Развивающиеся страны в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 09:07, курсовая работа

Описание работы

Данная тема на сегодняшний день является чрезвычайно актуальной. Дело в том, что на сегодняшний день товарооборот развивающихся стран продолжает нарастать с каждым годом. Их доля в мировом товарообороте непременно возрастает, составив на современном этапе 37%.Многие задаются вопросом, смогут ли развивающиеся страны при современной динамике международной торговли занять доминирующее положение на мировом рынке или же индустриально развитые страны предпримут все возможные меры, чтобы не допустить проникновения стран третьего мира на ведущие мировые рынки.
В данной курсовой работе целью является рассмотреть состояние экономики развивающихся стран на современном этапе и проанализировать их дальнейшие перспективы.

Содержание

Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Классификация развивающихся стран и их место в мировой экономике 5
1.1. Классификация развивающихся стран 5
1.2. Место развивающихся стран в мировой экономике 10
Глава 2.Характеристика экономики НИС и проблемы развивающихся стран 14
2.1. Особенности экономикического развития НИС 14
2.2. Проблемы развивающихся стран 18
Глава 3.Анализ перспектив развития экономики развивающихся стран 25
Заключение 30
Список литературы 32
Приложения 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 424.00 Кб (Скачать)

Главной причиной отсталости можно считать то, что переход  вначале к рыночной экономике (капитализму), а затем и к современной рыночной экономике (современному капитализму) начался в этой группе стран позже, чем в ныне развитых государствах. Это произошло из-за отсталости их институтов, прежде всего таких, как права и формы собственности, права индивида и организаций, обычаи. Так, в условиях  распространения общинной собственности слаба конкуренция (а значит, и тяга к инновациям), не одобряется индивидуализм (а значит, и предпринимательство), в обычае скептическое отношение к зарабатыванию прибыли за счёт предпринимательских способностей.

Соседство с развитыми  странами демонстрирует отсталым странам  большой разрыв в уровне развития и толкает их на путь догоняющего  развития. Однако при догоняющем развитии модернизация экономики невольно происходит не столько под влиянием внутренних, сколько внешних факторов. Ведь из развитых государств поступает в развивающиеся основная масса знаний, значительная часть капитала предпринимательского опыта. Возникает феномен зависимого развития (зависимости), т.е. такого развития национальной экономики, ход которой сильно зависит от ситуации в нескольких зарубежных странах или даже одной. Наиболее ярко феномен зависимого развития виден в бывших колониях, многие из которых до сих пор зависят от бывших метрополий или попали в зависимость к другим развитым странам. Меньше это касается крупных развивающихся стран с большим внутренним рынком и сильным воздействием на соседние страны (Индия, Бразилия), однако и их можно считать если не периферией, то полупериферией мирового хозяйства.

В результате модернизации в экономике развивающихся стран  обычно соседствуют два сектора  – современный(капиталистические  предприятия) и традиционный(докапиталистические). По мере повышения уровня развития страны доля в экономике первого сектора растет, а второго - уменьшается. Сосуществование в экономике двух крупных и разных по природе секторов, каждый из которых состоит из более мелких секторов (укладов), называется многоукладностью. Многоукладность также тормозит развитие.

Проблема накопления. Важность этой проблемы была отмечена ещё Ростоу в его теории стадий экономического роста, где он обращал внимание на то, что на третьей стадии (активной индустриализации) необходимо резкое увеличение нормы валового накопления. Однако это происходит с большим трудом из-за невысокой нормы валового сбережения в индустриализирующихся странах, которые обычно небогаты капиталом на данной стадии.

Ряду регионов развивающегося мира удалось добиться высокой нормы  валового сбережения (так, в Азии она превысила 40%), что произошло во многом из-за повышения мировых цен на экспорт (характерно для Ближнего и Среднего Востока, форсирования этими странами физических объемов экспорта товаров (наиболее характерно для Юго-Восточной Азии) и даже кредитной экспансии.

Однако в остальных  регионах «третьего мира» норма  валового сбережения намного ниже –  лишь немногим более 20%, что недостаточно для высокой нормы валового накопления и, соответственно, быстрого экономического роста. Правда, там она сильно колеблется по странам.(Рис.1)

Мобилизация средств  для инвестиций идет в развивающихся  странах всеми возможными способами  и во многом за счет максимального  привлечения средств извне –  не только через форсирование экспорта и кредитную экспансию, но также  через привлечение иностранного частного ссудного и предпринимательского капитала и официальной помощи развитию. В современных условиях, когда капитал перестал быть дефицитным ресурсом  в развитых государствах, подобная сильная ориентация развивающихся стран на внешние источники финансирования их развития является разумной, однако она ещё больше усиливает их зависимость.

