным творцом. Техника,
создающая богатства, приходит в
жизнь через технологические
знания и организационные
Целью данной курсовой работы является показать особенности человеческого капитала, значимость инвестиций в человеческий капитал, а также показать важность оценки человеческого капитала и эффективности вложений в человеческий капитал.
1 СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА, ЕГО ВИДЫ И ФОРМЫ
Теория человеческого
капитала накопила достаточный научный
инструментарий для четкого определения
сущности, содержания, видов, способов
оценки и регулирования данной активной
части капитала любого предприятия.
Человеческий капитал как экономическая
категория стал одним из общеэкономических
стержневых понятий, позволяющих описать
и объяснить через призму человеческих
интересов и действий многие экономические
процессы. Состав производительных сил
и капитала, образование и распределение
доходов, экономический рост и национальное
богатство получают адекватное отображение
в экономической науке с
Под человеческим
капиталом понимаются знания, навыки
и способности человека, которые
содействуют росту его
Образование
и здравоохранение - это факторы
долговременного действия. Продуктом
процесса образования является качественно
новая рабочая сила с высоким
уровнем квалификации, способная
к труду большей сложности. Но
ценность квалификации возрастает не
сама: непременным условием является
здесь труд ее носителя. Охрана здоровья
делает человека способным к более
интенсивному и продолжительному труду.
В отличие от них миграция и
поиск информации выступают как
факторы кратковременного действия.
Если образование и охрана здоровья
связаны с действительным ростом
стоимости рабочей силы, то миграция
и поиск информации отражают колебания
цены рабочей силы вокруг стоимости.
Миграция и поиск информации - это
процессы распределительного порядка,
тогда как образование и
Западные экономисты признают, что создание человеческого капитала (например, процесс обучения) требует активных трудовых усилий от инвестора: «Студенты учатся, что представляет собой работу…Студенты не наслаждаются досугом во время учебы, они не заняты целиком потребительской деятельностью». [18, c. 306]
Значит, под понятием «человеческий капитал» нужно видеть:
1 приобретенный запас знаний, умений, навыков;
2 что этот
запас целесообразно
3 что использование данного запаса приводит к росту заработков (доходов) данного работника в будущем путём отказа от части текущего потребления;
4 что увеличение
доходов способствует
5 что человеческие
способности, дарования,
6 что мотивация является необходимым элементом для того, чтобы процесс воспроизводства (формирование, накопление, использование) человеческого капитала носил полностью завершенный характер [2, с. 163].
Особенности человеческого капитала:
Понятие человеческого капитала появилось в публикациях второй половины XX века в работах американских ученых-экономистов Теодора Шульца и Гэри Беккера (1992 г.). За создание основ теории человеческого капитала им были присуждены Нобелевские премии по экономике — Теодору Шульцу в 1979 г., Гэри Беккеру в 1992 г.
Вложил существенный вклад в создание теории ЧК и выходец из России Саймон (Семен) Кузнец, получивший Нобелевскую премию по экономике в 1971 г.
Основоположники теории человеческого капитала дали его узкое определение, которое со временем расширялось и продолжает расширяться, включая все новые составляющие. В результате человеческий капитал превратился в сложный интенсивный фактор развития современной экономики — экономики знаний.
В качестве важнейших постулатов теоретической модели Т. Шульца и Г. Беккера отметим следующие. Во-первых, на основе использования микроэкономической гипотезы о максимизирующем поведении индивида они выдвинули аксиому, согласно которой инвестиции в образование, здравоохранение и другие виды и сферы социальной деятельности по совершенствованию способностей человека имеют рациональную экономическую мотивацию (получение в будущем дополнительных индивидуальных доходов), следствием чего является цепная реакция рациональных действий хозяйствующих субъектов, обеспечивающих получение позитивных результатов на всех уровнях организации общественного производства – от домохозяйств до национальной экономики. Во-вторых, весьма важным постулатом теории Т. Шульца и Г. Беккера является то, что образование, здравоохранение и другие отрасли, обеспечивающие совершенствование качественных характеристик человека, создают экономические ресурсы длительного пользования. Образование трансформирует рабочую силу, обеспечивая ей способности к высококвалифицированному и, соответственно, более высокооплачиваемому труду, а здравоохранение увеличивает срок и интенсивность использования накопленной индивидом способности к труду. Исходя из этих предпосылок производительные качества и характеристики работника были признаны особой формой капитала, поскольку они, подобно прочим видам капитализированных ресурсов, обеспечивают своему владельцу получение в течение некоторого времени определенных доходов. Как отмечал Т. Шульц, «в последние десятилетия идея, что капитал состоит из одних физических активов, была подорвана На ее месте постепенно утвердился более всеобъемлющий взгляд, согласно которому капиталом является любой актив – физический или человеческий, обладающий способностью генерировать поток будущих доходов» [4, с. 192].
Классификация видов человеческого капитала возможна по разным основаниям и в разных целях. Практически все исследователи признают реальность и решающую роль интеллектуального капитала.
Таким образом, структуру видов человеческого капитал можно представить следующим образом (таблица 1.1).
Таблица 1.1 – Структура видов человеческого капитала
Неотчуждаемые виды человеческого капитала (неликвидный капитал) |
Отчуждаемые виды человеческого капитала (ликвидный капитал) |
Капитал здоровья (биофизический) |
Социальный капитал |
Культурно-нравственный капитал |
Клиентский капитал (бренд-капитал) |
Трудовой капитал |
Структурный капитал |
Интеллектуальный капитал |
Организационный капитал |
Организационно- |
Источник: [6].
На основе
комбинирования различных походов
к классификации человеческого
капитала можно предложить более
укрупненную структуру его
Данная
классификация видов
Рисунок 1.1 – Классификация видов человеческого капитала по уровням и собственности [6].
Человеческий капитал, являясь частью совокупного капитала представляет собой накопленные затраты на общее образование, специальную подготовку, здравоохранение, перемещение рабочей силы. Виды «человеческого капитала» экономисты классифицируют по видам затрат, инвестиций в «человеческий капитал». И.В. Ильинский выделяет вследствие этого следующие составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры. Таким образом, по его мнению, формула человеческого капитала принимает следующий вид:
где ЧК – человеческий капитал;
Ко – капитал образования;
Кз – капитал здоровья;
Кк – капитал культуры.
Инвестиции
в капитал образования
Капитал здоровья
представляет собой инвестиции в
человека, осуществляемые с целью
формирования, поддержания и
Информация о работе Реализация человеческого фактора, воздействие на рыночную экономику