На протяжении большей  части XX в. государственное вмешательство в экономику развивающихся стран нарастало. В странах с низкими доходами на душу населения государственные расходы по отношению к ВВП составили 17.5% в 1995г. и 20.5% в 2005г.1

Хотя государственные  расходы в развивающихся странах  ниже, чем в развитых странах, это  происходит прежде всего из-за разницы  в размахе госрасходов на социальную сферу, в то время как в финансировании инвестиций государство в «третьем мире» обычно весит больше, чем в развитых странах.

Однако активное государственное  вмешательство в экономику обернулось не только успехами в догоняющем развитии.

Государственный сектор и государственный аппарат часто неэффективны, плодят коррупцию и даже нередко мешают развитию частного бизнеса, а не только ликвидируют провалы рынка.

Вторая базовая причина  государственного вмешательства в  экономику – это обеспечение  институционально-правовой основы деятельности экономических агентов, или, говоря по-другому, оформление и соблюдение «правил игры»  в хозяйственной жизни. Однако государственные институты развивающихся стран намного слабее аналогичных институтов развитых стран и поэтому обычно плохо справляются с соблюдением «правил игры».

Подобные провалы государственного регулирования экономики вынудили немалое число развивающихся  стран начать с конца XXв. процесс либерализации, которая идёт по прежде всего по двум направлениям – либерализация внешнеэкономических связей(во всех регионах) и приватизация части госсектора(больше характерна для Латинской Америки).

Развивающиеся страны сталкиваются с серьезными социальными проблемами. Помимо демографической проблемы, бедности и сильной социальной дифференциации, это также проблемы отсталой социальной инфраструктуры, большой безработицы и теневого сектора.

Социальная  инфраструктура в большинстве развивающихся стран слаба и отстала прежде всего из-за недостатка средств на нее в бюджетах государства и граждан. У них просто не хватает средств на содержание современной системы образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства. В результате в развивающихся странах велика неграмотность (в Бразилии неграмотны 11% населения в возрасте 15 лет и старше, Нигерии – 33%, Индии – 39%, Египте – 44%), низка ожидаемая продолжительность жизни(66.1 год), невысок охват населения канализацией и водопроводом (менее 60% в Африке южнее Сахары, около 80% в Латинской Америке).2

Безработица в третьем мире распространена шире, чем в развитых странах, если учитывать скрытую безработицу. Здесь основная масса населения обычно живет в сельской местности, где часто наблюдается не регистрируемый никем избыток рабочих рук. Но и в городе службы занятости регистрируют лишь часть ищущих работу.

Безработица сильно колеблется по регионам. В 2005-2007гг. зарегистрированная безработица составляла около 10% в Латинской Америке и 5% в Восточной и Юго-Восточной Азии. В то же время, даже по официальным данным, она приближалась к 32% на Севере и Юге Африки.3

Большие темпы роста  населения в сельской местности (приводящие к аграрному перенаселению) толкают население к переезду в города, где больше шансов найти работу (создавая и там их не нашедших постоянную работу заметный слой горожан), или к эмиграции в другие страны.

Одной из самых серьезных  проблем развивающихся стран  является развитие сельского хозяйства, где сосредоточена основная масса экономически активного населения. В таких странах как Бурунди, Малави, Руанда, Непал, Нигер, Уганда, Мали, Мозамбик, Эфиопия, Танзания, Чад, Мадагаскар, Гвинея-Бисау, Гамбия, Центральная Африканская Республика, Гвинея доля занятых в сельском хозяйстве составляет более 80% всего работающего населения этих стран. Это более высокий уровень, чем было 100 лет назад в США.

Наиболее важные факторы, сдерживающие сельскохозяйственное производство в развивающихся странах:

Во-первых, поскольку  многие виды сельскохозяйственной продукции  предназначены для экспорта, их производство зависит от цен на мировом рынке и от политики импортеров этой продукции.

Во-вторых, с целью  обеспечения доступа населения  с низкими доходами к продовольствию государствами проводится политика низких цен на сельскохозяйственную продукцию.

В-третьих, из-за бедности большей части сельского населения его роль в накоплении весьма ограничена. В аграрном секторе капитал существует в основном в физической форме в виде земли, скота, построек и характеризуется низкой активностью и малой мобильностью.

Следующей проблемой развивающихся стран является проблема внешней задолженности.

Далеко не все деструктивные  последствия долгового кризиса  для социально-экономического развития развивающихся стран были преодолены в ходе осуществления программ многостороннего  урегулирования задолженности: замедлились темпы экономического роста, упала норма накопления, выросла безработица, сократился жизненный уровень населения, возросла социальная напряженность. Несмотря на определенные недостатки в механизмах, используемых этими организациями, роль МВФ и Всемирного банка в урегулировании задолженности будет возрастать. Это связано с тенденцией к интернационализации хозяйственной жизни, с ростом взаимных связей, а также и со сложившейся ситуацией, когда данные организации, располагая собственными средствами и конкретными инструментами, реально воздействуют на международные потоки капитала. Кроме того, результативность этих механизмов будет зависеть от усиления регулирующих и координирующих функций Банка и Фонда по отношению ко всем государствам мирового сообщества.

Помимо международных  финансовых организаций в разработке новых механизмов приняли участие  Парижский и Лондонский клубы, совещания  стран «Большой семерки», ОЭСР. Основными  целями их деятельности стало: снижение остроты долгового кризиса, восстановление экономических и финансовых позиций стран-должников в мире, восстановление макроэкономической стабильности государств «третьего мира».

Основной организацией, занимающейся вопросами урегулирования и погашения задолженности развивающихся стран по государственным или имеющим государственную гарантию кредитам, стал Парижский клуб стран-кредиторов. Последовательно предложенные им условия реструктуризации официальной задолженности, получившие названия «Торонтских», «Неапольских», «Лондонских», «Лионских» и «Хьюстонских», способствуют значительному облегчению долгового бремени развивающихся стран.

Внешняя задолженность  стала тяжелым бременем для североафриканских  стран (223 млрд долл.). Ее удельный вес  в объеме ВВП достигает 70%, а стоимость  примерно в 2,5 раза превышает экспортные поступления. На обслуживание внешних долговых заимствований идет 1/5 доходов от экспорта.4 Такая ситуация еще более усугубляет положение стран в рамках мирового хозяйства. В докладе Всемирного банка «Перспективы глобальной экономики и развивающиеся страны» говорится: «Хотя можно ожидать помощи извне в виде реальных повышений товарных цен и мер по сокращению долга и его обслуживания, ограниченность капвложений в оборудование, инфраструктуру, и человеческие ресурсы исключают резкое улучшение уровня жизни».

Значительную остроту  на рубеже тысячелетий в развивающихся  странах приобрели неконтролируемые процессы разрушения природной среды, которые могут стать не только причиной политической нестабильности во многих регионах мира, но и источником экологической и эпидемиологической опасности для всего населения Земли.

Демографический взрыв в развивающихся странах, обусловленный преодолением массового голода и улучшением питания в результате приобретения национальной независимости, привели к резкому росту населения в этих странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Перспективы и прогнозы развития экономики развивающихся стран

 

Прогнозирование роста  ВВП развивающихся стран представляет собой более сложную задачу, чем  развитых. Это обусловлено как объективными факторами, в том числе и меньшей надежностью исходных показателей, так и большей зависимостью их развития от проводимой социально-экономической политики.

Оценить влияние большого цикла на экономическую конъюнктуру  в развивающихся странах непросто. Восходящая волна в целом позитивно сказывается на мировом экономическом развитии. Для ряда развивающихся стран, сумевших создать благоприятные условия для привлечения иностранного капитала, возможно ускорение роста и в фазе нисходящей волны. Тогда уменьшаются возможности для выгодного приложения капитала в развитых странах и соответственно увеличивается его экспорт. В фазе нисходящей волны особенно заметно воздействие на экономический рост политического фактора. Это подтверждается сопоставлением показателей развития крупных стран Азии и Латинской Америки за последние два десятилетия XX в. и в первой половине 2000-х годов.

В 1981-2000 гг. среднегодовой  темп прироста ВВП на душу населения  составил в Китае 8, 6%, в Индии - 3, 5, а в Бразилии - 0, 9 и Мексике - 0, 3%. В 2001-2005 гг. разрыв между Азией и Латинской Америкой увеличился. В Китае названный показатель повысился до 8, 9, в Индии - до 6, 4, а в Бразилии - снизился до 0, 3%. В Мексике население росло быстрее, чем ВВП, соответственно ВВП на душу населения снижался со средним темпом 0, 7% в год.

В данном примере наблюдается  обратная зависимость между величиной  ВВП на душу населения и интенсивностью роста данного показателя в условиях нисходящей волны. В фазе восходящей волны ситуация была прямо противоположной. В 1960-е годы, в повышательной фазе большого цикла, среднегодовые темпы прироста ВВП на душу населения в развивающихся странах были тем выше, чем больше было исходное значение среднедушевого дохода.

Информация о работе Развивающиеся страны в мировой экономике